Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов
статья на тему
В статье описывается опыт использования балльно-рейтинговой системы оценивание учебных достижений студентов. Определены цели БРС, ее преимущества и недостатки. К статье прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.16 КБ |
brs_sheveleva.part1_.rar | 3 МБ |
brs_sheveleva.part2_.rar | 3 МБ |
brs_sheveleva.part3_.rar | 124.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения по специальностям среднего профессионального образования (СПО) построен на овладении студентом профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК).
Компетенции — это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств студента. В реализации задачи овладения компетенциями свою положительную роль может сыграть балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Педагоги и психологи считают, что оценка должна отражать не только уровень освоенности компетенций, но и личностные качества студента, а именно: умение планировать свою работу, работать в коллективе и в команде, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной и дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В 2011-2012 учебном году в нашем техникуме была введена балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости, которая несколько изменила привычные представления студентов об учебе. Наверняка всем известна поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело…», потом за 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают.
Не все, конечно, так учатся, но то, что такая практика существует, никто отрицать не будет. И еще: все прекрасно знают, что традиционный сессионный экзамен или зачет – это во многом лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене не повезет. А еще если у преподавателя в день экзамена настроение плохое, то неизбежны жалобы на необъективность, предвзятость и т.п. А все потому, что привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой студента.
Кроме того, студенты особенно первого курса часто обнаруживают недостаток само организованности, и самостоятельности, отсутствие опыта поисковой деятельности и навыков работы с литературой.
В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.
Основными целями введения балльно-рейтинговой системы оценивания являются:
- формирование у студентов мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;
- снижение роли случайностей при сдаче экзаменов, зачетов;
- упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля;
- реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;
- повышение состязательности в учебе для активизации личностного фактора;
- получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам, в том числе и родителям студентов, информации об учебных достижениях студента, группы за любой промежуток времени;
- повышение качества обучения за счёт поэтапной оценки различных видов работ.
Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов сама по себе не нова — это система организации учебного процесса по освоению студентами основной образовательной программы среднего профессионального образования (СПО), при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале (усвоение материала на 100 %), к тому же данная система должна отражать итоговый контроль знаний и посещаемость студентов. В системе среднего профессионального образования посещаемость студентами аудиторных занятий является проблематичным, по причине того, что студенты техникума — это учащиеся, не достигшие совершеннолетия, и преподаватели несут ответственность за отсутствие студента на занятиях. Данное условие должно быть также отражено в контроле знаний по балльно-рейтинговой системе. Проанализировав все составляющие процесса обучения, нами была предложена следующая система оценки знаний, умений, навыков (ЗУН).
Для оценивания личностных качеств студентов (дисциплина, ответственность, инициатива и др.) предусматривается выделение определенного числа баллов (в пределе до 10 % от общего числа). Посещаемость оценивается в 5,5 балла, с учетом 57 часов аудиторной нагрузки — по 0,1 балла за каждую посещенную пару; ведение конспекта – в 3,5 балла
Лабораторно-практические работы оцениваются в 52 балла — по 5 и 2 балла за каждую лабораторную и практическую работу. Лабораторные работы не допускают отсутствие студента, даже по уважительной причине. В случае если студент отсутствовал на занятии по болезни, он обязан сдать лабораторный практикум в течение двух недель, после выхода на учебу. Не случайно большое количество баллов: из 57 часов – 26 часов лабораторно-практических занятий
Контрольные, тестовые работы оцениваются в 21 балл — по 2,5 балла за каждую работу. Включают в себя несколько разделов химии и биологии
Домашняя работа оценивается в 8 баллов — по 1баллу за каждую работу.
Дифференцированный зачет оценивается в 10 баллов.
Студенты, не набравшие установленной минимальной суммы баллов в ходе текущего контроля, могут добирать баллы до промежуточного контроля. Студенты, набравшие 85% и более от суммы баллов за текущий контроль – освобождаются от зачета и «автоматически» получают оценку «5».
Набравшие72% и более — оценку «4», они, при желании могут
отказаться от «автоматической» оценки и сдавать зачет во время сессии.
Студенты, набравшие 51% и более от максимальной суммы получают оценку «3»
Студенты, набравшие меньше 50 баллов по результатам текущего контроля, считаются не аттестованными и имеющими по ним академическую задолженность. Для получения более высокой оценки студенты должны проходить промежуточную аттестацию.
Внедряемая балльно-рейтинговая система предполагает разработку технологической карты дисциплины, где указываются виды обязательных работ и количество баллов, которые могут получить студенты за выполнение каждого задания.
Итоговая оценка заносится в зачетную ведомость и зачетную книжку студента.
Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов в нашем техникуме не отменяет традиционную систему, применяемую при промежуточной и итоговой аттестации (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено, не зачтено), и наряду с последней является одним из компонентов системы управления качеством образования.
Таким образом, введение балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов предполагает проявление следующих положительных моментов:
- Повышение дисциплинированности студентов. Не выполнив вовремя то или иное задание, студент лишается определенного количества баллов.
- Повышение организованности студентов. Студент с самого начала знает «правила игры» и может сам планировать свою работу в течение семестра.
- Повышение ощущения психологического комфорта в процессе обучения. Накопительная система баллов у добросовестного студента снижает волнение, связанное с ожиданием предстоящей итоговой аттестацией.
- Повышение объективности оценки. Преподаватель оценивает все достижения студента по определенным критериям, не сводя их к среднему баллу. Система оценивания открыта для каждого студента.
- Усиление элемента конкуренции среди студентов. Рейтинговая система предоставляет возможность проявить себя, выделиться.
- Активизация работы преподавательского состава. Для каждой дисциплины должен быть составлен весь пакет заданий с указанием баллов и перечислены случаи дополнительного поощрения.
Студенты отмечают следующие преимущества балльно-рейтинговой системы:
- Включение 60 % текущих баллов в итоговую оценку.
- Стимуляция активности студентов на занятиях.
- Улучшение посещаемости занятий.
- Возможность постоянного контроля своих баллов.
К недостаткам балльно-рейтинговой системы можно отнести:
- Эта система создаёт много дополнительной работы для преподавателя. Он должен рассчитать параметры данной системы – сколько баллов даётся за каждое задание и критерии оценки, довести это до сведения студентов, разработать альтернативные формы набора баллов, задания разного уровня сложности в зависимости от того, на какое количество баллов претендует студент, а также больше вести индивидуальной работы со студентами, которые хотят добрать недостающие баллы.
- Неадекватное оценивание способных студентов. Студенты, вынужденные пропускать занятия по разным причинам (участие в мероприятиях, болезнь), не могут в полной мере использовать накопительную систему баллов.
- Система призвана измерять успеваемость студентов на основании их регулярной работы в течение семестра. Полученные данные не будут представлять действительное соотношение сил, если значительная часть студентов не будет работать регулярно. Всегда найдутся некоторые студенты, которые не будут работать в течение семестра, а рейтинговую систему эффективно применять только при готовности студентов работать регулярно.
- Неполноценное овладение учебным материалом студентами. Студенты могут накопить баллы, пропуская некоторые разделы дисциплины. Соответственно это влияет на качество усвоения материала.
В любом случае, использование балльно-рейтинговой системы при организации учебного процесса способствует активизации образовательной деятельности студентов, развитию у них чувства ответственности и самостоятельности, повышает объективность оценки и оказывает положительное влияние на ритмичность работы при овладении ими профессиональными и общими компетенциями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов на уроках математики в СПО.
Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов на уроках математики в СПО....
Система оценивания образовательных достижений:
Система оценивания образовательных достижений:...
Система оценивания образовательных достижений
Контрольно-оценочные средств: теоретические и графические тесты...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений...
Система оценивания образовательных достижений
1. Контрольно- оценочные средства по ОБЖ для оценки освоенных знаний и умений по специальности 23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, по профессии 23.01.03. Автомеханик ...
Контрольно-оценочные средства.Система оценивания образовательных достижений. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"
laquo;Оценка – это правильное кровообращениебез неё неизбежны застои и болезненные явления»Н. ОстровскийФорма итоговой оценки дисциплины ОП.02 «Техническая механика» &nd...
Контрольно- оценивающие средства. Система оценивания образовательных достижений. МДК 03.01 " Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции"
Форма итоговой оценки МДК 03.01 «Технология сложной горячей кулинарной продукции» – экзамен – и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации о...