ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.
методическая разработка на тему
Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в рефлекторных изменениях функционирования организма (работа сердца, легких, органов пищеварения и т.д.) и неосознаваемых изменениях поведения на основе проб и ошибок, человек дополнительно обладает возможностью активной адаптации - сознательного изменения поведения и выбора, смены и создания собственной активностью нужных себе условий. От успеха адаптации зависит успех жизни и деятельность человека в новых условиях. Адаптация тем труднее и тем больше ее значение, чем больше различия между старыми и сменившими их условиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Налчаджян А.А. указывает мнение Ж. Г. Сенокосова, что «сущность адаптации - приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой».
В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Различают следующие два вида адаптации:
-биофизиологическую;
-социально-психологическую.
Биофизиологическая адаптация - приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе.
Социально-психологическая адаптация - это процесс вживания человека в определенный коллектив, включающий его в систему отношений, сложившихся в нем. На социально-психологическом уровне выделяются две составляющие. Это, во-первых, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций, в которых конкретная социальная группа еще не имеет нормативных предписаний о целях и результатах своей деятельности - ни идущих «сверху», со стороны групп более высокого уровня общности, ни лежащих в собственном групповом опыте. Во-вторых, подобные изменения социальной действительности сопровождаются возникновением новых видов социальной деятельности и появлением новых социальных ролей. Это ведет к соответствующим альтернативным проявлениям на уровне «группового сознания» - возникновению специфических, не существовавших ранее групповых норм и одновременной представленности множества различных социальных норм, в том числе и антагонистичных по своему характеру.
Социально-психологическая адаптация - это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией - процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптивностью.
Процесс социально-психологической адаптации тесным образом связан с развитием индивидуальности. Существует факт различия индивидуально-психологических особенностей социальной адаптации в разных сферах бытия человека, она происходит не одновременно и не с одинаковой интенсивностью.
Таким образом, на социально-психологическом уровне процесс социализации протекает в неопределенных социальных ситуациях, многообразии принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм. Личностные проявления ситуации социальной нестабильности приводят к изменениям, связанным с нарушениями временной перспективы, повышенной тревожностью, актуализацией психологических защит, которые могут способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, они создают почву для самооправдания Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующих убеждениям, потребностям и ценностям личности - от несоответствующих.
Главное в адаптации - степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне.
Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности.
К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния.
Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества.
Адаптация студентов к условиям обучения имеет, конечно, свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации могут оказаться люди с совершенно разным уровнем общих и специальных способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности.
Предварительный просмотр:
Практическое занятие № 5
Тема: Определение массовой доли растворенного вещества. Расчет навески для приготовления растворов с различными видами концентраций.
Цели:
Знать:
- основные положения теории электролической диссоциации (ТЭД);
- понятия: «электролит» и «неэлектролит»;
- сущность процесса растворения; определение понятия «раствор»;
- виды растворов и способы выражения концентрации растворов.
Уметь:
- выполнять математический расчет навески вещества для приготовления молярных, нормальных растворов и растворов с определенной процентной концентрацией;
- решать расчетные задачи на нахождение массы вещества в растворе;
- записывать ход приготовления заданного раствора.
I КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Вопросы фронтального опроса:
- Дать определение понятию «раствор».
- Приведите классификацию растворов: а) по агрегатному состоянию; б) исходя из концентрации раствора (с примером на каждый пункт классификации).
- Приведите примеры различных способов выражения концентрации растворов.
- Дайте определения: а) концентрированного раствора;
б) разбавленного раствора;
- Дайте определение понятиям: а) процентная концентрация;
б) молярная концентрация; в) нормальная концентрация
(с примерами на каждое понятие).
- Приведите формулу расчетов: а) массовой доли раствора(ω);
б) массы вещества в растворе с процентной концентрацией (mв-ва)
II ИНСТРУКТАЖ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №5 ПО ТЕМЕ:
Определение массовой доли растворимого вещества. Расчет навески для приготовления молярных, нормальных растворов и растворов с заданной процентной концентрацией.
Теоретическое обоснование к решению задач на определение массовой доли растворимого вещества:
количественно концентрацию растворов можно выражать различными способами:
- процентной концентрации;
- молярной концентрации;
- нормальной концентрации.
а) Процентную концентрацию раствора выражают в процентах растворенного вещества в 100г раствора (весовых частях).
Например: 10%-ный раствор сахара - это означает, что:
В 100г раствора содержится
↙↘
10 весовых частей (сахара) и (100-10)=90 весовых частей воды
Массовая доля вещества в растворе ω(%) показывает, сколько процентов масса растворенного вещества составляет от массы раствора:
ω(%) = m1/m2*100
где m1- масса растворенного вещества; m2-масса раствора.
б) Молярная концентрация растворов выражает число г/моль растворенного вещества в 1л раствора.
Например: 3м раствор (H2SO4) серной кислоты означает, что в1л раствора содержится 3 моль вещества (H2SO4) серной кислоты, т.е. 98*3= 294г.
В 0,3 моль растворе (H2SO4)- в 1л содержится 29,4 (H2SO4) вещества.
в) Нормальные концентрации растворов выражают числом г/эквивалента растворенного вещества, содержащегося в 1л раствора.
Например:
0,1 нормальный водный раствор H2SO4 содержит в 1л раствора 4,9 г кислоты
Мэкв(H2SO4) = ½ М (H2SO4) = ½ 98 = 49 г экв/моль; значит 0,1 н. раствор содержит 4,9 г H2SO4.
III ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №5 ПО ТЕМЕ: Определение массовой доли растворимого вещества. Расчет навески для приготовления молярных, нормальных растворов и растворов с заданной процентной концентрацией.
Вариант 1
Задание №1. Приготовить 200г 15%-го раствора карбоната натрия Na2CO3. Опишите процесс приготовления раствора с помощью химического оборудования.
Задание №2. Приготовить 500 мл 0,1М раствора дихромата калия K2Cr2O7. . Опишите процесс приготовления раствора с помощью химического оборудования.
Задание №3. Приготовить 250 мл 0,1н раствора сульфата калия K2SO4. . Опишите процесс приготовления раствора с помощью химического оборудования.
Вариант 2
Задание №1. Приготовить 250г 15%-го раствора сульфатa меди CuSO4. . Опишите процесс приготовления раствора с помощью химического оборудования.
Задание №2. Приготовить 400 мл 0,1М раствора дихромата калия K2Cr2O7. Опишите процесс приготовления раствора с помощью химического оборудования.
Задание №3. Приготовить 180 мл 0,1н раствора карбоната калия K2СO3. . Опишите процесс приготовления раствора с помощью химического оборудования.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
проверка выполнения контрольных заданий с выставлением оценок в журнал.
Литература:
1.Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. Общая и неорганическая химия, Изд. Феникс, 2015г, – 356с.
2. Бабков А.В., Попков В.А. Общая и неорганическая химия, Учебник, Изд. ГЭОТАР – Медиа, [электронный ресурс], 2014г – 384с.
3. Негребецкий В.В., Белавин И.Ю., Сергеева В.П. Общая и неорганическая химия. Учебник и практикум для СПО, изд. Юрайт, 2016г. – 357с.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум – М.,: Изд. центр «Академия», 2016г.-304 с.
5. Саенко О. Е. Химия для колледжей. Учебник. – Изд.4-е/, Феникс, 2012 г. – 282 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...
Особенности социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в системе воспитательного пространства СПб ГБ ПОУ «Невский колледж им. А.Г. Неболсина»
Из опыта работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ и инвалидами...
Адаптационные умения как одно из условий успешного обучения обучаемых
По утверждениям философов, сущность адаптации – это согласование притязаний человека с его возможностями и с реальностью среды. Под притязаниями можно понимать то, к чему стремиться человек, т.е...
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и н...
Педагогические условия успешности обучения студентов медицинских вузов на кафедре фармакологии
Педагогические условия успешности обучения студентов медицинских вузов на кафедре фармакологии...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
В статье рассматриваются вопросы необходимости профессионального саморазвития....