Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
статья

Шувалова Наталья Александровна

 

 

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь студенту хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность.Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь студенту хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha_na_sayt.docx16.96 КБ
Файл situatsiya_uspeha_na_sayt.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь студенту хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, обучающийся и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.

Что следует понимать под ситуацией успеха?

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.

Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий обучающемуся справиться с поставленной перед ними задачей.

Определим технологические операции создания ситуаций успеха:

​ снятие страха;

​ авансирование успешного результата;

​ персональная исключительность;

​ внесение мотива;

​ скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;

​ мобилизация активности или педагогическое внушение;

​ высокая оценка детали.

1.​ Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами:

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2.​ Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ему поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе:

«У вас обязательно получиться».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3.​ Избежать поражения помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается это путем намека или пожелания:

«Возможно, лучше всего начать с…..».

«Выполняя работу, не забудьте о…..».

4.​ Педагогу следует показывать ученику ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.

5.​ Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ученика в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе я и могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны педагога помогают обучающемуся поверить в свою исключительность и незаменимость.

6.​ Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

7.​ Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи обучающегося:

«Тебе особенно удалось это объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…». 

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.

Создание ситуации успеха – это деятельность педагога, которая строится на основе системы методов.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

​  Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.

​ Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

​ Своевременно отмечать успехи и достижения обучающихся во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

​ Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.

​ Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Успех является источником внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Обучающийся испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы

1.​ Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.

2.​ Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

3.​ Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.

4.​ Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

5.​ Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.



Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь студенту хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, обучающийся и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.

Что следует понимать под ситуацией успеха?

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.

Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий обучающемуся справиться с поставленной перед ними задачей.

Определим технологические операции создания ситуаций успеха:

​ снятие страха;

​ авансирование успешного результата;

​ персональная исключительность;

​ внесение мотива;

​ скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;

​ мобилизация активности или педагогическое внушение;

​ высокая оценка детали.

1.​ Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами:

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2.​ Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ему поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе:

«У вас обязательно получиться».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3.​ Избежать поражения помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается это путем намека или пожелания:

«Возможно, лучше всего начать с…..».

«Выполняя работу, не забудьте о…..».

4.​ Педагогу следует показывать ученику ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.

5.​ Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ученика в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе я и могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны педагога помогают обучающемуся поверить в свою исключительность и незаменимость.

6.​ Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

7.​ Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи обучающегося:

«Тебе особенно удалось это объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…». 

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.

Создание ситуации успеха – это деятельность педагога, которая строится на основе системы методов.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

​  Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.

​ Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

​ Своевременно отмечать успехи и достижения обучающихся во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

​ Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.

​ Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Успех является источником внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Обучающийся испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы

1.​ Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.

2.​ Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

3.​ Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.

4.​ Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

5.​ Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.

Выдающиеся педагоги  считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...

Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...

Доклад "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях в Цирковой студии"

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Ситуация — это сочетание условий, которые...

мастер-класс: «Создание ситуации успеха учащимся на уроках истории».

Цель мастер-класс обрести  союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...