Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
статья
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь студенту хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность.Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь студенту хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsiya_uspeha_na_sayt.docx | 16.96 КБ |
situatsiya_uspeha_na_sayt.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь студенту хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, обучающийся и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.
Что следует понимать под ситуацией успеха?
Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.
Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.
В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий обучающемуся справиться с поставленной перед ними задачей.
Определим технологические операции создания ситуаций успеха:
∙ снятие страха;
∙ авансирование успешного результата;
∙ персональная исключительность;
∙ внесение мотива;
∙ скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;
∙ мобилизация активности или педагогическое внушение;
∙ высокая оценка детали.
1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами:
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
2. Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ему поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе:
«У вас обязательно получиться».
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
3. Избежать поражения помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается это путем намека или пожелания:
«Возможно, лучше всего начать с…..».
«Выполняя работу, не забудьте о…..».
4. Педагогу следует показывать ученику ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.
5. Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ученика в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами:
«Только ты и мог бы…».
«Только тебе я и могу доверить…».
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
Такие слова со стороны педагога помогают обучающемуся поверить в свою исключительность и незаменимость.
6. Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:
«Нам уже не терпится начать работу…».
«Так хочется поскорее увидеть…».
7. Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи обучающегося:
«Тебе особенно удалось это объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.
Создание ситуации успеха – это деятельность педагога, которая строится на основе системы методов.
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха
∙ Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.
∙ Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
∙ Своевременно отмечать успехи и достижения обучающихся во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
∙ Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
∙ Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Успех является источником внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Обучающийся испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.
4. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
5. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.
Предварительный просмотр:
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь студенту хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, обучающийся и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.
Что следует понимать под ситуацией успеха?
Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.
Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.
В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий обучающемуся справиться с поставленной перед ними задачей.
Определим технологические операции создания ситуаций успеха:
∙ снятие страха;
∙ авансирование успешного результата;
∙ персональная исключительность;
∙ внесение мотива;
∙ скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;
∙ мобилизация активности или педагогическое внушение;
∙ высокая оценка детали.
1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами:
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
2. Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ему поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе:
«У вас обязательно получиться».
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
3. Избежать поражения помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается это путем намека или пожелания:
«Возможно, лучше всего начать с…..».
«Выполняя работу, не забудьте о…..».
4. Педагогу следует показывать ученику ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.
5. Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ученика в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами:
«Только ты и мог бы…».
«Только тебе я и могу доверить…».
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
Такие слова со стороны педагога помогают обучающемуся поверить в свою исключительность и незаменимость.
6. Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:
«Нам уже не терпится начать работу…».
«Так хочется поскорее увидеть…».
7. Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи обучающегося:
«Тебе особенно удалось это объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.
Создание ситуации успеха – это деятельность педагога, которая строится на основе системы методов.
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха
∙ Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.
∙ Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
∙ Своевременно отмечать успехи и достижения обучающихся во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
∙ Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
∙ Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Успех является источником внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Обучающийся испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.
4. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
5. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание ситуаций успеха для несовершеннолетних в реабилитационном процессе» - практические рекомендации
Публикация материала для выступления методическом часе...
Условия создания ситуации успеха в учебной деятельности
Методическая работа...
Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.
Выдающиеся педагоги считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...
Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...
Доклад "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях в Цирковой студии"
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Ситуация — это сочетание условий, которые...
мастер-класс: «Создание ситуации успеха учащимся на уроках истории».
Цель мастер-класс обрести союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...