Тренинг решения учебных проблем
план-конспект занятия на тему
Краткое описание тренинга для студентов первого курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_resheniya_uchebnyh_problem.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Лобашева Е. В.
Тренинг решения учебных проблем
для студентов 1 курса Некрасовского педагогического колледжа № 1.
Цель: создание условий для развития умения анализировать и решать учебные проблемы.
Задачи:
- Создание доверительной, эмоционально позитивной ситуации.
- Обучение конкретным социальным навыкам, значимым для успешного решения учебных проблем.
- Осуществление само и взаимоанализа учебных проблем.
- Поиск и осознание возможных путей решения возникающих проблем.
Время проведения: 1,5 часа.
Оборудование:
1. Бумага формата А4 – 25 листов
2. Цветные карандаши
3. Бумага для записи
4. Раздаточный материал «Где ты сейчас?»
5. Наглядное пособие с шагами решения проблемы
6. Анкеты для участников занятия – 25 штук.
1. Разминка. «Ассоциации».
Инструкция: подумайте, если бы были животным, то каким? Теперь у вас есть немного времени, чтобы найти тех, которые ассоциируют себя с таким же животным, как и вы сами. Найдите людей похожих на Вас.
Ассоциации:
- если бы я могла оказать в любой сказке, то какую бы я выбрала?
- если бы я была цветом, то каким?
- если бы могла поехать на каникулы в любую страну, то в какую?
Обсуждение: Что чувствовали, когда находили людей похожих на Вас? Что чувствовали, когда не находили?
Резюме: я – индивидуален, но все-таки мы чем-то похожи. Чувство похожести объединяет людей, делает их группой (феномен сходства).
2. Упражнение «Я и мой мир вокруг меня».
Цель: осознание значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром. Выявление положительных и отрицательных связей.
Инструкция: на листе бумаги нарисуй все, что тебя окружает в жизни, с кем и чем вам приходится сталкиваться. Середину оставьте пустой. Нарисовали. Теперь в центре нарисуйте себя. Отметьте на своем рисунке знаком «+» положительные связи ( то, с чем вам приятно взаимодействовать, не вызывает проблем), «-» - отрицательные связи ( то, с чем тебе неприятно взаимодействовать, создает проблемы).
Обсуждение:
- Что из нарисованного для тебя наиболее важно? Почему?
- Можете ли вы прожить без сторон жизни, которые имеют для вас отрицательную связь? Почему?
- Как помогают вам положительные связи в вашем окружении?
3. «Путешествие во времени».
Цель: осознание жизненных целей, наличия или отсутствия жизненного плана – в аспекте количества событий и их качества.
Проводится по кругу. Ведущий дает задание: сейчас вы подумаете и представите свою жизнь через 2 года. Чем вы будете заниматься, какие новые события с вами произойдут, что вы планируете на этот этап своей жизни? Теперь передавайте мячик по кругу, и тот, у кого в руках мяч, отвечает на этот вопрос. По завершении круга я скажу новый срок для изменений, дам 30 секунд подумать и снова пущу мяч.
Итак, планируем свою жизнь:
Что будет через 4 года?
Что будет через 10 лет?
Что будет через 35 лет?
Обсуждение:
- Какие события было сложно планировать? Почему?
- Что может помешать реализоваться вашим планам? От кого это зависит в большей степени?
- Что может быть полезного в планировании своего будущего?
4. Разрешение проблемных ситуаций.
Цель: знакомство с алгоритмом решения проблем.
Инструкция: каждая команда выбирает сложную ситуацию, которая требует решения. Готовит представление (презентацию) этой проблемы для других участников (записать на доске):
- 3 факта, которые доказывают, что эта проблема существует
- как проблемная ситуация влияет на вашу сегодняшнюю жизнь
- как бы вам хотелось, чтобы она разрешилась?
Каждая группа представляет (соблюдение регламента – 2 минуты на группу, следить за строгим соблюдением плана представления).
Ведущий рассказывает алгоритм решения проблемы:
Шаг 1: определение и формулирование проблемы.
Проблемы в жизни – это неизбежное явление, они есть у всех, большинство людей их решает. Существуют эффективные способы решения проблем.
Определить, в чем конкретно состоит проблема, чем именно она угрожает, каковы могут быть негативные ее последствия. Каков желательный исход?
Это мы с вами уже практически выполнили.
Шаг 2: Поиск различных вариантов решения проблемы.
На этом этапе важно сформулировать как можно больше вариантов решения этой проблемы. Не отбрасывайте сначала ни одного, даже самого абсурдного и нереалистичного способа решения. Подумайте, кто вам может в этом помочь? Какие возможности у вас есть?
Шаг 3: Принятие решения.
Выберите из всех рассмотренных одно, которое даст наибольший эффект, т. е. как можно более долговременный, удовлетворяющий вас и окружающих. Можно делать выбор на анализе предполагаемых последствий, т. е. выбрать наиболее желаемые.
Шаг 4: Выполнение решения и проверка. Ответьте себе на вопрос: эффективно ли то, что вы предприняли?
Инструкция: в группах продумать каждый шаг, представить решение проблемы по предложенному плану.
5. Самостоятельная жизнь
Цель: осознание своей жизненной перспективы и необходимых для этого умений.
Группы делятся на две-три подгруппы в зависимости от количества человек. Ситуация: завтра вы выпускаетесь из колледжа с теми знаниями, которые успели получить. Не рассчитывая на помощь со стороны. Составьте два списка: в одном – закончите предложения «мне будет легко в этом мире, потому что я могу…».
Вторая часть: «потребительская корзина». Мы пришли в универмаг, где выдаются и продаются разные умения, знания и навыки. Составьте на подгруппу один список того, что вам необходимо взять в этом магазине, чтобы чувствовать себя благополучно и уверенно.
Обсуждение:
- где вы можете приобрести недостающие знания и умения?
Резюме: чтобы быть успешным, необходимо самому знать то, на что способен. Такое знание себя помогает правильно подойти к собственному развитию и совершенствованию.
6. Завершение дня.
Выбрать изображение человечка на дереве. «Где ты сейчас???»
Заполнение анкеты:
Оцените, пожалуйста, нашу работу от 0 до 10 баллов:
- Эмоциональный комфорт на занятии____________
- Острота поднятых вопросов _______________
- Важность представленного материала для Вашего дальнейшего развития_______
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы и методы решения социальных проблем детей с ОВЗ
Многие дети с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде сталкиваются с проблемами....
Экономическое решение экологических проблем
Конфликт между человеком и природой, существовавший на всем протяжении развития человечества, приобрел в наше время универсальный характер и определил характер экономико-экологической проблемы: эконом...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тезисы к выступлению на I Тульском открытом чемпионате экологических знаний, инициатив, проектов "Экология будущего в целях устройчивого развития региона"...
Статья "Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте"
Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их ...
Конспект занятия по экологии "Способы решения экологических проблем".
Конспект для проведения занятия по экологии со студентами СПО....
Проблема безопасности на автотранспорте, связанная с иллюзиями и галлюцинациями. Пути решения этих проблем.
В данной статье рассмотрены основные случаи возникновения галлюцинаций и иллюзий возникающие у водителя. Причины возникновения и пути решения этих проблем....
План урока «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».
План урока по теме «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».Дисциплина: Экологические основы природопользованияГруппа: ТТОП-21Специальность: 19...