Тренинг решения учебных проблем
план-конспект занятия на тему

Краткое описание тренинга для студентов первого курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_resheniya_uchebnyh_problem.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Лобашева Е. В.

Тренинг решения учебных проблем

для студентов 1 курса Некрасовского педагогического колледжа № 1.

Цель: создание условий для развития умения анализировать и решать учебные проблемы.

Задачи:

  1. Создание доверительной, эмоционально позитивной ситуации.
  2. Обучение конкретным социальным навыкам, значимым для успешного решения учебных проблем.
  3. Осуществление само и взаимоанализа учебных проблем.
  4. Поиск и осознание возможных путей решения возникающих проблем.

Время проведения: 1,5 часа.

Оборудование:

1. Бумага формата А4 – 25 листов

2. Цветные карандаши

3. Бумага для записи

4. Раздаточный материал «Где ты сейчас?»

5. Наглядное пособие с шагами решения проблемы

6. Анкеты для участников занятия – 25 штук.

1. Разминка. «Ассоциации».

Инструкция: подумайте, если бы были животным, то каким? Теперь у вас есть немного времени, чтобы найти тех, которые ассоциируют себя с таким же животным, как и вы сами. Найдите людей похожих на Вас.

Ассоциации:

- если бы я могла оказать в любой сказке, то какую бы я выбрала?

- если бы я была цветом, то каким?

- если бы могла поехать на каникулы в любую страну, то в какую?

Обсуждение: Что чувствовали, когда находили людей похожих на Вас? Что чувствовали, когда не находили?

Резюме: я – индивидуален, но все-таки мы чем-то похожи. Чувство похожести объединяет людей, делает их группой (феномен сходства).

2. Упражнение «Я и мой мир вокруг меня».

Цель: осознание значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром. Выявление положительных и отрицательных связей.

Инструкция: на листе бумаги нарисуй все, что тебя окружает в жизни, с кем и чем вам приходится сталкиваться. Середину оставьте пустой. Нарисовали. Теперь в центре нарисуйте себя. Отметьте на своем рисунке знаком «+» положительные связи ( то, с чем вам приятно взаимодействовать, не вызывает проблем), «-» - отрицательные связи ( то, с чем тебе неприятно взаимодействовать, создает проблемы).

Обсуждение:

- Что из нарисованного для тебя наиболее важно? Почему?

- Можете ли вы прожить без сторон жизни, которые имеют для вас отрицательную связь? Почему?

- Как помогают вам положительные связи в вашем окружении?

 3. «Путешествие во времени».  

Цель:  осознание жизненных целей, наличия или отсутствия жизненного плана – в аспекте количества событий и их качества.

Проводится по кругу.  Ведущий дает задание: сейчас вы подумаете и представите свою жизнь через 2 года. Чем вы будете заниматься, какие новые события с вами произойдут, что вы планируете на этот этап своей жизни? Теперь передавайте мячик по кругу, и тот, у кого в руках мяч, отвечает на этот вопрос. По завершении круга я скажу новый срок для изменений, дам 30 секунд подумать и снова пущу мяч.

Итак, планируем свою жизнь:

Что будет через 4 года?

Что будет через 10 лет?

Что будет через 35 лет?

Обсуждение:

- Какие события было сложно планировать? Почему?  

- Что может помешать реализоваться вашим планам? От кого это зависит в большей степени?

- Что может быть полезного в планировании своего будущего?

4. Разрешение проблемных ситуаций.

Цель: знакомство с алгоритмом решения проблем.

Инструкция: каждая команда выбирает сложную ситуацию, которая требует решения. Готовит представление (презентацию) этой проблемы для других участников (записать на доске):

- 3 факта, которые доказывают, что эта проблема существует

-  как проблемная ситуация влияет на вашу сегодняшнюю жизнь

-  как бы вам хотелось, чтобы она разрешилась?

Каждая группа представляет (соблюдение регламента – 2 минуты на группу, следить за строгим соблюдением плана представления).

Ведущий рассказывает алгоритм решения проблемы:

Шаг 1: определение и формулирование проблемы.

Проблемы в жизни – это неизбежное явление, они есть у всех, большинство людей их решает. Существуют эффективные способы решения проблем.

Определить, в чем конкретно состоит проблема, чем именно она угрожает, каковы могут быть негативные ее последствия. Каков желательный исход?

Это мы с вами уже практически выполнили.

Шаг 2: Поиск различных вариантов решения проблемы.  

На этом этапе важно сформулировать как можно больше вариантов решения этой проблемы. Не отбрасывайте сначала ни одного, даже самого абсурдного и нереалистичного способа решения. Подумайте, кто вам может в этом помочь? Какие возможности у вас есть?

Шаг 3: Принятие решения.

Выберите из всех рассмотренных одно, которое даст наибольший эффект, т. е. как можно более долговременный, удовлетворяющий вас и окружающих. Можно делать выбор на анализе предполагаемых последствий, т. е. выбрать наиболее желаемые.

Шаг 4: Выполнение решения и проверка. Ответьте  себе на вопрос: эффективно ли то, что вы предприняли?

Инструкция: в группах продумать каждый шаг, представить решение проблемы по предложенному плану.

  5. Самостоятельная жизнь

Цель: осознание своей жизненной перспективы и необходимых для этого умений.

 Группы делятся на две-три подгруппы в зависимости от количества человек. Ситуация: завтра вы выпускаетесь из колледжа с теми знаниями, которые успели получить. Не рассчитывая на помощь со стороны. Составьте  два списка: в одном – закончите  предложения «мне будет легко в этом мире, потому что я могу…».

Вторая часть: «потребительская корзина». Мы пришли в универмаг, где выдаются и продаются разные умения, знания и навыки. Составьте на подгруппу один список того,  что вам необходимо взять в этом магазине, чтобы чувствовать себя благополучно и уверенно.

     Обсуждение:

- где вы можете приобрести недостающие знания  и умения?

     Резюме:  чтобы быть успешным, необходимо самому знать то, на что способен. Такое знание себя помогает правильно подойти к собственному развитию и совершенствованию.

6. Завершение дня.

Выбрать изображение человечка на дереве. «Где ты сейчас???»

Заполнение анкеты:

Оцените, пожалуйста, нашу работу от 0 до 10 баллов:

  1. Эмоциональный комфорт на занятии____________
  2. Острота поднятых  вопросов _______________
  3. Важность представленного материала для Вашего дальнейшего развития_______

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы и методы решения социальных проблем детей с ОВЗ

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде сталкиваются с проблемами....

Экономическое решение экологических проблем

Конфликт между человеком и природой, существовавший на всем протяжении развития человечества, приобрел в наше время универсальный характер и определил характер экономико-экологической проблемы: эконом...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тезисы к выступлению на  I Тульском открытом чемпионате экологических знаний, инициатив, проектов "Экология будущего в целях устройчивого развития региона"...

Статья "Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте"

Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их ...

Конспект занятия по экологии "Способы решения экологических проблем".

Конспект для проведения занятия по экологии со студентами СПО....

Проблема безопасности на автотранспорте, связанная с иллюзиями и галлюцинациями. Пути решения этих проблем.

В данной статье рассмотрены основные случаи возникновения галлюцинаций и иллюзий возникающие у водителя. Причины возникновения и пути решения этих проблем....

План урока «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».

План урока  по теме «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».Дисциплина: Экологические основы природопользованияГруппа: ТТОП-21Специальность: 19...