Конспект занятия по экологии "Способы решения экологических проблем".
план-конспект занятия

Мурлычева Ирина Никифоровна

Конспект для проведения занятия по экологии со студентами СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по экологии

для студентов СПО

на тему «Способы решения экологических проблем».

Разработала: Мурлычева И.Н.

Преподаватель экологии ГБПОУ КХМТ

                                    г.Каменск-Шахтинский

2020


Тема : «Способы решения экологических проблем».

Тип урока : комбинированный.

Продолжительность: 2 часа (пара).

Цели: 

Образовательная: продолжить формирование знаний о биосфере, как самой большой экосистеме; познакомить с причинами, признаками, последствиями и со способами решения глобальных экологических проблем; познакомить с понятием «устойчивое развитие».

Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе; гордость за свою страну, участницу международных совещаний по решению экологических проблем.

Развивающая: развивать умения и навыки работы с текстом, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развитие монологической речи, умение работы в группе.

Задачи:

  1. Создать настрой обучающихся на реализацию цели урока.
  2. Определить рабочие группы. Организовать обсуждение в группах, выступление от каждой группы и фиксацию основных выводов на доске.
  3.  Организовать выполнение практической работы, обеспечить раздаточным материалом (на каждую парту).
  4. Объяснить обучающимся в доступной форме понятие «устойчивое развитие».
  5. Закрепить полученные знания (по вопросам).
  6. Объяснить  домашнее задание.
  7. Подвести итоги урока. Рефлексия.

Оборудование:  таблицы (раздаточный материал). Презентация.

План урока:

  1. Оргмомент. 3-5 с.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа в группах «Необитаемый остров».
  4. Практическая работа «Способы решения экологических проблем».
  5. Изучение темы: «Концепция устойчивого развития».
  6. Вопросы для закрепления
  7. Домашнее задание
  8. Подведение итогов.

Ход урока

  1. Оргмомент. Актуализация знаний:

-Можно ли решить экологическую проблему на уровне региона, города? (да, если это проблемы соответствующего масштаба)

- Приведите примеры экологические проблемы различного масштаба (локальные, региональные, глобальные).

Чтобы лучше разобраться в причинах экологических проблем, я предлагаю всем вам отправиться на необитаемый остров.

II. Работа в группа «Необитаемый остров».

1.Обсуждение плана действий современных людей в условиях «Природы №1».

2. Представление выработанных в группах планов.

3. Выводы:

  • современные люди постараются преобразовать среду таким образом, чтобы приблизить условия обитания к комфортным;
  • последовательность действий будет аналогична действиям людей,  рассматриваемых в историческом плане: по принципам «возьми от природы все», «ресурсы неисчерпаемы», «человек-царь природы»:
  • человек не задумывается о причиняемом вреде природе, пока удовлетворяет физиологические потребности  и  потребности  безопасности.

III. Практическая работа.

  1. Заполнение таблицы «Способы решения экологических проблем», работа с тестом (Приложение№1). Работа индивидуальная, в тетрадях.
  2. Выводы по работе.

  - Какие же меры необходимы для решения глобальных экологических проблем?

  • Перейти от потребительского подхода к природе к поиску гармонии с нею, т.е. заниматься мерами по экологизации производства: внедрение природосберегающих технологий, создание безотходных предприятий замкнутого цикла, обязательная экологическая экспертиза новых проектов.
  • Разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов.

- Может ли одна страна решить глобальную проблему? (нет, это масштабы всей планеты)

IV. Изучение темы: «Концепция устойчивого развития».

Преподаватель рассказывает, обучающиеся кратко конспектируют.

  1. Почему не можем договориться? (причина - разный уровень развития стран).
  2. 1972 год. Стокгольм.  Конференция ООН. В мире существуют противоречия во взглядах: одни хотели экологизации, проведения работ по очищению планеты, другие- экономического развития, преодоления бедности.
  3. 1983год. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). Возникло понимание необходимости объединения направления развития обеих групп государств: только в процессе экологизации и преодоления отсталости становится возможным выход из кризисной ситуации. В результате родилось понятие «устойчивое развитие», которое было отражено в докладе «Наше общее будущее».
  4. 1992 год. Рио-де-Жанейро. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Принята Концепция устойчивого развития (курс на экологизацию). Основные принципы:
  • Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;
  • Упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.
  1. 1996 год. «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» была утверждена Указом Президента РФ. В 1997 году на заседании правительства одобрена «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации».
  2. Основные направления перехода России к устойчивому развитию.

V.     Вопросы для закрепления

  • Назовите глобальные экологические проблемы.
  • Каковы причины возникновения глобальных экологических проблем.
  • Каковы основные меры по устранению этих проблем.
  • Как международное сообщество пытается решить глобальные экологические проблемы.
  • Участие России в решении глобальных экологических проблем.

        V.  Домашнее задание

1. Прочитать текст учебника, стр18-27.

2. Подготовить сообщение на одну из тем:

    1. Экологические проблемы г.Каменск-Шахтинского.

    2. Экологические проблемы промышленных городов.

     3.Экологические проблемы Ростовской области..

     4.  Мой вклад в решение экологических проблем.

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Собрать тетради на проверку.

Рефлексия.

Список использованной литературы.

  1. Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФА- М.- Профессиональное образование.
  2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. Учебник из Федерального компонента для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М,: АО МДС.
  3. Криксунов Е. А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. – М.: Дрофа.
  4. Константинов В. М. Экологические основы природопользования : учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования /  В. М. Константинов, Ю. Б. Челиде. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

                                                                                       Приложение №1

Практическая работа.

Тема: «Способы решения экологических проблем».

Задание: Используя текст, заполните таблицу.

Текст:

1. Загрязнение атмосферы. Ежедневно среднестатистический человек вдыхает порядка 20 000 литров воздуха, содержащего, помимо жизненно важного кислорода, целый перечень вредных взвешенных частиц и газов.

Причины экологической проблемы

С химической промышленностью дела обстоят не лучшим образом. Заводы выбрасывают такие вредные вещества, как пыль, мазутная зола, различные химические соединения, окислы азота и многое другое. Замеры воздуха показали катастрофическое положение атмосферного слоя, загрязненный воздух становится причиной многих хронических заболеваний.

Загрязнение атмосферы – экологическая проблема, не понаслышке знакомая жителям абсолютно всех уголков земли. Особенно остро её ощущают представители городов, в которых функционируют предприятия чёрной и цветной металлургии, энергетики, химической, нефтехимической, строительной и целлюлозно-бумажной промышленности.

В некоторых городах атмосферу также сильно отравляют автотранспорт и котельные. Всё это примеры антропогенного загрязнения воздуха.

Что же касается естественных источников химических элементов, загрязняющих атмосферу, то к ним относятся лесные пожары, извержения вулканов, ветровые эрозии (развеивание почв и частиц горных пород), распространение пыльцы, испарения органических соединений и естественная радиация.

Последствия загрязнения атмосферы

Атмосферное загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье человека, способствуя развитию сердечных и лёгочных заболеваний (в частности, бронхита). Кроме того, такие загрязнители атмосферы как озон, оксиды азота и диоксид серы разрушают естественные экосистемы, уничтожая растения и вызывая смерть живых существ (в частности, речной рыбы).

Решение экологической проблемы: сокращение объёмов использования энергии; повышение энергоэффективности; уменьшение отходов; переход на экологически чистые возобновляемые источники энергии; очистка воздуха на особо загрязнённых территориях.

2. Истощение озонового слоя

Озоновый слой – тонкая полоска стратосферы, защищающая всё живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца.

Причины экологической проблемы

Ещё в 1970-х гг. экологи обнаружили, что озоновый слой разрушается под воздействием хлорфторметанами (фреонами). Эти химические вещества входят в состав охлаждающих жидкостей холодильников и кондиционеров, а также растворителей, аэрозолей/спреев и огнетушителей. В меньшей степени истончению озонового слоя способствуют и другие антропогенные воздействия: запуск космических ракет, полёты реактивных самолётов в высоких слоях атмосферы, испытания ядерного оружия, сокращение лесных угодий планеты.

Последствия разрушения озонового слоя.  В результате разрушения озонового слоя ультрафиолетовое излучение беспрепятственно проходит через атмосферу и достигает поверхности земли. Воздействие прямых УФ-лучей пагубно сказывается на здоровье людей, ослабляя иммунную систему и вызывая такие заболевания как рак кожи и катаракта.

3.  Глобальное потепление

Подобно стеклянным стенам парника, углекислый газ, метан, окись азота и водяной пар позволяют солнцу нагревать нашу планету и одновременно препятствуют выходу в космос отражающегося от поверхности земли инфракрасного излучения. Все эти газы ответственны за поддержание температуры, приемлемой для жизни на земле. Однако повышение концентрации углекислого газа, метана, оксида азота и водяного пара в атмосфере – это очередная мировая экологическая проблема, именуемая глобальным потеплением (или парниковым эффектом).

Причины глобального потепления

В течение XX века средняя температура на земле выросла на 0,5 – 1 ?C. Главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере вследствие увеличения объёмов сжигаемого людьми ископаемого топлива (уголь, нефть и их производные). Однако не все экологи возлагают ответственность за повышение среднегодовых температур целиком на антропогенную деятельность.

Последствия парникового эффекта. Если температура в течение XXI века увеличится ещё на 1 C – 3,5 C, как прогнозируют учёные, последствия будут весьма печальными:

поднимется уровень мирового океана (вследствие таяния полярных льдов), возрастёт количество засух и усилится процесс опустынивания земель,

исчезнут многие виды растений и животных, приспособленные к существованию в узком диапазоне температур и влажности,

участятся ураганы.

Решение экологической проблемы

Замедлить процесс глобального потепления, по словам экологов, помогут следующие меры: замена ископаемого топлива экологически чистым (солнечная энергия, энергия ветра и морских течений),

развитие энергосберегающих и безотходных технологий, налогообложение выбросов в окружающую среду, минимизация потерь метана во время его добычи, транспортировки по трубопроводам, распределения в городах и сёлах и применения на станциях теплоснабжения и электростанциях, внедрение технологий поглощения и связывания углекислого газа, посадка деревьев, экологическое просвещение.

4. Кислотные дожди

Кислотные дожди, содержащие продукты сжигания топлива, также представляют опасность для окружающей среды, здоровья человека и даже для целостности памятников архитектуры.

Причины кислотных дождей.

Диоксид серы образуется при сгорании угля и некоторых видов нефти, содержащих серу. Во влажном воздухе оксид серы окисляется и, соединяясь с водой, образует сернистую кислоту.

Последствия кислотных дождей

Выпадая с дождем на землю, она разъедает металлы, краски, камни. Происходит преждевременный износ мостов, зданий, порча памятников.  Содержащиеся в загрязнённых осадках и тумане раствор сернистой кислоты загрязняют почву и водоёмы, пагубно воздействуют на растительность, вызывая высушивание лиственных деревьев и угнетая хвойные. Из-за кислотных дождей падает урожайность сельскохозяйственных культур,люди  загрязненную воду.

Решение экологической проблемы: необходимо минимизировать выбросы окислов серы в атмосферу.

5. Загрязнение почвы

Ежегодно люди загрязняют окружающую среду 85 млрд. тоннами отходов. Среди них твёрдые и жидкие отходы промышленных предприятий и транспорта, с/х отходы (в том числе ядохимикаты), бытовой мусор и атмосферные выпадения вредных веществ.

Главную роль в загрязнении почвы играют такие компоненты техногенных отходов как тяжёлые металлы (свинец, ртуть, кадмий, мышьяк, таллий, висмут, олово, ванадий, сурьма), пестициды и нефтепродукты. Из почвы они проникают в растения и воду, даже родниковую. По цепочке токсичные металлы попадают в организм человека и не всегда быстро и полностью из него выводятся. Часть из них имеет свойство накапливаться в течение долгих лет, провоцируя развитие тяжёлых заболеваний.

6. Загрязнение воды

Загрязнение мирового океана, подземных и поверхностных вод суши – глобальная экологическая проблема, ответственность за которую целиком и полностью лежит на человеке.

Причины экологической проблемы

Главными загрязнителями гидросферы на сегодняшний день являются нефть и нефтепродукты. В воды мирового океана эти вещества проникают в результате крушения танкеров и регулярных сбросов сточных вод промышленными предприятиями.

Помимо антропогенных нефтепродуктов, индустриальные и бытовые объекты загрязняют гидросферу тяжёлыми металлами и сложными органическими соединениями. Лидерами по отравлению вод мирового океана минеральными веществами и биогенными элементами признаются сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Не обходит стороной гидросферу и такая глобальная экологическая проблема как радиоактивное загрязнение. Предпосылкой её формирования послужило захоронение в водах мирового океана радиоактивных отходов. Многие державы, обладающие развитой атомной промышленностью и атомным флотом, с 49 по 70-й годы XX века целенаправленно складировали в моря и океаны вредные радиоактивные вещества. В местах захоронения радиоактивных контейнеров нередко и сегодня зашкаливает уровень цезия. Но «подводные полигоны» не единственный радиоактивный источник загрязнения гидросферы. Воды морей иокеанов обогащаются радиацией и в результате подводных и надводных ядерных взрывов.

Последствия загрязнения воды

Нефтяное загрязнение гидросферы приводит к разрушению естественной среды обитания сотен представителей океанической флоры и фауны, гибели планктона, морских птиц и млекопитающих. Для здоровья человека отравление вод мирового океана также представляет серьёзную опасность: «заражённая» радиацией рыба и прочие морепродукты могут запросто попасть к нему на стол.

Заполните таблицу:

Глобальные экологические проблемы современного мира

Название  проблемы

Причины возникновения

Последствия загрязнения

Пути решения

Загрязнение атмосферы

Истощение озонового слоя

Глобальное потепление

Кислотные дожди

Загрязнение почвы

Загрязнение воды



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы и методы решения социальных проблем детей с ОВЗ

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде сталкиваются с проблемами....

Тренинг решения учебных проблем

Краткое описание тренинга для студентов первого курса....

Экономическое решение экологических проблем

Конфликт между человеком и природой, существовавший на всем протяжении развития человечества, приобрел в наше время универсальный характер и определил характер экономико-экологической проблемы: эконом...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тезисы к выступлению на  I Тульском открытом чемпионате экологических знаний, инициатив, проектов "Экология будущего в целях устройчивого развития региона"...

Статья "Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте"

Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их ...

Проблема безопасности на автотранспорте, связанная с иллюзиями и галлюцинациями. Пути решения этих проблем.

В данной статье рассмотрены основные случаи возникновения галлюцинаций и иллюзий возникающие у водителя. Причины возникновения и пути решения этих проблем....

План урока «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».

План урока  по теме «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».Дисциплина: Экологические основы природопользованияГруппа: ТТОП-21Специальность: 19...