План урока «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».
план-конспект урока
План урока по теме «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Группа: ТТОП-21
Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебного материала: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_ekolog_sposby_reshenie_problem.doc | 627.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Тема: «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Группа: ТТОП-21
Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебного материала: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Цель:
Обучающая: сформировать у учащихся представление о концепции устойчивого развития основные условия устойчивого развития , социально-экономические предпосылки возникновения концепции, ключевые понятия устойчивого развития.
Развивающая: Способствовать развитию общеучебных навыков (проводить сравнение, сопоставлять информацию, вычленять главное), профессионально-важных качеств (принимать решения, находить информацию в различных источниках)
Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости её охраны.
Межпредметная связь:
Биология, География, ОБЖ
Перечень литературы:
1. Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования: учебник [Электронный ресурс] — Москва : КноРус, 2021. — 194 с. — ISBN 978-5-406-05154-2. — URL:https://book.ru/book/936972 — Текст : электронный.
2. Колесников, С.И., Экологические основы природопользования: учебник [Электронный ресурс] — Москва : КноРус, 2020. — 233 с. — ISBN 978-5-406-07445-9. — URL:https://book.ru/book/932733 — Текст : электронный.
3. Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник [Электронный ресурс] — Москва : КноРус, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5-406-03321-0. — URL:https://book.ru/book/936326 — Текст : электронный.
Обеспечение занятия: ПК, Мультимедиа проектор, презентация по теме «Экологическая устойчивость»
Формируемые компетенции:
ОК5: Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
ОК4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
План урока:
1. Организационный момент (приветствие, отметка в журнале) 3 мин.
2. Актуализация знаний по пройденной теме «Возникновение концепции устойчивого развития» 30 мин
3. Изучение нового материала (презентация: «Способы решения экологических проблем в рамках концепции») 40 мин
4. Закрепление нового материала ( вопросы по теме) 20 мин
5. Подведение итогов занятия (выставление оценок) 7 мин
6. Домашнее задание (Повторение пройденного материала,) Рефлексия. 4 мин
\
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие, отметка в журнале.
II. Актуализация знаний (письменный тест)
1)Дать определения терминам: Экологическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека
2)Объектами экологической безопасности являются - геосоциоэкосистемы различного уровня: глобального, национального, регионального, местного, уровня отдельного предприятия или человека, подвергаемые экологическим угрозам
3)Экологические угрозы подразделяются на (Внутренние (обусловлены внутренней политикой и деятельностью государства, его структур и хозяйствующих субъектов и проявляется в хищнической эксплуатации природных ресурсов и загрязнении среды) и внешние (трансграничный перенос вредных веществ; глобальное изменение климата; разрушение озонового экрана)
4)Цепь загрязнения - это путь, по которому движутся загрязняющие вещества.
5) Дать определение термину Загрязнение (это привнесение в какую-либо среду новых, не характерных для нее физических, химических, биологических агентов или превышение естественного многолетнего уровня этих агентов в среде).
6) По масштабу загрязнения делятся на, перечислите? (Локальные, Региональные, Глобальные)
7) на какие виды источники загрязнения подразделяются По механизму действия? (Механические ,Физические Химические, Радиационные, Биологические, Информационные)
8) Охарактеризуйте Химического загрязнения? ( – увеличение содержания веществ или их проникновения в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.)
9) Перечислите источники выбросов вредных веществ в атмосферу естественного происхождения (лесные пожары, природный метан, вулканы, пылевые бури)
10) Перечислите основные глобальные проблемы человечества (сырьевая, продовольственная, экологическая, парниковый эффект)
11) Дайте определение термину Экологическая устойчивость ( – это способность экологической системы сохранять свою структуру и функции в процессе воздействия внутренних и внешних факторов.)
III Изложение нового материала:
Социально-экономические предпосылки возникновения концепции устойчивого развития это:
Господство "философии потребления" господствовали принципы:
"человек - царь природы“.
"потребление ради процветания”
Господство ресурсоразрушающих технологий, которое определялось:
приоритетом экономической выгоды.
Неадекватность механизма ценообразования на природные ресурсы.
Результатом такого способа хозяйствования явилось истощение ресурсного потенциала и деградация природной среды.
Проблема "Север - Юг"
Одной из основных причин также является наличие в мире двух групп государств с различным уровнем развития, что породило конфликты и противоречия между ними.
В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития
90-е гг. способствовали пониманию человечеством необходимости управления состоянием окружающей среды. Все более очевидным становится необходимость поиска новых путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным из таких путей сокращения техногенного воздействия в развитых странах мира стало развитие экологически эффективного бизнеса и экологического менеджмента.
Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности
Устойчивое развитие включает в два ключевых понятия
- Понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения)
- Понятие ограничений, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.
Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.
1.Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер
2.Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны
3.Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь
4.согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами с экологическими возможностями планеты
5.Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли
Экологически устойчивое развитие – развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды
Стратегия устойчивого эколого-экономического развития
Предполагает отказ от экстенсивного экономического роста, базировавшегося на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению по принципу «максимального эффекта с минимальными затратами».
Экономное, хозяйственное использование природных ресурсов включает:
всемерную рационализацию производства;
его комплексность;
минимизацию отходов;
ликвидацию потерь;
широкое применение вторичного сырья;
Основным из путей решения экологических проблем в промышленно развитых странах стало развитие экологического менеджмента
Система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики
Основными причинами составления экологических отчетов являются:
давление со стороны потребителей и общественности;
требования акционеров, инвестиционных Фондов, ведущих корпораций;
новые отраслевые стандарты;
демонстрация действий компании в выполнении принятых обязательств;
фокусирование деятельности по охране окружающей среды внутри компании.
Улучшение экологической ситуации требует скоординированных усилий государственных органов власти, хозяйственных руководителей, привлечения серьезных научных исследований и работы общественных организаций. В настоящее время требуется:
Создание экологически чистых материалов, производств и новых видов топлива. Для этого необходимо приоритетное финансирование научных исследований данного направления.
Формирование системы вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов. Такая система включает в себя организацию дифференцированного сбора мусора в деревнях и городах, создание предприятий по вторичной переработке сырья. Организацию государственного контроля за соблюдением санитарных норм.
Снижение избыточного потребления природных ресурсов. Для этого в частности свести к минимуму упаковочные материалы (бумага, полиэтилен и др.), внедрять энергосберегающие технологии.
С целью оздоровления экономики, решения ряда экологических проблем и улучшения здоровья граждан – постепенное уменьшение потребления мясных продуктов и замена их высококачественными растительными.
Принятие государственных законов о содержании домашних и сельскохозяйственных животных. Воспитание в гражданах чувства ответственности и сострадания к животным
IV Закрепление нового материала ( вопросы по теме)
Уважаемые студенты, вам необходимо составить по новой теме 3 вопроса на листочке. Как только вы составите вопросы поменяйтесь своими вопросами со своим соседом по парте. Теперь вам необходимо ответить на вопросы своего соседа, а ему на ваши. (листочки подписываем фамилия имя того кто составил вопросы и кто ответил на них) листочки сдаем. Прослушиваем выборочно готовые вопросы и ответы.
V Подведение итогов занятия (выставление оценок)
VI. Домашнее задание (Повторение пройденного материала,) Рефлексия.
Самостоятельная работа
1)Дать определения терминам: Экологическая безопасность
2)Объектами экологической безопасности
3)Экологические угрозы подразделяются на
4) Определение Цепь загрязнения
5) Дать определение термину Загрязнение
6) По масштабу загрязнения делятся на, перечислите?
7) на какие виды источники загрязнения подразделяются По механизму действия?
8) Охарактеризуйте Химического загрязнения?
9) Перечислите источники выбросов вредных веществ в атмосферу естественного происхождения
10) Перечислите основные глобальные проблемы человечества
11) Дайте определение термину Экологическая устойчивость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономическое решение экологических проблем
Конфликт между человеком и природой, существовавший на всем протяжении развития человечества, приобрел в наше время универсальный характер и определил характер экономико-экологической проблемы: эконом...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тезисы к выступлению на I Тульском открытом чемпионате экологических знаний, инициатив, проектов "Экология будущего в целях устройчивого развития региона"...
Статья "Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте"
Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их ...
Проект «Молодежный бизнес-клуб как способ решения социально-экономических проблем на селе»
Миграция из села в город зачастую ни к чему хорошему не приводит. В лучшем случае, в городах адаптируется 10 % сельских жителей (по данным центра экономики и социологии труда).Проблема в том, чт...
Презентация к уроку "Концепция устойчивого развития"
Концепция устойчивого развития. История возникновения концепции....
Конспект занятия по экологии "Способы решения экологических проблем".
Конспект для проведения занятия по экологии со студентами СПО....
Методическая разработка урока "Способы решения показательных уравнений"
Данный урок проводится после урока, на котором вводится определение показательной функции и рассматриваются ее свойства. На уроке применяются различные формы деятельности учащихся:...