Методическая разработка урока производственного обучения "Техника лоскутного шитья"
методическая разработка на тему
Технология изготовления прихваток в стиле "Пэчворк" (схема "Мельница").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka-loskutnoe_shite_ok-53.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
Методическая разработка
урока производственного обучения
По специальности: «Художник по костюму»
Тема урока: Техника лоскутного шитья. Технология изготовления прихваток в стиле «пэчворк». (схема «Мельница»).
Разработал мастер п/о: Тимофеева Н.И.
Ноябрь 2016 г.
План – конспект урока.
Тема урока: Техника лоскутного шитья. Технология изготовления прихваток в стиле «пэчворк», (схема «Мельница»). Ожидаемый результат: Формирование составляющих общих и профессиональных компетенций: ОК 2. - Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельнос-ти, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные техноло-гии в профессиональной деятельности. ПК 2.4 - Изготавливать комплект шаблонов (лекал) для раскроя изделий в соответствии с эскизом модели. ПК 3.2 - Выбирать материалы для изделий одежды с учетом соот-ветствия особенностей модели и свойств материала. ПК 3.3 - Применять поузловую технологическую обработку изделий. ПК 3.4 - Применять современные методы и приемы при обработке изделий одежды.
Цели урока:
1.Обучающая – научить студентов технологии лоскутного шитья; раскрыть возможность ткани, как материала для художественного творчества; расширить кругозор студентов в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия, новым рабочим приемам.
2. Развивающая – развивать мышление (мыслительные операции - анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы;
3. Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов.
Организационные формы обучения:
Урок производственного обучения. Организационная деятельность на уроке-индивидуальная.
Методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный, устное изложение нового материала, де-монстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов.
Объект работы: Образцы тканей.
Учебно – наглядные пособия: фотографии, альбомы; образцы тканей; инструкционно-технологические карты; образцы изделий из лоскута; карта опроса; карта дефектов.
Оборудование, инструменты, приспособления, материалы:
Швейная машина 1022 – М класса; утюг УТП – 2 ЭП; ножницы, иглы, булавки, ткань, линейка, портновский мел.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: черчение, математика, материаловедение, спецтехнология, оборудование.
Основные учебные элементы для усвоения:
- разработка эскизов прихваток в стиле «пэчворк».
- технология обработки прихваток в лоскутной технике.
- технологическая последовательность изготовления прихваток в лоскутной технике по схеме «Мельница».
-поэтапная влажно-тепловая обработка изделия.
Планируемый результат:
- умение разработать эскизы прихваток в различных видах лоскутной техники.
- умение выполнять работу качественно.
- умение находить допущенные ошибки.
- умение анализировать причины, по которым допущены ошибки.
- умение экономно расходовать рабочее время в нестандартных ситуациях.
- умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения по выполнению технологических операций в нестандартных ситуациях, меняя последовательность работы в алгоритме действия.
- умение бережного отношения к оборудованию, электроэнергии и к работе в целом. Методы контроля:
- Самоконтроль
- Фронтальный
- Индивидуальный
- Контроль с о стороны преподавателя
Ход урока:
I. Организационная часть:
- проверка присутствующих (по журналу);
- проверка готовности студентов к уроку.
II. Теоретическая часть – вводный инструктаж.
- Сообщение темы и цели урока.
Целевая установка на урок: научить студентов высокопроизводительным ме- тодам труда в ходе выполнения учебно-производственных работ.
Задачи урока: - проверить знания студентов по охране труда при выполнении ручных, машинных, утюжильных работ. - установить уровень теоретических знаний студентов по данной теме. - познакомить студентов с приемами технологической обработки прихваток. - обеспечить деятельность студентов по выполнению изучаемой темы. - провести самооценку приобретенных умений студентов и оценку их работы на уроке производственного обучения.
- Обзорная информация об истории развития лоскутного шитья.
Удивительное рукоделие – лоскутное шитье издавна известно многим народам. Лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность.
Лоскутная работа зарождалась и развивалась, по-видимому, независимо у разных народов. Точный возраст этого древнейшего промысла определить столь же трудно, сколь трудно достоверно ответить на вопрос: когда человек впервые создал ткань и надел на себя сшитую из этой ткани одежду. В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие на глубокую древность этого ремесла.
Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. До нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (над могилой насыпали высокий холм). В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Но на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.
Несмотря на чисто практическую предпосылку, в каждой местности создались и укрепились своеобразные приемы, которые в дальнейшем с развитием торговых путей заимствовались, совершенствовались и взаимно обогащались. Секретов никто не таил, так как это ремесло «было в руках» у каждой женщины-хозяйки. Тем не менее в разных областях преимущественно развивались свои, глубоко народные, а в дальнейшем и национальные традиции. Выявлялись пристрастия, формировалась излюбленная цветовая гамма.
Вообще следует различать народную лоскутную традицию, неразрывно связанную с самим укладом крестьянской жизни на Руси, и современное лоскутное шитье, начало которому положено благодаря широкому распространению фабричных ситцев, а также изобретению швейной машины.
В России шить из лоскутов стали во второй половине XIXв., в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые обыкновенно ставились на еще крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX в. и был связан с развитием машинного производства ситца. В обиход вошли ситцевые изделия. Их украшали лоскутными орнаментами. Готовые изделия можно было рассматривать, как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже узнать, о чем думала работница, создавая новое изделие(образец).
Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутов, отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики – половички.
Поскольку «мелкоте» - так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды еще не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на руба-шечки для самых маленьких. Да и одежду для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже в богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но могли пригодиться детям и внукам. Следует сказать, что до XVIIIв. одежда на Руси была в основном домотканной, то есть изготовлялась из полотна, сотканного на ткацком станке, который был почти в каждой избе. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Поэтому сам крой народной одежды и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материалов. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянском уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей. Однако с появлением первых фабричных ситцев в XVIII в. и значительным их удешевлением в XIVв., а также благодаря изобретению швейной машины появились новые возможности для развития и существенного обогащения лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ситцы охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев – лоскутные одеяла. В XX в. во времена кризисов, падения производства и войн, лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет и обеспечивая самым необходимым. В послевоенное время традиции лоскутного шитья отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. Продолжали заниматься лоскутным шитьем лишь редкие энтузиасты – художники в городах, да в деревнях по старинке продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички. Однако в 70-е годы музеи России начинают собирать и изучать лоскутное шитье, как вид современного искусства. С этого времени появляется и постепенно растет интерес к этому виду художественного творчества. Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники – профессионалы. Одни увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветие. Гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур.
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов можно увидеть изделие, выполненное в лоскутной технике.
Сейчас, когда лоскутное шитье получает второе рождение, многие страны борются за приоритеты в этой сфере человеческой деятельности. Но, наверное, правильнее будет сказать, что лоскутное шитье интернационально, то есть принадлежит всему миру.
Лоскутное шитье, встречающееся у разных народов мира, имеет давние традиции. Но на рубеже нового тысячелетия оно вызвало необычный интерес у ценителей декоративно –прикладного искусства. Сейчас лоскутное шитье, сочетающее в себе элементы ремесла художественного творчества, завоевывает все новых и новых и новых сторонников в разных странах, в том числе и в России. В любом доме найдется старая ненужная одежда, которая может стать исходным материалом для создания настоящих произведений искусства. Изящная техника лоскутного шитья позволяет изготовить из разноцветных кусочков ткани оригинальные одеяла, стенные панно, коврики, покрывала, отделку для одежды, детские игрушки, сувениры, и т.п.
Лоскутное шитье – широко распространенный вид декоративно – прикладного искусства, имеющий многовековую историю и богатые традиции. В настоящее время шитье из лоскутов ткани переживает второе рождение. Оно вдохновляет как профессионалов (художников по текстилю, дизайнеров), так и любителей-людей занятых в различных «нехудожественных» сферах деятельности. Конструирование из лоскутов ткани подобно древнему искусству мозаики, от чего и появилось название «лоскутная мозаика». Текстильный лоскут, как материал для творчества имеет безграничные возможности. Многоцветие рисунков тканей позволяет «играть» с цветом, разнообразная фактура – создавать необычные декоративные поверхности, исключительные пластические свойства текстильных материалов открывают возможность для «лепки» объемов и рельефов, работы в пространстве. Лоскутное шитье, как сам процесс, так и изделия, - источник ярких эмоциональных переживаний, предваряющих появление устойчивой потребности в эстетическом труде. Этот вид декоративно – прикладного творчества содержит большой мотивационный и развивающий потенциал и его использование в организации художественно – творческой деятельности детей может быть весьма эффективным.
И действительно, этот наиболее доступный способ художественного самовыражения служит языком общения людей разных национальностей, вероисповеданий и мировоззрения. Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали, совместные акции, реализуются международные проекты. А слова «пэчворк» (лоскутная работа) и «квилт» (стеганое лоскутное одеяло) давно не требует перевода и понятны как профессионалу, так и самодеятельной мастерице - лоскутнице
- Проверка изученного теоретического материала. Студенты работают по карточкам контроля знаний (карта опроса).
- Какие № ниток и № игл вы будете использовать при работе?
- Какие ручные швы используются при изготовлении прихваток (сметочные, наметочные, заметочные, выметочные)?
- Из какого волокна изготавливают х/б ткань? Какого происхождения это волокно?
- Как определить на ткани нить основы и утка?
- Что значит «стачать срезы»?
- Что значит «разутюжить шов»?
- Какие машинные швы используются при изготовлении прихваток?
- Перечислить основные рабочие органы швейной машины.
4.Повторение правил техники безопасности.
- Охрана труда на ручном рабочем месте
- Охрана труда на машинном рабочем месте
- Охрана труда на утюжильном рабочем месте
5.Объяснение нового материала.
В лоскутном шитье существуют различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Их часто называют техниками. Название техник «Полоска», «Мельница», «Квадрат», «Треугольник», «Свободная техника» означают,что речь идет о соединении друг с другом полосок, квадратных или треугольных лоскутов ткани, а так же произвольное соединение различных форм и размеров.
В современном лоскутном шитье существуют понятия «сетка» и «шаблон». «Сетки» и «шаблоны» позволяют выполнить мозаичные лоскутные орнаменты технологично и качественно.
«Сетка» - простейший чертеж, на линиях и узлах которого можно построить однотипные орнаменты (своеобразный каркас для деталей лоскутного орнамента).
Узел - пересечение линий сетки. Самые простые сетки – прямоугольные: 3х3, 4х4, 5х5, 7х7(по числу квадратов по горизонтали и по вертикали)
Шаблон - лекало для выкраивания деталей лоскутного орнамента. Он представляет собой выкройку деталей с припусками на шов со всех сторон.
Блок – геометрическая и конструктивная единица лоскутного полотна, единица орнамента, модуль.
Инструкционно – технологическая карта по изготовлению прихваток по схеме «Мельница». (см. приложение).
Детали кроя:
- Треугольники из различных по цвету тканей.
- Прокладочная часть в прихватку.
- Задняя часть прихватки.
III. Практическая часть.
Показ трудовых приемов.
Порядок работы:
- Изготовление шаблонов.
- Выкраивание лоскутных деталей.
- Стачивание лоскутных деталей.
- Влажно-тепловая обработка стачанных деталей.
Карта дефектов:
«Возможные дефекты при изготовлении прихваток в стиле «пэчворк» (техника «Мельница»).
№№ П/п. | Дефект. | Причина возникновения. | Способ устранения. |
1 | Неправильное соеди-нение деталей. | Перепутаны номера де-талей. | Проверить нумера-цию деталей. |
2 | Заломы(складки) на швах стачивания де-талей. | Некачественное соеди-нение деталей. | Выполнить качест-венно строчку. |
3 | Блеск(ласы) на лице-вой стороне изделия. | Некачественная ВТО. | Отпарить(снять ласы) изделие. |
4 | Размеры подушки (длина и ширина) разные. | Осноровка выполнена некачественно. | Проверить осна-ровку. |
IV. Текущий инструктаж (самостоятельная работа студентов).
Целевые обходы:
- Проверка своевременного начала работы и организации рабочего места студента.
- Проверка правильности выполнения приемов сметывания срезов.
- Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
- Проверка правильности пользования документацией письменного инструктирования.
- Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
- Проверка соблюдения студентами правил техники безопасности.
- Проверка применяемых способов самоконтроля.
- Прием и оценка практических работ студентов.
V. Опрос по закреплению нового материала
- Какие изделия можно выполнить из лоскутков? Какие инструменты и материалы необходимы для выполнения работы лоскутов?
- Что обозначает в переводе с немецкого языка слово «шаблон»?
- Из каких операций складывается процесс изготовления прихваток?
- Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?
- Что такое «лоскутное шитье»?
VI. Анализ урока – заключительный инструктаж
- Сообщение о достижении цели урока. Цель урока достигнута, т.к. студенты хорошо освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь изученный материал.
- Анализ выполнения студентами учебно- производственного задания.
- Показ лучших работ.
- Разбор типичных ошибок и причин их возникновения:
- Несоблюдение нити основы.
- Неровный шов стачивания.
- Шов растянут утюгом.
- Анализ соблюдения студентами правил ТБ и охраны труда; организация рабочего места,
- Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
- Сообщение критериев оценок и их аргументация:
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Припуски шва | - | +/- 1 мм | +/- 2 мм | 3 мм |
Соблюдение ТБ | + | + | + | - |
- Сообщение и комментирование оценок индивидуально по каждому студенту.
- Сообщение темы следующего урока: «Изготовление декоративной подушки в стиле «пэчворк».
VII.Домашние задание: Принести лоскуты х/б ткани 40х40, синтепон и лицевую часть подушки.
Список литературы
Мазурин Т. А. «Лоскутное шитье». От ремесла к искусству. Издательство «Паритет», 2000г.
Нагель О. И. «Художественное лоскутное шитье» (основы лоскутного шитья и традиции народного классического лоскута): учебно – методическое пособие для учителя, - М., 2004г.
Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1989 г.
Русское лоскутное шитье. – СПб.: Государственный русский музей, 1997.
Толстопятова Е. А., Фищук Н. Н. Музей ивановского ситца. – М. ВРИБ «Союзрекламкультура», 1991
Шангина И. И. Твой русский костюм. – СПб.: ТЕЗА, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...
Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»
Цель урока: Образовательная: Научить обучающихся правильно с технологической ...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"
Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...
Методические разработки уроков производственного обучения
Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....
Методическая разработка урока производственного обучения
В данном разделе представлена методическая разработка урока...
Методическая разработка урока производственного обучения
Методическа разработка урока производственного обучения на тему: «МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕМОНТА ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СЕРИЙНОГО ТЕПЛОВОЗА ТЭП70»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...