Занятие по развитию внутригрупповой сплоченности
методическая разработка на тему
Методическая разработка тренинга командообразования - в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся в группах нового набора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_splochennosti.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Краснозаводский колледж»
Методическая разработка
Социально – психологический тренинг
по развитию внутригрупповой сплоченности
«Я и моя группа»
для обучающихся первого курса
Составила:
педагог-психолог
__________М.С. Чапни
Краснозаводск, 2016 г.
Пояснительная записка
Социально – психологический тренинг способствует решению проблемы адаптации и в полной мере, поможет стабилизировать психическое состояние студентов, сформировать необходимые навыки эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию интеллектуального и личностного потенциала обучающихся.
В основной части тренинга включен коллективный разбор теоретического материала, который закрепляется ролевыми играми или индивидуальными упражнениями. Продуктивность тренинга в сравнении с другими формами коллективной работы объясняется тем, что человек усваивает 10% - из того, что слышит; 50% - из того, что видит; 70% - из того, что проговаривает; 90% - из того, что делает сам. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого участника и укреплению командных чувств в учебной группе.
Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального развития. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений.
Ситуация, когда подросток попадает в новое окружение, новые условия обучения может быть сопряжена с повышением тревожности. Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожные дети – не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой, у них может развиться невроз. Работа во многом должна быть направлена на формирование открытого, доверительного общения, преодоление напряжения при общении в новой группе.
Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у подростка умение справляться с повышенной тревогой.
Цель занятия - содействие процессу внутригрупповой адаптации для обучающихся первого курса улучшение субъективного самочувствия обучающихся и укрепление психического здоровья.
Задачи:
1. Развитие внутригрупповой сплоченности.
2. Развитие навыков личностного общения со сверстниками и способов взаимопонимания.
3.Формирование интереса к другому человеку как к личности.
Участники: Обучающиеся 1 курса.
Время (длительность занятия): 60-70 минут.
Форма занятия: Занятие проводится в стандартной форме по структуре тренингового занятия и включает в себя: организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения), основная часть (подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания), подведение итогов (рефлексия) и ритуал прощания.
Материалы и оборудование:
Листы бумаги, скотч, фломастеры, цветные карандаши, разноцветные стикеры, ватман чистый – для группового рисунка; ватман с изображением дерева без листьев.
Вводная часть.
1Знакомство участников тренинга с правилами группы, целями и задачами занятия;
Упражнение «Выбираем Имя» Время: 5 мин.
Цель упражнения: Знакомство участников, настройка на групповую работу.
Инструкция к упражнению:
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется широкая возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает так: кому – то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого – то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. А кто – то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавное прозвище и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У нас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать себе игровое имя. Все остальные члены группы – и я, тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй - имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним.
Правила группы на занятиях
- После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила. Доверительный стиль общения.
- Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
- Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
- Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.
- Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
- Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Упражнение «Атомы и молекулы» Время: 2-3 мин.
Цель упражнения: раскрепощение участников.
Инструкция :
Скорость движения атомов и собранных молекул вещества зависит от температуры окружающей среды. Если ведущий называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышении – ускоряется. Атомы, двигаясь с разной скоростью, соединяются в молекулы с разным числом атомов (по команде ведущего)
По завершению упражнения можно задать вопросы: — Как вы себя чувствуете? — Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Упражнение «В кругу с карандашами» Время: 10 мин.
Цель упражнения: сплочение группы, выработка учения действовать сообща, без использования вербальных средств общения.
Инструкция: Встаньте в круг, так чтобы стоящие рядом члены группы удерживали подушечками указательных пальцев карандаши. Расстояние между соседями – 50-60 см. Группа, не отпуская карандаши, синхронно выполняет задание:
- поднять руки, опустить их, вернуться в исходное положение;
- вытянуть руки, отвести их назад;
- расширить, сузить круг;
- наклониться, встать, присесть т.д.
Модификация – выполнение тех же действий в тройках, в пятерках.
Упражнение «Вопрос группе» Время: 10-15 мин.
Цель упражнения: раскрытие участников, налаживание коммуникативных контактов в группе.
Инструкция: Напишите на отдельных листках вопросы группе, которые хотели бы задать. Ведущий собирает вопросы, перемешивает и раздает. Студенты отвечают на попавшиеся вопросы.
Упражнение «Скульптура группы» Время: до 10 мин.
Цель упражнения: сплочение группы
Инструкция: Каждый студент занимает свое место, выбирает позу и замирает. Через некоторое время участники могут посмотреть, нет ли вокруг похожих скульптур, похожие скульптуры объединяются. Так рождается скульптура группы.
Упражнение «Живой круг» Время: 10 мин.
Цель упражнения: разминка, сплочение группы, развитие навыков координации совместных действий, умения группы действовать согласованно.
Инструкция:
Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение (как потревоженные пчелы – это позволяет избежать разговоров создающих помехи при выполнении упражнения, а также столкновений участников во время движения). По сигналу ведущего (хлопок) все останавливаются в тех положениях и местах, в которых их застал сигнал. После чего они пытаются стать в круг, не открывая глаз и не разговаривая между собой. Можно только касаться друг друга руками. Когда все участники заняли места, им подается сигнал, по которому они должны открыть глаза. В ходе обсуждения группа выходит на то, что на правильность построения влияют не конкретные люди, а согласованность действий всех участников упражнения.
Упражнение «Дерево знаний, увлечений и талантов»
Время: 5 мин.
Цель упражнения: Актуализация и выявление процесса самореализации в группе.
Ход упражнения: На группу выдается изображение одной березки и каждому студенту по три листочка разного цвета (красный, оранжевый, зеленый), на которых они должны написать, а затем приклеить на березку следующее: красный листок - какие свои знания, увлечения и таланты можно использовать в делах группы. Ведущему необходимо определить востребованность или невостребованность студенческим коллективом индивидуальных способностей, умений и увлечений.
Упражнение «Дом, в котором мы живем» Время: 7 мин.
Цель упражнения: сплочение учебной группы, поиск группового ресурса.
Инструкция: Группа должна нарисовать дом. Каждый студент может нарисовать только любые три линии. Задание проходит без обсуждения того, что каждый пытается изобразить. Ведущий должен, проанализировать: какие чувства вызывает рисунок, нравится ли автору свой дом, можно ли жить в таком доме, как происходит процесс рисования дома и т.д.
Упражнение «Чемодан в дорогу». Время: 7 мин.
Цель упражнения: взаимная поддержка участников группы, групповое сплочение.
Каждый студент предлагает что-то в общий «чемодан», который группа возьмет с собой в «дорогу». Выше ценятся качества, которые помогут группе быть более успешной.
Упражнение «Аплодисменты» Время: 2 мин.
Цель упражнения: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.»
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Список литературы:
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов/ ил. Т. Бедаревой. – СПб.: Питер, 2012.- 190c.: ил.
- Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера» / Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С.- . – СПб.: Питер, 2015.- 236c.: ил.
- Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»/ Лидерс А.Г. – М.: «Сфера» , 2000.- 178c.
- Чуричков А., Снегирев В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»/ Чуричков А., Снегирев В. . – М.: Прогресс, 2011.- 248c.
- Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги,упражнения, ролевые игры/ Эксакусто Т.В. – Ростовн/Д.: «Феникс», 2015.- 339c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 Тема практического занятия: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
МДК «Теоретические основы обучения в начальных классах»...
Занятие Тема: «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»
Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.Задачи: · отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;· расширение возможностей использования навыков невербальн...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" для детей 6-7 лет...
Конспект занятия по развитию речи «Признаки весны»
Конспект занятия по развитию речи«Признаки весны»Цели: закрепление знаний о четырех временах года, их последовательности, утонить признаки весны, развитие кругозора, обогащение словарного запаса, разв...
Методическая разработка открытого занятия Тема: Развитие суверенной России. Экономические реформы.
Цель занятия: Рассмотреть ход экономических реформ суверенной России 1990-х гг.Мотивация изучения темы: Постановка проблемного задания, проанализировать ход и результаты реформ.Формируемые результаты ...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: "Путешествие в сказку".
Очень много сказано о роли сказок в развитии маленьких детей. Самые главные жизненные истины, основы заложены в русских народных сказках. Простым, доступным для детей языком народная мудрость пом...
Конспект НОД (интегрированное занятия по развитию речи с интерактивной игрой по теме занятия)
Конспект НОД (развитие речи; 2 младшая группа)...