КОНЦЕНПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка на тему
КОНЦЕНПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Включение логоритмических игр в коммуникативно-речевую деятельность дошкольников.
Моторина Алёна Сергеевна,
воспитатель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnoe_izlozhenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 172.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 73 города Тюмени
КОНЦЕНПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Включение логоритмических игр в коммуникативно-речевую деятельность дошкольников.
Моторина Алёна Сергеевна,
воспитатель
2017 г
Содержание
Введение 3
Формирование интереса детей к логоритмическим играм 4
Развитие коммуникативно-речевой деятельности дошкольников через
логоритмические игры 5
Заключение 6
Список литературы 7
Глоссарий 8
Приложение 1 9
Приложение 2 22
Введение
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается проблема с развитием речи детей.
Опыт работы показал, что в наш век, родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. [7]
На современном этапе коммуникативно-речевое развитие становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, педагоги в организованной и самостоятельной деятельности с детьми в основном используют традиционные методы работы.
Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в развитии коммуникативно-речевой деятельности дошкольников, положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки. Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Система ритмического воспитания получила распространение в начале XX в. В Европе и стала известна под названием «метод ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950). Актуальность темы обусловлена и тем, что образовательная деятельность с включением логоритмических игр способствуют развитию коммуникативно-речевой деятельности; также воспитанию таких личных качеств, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.
Наблюдая за тем, как дети общаются друг с другом, я заметила, что им достаточно трудно дается взаимодействовать друг с другом в игре. А так как основной вид деятельности у младших дошкольников - это игра, мы решили адаптировать традиционные игры на логоритмические, в чём и заключается новизна нашего опыта. То есть те традиционные подвижные и малоподвижные игры, которые используют все педагоги в своей практике, мы изменили в нетрадиционные, путем включения в них движения, речи и музыки.
Таким образом, сформировалась цель нашей концепции: Включение логоритмических игр в коммуникативно-речевую деятельность дошкольников.
Исходя из этого, были определены задачи:
- Изучить имеющийся педагогический опыт в организации логоритмических игр;
- Формировать интерес детей к логоритмическим играм, желание двигаться под собственный голос;
- Развивать коммуникативно-речевую деятельность дошкольников через логоритмические игры;
- Ознакомить родителей с разнообразием логоритмических игр;
- Разработать картотеку логоритмических игр для старшего и подготовительного возраста.
При разработке коммуникативно-речевой деятельности мы учитываем главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения данных занятий выполняем психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
В своей работе мы используем музыкальное сопровождение Е. Железновой, Ю. Кудинова, Е. Щепотьевой и др. Слово и музыка вызывают у детей положительные эмоции, раскрепощают, располагают к общению. К некоторым композициям мы разработали комплексы движений и упражнений. В малоподвижные и подвижные игры включены детские стихи и песни, сопровождающиеся движениями. За счёт этого мы разнообразили и обогатили традиционные игры, что и послужило формированию интереса детей к логоритмическим играм. На практике включение логоритмических игр показывает эффективность развития коммуникативно-речевой деятельности детей.
При использовании этих игр у детей появилась активность в проявлении инициативы в общении со сверстниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою компанию по интересам, в которой с удовольствием проводит время. [3]
На старшем и подготовительном возрастном этапе есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и «агрессоры». Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников поведением, внешним видом, интеллектом, порой, существенно опережающим средний уровень. Причины, по которым одни дети всегда оказываются заводилами и без труда осваиваются в любой компании, а другие либо не хотят, либо не могут завоевать расположения сверстников, все еще не до конца ясны. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. [6]
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений. Включать логоритмические игры в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области.
Опираясь на опыт коллег, ряд источников, исследования ученых, нами определены этапы работы включения логоритмических игр в коммуникативно-речевую деятельность.
В комплекс утренней гимнастики в разминку включены стихотворения и песни. Движениями и музыкой сопровождаются: режимные моменты с использованием традиционных потешек, приговорок, чистоговорок; подвижные игры; физкультурные минутки; динамические паузы. Дети охотно двигаются под собственный голос.
Во взаимодействии с узкими специалистами мы также активно используем логоритмические игры на музыкальных и физкультурных занятиях. Что позволяет закрепить и активизировать коммуникативно-речевую деятельность детей.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов — взаимодействие педагогов и родителей. Одновременно внедряя логоритмические игры в работу с детьми, познакомили родителей с данными играми, которые можно проводить в домашних условиях, в непринужденной обстановке, во всех сферах деятельности. Считаем, что семейное воспитание признано приоритетным в условиях реализации образовательного стандарта. Для нас важно искать новые, более действенные формы отношений детского сада с семьей. Наша задача сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
В работе с родителями используем:
- Консультации и беседы (индивидуальные и групповые).
- Наглядную информацию: памятки, папки передвижки
- Проводим семинары, «Дни открытых дверей», на которых родителям предоставляем возможность познакомиться с организацией логоритмических игр дома.
- Также активно используем сеть интернет, выкладываем необходимый материал на сайте детского сада, в блоге.
Заключение
По результатам различных методов социометрии и отзывов родителей детей отмечается успешность в развитии коммуникативно-речевой деятельности дошкольников.
Практика показала, что регулярное включение логоритмических игр в коммуникативно-речевую деятельность дошкольников способствуют:
- нормализации речи ребенка;
- формируют положительный эмоциональный настрой;
- учат общению со сверстниками;
- формирует музыкально-ритмическое чувство;
- дети меньше болеют;
- у них улучшилась осанка, внимание, настроение;
- дети стали более ловкими, выносливыми, сильными;
- способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности;
- гармоничному физическому и художественному развитию детей;
- памяти;
- выразительности движений.
Наша перспектива:
На основе нашей педагогической деятельности ведется разработка картотеки игр для старшего и подготовительного возраста детей. Данная картотека позволит педагогам сделать коммуникативно-речевую деятельность продуктивной.
Список литературы
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г.В. Волковой. – СПб. 2005,
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.,1985.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 45 с.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду Изд-во «Сфера», 2004)
- Клюева Н.В. Общение: Дети 5-12 лет/ Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c.
- Леонтьев А.Н. Теория личности. // Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник - К.: Рута, 2001. - 174
- Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- http://raguda.ru
- http://razvitieiq.ru
- http://sch709sv.mskobr.ru
Глоссарий
Игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной (Я.Корчак):
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В. А. Сухомлинский).
В педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно, которой «общение» и «коммуникативно-речевая деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками», как и со взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. (Волкова Г.А.)
Логоритмические игры - это игры, упражнения с рифмованной подсказкой к заданным движениям. (А.В. Елькина)
Память- одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Педагогический процесс – «это целостная, динамическая система, которая имеет конкретные цели, функции, свойства» (В.П. Симонов).
Педагогический процесс - «...взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателя» (Б.Т. Лихачев).
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Приговорка-прибаутка, присловье. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.)
Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. (Выготский)
Чистоговорка - малый жанр фольклора; умышленный подбор слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
Приложение 1
Карточка № 2 |
«Осень» (сентябрь) |
Построение стайкой за воспитателем. Ходьба стайкой «гуляем по осеннему лесу» выполнение движений согласно стихотворению (А. Плещеев) Будто рыжая лисица, (показываем, как ходит лиса) Осень бродит по лесам. (ходьба на носках) Где махнет хвостом пушистым, (движением рук показываем хвост) Золотыми станут листья (плавно делаем махи руками изображая листопад) Станут желтые сады, (разводим руками) Всюду Осени следы. (ходьба по следам) лёгкий бег в прямом направлении за воспитателем «убегаем от дождика», ходьба. Свободное построение для ОРУ. 1. «Погреем ладошки на осеннем солнышке» И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опущены. Поднять руки вперёд, сказать «тепло», вернуться в и.п. 2. «Спрячем колени от дождя» И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться, положить ладони на колени, сказать «спрятали», вернуться в и.п. 3. «Спрячемся от дождя» И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, руки за спиной. Присесть, обхватить колени руками, голову опустить. Встать, руки за спину. 4. «Жучки прячутся на зиму в листочки» И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги, согнутые в суставах, и помахать ими. Вернуться в и.п. 5. «Дождик скачет по дорожке» И.п.: стоя, руки опущены. Лёгкие подскоки на двух ногах. Упражнение на дыхание «Ветерок» И.п. стоя, руки вниз. Руки в стороны (вдох); руки плавно вниз, произнося на выдохе «у-у-у-у». Ходьба, лёгкий бег за воспитателем, ходьба. Речёвка: Ничего мы не боялись И зарядкой занимались! |
Карточка № 3 |
«Мы — сильные» (октябрь) |
Стоя в кругу выполнить движения по тексту. Однажды наша Маша (хлопаем в ладоши) Варила дома кашу. (указательным пальцем круговые движения по ладони) Кашу сварила, (указательным пальцем делаем круговые движения по ладони) В кашу масло положила. (хлопаем в ладоши) Молока налила, (показываем, как наливаем) Кашу с маслом запила. Ешьте, дети, утром кашу, (показать, как едим) Будете как Маша наша: Здоровыми, сильными, Крепкими, красивыми! (показать согласно словам) Ходьба по кругу, переходящая в бег. 1. «Крепкие руки» И. п.: ноги слегка расставить, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кулачки у плеч. Руки с силой вытянуть вверх, кулачки не разжимать. Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз. 2. «Мы — сильные» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз. Вернуться в и. п. Наклон — выдох. Повторить 4—5 раз. 3. «Крепкие ноги» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Слегка сгибать и выпрямлять ноги («пружинка»). С третьего занятия предложить подниматься на носки. После 3—4-х движений отдых. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза. 4. «Отдохнем» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. 3—4 раза потопать правой, потом левой ногой; сделать 6—8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой. 5. «Мы — молодцы» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза. |
Карточка № 4 |
«Веселая физкультура» (октябрь) |
Ходьба по кругу выполнение движений согласно тексту. Не скучно нам с тобой. (марш) Будем крепкими и смелыми, (руки к плечам, изображаем крепких) Ловкими и умелыми, (подскоки) Здоровыми, красивыми, (на носках) Умными и сильными. (руки к плечам) Бег по кругу 1. «Ладони к плечам» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки к плечам, пальцами рук коснуться плеч; руки вперед, ладони вверх, голову приподнять, руки опустить. Вернуться в и. п., сказать «вниз». Повторить 5 раз. 2. «Наклонись и выпрямись» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки прямые отвести назад — верх; выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 3. «Птички» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами рук, как птичка клюет, произнести «клю-клю-клю». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз. 4. «Мячики» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза. 5. «Нам — весело!» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «ве-се-ло». Повторить 3—4 раза. |
Карточка № 5 | ||
«Дружная семья» (ноябрь) | ||
Выполнение движений по тексту песни. Ходьба по кругу. «Моя дружная семья» (Сл. Т. Рядчикова, муз. Александр Комаров,
1. И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину; хлопки перед лицом 8 раз под слова: «Папа, мама, брат и я вместе — дружная семья!» Вернуться в и.п.. Повторить 3 раза. 2. «Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, ладони на колени, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз. 3. «Папа большой, а я — маленький. Пусть я маленький, Зато — удаленький.» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз. 4. «Прыгаем мы дружно, Это очень нужно! Кто же прыгнет выше — Мама или Миша?» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнить 6—8 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5—6 сек). Повторить 2 раза. 5. «Носом воздух мы вдыхаем, Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, Нам не нужно к докторам!» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3—4 раза. |
Карточка № 6 |
«Город» (ноябрь) |
Ходьба по кругу, выполнение движений по тексту Мы по городу шагаем, (марш) Много видим, называем: (ребро ладони у лба) Светофоры и машины, (хлопаем на каждое слово) Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. Легкий бег на месте, высоко поднимая колени, руки согнуты в локтях перед собой, касаясь коленями рук. Ходьба с восстановлением дыхания. Построение в круг. И.П. о.с.. руки на пояс. «посмотри вокруг – какая красота!» 1. поворот головы в правую сторону. 2. поворот головы в левую сторону. 5раз И.П. ноги на ширине плеч, руки вверху. 1. руки опустить на плечи, пальцы сжать в кулаки. «городские силачи» 2. руки в стороны. 3-4. повторить. 5раз И.П. о.с. 1-4. вдох через нос, рот закрыт. «веселые горожане» 5-10. выдох при закрытом рте, с произношением «ха-ха-ха» 3раза И.П. о.с. «Гуляем по парку» 1-20. ходьба на месте с активными махами руками; глубокие вдохи и выдохи через нос. И.П. прыжки на двух ногах с продвижением по кругу в одну и другую стороны. «с кочки на кочку» III Заключительная часть. Ходьба по кругу широким шагом, приставным шагом правым и левым боком. Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг |
Карточка № 7 | ||
«Зима» (Декабрь) | ||
Ходьба по кругу, выполнение движений по тексту Пришла зима веселая (Ходьба по кругу) С коньками и салазками, (изображаем катание на коньках) С лыжнею припорошенной, (изображаем катание на лыжах) С волшебной старой сказкой. (бег по кругу) На елке, разукрашенной (Восстановление дыхания) Фонарики качаются. (стоя в кругу показываем фонарики, покачивание в стороны руки на поясе) Пусть зимушка веселая (пружинка) Подольше не кончается! (И. Черницкая) Общеразвивающие упражнения | ||
Карточка № 8 | ||
«Елка-елочка» (декабрь) | ||
Ходьба по кругу, выполнение движений по тексту Елка, елочка, (ходьба по кругу) Зеленые иголочки, (сжимаем и разжимаем кулаки) Золотые шарики, (руки сжимаем в кулаки поднимаем вверх поочередно) Яркие фонарики. (фонарики) (бег по кругу, подскоки) Дед Мороз под Новый год (марш) Нам подарки принесет. Дружно к елочке пойдем, (марш на месте) Свои подарочки найдем. (восстановление дыхания) 1. «Колючие иголочки» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, пошевелить пальцами, сказать «колючие». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 2. «Здоровается с нами елочка, машет лапами с иголочками» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, другая — назад. После 4—6 движений отдых. Приучать к большой амплитуде движений. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза. 3. «Мы очень любим елочку» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. Ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз. 4. «Спрячемся под елочкой» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать «спрятались». Вернуться и. п., хорошо выпрямиться. Упражнение выполнять в умеренном темпе. Повторить 5 раз. 5. «Смолою пахнет елочка» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться и. п., на выдохе произнести «а-а-ах!» Повторить 3—4 раза. | ||
Карточка № 9 | ||
«Красивые сапожки» (Январь) | ||
Ходьба по кругу, выполнение движений по тексту. Шагают дружно наши ножки, (марш) На них — красивые сапожки! (на пятках) Идут сапожки по дорожке, (на носках) В них по лужам — тоже можно! (широкими шагами) Не промокнут в дождь сапожки, (марш) Сухими будут наши ножки! (бег) 1. «Шагают дружно наши ножки» И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз. 2. «Красивые сапожки» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклониться, коснуться пальцами рук носков сапожек (по возможности), выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза. 3.«Крепкие сапожки» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, кончиками пальцев постучать по носочкам сапожек, встать, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз. 4. «Прыгают ножки, скачут сапожки» И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом вокруг себя (2 раза в любую сторону) в чередовании с ходьбой. Повторить 2—3 раза. «Напрыгались ножки, устали сапожки» И. п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «устали». Повторить 3—4 раза. | ||
Карточка № 10 | ||
«Мебель» (январь) | ||
Ходьба по кругу, выполнение движений по тексту. Много мебели в квартире (марш) Много мебели в квартире. (марш) А в буфет поставим чашку. (на носках) Чтобы ножки отдохнули, (остановиться встряхнуть ноги) Посидим чуть-чуть на стуле. (присесть) Бег по кругу. 1.«Выше вверх» И. п.: сидя на скамейке верхом, руки в упор сзади. Руки через стороны вверх, посмотреть вверх. Вернуться в и. п., сказать «вниз». Повторить 5 раз. И. п.: то же, руки на пояс. Поворот вправо-назад. Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза. 2. «Встать и сесть» И. п.: то же, руки за спину. Встать, посмотреть вверх. Вернуться в и. п. Ноги не сдвигать. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 3. «Осторожно» И. п.: стоять близко к скамейке, руки вниз. Встать на скамейку, сохранять устойчивое положение и сойти. Повторить 5 раз. 4. «Дышим свободно» И. п.: ноги врозь, лицом к скамейке, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «дышим». Повторить 3—4 раза. | ||
Карточка № 11 | ||
«Весёлый огород» (январь) | ||
Наш весёлый огород в гости всех друзей зовёт! Дети строятся в колонну по одному. Вводная часть: В огород мы пойдём, урожай соберём! (Ходьба по кругу) Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас в огород. (подскоки) Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе. (Ходьба с высоким подниманием колен) Вот уже и огород! Сколько в нём всего растёт! (стоя в кругу разводим руки) Основная часть: ОРУ 1.И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И.П. (4 раза.) У капусты кочаны – вот такой величины! 2.И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Поворот вправо-влево (по2 раза в каждую сторону) Хвостик есть, а не мышка. И совсем он не малышка! Он зелёный огурец – удалой молодец! 3.И.П – сидя, руки в упоре за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – И.П. ( 4 раза.) Прячет морковка свой носик на грядке. Видно, морковка играет в прятки! 4.И.П. – лёжа на спине. Переворот на живот – И.П. То же в другую сторону. (3-4 раза в каждую сторону.) Толстый жёлтый кабачок солнцу показал бочок. Показал животик, спинку. Посмотри-ка на картинку. 5.Выполнить прыжки на двух ногах /с поворотами вокруг себя или с хлопками/ в чередовании с ходьбой. Дружный наш огород веселится и поёт. Как попрыгает немножко, пошагает, отдохнёт. Заключительная часть: Вот и кончилась игра! Веселились мы с утра… А теперь на завтрак дружно зашагала детвора. Ходьба в колонне. | ||
Карточка № 12 | ||
«Самолеты» (февраль) транспорт | ||
Ходьба по кругу выполнение движений по тексту Бумажный легкий самолет сейчас отправится в полет. (Изображаем самолеты руки в стороны) На крыльях звездочки блестят, В кабине огоньки горят. (поднимаем и опускаем руки шевеля пальцами) Его мы сами сделали из бумаги белой. (марш) Его мы в небо запускаем. Высоко самолет летает! (бег руки в стороны) 1.«Крепкие крылья самолета» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны; сделать несколько подниманий и опусканий; опуская, сказать «крепкие». Вернуться в и. п. Повторить 4 раза. 2.«Заводим мотор самолета» И. п.: ноги врозь, кулачки у плеч. Поворот вправо; руки вперед, показать кулачки; повращать обоими кулачками в произвольных направлениях, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза. 3.«Самолет взлетает высоко» И. п.: ноги слегка расставить, колени обхватить руками, голову наклонить к коленям. Встать, выпрямиться; подняться на носки; руки вверх, сказать «высоко». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз. 4. «Прыгаем, играем, как самолеты мы летаем» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки в стороны; помахать. Вернуться в и. п. 4—6 подпрыгиваний, 4—6 шагов. Повторить 3 раза. Дыхание произвольное. 5.«Самолеты на посадку» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., выдох через рот. Повторить 3—4 раза. | ||
Карточка № 13 | ||
«Маленькие поварята» (февраль) | ||
Ходьба по кругу, выполнение движений по тексту. Поварята, поварята, очень дружные ребята. (марш) Дружно суп они сварили, дружно ложки разложили. (кулаком делаем круговые движения) А потом гостей позвали, суп в тарелки разливали. (жест призыва рукой) Гости поварят хвалили, (гладим себя рукой по голове) им спасибо говорили, (наклон головы) 1. «Ложки тук-тук» И. п.: ноги слегка расставить, руки с ложками вниз. Руки через стороны вверх, постучать ложками друг о друга, сказать «тук-тук». Вернуться в и. п. Следить за движениями рук. Повторить 5 раз. 2. «Покажи и поиграй» И. п.: ноги врозь, ложки у плеч. Поворот туловища, руки вперед; показать ложки, сказать «вот», спрятать руки за спину. Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Следить за движениями рук. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза. 3. «Наклонись» И. п.: ноги врозь, ложки у груди, руки согнуты в локтях. Наклон вперед и одновременно взмах ложек назад, выдох, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз. 4. «Справа, слева» И. п.: ноги слегка расставить, ложки в стороны (вертикально). Присесть, коснуться земли справа (слева). Вернуться в и. п. Следить за ложками. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза. 5. «Ложки в стороны и вниз» И. п.: ноги врозь, руки с ложками вниз. Ложки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «вни-из». Повторить 3—4 раза. | ||
Карточка № 14 | ||
«Мы будущие защитники Отечества!» (февраль) | ||
Ходьба в колонне, проговаривание стихотворения Мы бравые солдаты, (марш) Сегодня наш парад! Приветствуют солдат (приветствуем рукой) И стар, и млад! 1. Легкий бег по кругу. 2. Ходьба на внешней стороне стоп. построиться в круг. 1. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить. «Сигнальщики» - качание рук, скрещивание их перед собой, вернуться в и.п.. (5-6) 2. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить. Наклониться вправо, постараться достать флажком пол, вернуться в и.п. То же сделать влево. Повторить по 4 раза в каждую сторону. 3. И.п.: сесть на пол, ноги врозь, руки с флажками перед собой. Наклониться вперед-вниз, дотянуться флажками до носков ног, выпрямиться. (5-6 раз) 4. И.п.: лечь на спину, руки с флажками вдоль туловища. Подтянуть левую согнутую ногу к груди, поставить левой рукой на колено флажок и подуть на него, вернуться в и. п. То же выполнить правой ногой, (повторить 4-5 раза) 5. И.п.: лежа на животе. «Бокс» - поднять голову, руки вперед, выполнить «бокс» руками на 1-2, вернуться в и. п. (4-5 раз) | ||
Карточка № 15 | ||
«Очень маму я люблю» (март) | ||
Ходьба по кругу, выполнение и проговаривание стихотворения. Очень маму я люблю, (руки скрестить на груди) Ей цветочки подарю (кулак выставляем вперёд) Разные-разные (хлопаем на каждое слово) Синие и красные. Сегодня праздник – мамин день, (марш) Нам маму поздравлять не лень! - Будь, мамочка, красивой, Здоровой и счастливой! (хлопаем на каждое слово) 1. «Нам в праздник весело» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки через стороны вверх, хлопнуть, сказать «хлоп», руки за спину. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 2. «Очень маму я люблю» И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны. Обхватить плечи обеими руками, сказать «люблю». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз. 3. «Подарю цветочки маме» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед, ладони вверх, сказать «дарю». Вернуться в и. п., выпрямиться, потянуться. Повторить 4—5 раз. 4. «Солнечные зайчики» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 8—10 подпрыгиваний с хлопками. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза, чередуя с ходьбой. Заканчивая упражнение, продлить ходьбу. 5. «Весенний ветерок» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом, вернуться в и. п., на выдохе произнести «у-у-ух!» Повторить 3—4 раза. | ||
Карточка № 16 | ||
«Идет весна, аукает» (март) | ||
Выполнение движений по тексту песни, пение песни. Танец - песня «Греет солнышко теплее» Движения по тексту в кругу.
1. Ходьба в колонне по одному, высоко поднимая колени. 2. Подпрыгивание на месте и свободное построение в круг. 1. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Идет весна, аукает!» - раскачивание рук вперед-назад, поднимая их все выше и выше. После нескольких движений, вернуться в и. п. (5-6 раз) 2. И.п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки за спину. «Ветер деревья качает» - наклон вправо, выпрямиться. Наклон влево, выпрямиться. Ноги не сгибать, наклоны большие. (5-6 раз) 3. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. «Подснежник появляется» — поднять согнутую правую ногу, носок тянуть, вернуться в исходное положение. То же выполнить и с левой ногой. Повторить по 3 раза с каждой ногой. 4. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. «Закружились одуванчики» — переступая, кружиться вправо (два- три круга), вернуться в исходное положение. Переступая, кружиться влево (два-три круга), повторить по три раза в каждую сторону. 5. И.п.: лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. «Просыпается медведь от зимней спячки!» — сесть, сгибая ноги в коленях, помогая руками. Вернуться в исходное положение. (4-5 раз) | ||
Карточка № 17 | ||
«Матрешки» (март) | ||
Ходьба по кругу. Пение песни, выполнение движений по тексту В сарафанах наших пёстрых, (мальчики руки на поясе, девочки берут подол юбочек) Ладушки, ладушки! (хлопаем) Мы похожи, словно сёстры, (ходьба по кругу) Ладушки, ладушки! (хлопаем) Завязали мы платочки, (показываем, как завязываем платочки) Ладушки, ладушки! (хлопаем) Раскраснелись наши щёчки, (трем щеки) Ладушки, ладушки! (хлопаем) Ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Бег с высоким подниманием колена. Построение в 2 колонны. 1. «Матрешки пляшут» И.П. ноги на ширине ступни, руки внизу В.1. развести руки в стороны, приподнять плечи вверх 2. опустить руки, сказать «Ох!» 2. «Матрешки кланяются» И.П. ноги на ширине ступни, руки внизу В.1. наклон вперед, отвести руки назад 2. И.П. 3. «Матрешки качаются» И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе В.1. наклон вправо (влево) 2. И.П. 4. «Матрешки делают пружинку» И.П. ноги на ширине ступни, руки на поясе В.1. полуприсед 2. И.П. 5. «Матрешки вверх-вниз» И.П. сидя на пятках, руки на поясе В.1. встать на колени, поднять руки вверх, потянуться 2. И.П. 6. «Матрешки прыгают» И.П. ноги вместе, руки на пояс В.1. прыжки на двух ногах на месте 7. Упражнение на дыхание Речевка. По утрам не ленись, На зарядку становись. | ||
Карточка № 18 | ||
«Разноцветные мячи» (апрель) | ||
Выполнение движений по тексту. Ходьба по кругу. Очень любят все ребята в мячики играть, (марш) С разноцветными мячами упражненья выполнять! (рукой показываем, как стучим мячом о пол) Мячики разные — зеленые и красные, (хлопаем на каждое слово) Крепкие, новые, звонкие, веселые. 1. «Выше мяч» И. п.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вверх, посмотреть, опустить, сказать «вниз». Повторить 4—5 раз. 2. «Вот он» И. п.: ноги врозь, мяч перед грудью. Наклон вперед, мяч вперед, сказать «вот он». Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз. Ноги в коленях не сгибать. 3. «Веселый мяч» И. п.: ноги слегка расставить, мяч перед ногами, руки за спину. Присесть, катать мяч от руки к руке, остановить и быстро выпрямиться. Повторить 4—5 раз. 4.«Подпрыгивание» И. п.: ноги слегка расставить, мяч на земле, около ног, руки на пояс. Подпрыгивание вокруг мяча — круг и 8—10 шагов со взмахом рук. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза. 5. «К себе и вниз» И. п.: то же, мяч опущен. Мяч к себе, носом — вдох. Мяч опустить, на выдохе произнести: «вни-и-из». Повторить 3—4 раза. | ||
Карточка № 19 | ||
«Веселые погремушки» (апрель) | ||
Ходьба по кругу, выполнение движений под песню Железновой «Погремушка» Погремушка-погремушка, (кулак поднять вверх, изображаем игру погремушки) музыкальная игрушка Хочешь, сразу две возьми (двумя кулаками изображаем погремушку) И греми, греми, греми! Хочешь, сразу две возьми И греми, греми, греми! Спрячь за спинку погремушки (спрятать руки за спину) Отдохнут от шума ушки На соседей погляди (повороты головы в стороны) И тихонько посиди (указательный палец у губ) На соседей погляди (повороты головы в стороны) И тихонько посиди (указательный палец у губ) 1. «Поиграй перед собой» И. п.: ноги слегка расставить, погремушки за спину. Погремушки вперед, погреметь и спокойно опустить за спину. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 2. «Покажи и поиграй» И. п.: ноги врозь, погремушки у плеч. Поворот вправо, показать, поиграть, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза. 3.«Погремушки к коленям» И. п.: ноги врозь, погремушки в стороны. Наклон вперед, погремушки к коленям — выдох. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз. Обращать внимание детей на то, чтобы при наклоне вперед они старались ноги в коленях не сгибать. 4.«Прыг-скок» И. п.: ноги слегка расставить, погремушки опущены; 6—8 подпрыгиваний; 6—8 шагов со взмахом погремушками. Повторить 2— 3 раза. 5.«Погремушкам спать пора» И. п.: ноги врозь, погремушки вниз. Погремушки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3—4 раза. При последнем повторении упражнения — присесть на корточки, погремушки под щечку. | ||
Карточка № 20 | ||
«Мы — пушистые комочки» (май) | ||
Движение по кругу под песню Железновой «Лягушата прыгать любят…» Лягушата прыгать любят. А когда они устанут, все на корточках сидят. - 2 раза (садимся на корточки) Медвежата топать любят. А когда они устанут, все на корточках сидят. - 2 раза (садимся на корточки) Все цыплята бегать любят. А когда они устанут, все на корточках сидят. - 2 раза (садимся на корточки) Комары кружиться любят. А когда они устанут, все на корточках сидят. - 2 раза (садимся на корточки) Мы в ладоши хлопать любим, Хлоп и хлоп мы говорим. (хлопаем в ладоши, на проигрыш говорим «хлоп» в ритм) Не прошло одной минуты, все на корточках сидим.- 2 раза (садимся на корточки) 1. «Цыплята» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны; помахать ими — крылышки машут; опустить руки. Вернуться в и. п. Опускать руки медленно и говорить «пи, пи, пи». Повторить 4—5 раз. 2. «Цыплята пьют водичку» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки отвести назад, сказать «пьют». Вернуться в и. п. Голову приподнимать. Повторить 5 раз. 3. «Мы — пушистые комочки» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть, руками обхватить колени. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз. 4. «Шалуны» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 2—3 — «пружинки»; 6—8 подпрыгиваний; 8—10 шагов со взмахом руками. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза. 5. «Цыплятам спать пора» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «спа-а-ать». Повторить 3—4 раза. | ||
Карточка № 21 | ||
«Цветы» (май) | ||
Ходьба по кругу. Выполнение движений по тексту и проговаривание стихотворения. (Г. Виеру) Одуванчик Ты на облачко похож. (рисуем облачко в воздухе) Страшно даже и взглянуть: (закрываем руками глаза) Как бы облачко не сдуть! (прикрыть рот рукой) Ходьба друг за другом. Бег. построение в круг. | ||
Карточка № 22 | ||
«Насекомые» (май) | ||
Ходьба по кругу. Выполнение движений по тексту и проговаривание стихотворения. (Леонов В.) На лугу трещит кузнечик, (прыжки) В небе бабочка парит, (руки в стороны, плавные махи) На цветке мохнатый, громкий, (изобразить жужжание) Полосатый шмель жужжит. Скачут, ползают, парят, (подскоки, шаг гуськом, взмахи руками) Красотой нас удивляют, (ходьба по кругу) Пользу так же принося! (хлопаем в ладоши) Упражнение «Бабочки» Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки вниз. 1 - поднять дугами через стороны руки вверх, подняться на носки. 2 - потрясти прямыми руками. 3-4 - вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Объяснение педагога. Темп умеренный. Упражнение «Стрекозы» Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки вдоль тела. 1 - полуприсед. 2-3 - поочередно взмахивать руками вперед-назад, прогнуться. 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Показ и объяснение воспитателя. Темп сначала умеренный, затем быстрый. Указание детям: «Ступни от пола не отрывайте, следите за тем, чтобы спина была прямой». Упражнение «Кузнечик» Исходная позиция: лежа на спине. 1 - подтянуть к груди согнутые в коленях ноги. 2 - не выпрямляя ног, повернуться направо. 3 - то же влево. 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить 4 раза в каждую сторону. Темп сначала медленный, затем умеренный. Объяснение педагога, показ ребенка. Индивидуальная помощь. Заключительная часть Ходьба обычная. Во время ходьбы повторить скороговорку: «Подходит выходной, В выходной отдохнем». Сначала повторить медленно, затем быстро (З раза). | ||
Карточка № 23 | ||
«Разноцветная полянка» (июнь) | ||
Ходьба по кругу. Выполнение движений по тексту, проговаривание стихотворения По полянке в жаркий день (ходьба) Летом нам гулять не лень; Свежим воздухом дышать (руки поднимаем и опускаем через стороны вдох, выдох) И цветочки собирать. (изображаем, как собираем цветы) Цветочки все разные — (хлопаем на каждое слово) Голубые, красные. Соберем букет большой, (округляем руки, показываем охапку цветов) А потом пойдем домой. (марш) 1. «Цветочки качаются от ветерка» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи руками вперед-назад — дует ветерок; после 4—6 движений отдых — «ветерок спит». Повторить 3—4 раза. Дыхание произвольное. 2. «Цветочки тянутся к солнышку» И. п.: ноги врозь, руки к плечам. Руки вверх; пошевелить пальцами. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 3.«Цветочки растут» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз — «маленькие цветочки»; встать. Вернуться в и. п., выпрямиться, приподнять голову — «цветочки растут». Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 4. «Дождик на цветочки кап-кап-кап» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний — «сильный дождик»; 8—10 шагов — «дождик кончается». Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2— 5. «Соберем букет большой» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, подняться на носки, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «большой». Повторить 3—4 раза. |
Приложение 2
Карточка № 1 Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Один из детей изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и ходят по площадке проговаривая стихотворение и выполняя движения. (Петров М.)
Воробей по лужице (махи руками как птицы)
Прыгает и кружится. (прыжки)
Перышки взъерошил он, (руки встряхнуть)
Хвостик распушил. (повороты в стороны)
Погода хорошая!
Чив-чив-чив! (махи руками как птицы)
По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», (под муз. Е. Железновой, «В машине»)
Сидим с шофёром рядом – (крутим руль)
Би, би, би. (нажимаем на сигнал)
Помочь шофёру надо! (крутим руль)
Би, би, би. (нажимаем на сигнал)
Машинам всем и людям - (крутим руль)
Би, би, би, (нажимаем на сигнал)
Бибикать громко будем - (нажимаем на сигнал)
Би, би, би.
«воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Карточка № 2 Подвижная игра "Лягушки"
Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание: Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель вместе с детьми поют песню (Е. Железновой «Лягушка»):
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании песни дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту — и тихонько присаживаются на корточки.
При повторении игры роли меняются.
Карточка № 3 Подвижная игра «Не опоздай!»
Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Инвентарь: разноцветные пластмассовые кубики - в соответствии с количеством детей.
Описание: Педагог по кругу раскладывает кубики и предлагает детям встать у любого понравившегося им кубика:
Ко мне, дети, подбегайте, Себе кубик выбирайте.
За него скорей вставайте. И его запоминайте!
После того как дети выберут кубики и встанут за ними, педагог говорит:
По площадке разбегайтесь,
Как лошадки.
Дети разбегаются по всей игровой площадке, изображая лошадок. (звучит песня Е. Железновой «На лошадке») Дети поют песню и выполняют движения согласно тексту.
На лошадке
Едем - едем на лошадке, (подскоки)
Но, но, но! (хлопаем в ладоши)
Рады-рады все ребятки, (подскоки)
Но, но, но! (хлопаем в ладоши)
Рады-рады прокатиться, (подскоки)
Но, но, но! (хлопаем в ладоши)
Звонко цокают копытца: (топают ногой)
Но, но, но! (хлопаем в ладоши)
Через 30—40 секунд педагог подает сигнал «Не опоздай!» После сигнала дети бегут к кубикам, стараясь найти свой кубик.
Карточка № 4 Игра малой подвижности «Найдем Снегурочку»
Цель: развитие внимания, памяти; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Инвентарь: кукла, (Снегурочка).
Описание: Педагог до занятия прячет Снегурочку на игровой площадке. По кругу выполнять движение под текст песни.
Текст песни (к/ф "Новогодние приключения Маши и Вити")
Мы Снегурочку найдем (марш)
В царстве тридесятом, (ребро ладони у лба)
Чтоб вернулся в каждый дом (махи руками)
Новый Год к ребятам. (хлопки)
Пусть дорога тяжела, (марш, вытереть пот со лба)
Знаем без подсказки, (похлопать себя по груди)
Что добро сильнее зла – (показать силачей)
Наяву и в сказке. (марш)
Детям предлагается найти Снегурочку, при этом педагог может помочь это сделать по определенным приметам. Ребенок, нашедший куклу, приносит ее педагогу.
Игра повторяется.
Карточка № 5 Подвижная игра «Кто живет у нас в квартире?»
Цель: Развивать умение выполнять движения согласно тексту стихотворения.
Описание: Перед началом игры дети образуют круг. Выполнение движений по тексту песни. Ходьба по кругу. «Моя дружная семья» (сл. Т. Рядчикова, муз. А. Комарова.)
Мы всегда шагаем вместе – (марш)
Папа, мама, брат и я! (хлопки в ладоши)
И поём все дружно песню –(марш)
Папа, мама, брат и я! (хлопаем в ладоши)
Собираемся в дорогу,
Летом мы в поход идём (надеваем рюкзак)
И, шагая дружно в ногу, (марш)
Песню звонкую поём:
Папа, мама, брат и я – (хлопаем в ладоши)
Очень дружная семья!
А зимой встаём на лыжи (показываем катание на лыжах)
И коньками режем лёд. (катание на коньках)
Пусть зима морозом дышит – (восстанавливаем дыхание вдох выдох)
Нас и холод не берёт. (стоя лицом в кругу согреваем руки)
В кругу стоя на месте выполнение следующих упражнений
Педагог находится в центре круга, он произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.
Кто живет у нас в квартире? Шагают на месте.
Раз, два, три, четыре.
Будем мы сейчас считать —
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши.)
Мама, папа, брат, сестра —
Сосчитаю всех едва! (Выполняют «пружинку», руки на пояс.)
Самый главный — это я, (Прикладывают руки к груди.)
Вот и вся моя семья! (Поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз.)
Карточка № 6 Подвижная игра «Поезд»
Цель: Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами, держась друг за друга; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание: Под музыку поезд. Проговариваются слова и выполняются движения по тексту. (М. Придворов) Ехал поезд через мост (стоя в кругу движения руками поезда)
Вёз вагонов целый хвост (показать позади хвост)
По путям и шпалам, (горизонтальными движениями рук показать рельсы и шпалы)
А не где попало. (движение по кругу за главным вагоном)
Вот вагон с моим дружком,
Вот вагон с большим мешком,
Вот вагон с картошкой
И сердитой кошкой.
Вот вагон для комаров,
Вот вагон с вязанкой дров,
Вот вагон с тележкой.
Залезай, не мешкай!
Карточка №7 Игра малой подвижности «Ровным кругом»
Цель: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание: Дети образуют круг, берутся за руки. Хоровод и выполнение движений под песню Е. Железновой «Как котята».
КАК КОТЯТА
Как котята тихо-тихо парами идём, парами идём,
а теперь в ладоши хлопнем: "Мяу-мяу",- мы споём.
а теперь в ладоши хлопнем, песенку споём.
Как котята тихо-тихо парами идём, парами идём,
а теперь мы вместе прыгнем: "Мяу-мяу",- мы споём.
а теперь мы вместе прыгнем, песенку споём.
Как котята тихо-тихо парами идём, парами идём,
а теперь мы дружно топнем: "Мяу-мяу",- мы споём.
а теперь мы дружно топнем, песенку споём.
Как котята тихо-тихо парами идём, парами идём,
а теперь мы повернемся: "Мяу-мяу",- мы споём.
а теперь мы повернемся, песенку споём.
Как котята тихо-тихо парами идём, парами идём,
а теперь в ладоши хлопнем: "Мяу-мяу",- мы споём.
а теперь в ладоши хлопнем, песенку споём.
После слов педагога «стой на месте» все останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга педагог показывает какое-либо движение, фигуру (приседание, наклоны, прыжки, «пружинка» и т. д.).
Примечание. Через несколько занятий можно пригласить кого-либо из детей показать движение, фигуру.
Карточка № 8 Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Инвентарь: Зонт.
Описание: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко!». Дети ходят по залу в разных направлениях вместе с воспитателем рассказывают стихотворение
(Автор: Г. Бойко «Солнышко»)
Тучка прячется за лес, (руками закрываем глаза)
Смотрит солнышко с небес. (открываем глаза)
И такое чистое, (хлопаем в ладоши на каждое слово)
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
После слов «Дождик!», они выполняют движение под песню Е. Железновой и бегут под зонтик.
Дождик-дождик понемножку, капай-капай на ладошку
Ноги я не промочу, через лужи я скачу
И-и-и прыг еще прыг, еще прыг, подальше прыг 2 раза
А теперь свои сапожки надеваем мы на ножки
Левый, правый, левый, правый – пойдут по дорожке
Топ-топ, топы-топ по воде идти хочу
Топ-топ, топы-топ, ноги я не промочу
Дождь вдруг так полил, что мне спину промочил
Я гулять так не могу, лучше к маме побегу
Карточка №9 Подвижная игра «Найди себе пару»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание: Дети получают листочки 3 цветов: один- красного, желтого, оранжевого. Для игры нужно приготовить листочки по количеству детей. Дети получают по одному листочку. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. Рассказывая стихотворение «Осень» (М. Ивенсен) и выполняя движения по тексту.
Падают, падают листья – (бегают и взмахивают руками)
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья (поднимаем руки показываем листочки)
По ветру вьются, летят. (покружиться и найти пару свою)
По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие листочки одинакового цвета, находят себе пару.
Карточка № 10 Подвижная игра «Наседка и цыплята»
Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание: Дети, изображающие цыплят вместе с наседкой, находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята, подлезая под веревкой бегут к ней. вместе с ней гуляют по площадке выполняют движения под песню «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
«Ко-ко—ко, ко-ко-ко-!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите!»
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Педагог говорит:
Ой, лиса бежит, беда! Убегайте кто куда!
«Цыплята» бегут к своему домику, становятся за чертой. Игра повторяется.
Карточка №11 Игра «Невидимка»
Цель: образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Материалы: шапка-невидимка, ширма, музыкальные инструменты (игрушки).
Описание: В гости к детям приходит Невидимка. Он говорит, что у него есть шапка-невидимка. Когда ее наденешь, сможешь быть невидимым. Показывает шапку. Чтение стихотворение про шапку-невидимку. Шапка-невидимка (из цикла "Детские фантазии")
Если б у меня была шапка-невидимка, (показываем, как надеваем шапку)
Вот бы мне завидовал мой приятель Димка! (дразним)
Я б с утра и до обеда (бег на месте)
Не слезал с велосипеда.
Я бы мог весь день гулять: (шаг на месте)
Прыгать, бегать и скакать! (прыжок, бег, подскоки)
Затем Невидимка рассказывает и показывает, что он любит и умеет делать (танцевать, петь, читать стихи, бегать, прыгать, играть на музыкальных инструментах, сидеть, стоять, ходить и пр.). надевает ее и сразу же прячется за ширму. выполняет одно из названных действий. Дети угадывают, что Невидимка делает, задавая ему вопросы: «Ты спишь?», «Ты делаешь зарядку?» и т. п. Выигрывает тот, кто угадает; он же получает право быть Невидимкой.
Карточка №12 Подвижная игра «Самолеты»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Описание: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. Выполняя движение по тексту песни «Самолёт» (муз. М. Магиденко, сл. С. Баруздина)
Я хочу на самолёте (разводим руки, изображаем полёт)
Полететь, полететь
И на город свой в полете (ребро ладони у лба)
Посмотреть, посмотреть.
Полечу я выше тучи (поднимаем руки выше, выше)
Над землёй, над землёй.
Он, наверное, большущий (разводим руками в стороны)
Город мой, город мой.
По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.
Карточка №13 Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание: Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы – занимают свои места в обручах, лежащих на полу – домиках. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков, играют на травке. Выполняя движение и пение песни Е. Железновой «Зайка прыгал»
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал.
Хвостиком пошевелил,
Ушки вверх поднял.
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал.
Хвостиком пошевелил,
Ушки вверх поднял.
И услышал зайка тихий,
Очень тихий звук.
Посмотрел по сторонам,
В норку прыгнул вдруг.
Как только ведущий скажет: «Охотник идёт!», зайцы убегают в свои домики. А бездомный заяц спасается от охотника, забежав в любой домик; тогда заяц, которому не хватило домика, становится бездомным зайцем.
Карточка № 14 Подвижная игра «Мыши в кладовой»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Рассказывают стихотворение «Мышка» ав. В. Степанов
Как у мышки, у полёвки (руки у рта изображаем мышку)
Целых тридцать три кладовки. (хлопаем в ладоши)
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат. (загибаем пальцы)
Мышки семечки грызут (руки у рта, грызем семечки)
И растут, растут, растут. (руку поднимаем вверх)
Ешьте, детки, ешьте вволю:
Много семечек на поле. (хлопаем в ладоши)
Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.
Карточка №15 Подвижная игра «Троллейбус»
Цель: Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Инвентарь: шнур, флажки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Описание: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается). Проговаривая стихотворение «Троллейбус» (ав. С. Иванов)
На троллейбусе легко
Нам умчаться далеко,
Только есть одна проблема:
Нужен ток ему всё время.
Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.
Карточка №16 «Помоги найти маму»
Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов.
Описание: Разделить детей на две группы: 1 группа – детёныши животных (в руках предметные картинки), 2 группа – взрослые животные (в руках предметные картинки с животными). Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовут детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – встать рядом с ними. Добавить песню Е. Железновой «Лягушата прыгать любят»
Лягушата прыгать любят. (изображаем лягушат)
Ква-ква-ква они кричат.
А когда они устанут, все на корточках сидят. - 2 раза
Медвежата топать любят. (изображаем медвежат)
И тихонечко рычат.
А когда они устанут, все на корточках сидят. - 2 раза
Все цыплята бегать любят. (изображаем цыплят)
Пи-пи-пи они пищат.
А когда они устанут, все на корточках сидят. - 2 раза
Комары кружиться любят. (изображаем комаров)
И тихонечко жужжат.
А когда они устанут, все на корточках сидят. - 2 раза
Мы в ладоши хлопать любим,
Хлоп и хлоп мы говорим.
Не прошло одной минуты, все на корточках сидим. - 2 раза
Карточка №17 Коммуникативная игра «Давай дружить”.
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом; развитие координации речи и движения, слухового внимания, партнёрских отношений.
Описание: Воспитатель говорит: «Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился». Воспитатель делит детей на пары предлагает одному из них быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Другому – «зайчонок” – отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, затем выполняют движения в паре друг напротив друга под песню Е. Железновой «Ты похлопай вместе с нами»
Вместе с нами
Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп
Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп
Ты похлопай вместе с нами, ты похлопай вместе с нами,
Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп
Ты потопай вместе с нами топ и топ…
Ты попрыгай вместе с нами прыг и прыг…
А теперь ты будешь с нами танцевать
А теперь ты будешь с нами танцевать
А теперь ты будешь с нами, а теперь ты будешь с нами,
А теперь ты будешь с нами танцевать.
Потом прощаются, помахав друг другу руками: «До свидания”. Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: «Давай дружить” – «Давай” то с радостной, то с мягко – приветливой интонацией.
Карточка №18 «Согласен-не согласен»
Цель: учить детей выражать свое мнение на ситуацию; развитие координации речи и движения, слухового внимания.
Описание: Дети становятся в круг, воспитатель зачитывает стихотворения (вредные советы Г. Остера) дети вместе с воспитателем выполняют движение согласно тексту, в которых описывается ситуация, дети должны сказать верно или неверно утверждение и объяснить своей ответ.
(Примечание: после заучивания стихотворений ведущим может быть один из детей)
Кто не прыгал из окошка (прыжки на месте)
Вместе с маминым зонтом, (показываем, как открываем зонт)
Тот лихим парашютистом (держим зонт в руках)
Не считается пока.
Не лететь ему, как птице, (руки в стороны, изображаем полёт птиц)
Над взволнованной толпой, (ребро ладони у лба)
Не лежать ему в больнице
С забинтованной ногой. (прыжки на одной ноге)
Ответы детей на данную ситуацию
Нет приятнее занятья, (улыбнулись, потираем ладони)
Чем в носу поковырять. (указательным пальцем крутим у носа)
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри. (движение руки за затылком)
А кому смотреть противно, (изображаем на лице неприятие)
Тот пускай и не глядит. (закрыть руками глаза)
Мы же в нос к нему не лезем, (указываем на нос)
Пусть и он не пристает.
Ответы детей на данную ситуацию
Если вас поймала мама (хлопаем в ладоши)
За любимым делом вашим, (улыбнулись, потираем ладони)
Например, за рисованьем (кистью руки рисуем в воздухе)
В коридоре на обоях,
Объясните ей, что это -
Ваш сюрприз к Восьмому марта. (руки вверх, улыбнуться)
Называется картина: (рисуем квадрат в воздухе)
"Милой мамочки портрет". (шлём воздушный поцелуй)
Ответы детей на данную ситуацию
Не бери чужое, если (движением руки берем воображаемый предмет)
На тебя глядят чужие. (из пальцев рук делаем бинокль)
Пусть они глаза закроют (руками закрываем глаза)
Или выйдут на часок. (указательным и средним пальцем показываем ходьбу)
А своих чего бояться! (машем руками)
Про своих свои не скажут. (указательный палец подносим к губам)
Пусть глядят. Хватай чужое (хватаем воображаемый предмет)
И тащи его к своим. (бег на месте)
Ответы детей на данную ситуацию
Если вы по коридору (руки изображают руль, бег на месте)
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять, (шаг)
Не сворачивайте в кухню, (жест рукой отрицания)
В кухне - твердый холодильник. (кулак зажимаем в кулаке)
Тормозите лучше в папу. (вытягиваем руки)
Папа мягкий. Он простит. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Ответы детей на данную ситуацию
Карточка № 19 Коммуникативная игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Инвентарь: Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия. Исполняя песню «Бычок» Е. Железновой.
К нам идет бычок
Рыженький бочок
Ножками шагает
Головой кивает
Скучно одному, и мычит он му-ууу
Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Карточка №20 Коммуникативная игра «Бедный зайка»
Цель: развитие коммуникативных навыков; учить детей проявлять сочувствие; развивать умение выражать ласковые слова.
Описание: Зайку оставила хозяйка, и теперь он грустит. Его роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, зайки, старается показать, как ему плохо и грустно. Ходит по кругу и рассказывает стихотворение А. Барто «Зайка»
Зайку бросила хозяйка (показывает уши зайки, руки у головы)
Под дождём остался зайка. (кулачки у глаз, плачет)
Со скамейки слезть не мог, (пожимает плечами)
Весь до ниточки промок. (обнимает себя руками, показывает дрожь)
Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают.
Моторина Алёна Сергеевна, воспитатель МАДОУ д/с №73 г.Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)
Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем ТОГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...
выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта
выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта...
Концептуальное изложение профессионального опыта преподавателя дисциплин профессионального учебного цикла Акатьевой Анастасии Николаевны
Концептуальное изложение профессионального опытапреподавателя дисциплин профессионального учебного циклаАкатьевой Анастасии Николаевны...
Концептуальное изложение профессионального опыта
Концептуальное изложениепрофессионального опыта...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"
Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...