Программа школы социального менеджмента "Лидер"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования для студентов-активистов и студенческих лидеров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkoly_lider.gotovaya_s_liter.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа
школы социального менеджмента
«ЛИДЕР»
Разработчик: Швецова О.А.,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский монтажный колледж»
Согласовано:
Зам. директора по СПР
___________________Г.В. Комиссарова
Утверждаю:
Директор ГБОУ СПО СО
_______________________ А.В. Ханин
Программа рекомендована к реализации
педсоветом (протокол № …от 13.3.3)
«___» _______________ 2014 г.
Возраст обучающихся по программе – 15-18 лет
Срок реализации - 2014-2020 гг
Екатеринбург
2014
Пояснительная записка
Создание актива группы, колледжа – это первая задача любой системы воспитательной работы. В любом учебном заведении такой актив существует, гласно или негласно. Всегда есть ребята, которым тесно в рамках только учебной работы. Создание актива студентов и вовлечение как можно большего числа студентов в продуктивную деятельность способствует повышению уровня социальных притязаний студентов, повышению качества образования, созданию благоприятного психологического климата в учебном заведении. Студенческий актив помогает администрации решать множество задач, способствует улучшению имиджа колледжа.
Вовлеченность в активную деятельность – лучшее средство профилактики социально опасного поведения, поэтому увеличение численности актива – первоочередная задача. Но зачастую работа студенческого актива носит эпизодический характер, что снижает ее эффективность. В результате многие студенты уходят из актива, снова попадая в «группу риска». Поэтому мы считаем, что нужна систематическая работа с активными студентами, чему и способствует школа социального менеджмента «Лидер».
Важнейшая задача социального менеджмента — «создание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством. В решении этой задачи существенная роль отводится непосредственно самому коллективу, который полномочен участвовать в производственном и социальном развитии хозяйственных систем». В нашем случае производством предприятием является колледж (студенческая среда в первую очередь), а коллективом – актив студентов колледжа.
Предлагаем в рамках работы школы социального менеджмента еженедельно проводить теоретические занятия в форме тренингов, практикумов, небольших лекций, где студенты смогли бы получить знания и навыки по проблемам личностного развития, работы в команде, организации различных творческих и социально значимых мероприятий, о формах работы актива, об истории и символике колледжа. Кроме того студенты включаются в реальную практическую деятельность – участвуют и организуют все традиционные мероприятия колледжа, предлагают свои, участвуют в акциях, волонтерском движении, профориентационной работе, конкурсах районного, городского и областного значения. Также предлагаем студентам участвовать в распространении собственного опыта работы в форме Учебы актива для студентов Ленинского района, участия в форумах, конференциях и конкурсах научных работ.
При реализации программы клуба мы делаем основной упор на проектную технологию. Основным критерием успешности деятельности актива является умение создавать и осуществлять собственные проекты.
Программа школы социального менеджмента «Лидер» является экспериментальной и новаторской. Она охватывает практически все виды внеучебной деятельности студентов, направлена на развитие лидерских качеств, социальной активности и формирует у студентов социальную успешность.
Кроме того, работа школы социального менеджмента «Лидер» реализует следующие общие компетенции образовательного стандарта:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Цель: создание актива колледжа, обучение социальному менеджменту в рамках студенческой среды Екатеринбургского монтажного колледжа.
Задачи:
- приобретение студентами знаний по социальному менеджменту и социальной психологии;
- вовлечение студентов в продуктивную деятельность;
- развитие у студентов лидерских качеств, навыков работать в команде;
- воспитание чувства любви к колледжу, сопричастности к его достижениям, гордости, уважения к истории и традициям колледжа;
- создание условий для всестороннего творческого развития личности;
- практическое применение полученных знаний: организация мероприятий, участие в концертах и конкурсах, участие и организация различных акций;
- повышение уровня социальных притязаний студентов;
- профилактика различных видов зависимостей и девиантного поведения.
Программа школы социального менеджмента «Лидер» состоит из двух блоков – теоретического, на который отводится 36 часов (занятия проводятся каждую неделю по 1 часу) и практического, в который включаются традиционные мероприятия колледжа, города и района и социальные акции. Кроме того, в работу клуба включаются мероприятия незапланированные, предлагаемые студентами или необходимые в конкретной ситуации, научная деятельность студентов, участие в конкурсах и мероприятиях района и города.
Программа рассчитана на детей 15-18 лет, студентов 1-2х курсов. И привлечение в качестве лекторов, ведущих, тренеров студентов старших курсов, прошедших обучение по программе.
Основная форма проведения занятия – тренинг, т.к. важно, чтобы студенты были активно включены в процесс обучения и сразу же применяли отрабатывали полученные навыки.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы школы социального менеджмента «Лидер»:
максимальной нагрузки 260 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки 36 часов;
практической деятельности студентов 224 часа.
Тематический план и содержание программы
школы социального менеджмента «Лидер»
- Теоретический блок.
Тема занятия | Содержание | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 2 | 3 | |
2. Лидерские качества | Основы теории лидерства, вычленение лидерских характеристик. Упражнения на выявление лидеров. | 2 | 3 |
3. Взаимодействие в команде | Способы взаимодействия, выявления эффективного и неэффективного взаимодействия. Упражнения на взаимодействие. | 2 | 3 |
4. Создание коллектива | Основные черты коллектива. Игры и упражнения на создание команды. | 2 | 3 |
5. Психология общения | Виды коммуникации. Коммуникативные навыки. Диалог. Общение в группе. Упражнения. | 2 | 3 |
6. Конструктивное поведение в конфликтной ситуации | Конструктивное и деструктивное поведение. Механизмы психологической защиты. Конфликт. Виды и типы конфликтов. Поиск успешных путей разрешения конфликта. | 2 | 3 |
7. Взаимоотношения с противоположным полом | Психологические особенности девушек и молодых людей. Трудности в общении с противоположным полом. Стереотипы мышления. | 2 | 3 |
8. История колледжа | Рассказ об истории училища-колледжа. Посещение музея колледжа. | 2 | 1 |
9. Символика колледжа | Значение символики в корпоративной культуре. Обсуждение достоинств и недостатков символики ЕМК. Разработка символики клуба «Активист». | 2 | 1 |
10. Социальные проекты и акции | Основы социального проектирования. Примеры проектов. Разработка социального проекта. | 2 | 2 |
11. Молодежные движения | Понятие субкультуры. Виды молодежных движений. Презентация студентами различных субкультурных движений. Волонтерское движение. | 2 | 1 |
12. Студенческое самоуправление | Цели и задачи студенческого самоуправления. Обсуждение проблем колледжа и поиск решений. Разработка структуры самоуправления. | 2 | 3 |
13. Внеклассные мероприятия. | Основные виды внеучебной деятельности, цели и задачи внеклассных мероприятий. Разработка плана мероприятий по одному из направлений воспитательной работы. | 2 | 3 |
14. Организация мероприятий | Условия эффективной организации. Алгоритм составления плана мероприятия. Разработка мероприятия. | 2 | 3 |
15. Проблемы трудоустройства молодежи | Обсуждение проблем трудоустройства. Выступление специалиста центра занятости. | 2 | 3 |
16. Мотивация в учебной и внеучебной деятельности | Понятие мотивации. Виды мотивации. Обсуждение проблемы мотивации студентов к учебной и внеучебной работе. Предложения о дополнительных средствах мотивации. | 2 | 3 |
17. Тайм-менеджмент | Основы тайм-менеджмента. Планирование собственного времени на неделю. | 2 | 2 |
18. Гражданская позиция | Подведение итогов курса. Понятие «гражданская позиция». Формулирование собственной гражданской позиции. | 2 | 3 |
Итого: 36 часов
Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решениепроблемных задач).
2. Практический блок.
Наименование мероприятия | Содержание | Время проведения | Кол-во часов | Степень самостоятельности студентов |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Сбор актива старших курсов | Обсуждение планов на первое полугодие. Рефлексия работы актива за предыдущий учебный год. Подготовка к Дню знаний. | 29-30 августа | 2 | 2 |
День знаний | Концерт, поздравление первокурсников, напутствие от студенческого актива, первое знакомство с колледжем. Готовят студенческий актив совместно с педагогами доп. образования и администрацией. | 1 сентября | 6 | 3 |
Выборы актива групп | Выбирается староста, сектора, творческий актив в каждой группе. Проводят кураторы. | Первая половина сентября | 2 | 2 |
День здоровья | Организация этапов «тропы здоровья», церемонии посвящения в студенты силами студенческого актива. | Третья неделя сентября | 10 | 2 |
Сбор актива всех курсов | Общее собрание актива. Рефлексия итогов Дня здоровья. Знакомство с клубом «Активист», программой работы, выборы Студенческого совета, председателя, руководителей секций. Обсуждение проблем и планов. | Конец сентября | 2 | 2 |
Концерт на День учителя | Концерт-поздравление от студенческого актива | первая неделя октября | 6 | 2 |
Учеба актива | Сборы актива во внеучебное время (в субботу), включающие в себя работу творческих мастерских, игры на сплочение, обсуждение студенческих проблем, создание мини-проектов | октябрь | 10 | 3 |
Фестиваль творчества | Творческое мероприятие, направленное на выявление талантливых студентов в разных жанрах (хореография, вокал, сценическое мастерство, изобразительное творчество, фотография и т.д.). Форма мероприятия обсуждается с активом. | ноябрь | 8 | 3 |
Новый год | Мероприятие, предлагаемое и организуемое активом студентов. | вторая половина декабря | 8 | 1 |
Учеба актива района | Обучение активов учебных заведений Ленинского района методу социального проектирования. Разработка реального социального проекта для совместного осуществления. | По графику социально-педагогической работы в ГАОУ СПО СО «ЕМК» | 10 | 2 |
Социальный проект | Координация и осуществление проекта, разработанного на учебе актива района | В течение года | 1 | |
Месячник Защитников Отечества | Комплекс мероприятий патриотической направленности: тематические концерты, акции, встречи, экскурсии, беседы, конкурсы, викторины и т.д. | 25 января – конец февраля | 20 | 3 |
День влюбленных | Мероприятие, предлагаемое и организуемое активом студентов. | 14 февраля | 4 | 1 |
Акции: «10 000 добрых дел», «Новое поколение выбирает», «Свеча памяти», «Красная ленточка», «Начни с себя – живи безопасно», | Участие студенческого актива в социально значимых акциях различной направленности, организация подобных акций в колледже | В течение года | 20 | 3 |
Участие в конкурсах в рамках районного фестиваля «Открой себя миру» | Активное участие и поддержка конкурсантов в мероприятиях фестиваля Ленинского района | Второе полугодие | 20 | 3 |
День победы | Комплекс тематических мероприятий: помощь ветеранам, уборка территории и памятников, конференции, встречи и т.д. Организация концерта силами студентов совместно с педагогами доп. образования. | Апрель-май | 20 | 2 |
Весенняя неделя добра | Волонтерская деятельность по уборке территории колледжа и района, помощь детским домам, ветеранам войны и педагогического труда | Конец апреля | 6 | 3 |
Итоговое собрание | Подведение итогов деятельности актива, обозначение проблем, разработка планов на следующий год, выборы лучших «активистов», награждение | Начало июня | 2 | 2 |
Волонтерские сборы | Участие лучших студентов в выездных сборах Ленинского района | июнь | 60 | 2 |
Церемония вручения дипломов | Подготовка творческих выступлений и поздравления | конец июня | 6 | 3 |
Итого: 224 часа
Степень самостоятельности:
1 – полностью самостоятельное мероприятие, разрабатывается, организуется и проводится только силами студентов;
2 – совместное мероприятие студенческого актива и педагогов дополнительного образования, студенты вносят предложения и коррективы, участвуют в проведении или в самом мероприятии;
3 – мероприятие, организуемое педагогами доп. образования, где студенты являются активными участниками.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы школы социального менеджмента «Лидер» требуется:
1. Аудитория для теоретических занятий:
Доска, партами и стульями по количеству участников школы соцального менеджмента.
2. Кабинет организации социального и творческого развития студентов:
Шкаф для документов – 2 шт.
Диван угловой (6 мест) – 1 шт.
Стул – 5 шт.
Пуф бескаркасный (бин-бэг) – 12 шт.
Стол письменный – 1 шт.
Персональный компьютер – 1 шт.
Проектор – 1 шт.
ЖК телевизор (диагональ экрана – 107 см) – 1 шт.
Комплект акустики объемного звучания 5.1 (5 акустических систем + сабвуфер) – 1шт.
Флип-чат (доска для рисования маркером) – 1 шт.
Музыкальный центр (минисистема) – 1 шт.
Материалы для занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством (краски гуашь, кисти, цветная бумага, маркеры, фломастеры, ватман)
3. Актовый зал
264 посадочных места
Комплект акустики (усилитель и две акустических системы) – 2 шт.
Экран для проектора -1шт.
Проектор – 1 шт.
Трибуна – 1 шт.
Каркас для декораций – 3 шт.
Многоуровневое освещение
Плакаты для оформления сцены
- комната творчества;
3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Для руководителя:
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 517 с.
2. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 301 с.
3. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб., 1996.
4. Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей / Л. Буйлова // Соц. педагогика. – 2006. – № 4. – С. 35–46.
5. Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
6. Девид Льюис. Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю. М.: Альпина Паблишер, 2012
7. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.
8. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.
9. Тренинг. Формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи, включая профилактику употребления психоактивных веществ и передачи ВИЧ-инфекции. Москва.2010.
10. Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. – 2006. – № 4. – С. 157–160.
11. Хорева Е. М. Общественные объединения и ученическое самоуправление / Е. М. Хорева // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 44–46.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и при анализе выполненных студентами проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Организовывать и проводить мероприятия в группе, колледже и на уровне Ленинского района | Оценка качества проводимых студентами мероприятий, участие в конкурсах, фестивалях, учебах актива на уровне района, города и обрласти. |
Создавать и осуществлять социально значимые проекты | Оценка качества осуществленных студентами проектов, саморефлексия. |
Знания: | |
Основных теоретических понятий курса: социальный менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент, мотивация, социальное проектирование, гражданская позиция | Участие студентов в проведении учеб актива и лекций по курсу в качестве тьюторов для студентов нового набора. Контрольная игра в конце года по теоретическому материалу. |
Общие компетенции: | |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; | Тренинги, проектная деятельность |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; | Осуществление проектов |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; | Выполнение индивидуальных заданий, подготовка проектов. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; | Выполнение индивидуальных заданий, подготовка к мероприятиям |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; | Подготовка и осуществление социальных проектов, участи в мероприятиях различного уровня. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий; | Подготовка и проведение мероприятий, осуществление эффективной работы актива колледжа. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; | практические задания, составленные с учётом будущей специальности студентов |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; | Осуществление социально значимых проектов, участие в профориентационных мероприятиях |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Осуществление проектов патриотической направленности, участи в мероприятиях патриотического характера различного уровня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа социального менеджмента "Лидер" как способ работы со студенческим активом
Статья представляет одну из форм дополнительного образования, которая охватывает практически все стороны студенческой жизни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навы...
Программа курса социально-педагогической направленности обучающихся школ "Мы - Славяне!"
Программа курса социально-педагогической направленности обучющихся школ "Мы - Славяне!"...
Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""
Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...
Программа формирования социальной компетентности обучающихся «Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения»
Программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на определенном возрастном этапе. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованн...