Программа школы социального менеджмента "Лидер"
рабочая программа на тему

Швецова Ольга Анатольевна

Программа дополнительного образования для студентов-активистов и студенческих лидеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkoly_lider.gotovaya_s_liter.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа

школы социального менеджмента

«ЛИДЕР»

Разработчик: Швецова О.А.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский монтажный колледж»

        Согласовано:

Зам. директора по СПР

 ___________________Г.В. Комиссарова

        Утверждаю:

Директор ГБОУ СПО СО

_______________________ А.В. Ханин

Программа рекомендована к реализации

педсоветом (протокол № …от 13.3.3)

«___» _______________ 2014 г.

Возраст обучающихся по программе – 15-18 лет

Срок реализации - 2014-2020 гг

Екатеринбург

2014

Пояснительная записка

Создание актива группы, колледжа – это первая задача любой системы воспитательной работы. В любом учебном заведении такой актив существует, гласно или негласно. Всегда есть ребята, которым тесно в рамках только учебной работы. Создание актива студентов и вовлечение  как можно большего числа студентов в продуктивную деятельность способствует повышению уровня социальных притязаний студентов, повышению качества образования, созданию благоприятного психологического климата в учебном заведении.  Студенческий актив помогает администрации  решать множество задач, способствует улучшению имиджа колледжа.

Вовлеченность в активную деятельность – лучшее средство профилактики социально опасного поведения, поэтому увеличение численности актива – первоочередная задача.  Но зачастую работа студенческого актива носит эпизодический характер, что снижает ее эффективность. В результате многие студенты уходят из актива, снова попадая в «группу риска». Поэтому мы считаем, что нужна систематическая работа с активными студентами, чему и способствует школа социального менеджмента «Лидер».

Важнейшая задача социального менеджмента — «создание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством. В решении этой задачи существенная роль отводится непосредственно самому коллективу, который полномочен участвовать в производственном и социальном развитии хозяйственных систем». В нашем случае производством  предприятием является колледж (студенческая среда в первую очередь), а коллективом – актив студентов колледжа.

Предлагаем в рамках работы школы социального менеджмента  еженедельно проводить теоретические занятия в форме тренингов, практикумов, небольших лекций, где студенты смогли бы получить знания и навыки по проблемам личностного развития, работы в команде, организации различных творческих и социально значимых мероприятий, о формах работы актива, об истории и символике колледжа. Кроме того студенты включаются в реальную практическую деятельность – участвуют и организуют все традиционные мероприятия колледжа, предлагают свои, участвуют в акциях, волонтерском движении, профориентационной  работе, конкурсах районного, городского и областного значения. Также предлагаем студентам участвовать в распространении собственного опыта работы в форме Учебы актива для студентов Ленинского района, участия в форумах, конференциях и конкурсах научных работ.

 При реализации программы клуба мы делаем основной упор на проектную технологию.  Основным критерием успешности деятельности актива является умение создавать и осуществлять собственные проекты.

Программа школы социального менеджмента «Лидер» является экспериментальной и новаторской. Она охватывает практически все виды внеучебной деятельности студентов, направлена на развитие лидерских качеств, социальной активности и формирует у студентов социальную успешность.

Кроме того, работа школы социального менеджмента «Лидер» реализует следующие общие компетенции образовательного стандарта:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Цель:  создание актива колледжа, обучение социальному менеджменту в рамках студенческой среды Екатеринбургского монтажного колледжа.

 Задачи:

- приобретение студентами знаний по  социальному менеджменту и социальной психологии;

- вовлечение студентов в продуктивную деятельность;

- развитие у студентов лидерских качеств, навыков работать в команде;

- воспитание чувства любви к колледжу, сопричастности к его достижениям, гордости, уважения к истории и традициям колледжа;

- создание условий для всестороннего творческого развития личности;

- практическое применение полученных знаний: организация мероприятий, участие в концертах и конкурсах, участие и организация различных акций;

- повышение уровня социальных притязаний студентов;

- профилактика различных видов зависимостей и девиантного поведения.

 Программа школы социального менеджмента «Лидер» состоит из двух блоков – теоретического, на который отводится 36 часов (занятия проводятся каждую неделю по 1 часу) и практического, в который включаются традиционные мероприятия колледжа, города и района и социальные акции. Кроме того, в работу клуба включаются мероприятия незапланированные, предлагаемые студентами или необходимые в конкретной ситуации, научная деятельность студентов, участие в конкурсах и мероприятиях района и города.

Программа рассчитана на детей 15-18 лет, студентов 1-2х курсов. И привлечение в качестве лекторов, ведущих, тренеров студентов старших курсов, прошедших обучение по программе.

Основная форма проведения занятия – тренинг, т.к. важно,  чтобы студенты были активно включены в процесс обучения и сразу же применяли отрабатывали полученные навыки.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы школы социального менеджмента «Лидер»:

максимальной  нагрузки  260  часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки  36 часов;

практической деятельности студентов 224 часа.

Тематический план и содержание программы

школы социального менеджмента «Лидер»

  1. Теоретический блок.

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

  1. 1. Самопознание

2

3

2. Лидерские качества

Основы теории лидерства, вычленение лидерских характеристик. Упражнения на выявление лидеров.

2

3

3. Взаимодействие в команде

Способы взаимодействия, выявления эффективного и неэффективного взаимодействия. Упражнения на взаимодействие.

2

3

4. Создание коллектива

Основные черты коллектива. Игры и упражнения на создание команды.

2

3

5. Психология общения

Виды коммуникации. Коммуникативные навыки. Диалог. Общение в группе. Упражнения.

2

3

6. Конструктивное поведение в конфликтной ситуации

Конструктивное и деструктивное поведение. Механизмы психологической защиты. Конфликт. Виды и типы конфликтов. Поиск успешных путей разрешения конфликта.

2

3

7. Взаимоотношения с противоположным полом

Психологические особенности девушек и молодых людей. Трудности в общении с противоположным полом. Стереотипы мышления.

2

3

8. История колледжа

Рассказ об истории училища-колледжа. Посещение музея колледжа.

2

1

9. Символика колледжа

Значение символики в корпоративной культуре. Обсуждение достоинств и недостатков символики ЕМК. Разработка символики клуба «Активист».

2

1

10. Социальные проекты и акции

Основы социального проектирования. Примеры проектов. Разработка социального проекта.

2

2

11. Молодежные движения

Понятие субкультуры. Виды молодежных движений. Презентация студентами различных субкультурных движений. Волонтерское движение.

2

1

12. Студенческое самоуправление

Цели и задачи студенческого самоуправления. Обсуждение проблем колледжа и поиск решений. Разработка структуры самоуправления.

2

3

13. Внеклассные мероприятия.

Основные виды внеучебной деятельности, цели и задачи внеклассных мероприятий. Разработка плана мероприятий по одному из направлений воспитательной  работы.

2

3

14. Организация мероприятий

Условия эффективной организации. Алгоритм составления плана мероприятия. Разработка мероприятия.

2

3

15.         Проблемы трудоустройства молодежи

Обсуждение проблем трудоустройства. Выступление специалиста центра занятости.

2

3

16. Мотивация в учебной и внеучебной деятельности

Понятие мотивации. Виды мотивации. Обсуждение проблемы мотивации студентов к учебной и внеучебной работе. Предложения о дополнительных средствах мотивации.

2

3

17. Тайм-менеджмент

Основы тайм-менеджмента. Планирование собственного времени на неделю.

2

2

18. Гражданская позиция

Подведение итогов курса. Понятие «гражданская позиция». Формулирование собственной гражданской позиции.

2

3

Итого: 36 часов

Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решениепроблемных задач).

2. Практический блок.

Наименование мероприятия

Содержание

Время проведения

Кол-во часов

Степень самостоятельности студентов

1

                2

3

4

Сбор актива старших курсов

Обсуждение планов на первое полугодие. Рефлексия работы актива за предыдущий учебный год. Подготовка к Дню знаний.

29-30 августа

2

2

День знаний

Концерт, поздравление первокурсников, напутствие от студенческого актива, первое знакомство с колледжем. Готовят студенческий актив совместно с педагогами доп. образования и администрацией.

1 сентября

6

3

Выборы актива групп

Выбирается староста, сектора, творческий актив в каждой группе. Проводят кураторы.

Первая половина сентября

2

2

День здоровья

Организация этапов «тропы здоровья», церемонии посвящения в студенты силами студенческого актива.

Третья неделя сентября

10

2

Сбор актива всех курсов

Общее собрание актива. Рефлексия итогов Дня здоровья. Знакомство с клубом «Активист», программой работы, выборы Студенческого совета, председателя, руководителей секций. Обсуждение проблем и планов.

Конец сентября

2

2

Концерт на День учителя

Концерт-поздравление от студенческого актива

первая неделя октября

6

2

Учеба актива        

Сборы актива во внеучебное время (в субботу), включающие в себя работу творческих мастерских, игры на сплочение, обсуждение студенческих проблем, создание мини-проектов

октябрь

10

3

Фестиваль творчества

Творческое мероприятие, направленное на выявление талантливых студентов в разных жанрах (хореография, вокал, сценическое мастерство, изобразительное творчество, фотография и т.д.). Форма мероприятия обсуждается с активом.

ноябрь

8

3

Новый год

Мероприятие, предлагаемое и организуемое активом студентов.  

вторая половина декабря

8

1

Учеба актива района

Обучение активов учебных заведений Ленинского района методу социального проектирования. Разработка реального социального проекта для совместного осуществления.

По графику социально-педагогической работы в ГАОУ СПО СО «ЕМК»

10

2

Социальный проект

Координация и осуществление проекта, разработанного на учебе актива района

В течение года

1

Месячник Защитников Отечества

Комплекс мероприятий патриотической направленности: тематические концерты, акции, встречи, экскурсии, беседы, конкурсы, викторины и т.д.

25 января – конец февраля

20

3

День влюбленных

Мероприятие, предлагаемое и организуемое активом студентов.

14 февраля

4

1

Акции: «10 000 добрых дел», «Новое поколение выбирает», «Свеча памяти», «Красная ленточка»,

«Начни с себя – живи безопасно»,

Участие студенческого актива в социально значимых акциях различной направленности, организация подобных акций в колледже

В течение года

20

3

Участие в конкурсах в рамках районного фестиваля «Открой себя миру»

Активное участие и поддержка конкурсантов в мероприятиях фестиваля Ленинского района

Второе полугодие

20

3

День победы

Комплекс тематических мероприятий: помощь ветеранам, уборка территории и памятников, конференции, встречи и т.д. Организация концерта силами студентов совместно с педагогами доп. образования.

Апрель-май

20

2

Весенняя неделя добра

Волонтерская деятельность по уборке территории колледжа и района, помощь детским домам, ветеранам войны и педагогического труда

Конец апреля

6

3

Итоговое собрание

Подведение итогов деятельности актива, обозначение проблем, разработка планов на следующий год, выборы лучших «активистов», награждение

Начало июня

2

2

Волонтерские сборы

Участие лучших студентов в выездных сборах Ленинского района

июнь

60

2

Церемония вручения дипломов

Подготовка творческих выступлений и поздравления

конец июня

6

3

Итого: 224 часа

Степень самостоятельности:

1 – полностью самостоятельное мероприятие, разрабатывается, организуется и проводится только силами студентов;

2 – совместное мероприятие студенческого актива и педагогов дополнительного образования, студенты вносят предложения и коррективы, участвуют в проведении или в самом мероприятии;

3 – мероприятие, организуемое педагогами доп. образования,  где студенты являются активными участниками.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы школы социального менеджмента «Лидер» требуется:

1. Аудитория для теоретических занятий:

Доска, партами и стульями по количеству участников школы соцального менеджмента.

2. Кабинет организации социального и творческого развития  студентов:

Шкаф для документов – 2 шт.

Диван угловой (6 мест) – 1 шт.

Стул – 5 шт.

Пуф бескаркасный (бин-бэг) – 12 шт.

Стол письменный – 1 шт.

Персональный компьютер – 1 шт.

Проектор – 1 шт.

ЖК телевизор (диагональ экрана – 107 см) – 1 шт.

Комплект акустики объемного звучания 5.1 (5 акустических систем + сабвуфер) – 1шт.

Флип-чат (доска для рисования маркером) – 1 шт.

Музыкальный центр (минисистема) – 1 шт.

Материалы для занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством (краски гуашь, кисти, цветная бумага, маркеры, фломастеры, ватман)

3.  Актовый зал

264 посадочных места

Комплект акустики (усилитель и две акустических системы) – 2 шт.

Экран для проектора -1шт.

Проектор – 1 шт.

Трибуна – 1 шт.

Каркас для декораций – 3 шт.

Многоуровневое освещение

Плакаты для оформления сцены

- комната творчества;

3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Для руководителя:

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 517 с.

2. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 301 с.

3. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб., 1996.

4. Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей / Л. Буйлова // Соц. педагогика. – 2006. – № 4. – С. 35–46.

5. Бэрон Р.  Социальная психология группы: процессы, решения, действия /  Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

6. Девид Льюис. Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю. М.: Альпина Паблишер, 2012

7. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.

8. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.

9. Тренинг. Формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи, включая профилактику употребления психоактивных веществ и передачи ВИЧ-инфекции. Москва.2010.

10. Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. – 2006. – № 4. – С. 157–160.        

11. Хорева Е. М. Общественные объединения и ученическое самоуправление / Е. М. Хорева // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 44–46.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и  при анализе выполненных студентами  проектов.  

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Организовывать и проводить мероприятия в группе, колледже и на уровне Ленинского района

Оценка качества проводимых студентами мероприятий, участие в конкурсах, фестивалях, учебах актива на уровне района, города и обрласти.

Создавать и осуществлять социально значимые проекты

Оценка качества осуществленных студентами проектов, саморефлексия.

Знания:

Основных теоретических понятий курса:  социальный менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент, мотивация, социальное проектирование, гражданская позиция

Участие студентов в проведении учеб актива и лекций по курсу в качестве тьюторов для студентов нового набора. Контрольная игра в конце года по теоретическому материалу.

Общие компетенции:

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

Тренинги, проектная деятельность

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

 Осуществление проектов

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка проектов.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка к мероприятиям

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

Подготовка и осуществление социальных проектов, участи в мероприятиях различного уровня.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий;

Подготовка и проведение мероприятий, осуществление эффективной работы актива колледжа.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

практические задания, составленные с учётом будущей специальности студентов

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

Осуществление социально значимых проектов, участие в профориентационных мероприятиях

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Осуществление проектов патриотической направленности, участи в мероприятиях патриотического характера различного уровня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа социального менеджмента "Лидер" как способ работы со студенческим активом

Статья представляет одну из форм дополнительного образования, которая охватывает практически все стороны студенческой жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена  на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навы...

Программа курса социально-педагогической направленности обучающихся школ "Мы - Славяне!"

Программа курса социально-педагогической направленности обучющихся школ "Мы - Славяне!"...

Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""

Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...

Программа формирования социальной компетентности обучающихся «Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения»

Программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на определенном возрастном этапе. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованн...