МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
рабочая программа на тему
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навыков позитивного межличностного общения, адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, а также на профилактику нарушений поведения, школьной дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnogo_pedagoga.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Областной центр диагностики и консультирования»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Составитель: Маслакова Т.С., социальный педагог
Татарского филиала ГБОУ НСО ОЦДК
г. Татарск
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навыков позитивного межличностного общения, адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, а также на профилактику нарушений поведения, школьной дезадаптации.
Пояснительная записка
Программа «Формирование социально-педагогической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста» составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и предназначена для решения важной проблемы: оптимизации общения и взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Проблема общения и межличностных отношений в детском возрасте рассматривалась в исследованиях Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой. Данная программа является модификацией программы Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников», в которой особое внимание уделено проблемным формам отношения к сверстникам (застенчивости, демонстративности, обидчивости, агрессивности).
Предложенный мной, вариант модификации данной программы заключается в том, чтобы адаптировать ее для работы с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в социализации и адаптации.
Реализация данной программы будет способствовать решению социально значимой проблемы - вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их.
Ребенок будет успешным в школе при единых стартовых возможностях: овладение новой социальной ролью ученика, навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста. Своеобразие программы заключается в комбинировании различных видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр и письменных упражнений, а также в создании ситуации успеха. Итоги подводятся в конце каждого занятия, ребенок сам может оценивать свои достижения в ходе занятия, а также участники группы могут оценить успехи товарища.
Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:
- Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог ориентируется на ребёнка: его тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
- Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
- Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики социальной ситуации развития ребёнка формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
- Принцип наглядности - демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
- Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раз в неделю).
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы
- Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка - на успех у каждого ребенка.
- Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
- Поощрение и поддержка попытки овладеть своим поведением, объяснять свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие
- Стимуляция мотива «быть не хуже других».
Цель программы
Способствовать созданию условий для успешного вхождения в школьную жизнь, новую социальную среду, создание благоприятного эмоционального фона для формирования интереса к учебной деятельности.
Основными задачами программы являются
- Нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности, конфликтности, обидчивости и др.; развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружающим миром;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- Развитие способности к самоуправлению и самоконтролю;
- Формирование позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Ожидаемые результаты
В ходе успешной реализации программы у детей активизируется творческий потенциал, формируется умения работать самостоятельно, осуществлять контроль над соблюдением правил поведения в процессе игровой и учебной видами деятельности и стимулирует их активность.
С помощью коллективного обсуждения многих заданий, предусмотренных программой, дети получат возможность сформировать и развить навыки общения в совместной деятельности: умение выслушивать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.
Содержание программы
Содержание программы направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности;
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной
основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Занятия проводятся в игровой форме и включают методики, стимулирующие как социальное развитие, так и развитие их познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар.
Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих собственных возможностей через отражение действий других и с другими.
Условия формирования группы.
В состав группы могут входить дети имеющие низкое статусное положение в группе детского сада, неуверенные в себе, агрессивные, замкнутые, тревожные, отличающиеся неорганизованностью поведения (недостаточная целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия). Отбор детей производится на основе диагностического обследования. Количество детей на занятиях недолжно превышать 4-5 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения. Данная программа реализуется в процессе 12-14 коррекционно-развивающих занятий, периодичность занятий 2 раза в неделю, продолжительность 20 до 30 минут.
Требования к материально-предметной среде.
Для проведения занятий необходима отдельная комната. В помещении игровой комнаты должна поддерживаться температура воздуха 18-20 градусов. Оконные проемы должны иметь гардины и тюлевые занавески, что способствует созданию уюта, приближение к домашним условиям. Игровой материал подбирается по условиям необходимости применения его на занятиях. Целесообразно использование аудиовизуальной техники.
Каждое занятие состоит из следующих этапов:
1 этап приветствия
Задача:
- создать атмосферу интереса к занятию;
- сформировать установку на коллективное взаимодействие.
Игры и упражнения направленные на формирование интереса к предстоящему занятию и друг другу даются в начале каждого занятия.
2.Основной этап разбит 3 блока.
- Расширение представлений о себе. Важнейшей задачей предлагаемой системы занятий является развитие у ребенка способности к пониманию своей уникальности и неповторимости.
- Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия в коллективе. Цель этого блока: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого.
- Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
Мы способствуем становлению сильных сторон личности и характера ребенка, задаем систему координат для нивелирования отрицательных проявлений, помогаем ощутить единение с другими, обучаем принимать самостоятельные решения, развиваем эмпатию.
3. Завершающий этап
Задачи:
- анализ и усиление группового взаимодействия через высказывания детей о происшедших удачах во время занятия и акцентуация педагогом позитивных проявлений и изменений у детей;
- отслеживание настроения детей в конце занятия.
«Прощание», «Приветствие» детей носят ритуальный характер, во время занятия дети находятся в кругу, сидя на стульчиках или стоя на ковре. Такое положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимопонимание и взаимодействие, форма круга позволяет им ощутить особую общность, создает у каждого участника чувство принадлежности к группе.
Можно использовать предложенный А.Н. Лутошкиным прием «цветопись». На большом листе, который расчерчен для каждого ребенка на все занятия, взрослый отмечает, какое у ребенка сейчас настроение, с помощью условленного заранее цвета. Вначале целесообразно использовать три цвета, а к концу, по уговору с детьми, пять цветов. Это свидетельствует о том, что дети научатся по ходу работы лучше дифференцировать свои переживания.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
№ п/п | Тема | Цель занятия | Формы работы | Оборудование и методическое обеспечение |
1 | Знакомство. Здравствуй, это я! | -Создание положительного эмоционального фона у участников группы и чувства принадлежности к группе; -развитие навыков позитивного социального поведения | Игры, эстафеты, рисунок, обсуждение рисунка, элементы тренинга | Плюшевая игрушка, листы бумаги (А4),с изображением рамки, ручка, карандаши, фломастеры |
2. | Какой Я? | -Расширение представлений ребенка о себе; -Обучение видению своих достоинств, -развитие дружеских чувств к участникам группы | Элементы тренинга, игры, рисунок, диагностика самооценки, обсуждение рисунка, пальчиковая гимнастика | Мяч, веревки, простой карандаш или ручка, фломастеры, бумага для рисования, бланки для диагностики самооценки «Самый-самый» |
3. | Уверенность-неуверенность | -Создание атмосферы безопасности, доверия, принятия; -Развитие групповой сплоченности, представлений об уверенности-неуверенности; -Развитие саморегуляции, умение снимать эмоциональное напряжение; -Развитие воображения, речи, мелкой моторики рук | Игры, упражнения | Цветные полоски бумаги, материал разной фактуры: мех, вата, пластмасса и т.п., карточки с изображением животных, аудиокассета |
4. | Мы так все похожи | формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими | Игры, упражнения | Аудиокассета |
5. | Мои поступки | -расширение представлений о себе; -обучение видению своих достоинств; -обучение умению анализировать свои поступки и поступки других людей | Игры, элементы тренинга, эстафета, пальчиковая гимнастика | Мяч, мяч-ёж, большой камень |
6. | Я умею все делать сам, что не умею-научусь | Формирование адекватной самооценки; -повышение саморегуляции и самоконтроля; -развитие способностей видеть положительное в себе и других | Игры, упражнения, рисунок, обсуждение рисунка | Аудиокассета, альбомный лист, цветные карандаши, гуашь, фломастеры |
7. | Мои чувства, мое настроение | Установление доброжелательной атмосферы в группе: -формирование позитивного отношения ребенка к своему «я»; -повышение степени самопринятия; -расширение представлений об эмоциях и различных эмоциональных состояниях; | Игры, упражнения, рисунок, обсуждение рисунка, элементы тренинга | Цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, аудиокассета |
8. | Эмоции и чувства | Развитие способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности; -формирование позитивного отношения ребенка к своему «я»; Преодоление психологического барьера застенчивости, снятие эмоционального напряжения; Обучение приемам саморегуляции. | Упражнения, этюд, дыхательные упражнения, элементы тренинга | Мяч, большие резиновые мячи, плакат с изображением двух мешков- темного и цветного, Весельчак-гном (игрушка), цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица (пиктограммы), аудиокассета |
9. | Занятие с участием родителей «Ты- чудо!» | Расширение представлений родителей о своих детях; -повышение доверия родителей к работе педагога; -гармонизирование взаимоотношений родителей и детей | Игры, элементы тренинга, совместный рисунок, обсуждение рисунков | Цветные карандаши, фломастеры, ручка и простой карандаш, мяч, большие резиновые мячи |
10. | Поссорились-помирились | Развитие способности к согласованному взаимодействию; -оказание помощи в освоении навыка установления контактов со сверстниками; -обучение эмоциональному осознанию своего поведения; -повышение самооценки ребенка; -снижение уровня тревожности. | Упражнения, игры | Волшебное зеркало (большая рамка), 3-4 зеркальца, голубой шнур (река), песочные часы, веревка (тропинка), аудиокассета |
11. | Приходи ко мне в гости | Расширение представлений об эмоциях и эмоциональных настроениях -повышение уровня социальной компетентности ребенка во взаимоотношениях со сверстниками; -оптимизирование развития позитивной я-концепции. | Игровые упражнения, рисунок, анализ рисунка | Покрывало, платочки, цветные карандаши, краски, рисунки чашек, аудиокассета, коробочка с бусинками или цветными камешками, деревянная шкатулка с мелкими предметами, игрушками или цветными фишками |
12. | Я хочу быть добрым | -формирование социального доверия; - улучшение взаимоотношений между детьми в группе; - проведение психопрофилактики непродуктивных форм поведения; -развитие коммуникативных навыков; Повышение уверенности в себе; -развитие воображения, творческих способностей, речи | Игры, упражнения | платочки, цветные карандаши, краски, рисунки чашек, аудиокассета, коробочка с бусинками или цветными камешками, деревянная шкатулка с мелкими предметами, игрушками или цветными фишками |
13. | Моя семья | Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи | Игры, рисунок; обсуждение рисунка | Сюжетная картинка «Семья», бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручка, простой карандаш, |
14. | Я не волшебник, я только учусь | Формирование позитивного отношения ребенка к своему «я»; развитие способности к согласованному взаимодействию | Игры, упражнение, рисунок | Золотые блестящие звездочки по числу детей; оформление для окон; музыка для релаксации |
Список литературы
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1977.
- Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. М., 1994.
- Гелециева О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. М., 1966
- Маралов В.Г., Макарова Н.В. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционно- развивающих программ. Череповец, 2003.
- Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободяник Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с. (Бибилиотека журнала «Воспитатель ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.09 " Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста" (мдк 01, мдк 02)
Рабочая программа включает в себя: паспорт рабочей программы (область применения рабоей программы, цели и задачи профессионального модуля (ПМ) – требования к результатам освоения ПМ); структуру ...
программа общеразвивающая социально-педагогической направленности "Музыка для всех"
имеет 3 радела1 поянительная записка2 содержание программы3 обеспечение программысписок литературыприложние...
Программа курса социально-педагогической направленности обучающихся школ "Мы - Славяне!"
Программа курса социально-педагогической направленности обучющихся школ "Мы - Славяне!"...
Презентация: "Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями развития"
Презентация разработана в соответствии с программой обучения по дисцеплине "Педагогика", специальность 4.02.01 "Дошкольное образование"...
Рабочая программа МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Обоснованы исходные методологические и теоретические подходы. Рабочая программа определила результаты освоения междисциплинарного курса, егоструктуру и содержание. Рабочая программа включает усло...
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕЗачастую, родители наших воспитанников обращаются к нам, психологам, с вопросом «Готов ли их ребенок к школе?&r...
Календарно – тематический план по междисциплинарному курсу МДК 05.02 Психолого – педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста
Рабочая программа профессионального модуля МДК 05.02 Психолого – педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста разработан на основе Федерального государственного образ...