Классный час на тему "Молодежный жаргон"
классный час по теме

Мальцева Елена Евгеньевна

Как мы говорим или Понимают нас взрослые? Иногда в разговоре между взрослым и подростком , взрослый не может его понять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_molodezhnyy_zhargon.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Молодежный сленг: «за» и «против»

Подготовила и провела

мастер п/о Мальцева Е.Е.

Цели и задачи:

• воспитание правовой культуры старшеклассников;

• ознакомление школьников с основами молодежной субкультуры.

Форма проведения: этическая беседа-размышление.

Описание классного часа

1. Как мы говорим, или Понимают ли нас взрослые?

Классный руководитель: Сегодняшний наш разговор пойдет о речи молодежи. Иногда в диалоге подростка и взрослого человека взрослым сложно понять, о чем говорит подросток. Тот же в свою очередь удивлен, почему его не понимают. Вот о проблемах молодежного сленга сегодня и пойдет речь.

Прежде чем охарактеризовать молодежный сленг, необходимо понять само значение терминов «сленг» и «жаргон».

Исследователь молодежного сленга А.К. Бабина утверждает, что термин «сленг» появился в русской лексикологии относительно недавно, в отличие от «жаргона» он не зафиксирован ни в словаре Даля, ни в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Проникновение этого слова в русский язык было связано с изучением англоязычных культур. Первоначально сленгом называлась исключительно иноязычная реалия, но в дальнейшем сфера употребления этого слова была расширена.

В словаре О.С. Ахмановой даны два понятия термина «сленг»:

1. Разговорный вариант профессиональной речи.

2. Элементы разговорного варианта той или другой профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих разновидностях языка особую эмоционально-экспрессивную окраску1.

Таким образом, сленг, по мнению многих исследователей, является вторичным образованием по сравнению с жаргонами и арго, адаптирующим к своим нуждам заимствованные единицы. Однако если некоторые отмечают большое значение игрового начала в сленге, то А. Липатов считает, что «всякий речевой экспрессив, оказавшись в сленге, нейтрализуется», приспосабливаясь к новой семантической специфике.

Значение слова «сленг» близко к понятиям «разговорной речи» и «просторечия», однако в отличие от них оно имеет ощутимую социальную маркировку. Тем не менее далеко не все исследователи допускают возможность считать сленг одним из многочисленных социолектов.

Зафиксированное в словаре Даля слово «жаргон» воспринимается как заимствование из французского языка и соответственно просто переводится (без пояснительных русских примеров) как «наречье», «говор», «произношение», «местная речь». В этом толковании подчеркивается отличие жаргона от кодифицированного языка, однако значение термина не имеет пренебрежительного оттенка. У Брокгауза и Ефрона к такому пониманию добавляется новое: «испорченное наречие», а также пояснение: «жаргоны иногда придумываются для известной цели, например, жаргоны воров, нищенствующих и пр.».

В настоящее время жаргон нередко преподносится как противоположность культуры речи. К сложившейся еще в XIX в. традиции исследовать профессиональные жаргоны примыкает новое направление: жаргоны социально-возрастные. Причем если провести границу между профессиональным жаргоном и общенациональной лексикой не составляет труда, то определить рамки социально-возрастных жаргонов представляется проблематичным.

Некоторые лингвисты отказывают жаргону в систематичности и целостности, представляя его как «особый словарь» некой социальной группы. М. Копыленко пишет: «Значительная часть носителей русского языка в возрасте от 14—15 до 24—25 лет употребляет в общении со сверстниками несколько сот специфических слов и сильноидиоматических словосочетаний, именуемых молодежным жаргоном». Многие отмечают, что жаргон обслуживает лишь самые важные для его носителей ситуации. В такой трактовке жаргон — это «совокупность слов, расширяющих речевой репертуар группы носителей того или иного конкретного языка, структурных аспектов которого жаргон не затрагивает, реализуясь лишь на лексическом уровне для описания наиболее значимой для группы ситуации»1.

Похожее мнение высказывает Е. Уздинская: «Молодежный жаргон — это особый подъязык в составе общенационального языка, используемый людьми в возрасте от 14 до 25 лет в непринужденном общении со сверстниками. Молодежный жаргон характеризуется как особым набором лексических единиц, так и спецификой их значения. Носители — это социально-демографическая группа в составе народа, которую объединяет прежде всего возраст».

Многогранен современный молодежный жаргон. Рассмотрим только один пример, например слово «понт». «Понт» в современном жаргоне означает напускную заносчивость, высокомерие, хвастовство. Эти значения можно найти в «Словаре Большого города» Осипова. А «Словарь молодежного сленга» уточняет, что «понт» связан с обманом — это хитрость, уловка, с целью создать видимость чего-либо.

«Взять на понт» — действовать обманом, хитростью, «понты кидать» — рисоваться перед кем-либо, «дешевые понты» — высокомерие, не имеющее под собой оснований, «без понта» — синоним выражения «без мазы», т. е. бесполезно, безнадежно. Не менее популярно и наречие «беспонтово».

Используются также глаголы «понтоваться», «понтануть», «понтиться» и «понтить». «Понтировать» — в современном жаргоне, как указывает словарь молодежного сленга Никитиной, означает обманывать, хитрить. «Понтером» еще издавна называли человека, играющего против банка (в азартных играх), «понтировать» значит играть как понтер. Однако возможно, отмечает автор «Словаря русского арго» В. Елистратов, современный «понт» пришел из уголовного жаргона. «Понтом» называли жертву шулера, воровской прием, отвлечение внимания жертвы во время воровства, «готовить понта» означало искать жертву, «бить понт» — притворяться невиновным, возмущаться, кричать, отвлекая внимание, «крепким понтом» называли неопытную жертву, а «рваным понтом» — того, кто уже был в переделке. Кроме того, глаголы «понтировать», «понтануть» означали «бить», «толкать», «создавать давку».

Откуда «понт» появился в воровском жаргоне? Слово это имеет латинские корни. Pons значит мост. Родственно ему и слово «понтифик». Как уточняет энциклопедия Брокгауза и Ефрона, жрецы, носившие это имя, первоначально должны были наблюдать за ремонтом и постройкой свайного моста в Риме. В религиозном отношении он имел огромное значение. То есть первоначально «понт» действительно означал высокую миссию, однако при переходе в жаргон подлинное превосходство превратилось в ложное.

Приведенный пример со словом «понт» лишний раз подтверждает многогранность, многозначность каждого слова из молодежного сленга или жаргона.

2. Характеристика молодежного сленга

Молодежный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12—30 лет.

А.К. Бабина утверждает, что сленг охватывает практически все области жизни, описывает практически все ситуации, кроме скучных, поскольку сленговое слово рождается как результат эмоционального отношения говорящего к предмету разговора. Сленг — это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным рассказчиком.

Разумеется, такая речь, имеющая множество подтекстов, часто непристойного свойства, отправляющая в «телесный низ» все угнетающее, вызывающее агрессию, может использоваться только в неформальном общении равного с равным. Сленг имеет довольно строгие границы уместности и адекватности.

Сленг — это живой организм, находящийся в процессе постоянного изменения и обновления. Он непрестанно заимствует единицы из жаргонов и прочих подсистем русского языка, а также сам становится поставщиком слов просторечного, разговорного обихода — такая судьба ожидает популярный сленгизм, который из-за многократного повторения теряет свою экспрессивную окраску. Подвижность сленга делает невозможной его фиксацию на бумажном носителе, а также подсчет количественного состава. Возможно лишь проследить некоторые общие особенности, свойственные молодежному сленгу, законы его развития. К молодежному сленгу относится все, сказанное В. Елистратовым о «раблезианском комплексе арго», так что повторяться не имеет смысла. Укажем лишь основные пути пополнения словаря сленга.

Значительная часть сленгизмов образуется путем заимствования. Источником могут служить иностранные языки, как их литературная составляющая, так и просторечная («баксы», «бабл» — амер. «деньги»; «дэнс» — англ. «танцы» и т. д.). Сленг заимствует единицы и из других подсистем русского языка («дембель» — «демобилизация»; «дурь» — наркотики; «зависать» — «прекратить выполнение работы и не реагировать на запросы пользователя (об ЭВМ)» и т. д.). Молодежный сленг часто прибегает к переосмыслению заимствованных единиц («даун» — глупый, несообразительный человек; «грузить» — много говорить; «прайс» — деньги (англ. — «цена») и т. п.). Многие сленгизмы образуются путем традиционной и особой сленговой аффиксации («бэбик», «бэбис» — ребенок (англ. — бэйби).

Ведущим приемом сленгового словообразования является каламбур, в основе которого лежат принципы фонетической мимикрии («степа» — стипендия; «бухкурсы», «бухарест» — пьянка; «бухать» — пить алкоголь) или метатезы («фаршик» — шарфик; «литрбол» — пьянка). Встречается вульгаризация произношения («мю-тю-вю», «ме-те-ве» — МТV).» Распространены в молодежном сленге и другие словообразовательные схемы, которые позволяют достичь языковой экспрессии.

Особое место в молодежном сленге занимает «школьный» или «студенческий» жаргон (сленг). Такие слова, как «домашка», «дежурка», «жиртрест» и «взрыв на макаронной фабрике» знакомы многим со школьной скамьи. В современном школьном жаргоне встречаются весьма новаторские, оригинальные идеи: «валендра» — учительница с именем Валентина или Валерия и отчеством Александровна, «вигрик» — Виктор Григорьевич; «бен ладен» — учитель с бородой и пр.

Отдельно стоит сказать о словах, которые обозначают оценки. Часто употребляемые определения оценок: «двойка» — «двойбан», «банан», «дуля», «параша», «твикс»; «тройка» — «троян», «трюндель», «ни рыба ни мясо», «государственная оценка». Не хватило шага для победы — четверка. Пятерка — «баунти», «чудное мгновенье», «нежданная гостья», «пентиум», «отлэ», «отпад» и т. д.

А есть слова перевертыши. Известный всем «спино- грыз» — это в речи учеников «учитель», а в речи учителей — «ученик».

Таким образом, под молодежным сленгом мы понимаем совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных, дружеских отношениях.

Вопросы для обсуждения:

• Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет сленг?

• Есть ли отличие, по вашему мнению, между молодежным сленгом и жаргоном?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Молодежные субкультуры».

Цель: познакомить с молодежными субкультурами и их направлениями....

Индивидуальный проект по русскому языку на тему "Молодежный сленг и жаргон"

Презентация индивидуального проекта по русскому языку на тему "Молодежный сленг и жаргон". Проект подготовлен студенткой гр. СД-161с. При подготовке проекта проводилось анкетирование студентов, которы...

Разработка тематического классного часа на тему: Тема: Моё здоровье – моё богатство!

- тематика классного часа, беседы о вреде алкоголя, табака и наркотиков в колледже является актуальной и оправданной. Ведь одной из главных задач образовательного учреждения вырастить здоровое поколен...

Молодежный жаргон в английском языке.

Молодежный жаргон родился и рождается в самых недрах английского языка,в разных возрастных группах, как протест против приевшегося"длинного слова", как средство более выразительного, яркого,...

Классный час на тему "Правила поведения на льду в весенний период". 2 марта в группе № 48 прошёл классный час «Правила поведения на льду в весенний период»

Цель: расширение представления обучающихся о правилах поведения на льду.Задачи:Повторить правила поведения на воде.Обучить правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучить сп...

Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Экстремизм в молодежной среде»

Структура и план проведения классного часаЦели и задачи:Обучающие:·         Способствовать формированию у молодёжи активной гражданской позиции неприятия...