Презентация по МДК 04.01. Теоретические и методические основы деятельности учителя, классного руководителя по теме: "Формы работы классного руководителя с семьей"
презентация к уроку
Рассматриваются основные направления работы с родителями, алгоритм проведения родительского собрания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления работы с родителями: 2. Педагогическое просвещение родителей; 1. Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характера семейного воспитания; 4. Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса ; 3. Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе ; 6. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. 5. Индивидуальная работа с родителями;
Традиционные формы работы Нетрадиционные формы работы Родительские собрания Беседа с родителями Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации Посещение на дому Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Алгоритм подготовки родительского собрания 1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает: возрастные особенности детей; преобладание типов семей; уровень образованности и заинтересованности родителей; проблемы классного коллектива; цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой. 2 . Подготовительная работа: изучение научно-методической литературы; анализ документации; проведение микроисследования; определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников; объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся; запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания; приглашение родителей и других его участников; привлечение к его подготовке членов родительского комитета; оформление и оборудование места проведения собрания.
Примерная структура родительского собрания Этапы Содержание 1. Вступительное слово 5-10 мин Объявление темы собрания, цели и задач родительского собрания 2. Просвещение родителей по теме собрания Анализ анкет родителей, учащихся ( кл . руковод ., психологом, учителем), 15 мин. Анализ проводится для того, чтобы ярче представить проблему встречи Выступление по теме. (специалист или кл . рук.) 15 мин. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным Обсуждение проблемы родителями 20 мин. 3. Образовательная работа Анализ успеваемости класса классным руководителем 15 мин. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором», совместная работа позволит исправить положение дел. 4. Воспитательная работа 15 мин. Раскрываются проблемы, анализируется уровень воспитанности учащихся 5. Рефлексия Индивидуальная работа
Проведение родительского собрания Начало собрания должно быть строго в установленное время. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа . Кл. рук. просит задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы или вопросы !
Виды приглашений на родительские собрания Приглашение Уважаемые родители! Если Вас интересует тема «Воспитание детей в современной семье», приходите на родительское собрание, и Вы узнаете, правильна ли Ваша позиция по отношению к детям. Классный руководитель ________________ Приглашаю Вас к диалогу ___________________ числа У семьи и школы одни беды и проблемы. Давайте искать совместные пути решения на родительском собрании. С уважением, классный руководитель ______________
Правила подготовки классного родительского собрания Каждое родительское собрание: - имеет определенную тему - проводится в удобное для родителей время - предполагает обмен опытом семейного воспитания - общение кл.рук . с родителями тактичное и выдержанное Разнообразить форму проведения родительских собраний Тема актуальна Пригласить специалистов План собрания должен быть известен родителям Не следует превращать родительские собрания в место критики матерей и отцов "трудных" учащихся
Секреты успешного проведения родительского собрания Снять напряжение и тревогу, ожидание неприятного разговора Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним Дать понимание , что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети Вместе с родителями искать пути выхода из проблемных ситуаций, стараться направлять, а не давать готовых решений Вести разговор в доброжелательном, спокойном тоне Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте ! Учитесь ! Спрашивайте ! Благодарите !
Задание №1 Прочитайте высказывание А.С.Макаренко о воспитании в семье. Некоторые его мысли помогут составить ответ на вопрос "Роль семьи в формировании личности". «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… - как вы одеваетесь, - как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, - как вы радуетесь или печалитесь, - как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, - как вы смеетесь, - читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» - писал А.С.Макаренко . Определите "Роль семьи в формировании личности." Запишите эти положения (6-8). Примечание. Можете продолжить данные высказывания. Ребенок в семье получает ... В семье формируются ... Ребенок учиться ... Ребенок перенимает ... В семье проявляется ... Ребенок получает ... Ребенок ощущает себя ...
Задание 2. Прочитайте высказывание Макаренко о воспитании в семье. «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни... Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Ответьте на вопрос: Какие проблемы современной семьи вы определите. (Какие трудности влияют на ее нормальное существование?) Запишите их. Подсказка. Можно выделить 2-3 группы проблем: строение семьи (много детей, 1 ребенок, один родитель, несколько поколений); устои семьи, ее озабоченность на современном этапе; сфера воспитания (обозначьте области воспитания, в которых чаще встречаются трудности).
Родительские университеты
Задание 3 . Определите в каком классе могут пройти. Тематика родительских конференций 1 -Ваш малыш – школьник. Режим дня первоклассника 2 -Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности 3 -Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни 4 -Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего он зависит? 5 -Игра в жизни ребенка 6 -Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме 7 -Культура общения с компьютером 8 -Книга и ее роль в жизни семьи 9 -Вредные привычки и как с ними бороться 10 -Уже не дети, ещё не взрослые 11 -Половые различия и проблемы пола 12 Причины детских суицидов 1-11 кл
Требования к индивидуальным консультациям проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя проблема рассматривается с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов возможность высказывать свое мнение и свое отношение к проблеме необходимо обратить внимание на все хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах неуместно сравнивать детей друг с другом нужно говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем рекомендации родителям реальные по проблеме дают специалисты, педагоги, классный руководитель результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей
Задание 4. Моя семья 1 - Мои друзья 2 - Праздники моей семьи 3 - «Можно» и «нельзя» в моей семье 4 - День рождения моей семьи 5 - Наказания и поощрения в моей семье 6 - Традиции моей семьи 7. Для меня авторитетом является …. Задание 5. Консультирование 1 – Записать слова-ассоциации 2 – Выделить важное слово из данных слов 3 – Рассуждение по выбранной теме
Тренинги 1. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога 2. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе позволяют по-новому строить взаимоотношения Тренинговые занятия детей и их родителей: изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности изменяют я – позицию детей и взрослых способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей
Беседы 4 - терапевтический момент Правила профессионального такта в педагогической беседе с родителями 5 - терпеливо выслушать родителя 1 - начать разговор о ребенке обязательно с хорошего 3 - с учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности 2 - корректно , спокойно, без пафоса и лишних эмоций, скажите о недостатках школьника, что смущает сегодня учителей в его характере и поведении 6 - беседа завершается этическим моментом
Родительский ринг 1 - обсуждение точек зрения на проблемы воспитания в целом Подготовка к родительскому рингу 2 – обсуждение конкретных воспитательных ситуаций 1 - изучение проблемного поля воспитательных затруднений родителей и педагогических запросов родителей 3 - из числа педагогов, приглашенных специалистов, создается группа экспертов, которая будет анализировать точки зр6ения родителей на различные проблемы и определять правильность принятия решения в той или иной ситуации 2 - классный руководитель беседует со школьным психологом и социальным педагогом, которые могут предложить ситуации для обсуждения, связанные с проблемами в школе, в параллели 3 – подведение итогов
Участие родителей в работе родительского комитета
Формы работы с семьёй дни творчества детей и их родителей открытые уроки и внеклассные мероприятия родительское общественное патрулирование шефская помощь
Презентации опыта семейного воспитания в СМИ вечера вопросов и ответов диспут, дискуссия встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями
Формы познавательной деятельности общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.
Формы трудовой деятельности оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Семейные праздники и фестивали День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; Игровые семейные конкурсы: "Спортивная семья", "Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс "Мужчины на поверке" (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.
Как разговорить родителей? Шапка вопросов Викторина Рассказ по картинке Волшебная палочка Шапка вопросов Первый тип – вопрос "формальный" Второй тип – основан на конструкции: "Я думаю то-то и так-то, а Вы?" Третий тип – я не знаю: "Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя" и т.д.
Викторина Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери Рассказ по картине рассказать о том, что изобразил ребенок своим рисунком прокомментировать, как исполнение рисунка соотносится с особенностями характера ребенка рассказать о двух самых интересных моментах в рассказе-комментарии своего собеседника Волшебная палочка Первый кон – называются положительные качества Второй кон – называются отрицательные качества Третий кон – в руки дается кусочек мела, родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа – одно из положительных Четвертый кон – нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы Пятый кон – взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам
Примерная тематика родительских собраний 1 КЛАСС «Первый раз в первый класс» (адаптация) Режим дня школьника Как помогать школьнику в приготовлении уроков Поощрения и наказания в семье: разумный баланс Как поддерживать в школьнике желание учиться Дружбы и ссоры в детском коллективе Мир эмоций и чувств ребенка Особенности развития внимания детей 7-8 лет Основные достижения первого учебного года
2 класс Воспитанность и воспитуемость Особенности режима дня второклассника Развитие самостоятельности второклассника при приготовлении домашних заданий. Упрямство: от противостояния к пониманию Товарищество и дружба. Особенности взаимоотношений Роль игры в школьном возрасте От чего зависит успешность обучения? Принципы семейного воспитания Книга-источник знаний Итоги года и перспективы развития
3 класс Задачи развития третьеклассника Роль семьи в формировании мотивации учения Вредные привычки в детском возрасте Способности и одаренность Самостоятельность и ее границы Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром Радость коллективного труда Развитие творческих способностей детей Самооценка наших детей
4 класс Задание 6 - Определить форму проведения родительского собрания 1 -Компьютерные игры: возможные опасности 2 -Природа детской агрессивности 3 -Права и обязанности школьника 4 -Значение проектной деятельности в развитии учащегося 5 -Оценка или отметка? 6 -Общаться с ребенком. Как? 7 -Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу 8 -Развитие системы ценностей, как основа успешного обучения 9 -Как подготовиться к ГИА 10 -Портрет выпускника начальной школы форма
Традиционные формы работы Нетрадиционные формы работы Родительские собрания Беседа с родителями Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации Посещение на дому Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги
Задание 7 1. Дайте определение . Семья – это …. 2 . Проанализируйте ситуацию (поведение дочери, отношение мамы к ситуации). Таня — примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще и ворчит: — Заснули, что ли? Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать: — Танечка, разве можно так стучать? — А ты что, оглохла? Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню. - Опять платье не выстирала? Голос - доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос. - Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна. — У тебя вечно так... Что можно сказать об особенностях семейного воспитания и уровне воспитанности девочки. 3. Проанализируйте ситуацию (поведение сына, отношение отца к ситуации). - Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, - спокойно говорит отец. – Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло. Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже. - Я согласен, что это произошло не по злой воле, говорит отец. – Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации. Что можно сказать о характере отношений в этой семье? Какие качества формируются у мальчика ?
Родительское собрание по теме …. Сформулировать цель, составить задачи работы с родителями 1 . « Подготовительный этап». 2. Этап - «Лекцию или беседу для родителей». 3. Этап «Учебная работа». 4. Этап «Воспитательная работа». Задание 8 Деловая игра
работа классного руководителя и родителей с детьми и подростками, склонных к девиантному поведению
Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально- нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Причины отклоняющего поведения: 1 группа – причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; 2 группа – причины, социального и психологического характера; 3 группа - причины, связанные с возрастными кризисами.
1 группа – причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами адекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности длительность сохранения расстройства и колебания в поведении и эмоциональном состоянии появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов (например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары )
2 группа – причины, социального и психологического характера: дефекты правового и нравственного сознания; содержание потребностей личности; особенности характера; особенности эмоционально-волевой сферы ; незавершенность процесса формирования личности; отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения; зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит; отклоняющее поведение – средство самоутверждения подростков, протест против действительности или требований взрослых и др.
3 группа - причины, связанные с возрастными кризисами Процесс развития детей школьного возраста можно условно разделить на два этапа: Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10- 11 лет) Подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет) Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет) Задание. ГРУППА 1 1. Изучив характерные особенности поведения возрастного периода учащихся класса, подготовьте устное выступление по данному вопросу. 2. Познакомьтесь с классификацией «юных правонарушителей» подготовьте устное выступление по данному вопросу.
Группа 1 Информационный материал 1. Характерные особенности поведения (по А. Гезелл ) 10 лет – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунты против родителей. В 12 лет такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростков от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты этого возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. В 13 лет ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность . Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным. Возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. 15 лет. Быстро возрастают индивидуальные различия. Общим новообразованием в этом возрасте является возрастание духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряженными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возникает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации. 16 лет. Наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, общительность, устремленность будущее. Очень велик жизненный оптимизм. Информационный материал 2. В. Клайн (1991) выделяет шесть типов юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта 1. Он просто «валяет дурака». «Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Что имеется ввиду? Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить « дымовушку » на школьной дискотеке, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания». 2. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сынаподростка обрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу». 3. Испорченный ребенок. «Такого ребенка зачастую называют личность с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение – контакты правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь живет по нормам своего порочного окружения. Он принял номы преступного мира и подчиняется им». 4. Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают сверстники, потому что они не такие как все или потому что кажутся беззащитными. 5. Психотики . «Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли. 6. Дурное семя. «Этот тип подростков называют еще первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы. Обычно такой ребенок постоянно совершает асоциальные поступки, несмотря на то, что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Его не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения». Задание. 1. Изучив характерные особенности поведения возрастного периода учащихся класса, подготовьте устное выступление по данному вопросу. 2. Познакомьтесь с классификацией «юных правонарушителей» подготовьте устное выступление по данному вопросу.
задание. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от номы? 9 . Воровство. 10 . Неподчинение, критика взрослых. 11 . Ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений. 12 . Отрицательное отношение к учебе. 13 . Драки, нанесение телесных повреждений. 14 . Употребление наркотиков. 15 . Что-то еще ________________ 1. Нарушение правил поведения в школе. .2. Побеги из дома. 3. Грубость, сквернословие. 4. Употребление алкоголя, пьянство. 5. Курение. 6. Раннее начало половой жизни. 7. Хулиганство. 8. Унижение других.
Можно ли целенаправленно влиять на трудного ребенка? Особенность социальных отношений детей с девиантным поведением: они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующе их нравственным позициям; всякую негативную оценку своих поступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично. Одна из главных задач воспитания трудного ребенка – его социальное самоопределение: обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е возникновения у них личностного отношения к деятельности в социуме; самореализация детей в процессе социального взаимодействия: предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Главное – добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на нравственных ценностях.
Задание. Группа 2 1 . Дайте определение понятиям «социально неадаптированные дети», подростки группы «риска». 2. Подготовьте план устного выступления по теме «Работа классного руководителя с социально-неадаптированными детьми». Определите, какая отводится роль родителей в работе классного руководителя. 3. Распределите между членами вашей группы содержание выступления. 4. Представьте выступление по теме «Работа классного руководителя с социально-неадаптированными детьми» на учебном занятии.
Группа 2 Информационный материал по теме: «Методы работы с социально-неадаптированными детьми» 1. Реабилитация рассматривается как система мер, направленная на решение задач достаточно широкого диапазона от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. 2. Реабилитация рассматривается и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции. В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация . В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации — приспособления к нему. Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании у детей и подростков представления о его ненужности и никчемности как личности. Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав. Социально-педагогическая реабилитация — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Социально-педагогическая реабилитация направлена на профилактику безнадзорности, бродяжничества неадаптированных детей и подростков; медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию; формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию; психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться; забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве. Другими словами, основная цель деятельности образовательный учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа : диагностики; создания и реализации реабилитационной программы. Диагностика предполагает социально-педагогическое следование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Восстановление гармоничных отношений с, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов. Реабилитация детей и подростков включает: учет и контроль состояния дел детей и подростков состоящих в группе «Риска» (составление картотеки, систематическое в тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие помощь в устранении этих причин; индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса , выговориться, разгрузить его морально и психологически (взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев — с психиатром, невропатологом, наркологом); включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его; установление контакта с семьей ребенка, при необходимости зашиты прав ребенка — жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания, посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок; проводить мероприятия, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься; совместно со школьным психологом проводить занятия, направленные на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля; привлечь к работе классного руководителя сверстников детей из группы риска. Задание. 1. Дайте определение понятиям «социально неадаптированные дети», подростки группы «риска». 2. Подготовьте план устного выступления по теме «Работа классного руководителя с социально-неадаптированными детьми». Определите, какая отводится роль родителей в работе классного руководителя. 3. Распределите между членами вашей группы содержание выступления. 4. Представьте выступление по теме «Работа классного руководителя с социально-неадаптированными детьми» на учебном занятии.
Задание. Группа 3 Методы индивидуального сопровождения Работа со случаем (метод решения проблем), Наставничество Шефство Профессиональное консультирование; Коучинг ; Координирование; Тренинг в микрогруппах ; Контрольно-информационное сопровождение 1. Подготовьте устное выступление по теме: «Технология индивидуального сопровождения «трудного» ребенка». Технология индивидуального сопровождения проблемного ребенка "7 шагов" Шаг 1. В чем проблема? (описание проблемной ситуации). • Шаг 2. Проявление и локализация проблемы. • Шаг 3. Сбор и анализ информации. • Шаг 4. Изучение ситуации в семье. • Шаг 5. Разработка плана действий. • Шаг 6. Реализация плана и мониторинг его эффективности. • Шаг 7. Общая оценка эффективности плана сопровождения.
Группа 3. Информационный материал. Технология индивидуального сопровождения «трудного» ребенка Этапы Индивидуального сопровождения 1. этап сбора первичной информации, 2. этап установления контакта с клиентом; 3. диагностический этап; 4. реабилитационный этап; 5. этап контрольного патронажа. Технология индивидуального сопровождения проблемного ребенка "7 шагов" • Шаг 1. В чем проблема? (описание проблемной ситуации). • Шаг 2. Проявление и локализация проблемы. • Шаг 3. Сбор и анализ информации. • Шаг 4. Изучение ситуации в семье. • Шаг 5. Разработка плана действий. • Шаг 6. Реализация плана и мониторинг его эффективности. • Шаг 7. Общая оценка эффективности плана сопровождения. Методы индивидуального сопровождения Работа со случаем (метод решения проблем), Наставничество Шефство Профессиональное консультирование; Коучинг ; Координирование; Тренинг в микрогруппах ; Контрольно-информационное сопровождение Работа со случаем (автор Хелен Харрис Перлман ) • выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства, защита и помощь в формировании положительной мотивации, поддержка; • снятие эмоциональной блокады; • рационализация проблемы. (Социальный работник совместно с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что явилось проблемой и что определило этот выбор и последующие действия); • социальный работник совместно с клиентом находит доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении проблем клиента и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям. Техника индивидуального сопровождения • идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали; • взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы; • сбор и анализ информации; • составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция. Наставничество • В воспитательной работе наставник должен опираться на то положительное, что имеется в личности каждого ребёнка. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на них поведение правонарушителя, поощряя положительные поступки, педагог легче может достигнуть успеха в перевоспитании ребёнка. • Основной метод воспитания здесь – личный пример, поэтому главным принципом является наличие духовной связи, достигаемой через установление дружеских отношений Задание. 1. Изучите информационный материал «Технология индивидуального сопровождения «трудного» ребенка». 2. Подготовьте устное выступление по данной теме.
Задание. Группа 4 1. Изучите информационный материал по теме: «Работа с родителями детей «группы риска» и подготовьте выступление по данной теме. Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
Группа 4 Информационный материал. « Работа с родителями детей «группы риска» Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.) Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Термины Дети «группы риска» – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Зона риска - условия жизни, опасные для ребенка. Зона социального риска — бесконтрольность со стороны взрослых, отсутствие надлежащей системы обучения, воспитания и развития ребенка. Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; Неблагополучная семья - педагогически несостоятельная, уклоняющаяся от выполнения родительского долга семья, в которой родители злоупотребляют правами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом. Основными особенностями неблагополучной семьи являются низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами. Также возможно наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие; аморальный образ жизни; зависимость от алкоголя и психоактивных веществ; деформированность общечеловеческих ценностных ориентаций; неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п. Сопровождение семьи - социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, оказание эффективной помощи детям специалистами системы образования. Задание. 1. Изучите информационный материал по теме: «Работа с родителями детей «группы риска» и подготовьте выступление по данной теме
Анкета для родителей Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы ? Сколько примерно времени в день ваш ребенок (или ваши дети) представлен самому себе ? Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время ? Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения ? Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в трудную компанию ? Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения? _
Задание. Группа 5 1. Познакомиться с текстом «Организация родительского всеобуча» и подготовьте устное выступление, включая ответы на вопросы. 1) - Что понимается под просвещением родителей? Раскройте характерные особенности. 2) - Чем просвещение родителей отличается от их информирования? 3) - В чем заключается специфика отношений учителя и родителя при организации просвещения? 2. Составить план выступления перед родителями по теме: «Мой дом - семья» 3. Составить памятку для родителей (совместно с родителями) «Как стать хорошим родителем». 4. Представьте выступление по теме «Организация родительского всеобуча» на учебном занятии.
Группа 5 Информационный материал по теме: «Организация родительского всеобуча» Школа полностью должна взять на себя образовательные функции по отношению к взрослым людям, не стоит: её роль в данном случае состоит, прежде всего в том, чтобы умело способствовать педагогическому самообразованию родителей и на этой основе строить новые отношения с ними. Эти отношения, возможно, не сразу приобретут характер партнерских, но построение общего ценностно-смыслового пространства может максимально способствовать их становлению. Школе в этой связи важно, на наш взгляд, помнить: просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения мы готовим из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, пресловутое “единство требований” начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей. Однако среди родителей есть люди более компетентные, есть менее, более заинтересованные, и такие, кто считает школу “камерой хранения” для их чада и предпочитает не вмешиваться ни в какие мероприятия. В свою очередь, и среди педагогов не все в равной степени обладают желанием стать “проводником” для любознательных мам и пап, помочь им обрести уверенность в своих действиях или снизить число конфликтов со школой. Итак, что обычно понимается под просвещением? Какова его специфика или чем оно отличается, например, от обучения или информирования? Как можно организовать просвещение родителей в школе? По каким принципам оно строится? Какова роль школы в этом процессе? Просвещение – это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации. Задача организаторов просвещения – предложить актуальную информацию, а право слушателей – распоряжаться ей по собственному усмотрению. Поэтому в просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание скучных лекций или давно известных фактов. Именно для этого и необходима предварительная диагностика их компетентности в той или иной области. Просвещение может охватывать разные области знаний и быть психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, валеологическим , медицинским и т.д. Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Педагогическое просвещение всегда направлено на свободное развитие личности путем передачи как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений. Ещё одной характерной особенностью является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей. Если школа заинтересована в родителе как в компетентном партнере, именно педагогическое просвещение родителей является наилучшим способом повысить его педагогическую компетентность. В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов – в данном случае участники более активны. Иными словами, если в процессе информирования необходимо дойти до каждого родителя. Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и информирование умений и навыков. Просвещение, в отличие от консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с родителями. Соответственно, необходимо обращать внимание на такой аспект, как формирование учительского сообщества, задействованного в просветительской деятельности. Это сообщество должно выработать общую концепцию психолого-педагогического просвещения. Специфика отношений учителя и родителя при организации педагогического просвещения родителей заключается в том, что, с одной стороны, оба субъекта являются равноправными, равноценными и автономными партнерами во влиянии на ребенка. С другой стороны родители в данном случае выступают в роли учеников, то есть менее компетентны в вопросах педагогического взаимодействия, чем учитель. Соответственно, учитель должен помочь родителям в организации такого взаимодействия, которое бы удовлетворяло всех, и детей в первую очередь. Важно заметить, что для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции семейного воспитания, и задача педагога скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком. Как и любое обучение, педагогическое просвещения родителей целесообразно проводить путем проектирования образовательной программы. Задание. 1. Познакомиться с текстом «Организация родительского всеобуча» и подготовьте устное выступление, включая ответы на вопросы. 1) - Что понимается под просвещением родителей? Раскройте характерные особенности. 2) - Чем просвещение родителей отличается от их информирования? 3) - В чем заключается специфика отношений учителя и родителя при организации просвещения? 2. Составить план выступления перед родителями по теме: «Мой дом - семья» 3. Составить памятку для родителей (совместно с родителями) «Как стать хорошим родителем». 4. Представьте выступление по теме «Организация родительского всеобуча» на учебном занятии.
Задание. Группа 6 1. Познакомиться с текстом «Отцовское отношение к ребенку» и подготовьте устное выступление, включая ответы на вопросы. - Определите роль отца в воспитании детей в семье. - Назовите типы воспитания отца в семье. - Определите какой тип воспитания отца, на ваш взгляд, наиболее эффективен для детей. - Приведите примеры (из опыта, литературных источников) положительного, отрицательного отношения (влияния) отца на воспитание детей. 4. Представьте выступление по теме «Отцовское отношение к ребенку» на учебном занятии.
Группа 6 Информационный материал по теме: «Отцовское отношение к ребенку» Папа – это совершенно другая душевная организация, со своими переживаниями, чувствами и подходами к собственным детям. С папами дети общаются иначе, чем с мамами и добиваются своего иными средствами. Папам сложнее переключиться с общения с коллегами на разговор с дочерью или сыном. Папы чаще не могут сдержать свои эмоции и переходят на крик, наставления в жесткой форме или осознанно избегают конфликтов, перекладывая ответственность на жену: «Я же говорил, вот ты теперь и воспитывай…» Очень важно, чтобы папы осознали, что восприятие мира, ценностные установки детей, во многом зависят от папиного примера, папиных слов и отношения к жене. В общении с папой нуждаются и сыновья, и дочери. Если сын берет папу за образец поведения, то дочь не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Потом, во взрослой жизни она будет ориентироваться на те отношения, которые были у нее с отцом в детстве. В настоящее время роль отца в социализации ребенка возрастает. Однако, несмотря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя основную ответственность в воспитании детей. Большинство предпочитают просто находиться рядом. Есть две классификации отцовского типа, в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчине сильнее: опекать или учить. I – Отцовское чувство захватывает в первые годы жизни ребенка, когда тот слаб и беспомощен. II – Ведущая потребность – учить, передавать все свои знания, опыт. Желание видеть свое продолжение. Другая классификация: Большой друг Такие папы, придя с работы, начинают играть в разные игры с детьми, но на этом и останавливаются, уверенные в том, что сделано самое важное. Приготовление уроков, поликлиника – на маме. Предводитель семейства Традиционный тип. Ему не интересны домашние хлопоты, ценит себя, когда занимается только «мужским» делом. Уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. При этом учит необходимым навыкам. Исключительный папа Это тип отцов, берущих на себя роль мамы и ее традиционные обязанности, то есть папа становится не дополнением мамы, а конкурентом. Вопрос: на кого потом ориентироваться ребенку? *Вечно юный супруг Папа обожает своего ребенка, готов помочь жене, но не в силах отказаться от любимых занятий и привычек - любимый автомобиль, друзья…Мама и так много времени занимается любимым чадом, зачем еще я? Итак, существуют разные типы отцовского воспитания, но нельзя сказать: действуйте только так и не иначе. Важнее, наверно, понимание своей необходимости, своей значимости для ребенка, для семьи. По результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития. По другому исследованию, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, иногда невнимательный родитель, очень важен. Дети, выросшие без отцов, имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Итак, мы видим, что роль отца очень велика. Задание . 1. Познакомиться с текстом «Отцовское отношение к ребенку» и подготовьте устное выступление, включая ответы на вопросы. - Определите роль отца в воспитании детей в семье. - Назовите типы воспитания отца в семье. - Определите какой тип воспитания отца, на ваш взгляд, наиболее эффективен для детей. - Приведите примеры (из опыта, литературных источников) положительного, отрицательного отношения (влияния) отца на воспитание детей. 4. Представьте выступление по теме «Отцовское отношение к ребенку» на учебном занятии .
Самостоятельная работа Прием Примеры 1. 2. … 5. Задание 1. Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи? Обоснуйте свой ответ и запишите его в такой последовательности: 1. Родительское отношение к ребенку. 2. Почему для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация? 3. Как со своими эмоциями справляются родители? 4. Поясните тезис: « восприятие родителем своего сына или дочери – это эмоциональный процесс » . 5. Перечислите, чего хочет родитель от классного руководителя? 6. Раскройте приемы конструктивного взаимодействия классного руководителя и родителей . 7. Сформулируйте, чего не следует делать классному руководителю в беседе с родителями . Задание 2. Опишите в чем заключается взаимосвязь школы и семьи с детьми имеющими проблемы в развитии и поведении ?
Трудности в общении с родителями Многие педагоги сами растят детей и тем не менее, находясь в позиции учителя, забывают о страхах и противоречивых чувствах родителей, пришедших в школу – на родительское собрание или для личной беседы. Чтобы обсуждение проблем ребенка стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей и строить взаимодействие, опираясь на это знание. Родительская тревога Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать». Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи? Для ответа на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке. Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы он был успешен. К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель. Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог. Для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя. С этими эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так, одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие – возлагают ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя. Негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом, с которым мама или папа разговаривают в данный момент. Родительская тревога, как правило, вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем всё еще вызывает болезненные переживания). Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, отношением к нему, что делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: «Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас учиться», а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети». Основа взаимопонимания Таким образом, родители, с которыми учитель или классный руководитель общается по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – исключительно сильными. И успешность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от того, удается ли ему построить взаимодействие с учетом состояния родителя. Представим себе первоклассника, который впервые переступил школьный порог. Ему тревожно, неловко, он не знает, как себя поведут учителя и другие дети. Учитель, с пониманием относящийся к переживаниям ребенка, помогает ему почувствовать себя комфортно в новой обстановке. Если же педагог безразличен к состоянию первоклассника, не оказывает ему никакой поддержки, то ребенок, скорее всего, будет его бояться, но не будет ему доверять. Нечто подобное происходит и в работе с родителями: им также некомфортно, и основа продуктивного взаимодействия между семьей и школой – контакт и доверие. Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей. Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству. Чего же хочет родитель от учителя или классного руководителя? - Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой. - Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта. - Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?») - Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами? Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит. И самые замечательные слова могут пропасть в тумане, если они звучат осуждающе или оценивающе. Учителя ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю. Поэтому давайте рассмотрим некоторые психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания. Приемы конструктивного взаимодействия Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка? Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный. Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет». Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником. Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы». При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться». После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь. Типичные ошибки в общении с родителями Каковы главные помехи в конструктивном общении и чего педагогу лучше не делать в беседе с родителями? Взаимодействию педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями. Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет необходимости искать это решение самому». В практической деятельности зачастую принято искать причины трудностей ребенка в поведении родителей. Однако научные исследования далеко не всегда это подтверждают, да и родители часто говорят что-нибудь вроде: «Он таким родился». Очень большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Так, одни дети эмоционально устойчивы, а другие – крайне восприимчивы к различным внешним воздействиям. Американские психологи сейчас часто употребляют формулировку «дети с трудным темпераментом». Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные способы взаимодействия с ним. Можно не оспаривать имеющиеся у родителя воспитательные установки или методы воздействия на ребенка, но подчеркнуть их несоответствие специфике ребенка. В этом случае уместно сказать: «Это замечательный прием, но не для вашего ребенка». Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая . Задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯТеоретические и методические основы деятельности классного руководителя Рабоч...
Использование видеоматериалов на уроках МДК Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
В работе раскрывается эффективность применения видеоматериалов на теоретических и практических занятиях МДК Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя...
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования
Календарно-тематический планпрофессионального модуля ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...
МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Представлены все ПК, которыми овладела и продолжаю овладевать во время обучения....
Методическо руководство к практическим занятиям по МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса по изучению междисциплинарного курса 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя по ПМ.03 Кла...