Интеллектуальные карты как способ работы с информацией
статья на тему

Костина Анна Михайловна

Данное выступление подготовлено для участия в педагогической конференции КГБ ПОУ ХКОТСО. Педагог делится опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_karty.docx100.22 КБ
Файл intellektualnye_karty.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные карты как способ работы с информацией

Костина А.М., преподаватель

О методе интеллект-карт

         Многие проблемы, источником которых являются когнитивные (познавательные) затруднения обучающихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

- глубоко изучать личность обучающихся и обнаруживать причины их когнитивных (познавательных) и эмоциональных затруднений;

- разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;

- развивать креативность обучающихся;

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование; аннотирование; участие в дискуссиях; подготовка докладов; написание рефератов; статей; аналитических обзоров и т. д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) обучающихся;

- ускорять процесс обучения;

- формировать организационно-деятельностные умения;

- учить обучающихся решать проблемы.

Психологические основания метода интеллект-карт

          Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Адекватного перевода на русский язык слов «mind maps» не существует. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума», что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова «ум». В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты», которым мы будем пользоваться в дальнейшем, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

          В основе данного метода лежит теория радиантного мышления, предложенная Т. Бьюзеном. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную грушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть» (Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4 - е изд. - Мн.: "Попурри", 2007, С. 54-55.).

           Ассоциативная теория является одной из наиболее ранних психологических теорий. В XX столетии интерес к ней несколько угас, так как она подвергалась вполне обоснованной критике, однако последние исследования в области нейрофизиологии способствовали её возрождению. На сайте, поддерживаемом Институтом молекулярной генетики РАН, утверждается: «С помощью электрофизиологических методов установлено, что в коре можно различить области трех типов в соответствии с функциями, которые выполняют находящиеся в них клетки: сенсорные зоны коры головного мозга, ассоциативные зоны коры головного мозга и двигательные зоны коры головного мозга. Взаимосвязи между этими зонами позволяют коре большого мозга контролировать и координировать все произвольные и некоторые непроизвольные формы деятельности, включая такие высшие функции, как память, учение, сознание и свойства личности».

             Ассоциативные зоны являются функциональными зонами коры головного мозга. Их основная функция состоит в том, что они связывают вновь поступающую сенсорную информацию с той, которая была получена ранее и хранится в блоках памяти. «Сенсорные сигналы интерпретируются, осмысливаются и при необходимости используются для определения наиболее подходящих ответных реакций, которые выбираются в ассоциативной зоне и передаются в связанную с ней двигательную зону. Таким образом, ассоциативные зоны участвуют в процессах запоминания, учения и мышления, и результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом».

Бьюзен находит одно из возможных решений в визуализации процесса построения ассоциаций, в котором используется гораздо большее число сенсорных каналов получения информации, чем в традиционных способах её представления. Бьюзен приводит хорошо известный факт своеобразного разделения труда между полушариями головного мозга. Способности мозга по восприятию и переработки различных видов информации, представленных в разных формах, Бьюзен называет кортикальными способностями. С левым полушарием он связывает операции с последовательностями, перечнями и числами, линейные представления, анализ, логику и речь. Правое полушарие ответственно за пространственную ориентацию и трёхмерное восприятие, воображение, целостное восприятие (гештальт), мечты, ритм и цвет (Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4 - е изд. - Мн.: "Попурри", 2007, с. 32.).

             Традиционные способы переработки информации задействуют в основном кортикальные способности левого полушария. Среди этих способов Бьюзен предпочитает выделять конспектирование как наиболее распространённый приём упорядочивания и сохранения текстовой информации. Сопоставляя стандартные приёмы конспектирования со всем множеством кортикальных способностей, которые мозг может использовать в процессе обработки информации, Бьюзен приходит к выводу: «Стандартное конспектирование демонстрирует почти полное отсутствие:

- визуального ритма;

- визуальной структуры;

- цвета;

- образов (воображения);

- графического представления информации;

- оперирования с многомерными объектами;

- пространственной ориентации;

- ассоциаций» (Там же, с. 48.).

          Отмеченные недостатки резко снижают глубину и разносторонность переработки информации, что ведёт к потере значительной её части уже на стадии самого конспектирования и способствует быстрому забыванию в дальнейшем. Особенно негативным Бьзюен считает весьма вероятную потерю ключевых слов, выражающих наиболее важные идеи текста: «В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах, теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты» (Там же, с. 49).

           Ещё одним отрицательным следствием игнорирования кортикальных способностей правого полушария Бьюзен считает торможение креативных процессов, основанных на генерации большого числа свободных ассоциаций и нахождении самых неожиданных связей между ними. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, создаёт ощущение его законченности, в то время как потенциально он является бесконечным, образуя основу для выхода за пределы известного.

           Традиционные способы переработки информации трудоёмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

- записывается много ненужной информации;

- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

- теряется время на поиск ключевых слов» (Там же, с. 32).

Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение.

Законы построения интеллект-карт

В основе построения интеллект-карт лежат законы, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием.

- держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»;

- всегда используйте центральный образ;

- как можно чаще используйте графические образы;

- для центрального образа используйте три и более цветов;

- чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;

- варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;

- стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;

- стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим;

- используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;

- используйте цвета;

- используйте кодирование информации;

- используйте печатные буквы;

- размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;

- следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;

- соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;

- делайте главные линии плавными и более жирными;

- отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;

- следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;

- старайтесь располагать слова горизонтально.

Использование на учебных занятиях

Метод создания интеллектуальной карты может стать основным на протяжении всего урока при условии совместного коллективного создания карты. А может быть отдельным этапом на стадии вызова или рефлексии, способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Первоначально интеллектуальные карты строились на обычной бумаге разноцветными фломастерами.

Современные сетевые технологии (веб 2.0) помогают визуализировать процесс осмысления и автоматизировать создание интеллектуальных карт.

Для построения интеллектуальных карт можно использовать: 

- свободные программы, доступные для скачивания в интернете: FreeMind, XMind , VUE

- сетевые сервисы:

Bubbl.us Инструкция по созданию карты в Bubbl.us 

MindMeister.com Инструкция по созданию карты в Mindmeister 

Mindomo.com Справка по использованию сервиса Mindomo.com 

- другие сервисы и программы.

Литература:

1. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Представление знаний учащихся в виде фреймов на основе метода интеллект-карт // Профильная школа. - 2015. - №5. - С. 49-63.

2. Бершадский М.Е. Карты понятий как способ визуализации семантических отношений. - В сб.: Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва Уфа, 28 января 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмулы, 2013. - 290 с. - С. 148-152.

3. Бершадский М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий // Народное образование. - 2012. - №6. - С. 203-212. 

4. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Модель применения метода интеллект-карт в образовании // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010. – Вып. 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – 2,23 Мб.

5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://tvoy-pomoshnik.ru/wp-content/uploads/2012/09/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%A8%D0%B8%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальные карты как способ работы с информацией Костина А.М., преподаватель

Слайд 2

Метод интеллект-карт позволяет: - глубоко изучать личность обучающихся и обнаруживать причины их когнитивных (познавательных ) и эмоциональных затруднений; - развивать креативность обучающихся; - формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; - формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование; аннотирование; участие в дискуссиях; подготовка докладов; написание рефератов; статей; аналитических обзоров и т. д.); - улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) обучающихся; - ускорять процесс обучения; - формировать организационно-деятельностные умения; - учить решать проблемы.

Слайд 3

Психологические основания метода интеллект-карт Американский учёный и бизнесмен Т. Бьюзен ; « mind maps » - «карты ума»; В основе метода лежит теория радиантного мышления (в центре сфера, от нее отходят линии - ассоциации); Ассоциативные зоны в КГМ (связываю сенсорную информацию с той, что была ранее)

Слайд 4

Разделение труда между полушариями ГМ Левое полушарие - операции с последовательностями, перечнями и числами, линейные представления, анализ, логика и речь; Правое полушарие - пространственная ориентация и трёхмерное восприятие, воображение, целостное восприятие, мечты, ритм и цвет.

Слайд 5

Законы построения интеллект-карт Альбомная ориентация

Слайд 6

всегда используйте центральный образ Груша

Слайд 7

Груша (фрукт) Груша (топинамбур) Груша (снаряд) Груша (гирька) Груша (грани ценных камней) Груша (клизма)

Слайд 8

Груша сладкая вкусная сочная большая желтая спелая дерево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Графические способы отображения статистической информации"

Презентация по дисциплине "Статистика" по теме  "Графические способы отображения статистической информации"...

Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса

В работе рассматриваются технологии работы с информацией, технологии организации работы студентов с учебной литературой, портфолио, контёнт-анализ, самостоятельная работа....

Школа социального менеджмента "Лидер" как способ работы со студенческим активом

Статья представляет одну из форм дополнительного образования, которая охватывает практически все стороны студенческой жизни...

Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения юношей.

В данной статье описываются причины девиантного поведения юношей и способы работы, направленные на изменение этого поведения....

Проектная работа по английскому языку на тему «ОНЛАЙН- ПЕРЕВОДЧИК КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» “Online translator as method of work with text in English language”

Проектная работапо английскому языкуна тему «ОНЛАЙН- ПЕРЕВОДЧИК КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»“Online translator as method of work with text in English languag...

Технологическая карта урока по теме: Кодирование информации"

Технологическая карта урока по теме: Кодирование информации"...