Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения юношей.
статья на тему
В данной статье описываются причины девиантного поведения юношей и способы работы, направленные на изменение этого поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_i_sposoby_preodoleniya.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Войнова Т.П., преподаватель,
Государственный агротехнический колледж
с. Московское Изобильненского района
Ставропольский край
Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения юношей.
«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Эти и другие вопросы вызывают живой интерес у психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.
Термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом – девиантное поведение (от лат. deviato – отклонение).
Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
- Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.
- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.
- Для отклоняющегося поведения характерно то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
- Рассматриваемое поведение можно характеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
- Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
Одной из основных причин отрицательного поведения является неправильное воспитание детей в семье.
«Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком или юношей случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.
Подавляющее большинство подростков и юношей, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к учебному заведению, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, группой, учителями, родителями. Подростки, юноши постепенно выбывают из сферы общения своего коллектива. Хотя именно школа, лицей, колледж для таких ребят должны стать тем местом, где они могли бы удовлетворять свою потребность в положительном общении.
Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков и юношей от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы с ними.
Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка или юноши, необходимо знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному юноше необходим строго индивидуальной подход, основанный на осознании юношей доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.
Следует выделить несколько групп педагогически запущенных подростков и юношей:
Это - подростки и юноши, впервые совершившие проступок, или так называемые «случайные» нарушители. Их предшествующее поведение характеризуется обычно равнодушным отношению к своим сверстникам, проявлением лживости. «Случайные» нарушители либо постоянно находились под жестоким контролем, либо воспитывались в семье, где отношения построены на лживости и взаимной грубости.
Таких подростков и юношей необходимо обязательно включить в деятельность коллективов учебных групп, внегрупповых и внеучебных профильных объединений с учетом их интересов, способностей, постепенно усложняя характер даваемых им поручений (от исполнителя к организатору).
- Воспитательная работа с такими подростками и юношами строится на положительных примерах (из литературы, кино, жизни), разъяснении ошибочности их поведения и его последствий.
- Следует им помочь в подготовке к урокам (при необходимости организовывать специальные занятия во внеучебное время).
- Надо установить постоянный контроль за такими юношами, но он не должен быть жестоким.
- Важно помочь подросткам и юношам найти друзей, соответствующих их темпераменту и способных на них положительно воздействовать.
Вторая группа - подростки и юноши, впервые совершившие правонарушения, которые являются случайными с точки зрения повода и ситуации, но ранее уже имевшие отклонения от норм поведения (побег из дома, курение, драка, употребление спиртных напитков). Они равнодушно относятся к учебной деятельности, среди этих подростков и юношей наблюдается систематическая неуспеваемость по нескольким предметам.
- С такими подростками и юношами следует начинать работу с установления жесткого систематического контроля со стороны взрослых.
Третья группа - подростки или юноши, совершившие правонарушения, которые обусловлены их общей нравственной деформацией (грубые систематические нарушения дисциплины в учебном заведении и вне его, лживости, употребление спиртных напитков, курение, драки, грубость, жестокость). Это связано с тем, что у них сформирован определенный стереотип асоциального поведения. Чаще всего они являются активными участниками асоциальных неформальных групп подростков .
- С этими учащимися необходимо построить работу таким образом, чтобы контроль за их выполнением общественных норм был не только жестким и систематическим, но и всесторонним.
- Их надо изолировать от отрицательного влияния группы с асоциальным поведением на основе включения в общение с теми юношами, для которых характерным является ярко выраженная общественная деятельность.
- Поощрять подростка или юношу следует только тогда, когда данное ему общественно полезное поручение выполнено до конца.
Четвертую группу составляют подростки или юноши, характеризующиеся устойчивой антиобществе6нной направленностью. К их числу относятся те подростки и юноши, которые уже неоднократно совершали проступки и имеют определенное наказание. У этого типа подростков и юношей наибольшая деформация нравственных устоев. Они обычно не хотят учиться, уклоняются от работы. Нередко они являются руководителями подростковых, юношеских группировок антисоциального типа. С ними трудно сразу установить контакт. Они грубы, возводят между собой и воспитателями барьер недоверия и даже враждебности.
- Каждому воспитателю надо быть более настойчивым в перестройке его отношения к себе. Целеустремленность, принципиальность, чуткость и тактичность воспитания должны помочь юноше почувствовать необходимость общения с наставником.
- Необходим систематический, всесторонний контроль за деятельностью подростка и юноши, за кругом их общения.
- С начального этапа воспитательной работы надо добиваться, чтобы юноша накапливал положительный опыт.
- Если же он не поддается воспитательному воздействию со стороны всех организаторов воспитательной работы с ним, то следует поставить вопрос о его направлении в специальное учебное учреждение.
Данную работу необходимо проводить с учетом ведущего «радикала» характера юношей.
В беседе с юношами возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивать, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с юношами в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.
Для юношей с недостаточной устойчивой центральной нервной системой характерны эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Учитывая эти личностные особенности, следует ориентировать их на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них.
Внимание в работе с неустойчивыми в поведении юношами должно быть направлено на организацию контроля за учебными и другими видами их деятельности. Обращение к морально-этическим ценностям далеко не всегда приводят к положительным результатам- их почти невозможно переубедить, но можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за юношей приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.
В беседах с подростками и юношами, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя их на социально одобряемые формы проявления активности (а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков, юношей), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.
Учитывая чрезмерный эгоцентризм юношей, важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказывать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличивать тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.
Реабилитационная и коррекционная работа с юношами «необщительного» типа (замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах, не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседах с такими юношами недопустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста.
Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками и юношами, имеющими признаки патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий можно включить следующие:
- консультативный осмотр специалиста из инспекции по делам несовершеннолетних с целью выделения групп подростков, нуждающихся в специализированной помощи;
- проведение медикаментозного и психотерапевтического лечения подростков и юношей с патологическим отклоняющимся поведением в поликлинических условиях, а при необходимости – и в больнице;
- проведение разъяснительно-пропагандистской работы среди подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)
Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Социальные нормы – правила поведения, принятые вобществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения....
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:...
Причины появления отклоняющегося поведения
Причины появления отклоняющегося поведения...
«Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Добрый день, уважаемые студенты и гости! Сегодня мы проводим урок Мужества - «Герои Отечества», посвященный героическим страницам истории нашей Родины, высшим наградам России и как дань па...
урок по теме «Отклоняющееся поведение».
Технологическая карта урокапо обществознанию8 класс Тема урока: «Отклоняющееся поведение».Цель: познакомиться с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия,...
Презентация к уроку обществознания "Отклоняющееся поведение" (8 кл.)
Презентация к уроку обществознания 8 кл. (линия учебников Л.Н.Боголюбова)....