Технологии здоровьесбережения
проект по теме
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя, педагога.
Основная задача образовательного учреждения – обучающая и
коррекционно-воспитательная работа по подготовке ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение воспитательно-образовательной деятельности в условиях введения ФГОС невозможно без внедрения и использования здоровьесберегающих технологий в систему работы каждого ОУ, каждого педагога и учителя.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя, педагога.
Основная задача образовательного учреждения – обучающая и
коррекционно-воспитательная работа по подготовке ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, психолог, медицинский работник, родитель или просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению?
Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Так, К.В.Дубов (2002) определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”.
А.Н.Акимова (2002) включает в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику “школьных заболеваний”.
Как вы видите, существуют различные мнения ученых по данному вопросу.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.
В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе, т.е технология-это некая совокупность приемов работы педагога и закономерность в использовании определенных приемов в работе. Только подчиненность этой работы единой цели приводит к результатам, отслеживаемых по диагностике.
1.Что же такое –технология?
По определению Деркунской В.А.-канд.пед.наук):
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают:
-конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики;
-отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
-использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
-итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
2.Что включают в себя технологии по сбережению здоровья ?
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это
-системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
-качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
-технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
3.Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии ?
Здоровьесберегающие технология в ОУ– это технологии, направленные на решение приоритетных задач современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
4. Что является целью здоровьесберегающих технологий?
Применительно к ребенку – это, прежде всего, обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей ребёнку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья работников ОУ и валеологическому просвещению родителей.
- закаливание, физкультурные занятия, в том числе и лечебные физкультурные минутки, утренняя гимнастика;
- работа медицинской комиссии по отслеживанию физического и психического здоровья ребёнка;
-включение в программу ежегодных медицинских профосмотров, договоры с мед.учредениями на обслуживание педагогов, учителей , работников ОУ;
- работа педагогических лекториев и консультаций;
- работа психологической службы для детей и родителей ОУ;
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня;
- создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе, классе;
- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;
-активная пропаганда здорового образа жизни;
- работа спортивных секций и дополнительных кружков досуга обучающихся, родителей, педагогов.
Виды здоровьесберегающих технологий в ОУ делятся по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса.
4. Какие виды здоровьесберегающих технологий применяются ОУ?
Можно выделить следующие 6 видов здоровьесберегающих технологий ОУ :
-медико-профилактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ;
-здоровьесберегающие образовательные технологии ;
-технологии валеологического просвещения родителей;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка.
5. Что они включают?
- Элементы медико-профилактической технологии:
В ОУ здоровьесберегающие технологии обеспечивают коррекцию, оздоровление, сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с мед.правилами и нормами медико-профилактических технологий.
Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль лечения, занятий, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды .
- работа комиссии ПМПК
-организация мониторинга здоровья детей;
-разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья
и физического развития детей,
-организация профилактических мероприятий;
-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
-организация здоровьесберегающей среды .
- Элементы физкультурно-оздоровительные технологии:
Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей. Физкультурно-оздоровительные и физкультурно-лечебные технологии.
-развитие физических качеств, двигательной активности;
-становление физической культуры детей;
- лечебная физкультура;
-дыхательная гимнастика;
-массаж и самомассаж;
-профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
- пропаганда недопустимости вредных привычек.
- Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов:
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
С целью развития культуры здоровья педагогов, необходимо развитие их потребности к здоровому образу жизни. (Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми). Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей.
Эти технологии направленны на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
- организация «Физ. минутки», производственной гимнастики, совместных культ.походов.
- ежегодные медицинские профилактические осмотры.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии
В ОУ- это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения детей. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка при дифференцированном подходе обучения и воспитания.
- Технологии валеологического просвещения родителей:
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Методические материалы и пособия, беседы, консультации, личный пример педагога, работа совместного родительско-педагогического клуба, поиск новых форм работы с родителями, практические показы (практикумы).
Задачей данной технологии является обеспечение валеологической образованности родителей.
Технологии валеологического просвещения родителей- это методические пособия, психолого-педагогические консультирования, социальное сопровождение семьи, совместные с родителями праздники, занятия, походы, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.
- В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят
технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе обучения и общения со сверстниками, педагогами, родителями
Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе,классе.
В ОУ обязательно осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка.
Обучающийся, имеющий какую-либо проблему в развитии и обучении обязан получить квалифицированную помощь - медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую, направленную на индивидуальное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ "НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - НАШИХ РУК ДЕЛО"
Cтатья для публикации в сборнике материалов II Городской научно-практической конференции "Осуществление целостности образовательного процесса в профессиональном взаимодействии педагога и учащихс...
Статья по теме "Проектная деятельность как форма здоровьесбережения"
Работа над проектом...
Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении
Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в совр...
Программа здоровьесбережения Жуковского филиала ГБПОУ "Брянский аграрный техникум им. Героя России А. С. Зайцева"
Программа разработана с целью формирования общей стратегии, позволяющей оптимально использовать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе филиала техникума....
научно - методическая работа "Концепция здоровьесбережения: от теоретических предпосылок до практической реализации"
научно - методическая работа "Концепция здоровьесбережения: от теоретических предпосылок до практической реализации"...
Банк консультаций для родителей по здоровьесбережению
Банк консультаций по здоровьесбережению для родителей по : " Ритм в музыкальном развитии", "Пойте на здоровье", "Логоритмика - что это такое?", "Значение голосовых упражнений в развитии ребенка"...
МОЛОДЕЖЬ И ЕЁ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения в современном мире – решающий фактор экономического, политического и социального развития страны. Проблемы з...