Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении
статья на тему

Блинова Ирина Игоревна

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в современном образовании и залогом благополучия будущего России.

Если рассматривать здоровье, как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений», то пространство учебного заведения, его среда и содержание учебного процесса являются «окружающей средой», с которой здоровье учеников или студентов должно находиться в состоянии гармонии. Достижению этой цели должны быть подчинены организация и санитарно - гигиенические условия учебного процесса, методы и приёмы обучения, психологическая атмосфера учебных занятий, содержание знаний, образ жизни учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gotovyy.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Блинова И.И.

Государственное бюджетное

 профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московское среднее специальное

училище олимпийского резерва №1 (техникум)»

Департамента  физической культуры и спорта города Москвы

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в современном образовании и залогом благополучия будущего России.

Если рассматривать здоровье, как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений», то пространство учебного заведения, его среда и содержание учебного процесса являются «окружающей средой», с которой здоровье учеников или студентов должно находиться в состоянии гармонии. Достижению этой цели должны быть подчинены организация и санитарно - гигиенические условия учебного процесса, методы и приёмы обучения, психологическая атмосфера учебных занятий, содержание знаний, образ жизни учащихся.  

В связи с вышесказанным тема нашего исследования «Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении» является актуальной.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Интенсивность учебного процесса нарастает с каждым годом. Уменьшение часов по предмету при сохранении объёма материала ведёт к увеличению нагрузки и объёма домашнего задания. Концепция модернизации Российского образования предполагает не только формирование ЗУН, но и формирование у подрастающего поколения телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.

Эффективность сохранения и укрепления здоровья детей в условиях общеобразовательных учебных заведений зависит от взаимодействия педагогических, медицинских, социальных работников, а также учащихся и их родителей. Формирование здоровьесберегательной образовательной среды в школе будет иметь динамику благодаря совместным усилиям всех участников учебно-воспитательного процесса, где ведущая роль одновременно принадлежит учителю, который обладает высоким уровнем теоретической и практической подготовки к применению здоровьесберегательных технологий, а также разработка дидактических условий их эффективного внедрения.

Здоровьесберегательные технологии содержат в своем содержании понятия «здравоохранение», «укрепления здоровья», «сохранение здоровья», что нашло отражение в кодифицированных дефинициях «сберегательные», как такие, что не израсходованные зря, без лишней необходимости[[1]]; как результат действия педагогических факторов на субъектов учебно-воспитательного процесса[[2]]; как целенаправленное воздействие педагогических мероприятий на повышение одновременно уровня здоровья учащихся и их образованности[[3]].

Значительное внимание разработке путей здоровьесбережения детей уделяется в трудах не только педагогов, медиков, а также гигиенистов, физиологов, социологов, является актуальным и методично обоснованным использование передового опыта в рамках очерченных наук для здоровьесбережения учащихся в процессе внедрения в школьную практику здоровьесберегательных технологий.

Здоровьесберегательные технологии истолковываются в широком смысле: дискурс технологий, использование которых в образовательном процессе способствует сохранению и поддержанию здоровья учащихся; в узком смысле: для решения задачи охраны здоровья, используемыми в качестве здоровьесберегательных технологий - педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или опосредованного вреда здоровью учащихся и учителей, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и труда в учебном заведении »[[4]].

Системный подход к пониманию сущности здоровьесберегательных технологий охватывает мониторинг состояния здоровья детей, разработку здоровьесберегательной стратегии с учетом возрастных особенностей ученического коллектива, а также разнообразие деятельности учащихся для повышения резервов их здоровья и работоспособности[[5]].

Обобщение научной литературы позволяет выделить следующие основные подходы к толкованию дефиниции «здоровьесберегательных технологии»:

1) индикатор качества образовательных технологий;

2) оптимальное сочетание традиционных технологий обучения с принципами, методами и приемами, направленными на сохранение и поддержание здоровья детей;

3) технологии обучения здоровья, здорового образа жизни, формирование картины мира здоровой нации;

4) учебно-методический комплекс оздоровительно-физкультурных и лечебно-профилактических мероприятий;

5) создание благоприятной для здоровья образовательной среды;

6) обеспечение обучения и воспитания с учетом индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей учеников.

Выделение научных подходов расширяет наше представление о сущности понятия здоровьесберегательных технологии и понимать их следует также как системный метод программирования целей, конструирование содержания, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на повышение уровня индивидуального здоровья детей, формирование у них жизненных навыков и создание здоровьесберегательной образовательной среды в учебном заведении в условиях осуществления мониторинга состояния здоровья учащихся.

Разработана базовая классификацию здоровьесберегательных технологий:

- Медико-гигиенические технологии (соблюдение санитарно-гигиенических норм, предоставление полноценной медицинской помощи субъектам учебно-воспитательного процесса и т.п.);

- Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, развитие у учащихся силы, скорости, гибкости, выносливости);

- Экологические здоровьесберегательные технологии (повышение уровня духовно-нравственного здоровья учащихся, формирование у них экологического сознания и стремление к сохранению окружающей среды);

- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, гражданской обороны и т.п.);

- Лечебно-оздоровительные технологии (реализация принципов лечебной педагогики и лечебной физкультуры);

- Социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии (внедрение в учебно-воспитательный процесс программ социальной и семейной педагогики, социально-психологических тренингов для учителей, учеников и их родителей);

- Здоровьесберегательные образовательные технологии (применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на здоровьесбережения и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса).

Выделенные типы здоровьесберегательных технологий ориентированы на формирование здоровьесберегательной компетентности благодаря укреплению в них ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, расширению базы знаний о здоровьесберегательним поведении и совершенствованию умений и навыков сохранения индивидуального здоровья на духовном, социокультурном и физиологическом уровне.

Здоровьесбережение детей и повышение педагогической эффективности обучения, воспитания и развития учащихся коррелируется с уровнем внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегательных технологий, выдвигает соответствующие требования к уровню теоретической и практической подготовки педагогического коллектива школы, уровня сформированности у учителей ценностных установок к сохранению собственного здоровья и здоровья учащихся, а также обогащение опыта творческой здоровьесберегательной педагогической деятельности. Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся побуждает к налаживанию четкой управленческой системы методической работы по применению здоровьесберегательных технологий, разработка дидактических условий здоровьесберегательных технологий в процессе обучения учащихся.

 

                                      Список использованной литературы:

  1. Варданян М. Р. Имидж педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в основной школе : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / М. Р. Варданян. – Тобольск, 2007. – 23 с.
  2. Науменко Ю. В. Теоретико-методологический анализ отечественного опыта здоровьесберегающей деятельности школы / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. – 2004. – № 5. – С. 64 – 94.
  3. Сериков С. Г. Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования: дис. … доктора. пед. наук / С. Г. Сериков. – Челябинск, 2002. – 385 с.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. – М. : АПК и ПРО, 2002. – 121с.
  5. Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю.  – М., 1994. – 223 с.


[1] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 1994. – 223 с.

[2] Варданян М. Р. Имидж педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в основной школе : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / М. Р. Варданян. – Тобольск, 2007. – 23 с.

[3] Сериков С. Г. Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования: дис. … доктора. пед. наук : 13.00.01 / 13.00.04 / Сергей Геннадьевич Сериков. – Челябинск, 2002. – 385 с.

[4] Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. – М. : АПК и ПРО, 2002. – 121с.

[5] Науменко Ю. В. Теоретико-методологический анализ отечественного опыта здоровьесберегающей деятельности школы / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. – 2004. – № 5. – С. 64 – 94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИС «Электронное образование» как одно из основных направлений информатизации образования

Сегодня мы находимся на новой ступени развития информатизации в Альметьевском муниципальном районе. Одним из основных направлений информатизации является внедрение и работа с информационной системой «...

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...

Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт д...

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...