Воспитание детей искусством хореографии с использованием инновационных методов
учебно-методический материал на тему
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирование у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Различают традиционные и инновационные методы работы. Традиционные методы работы направлены на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном социуме в качестве нормативных.
Работая в дополнительном образовании, все больше убеждаешься, что для успешной профессиональной деятельности им необходимы глубокие знания педагогики и психологии. Развитие современных информационных технологий требует внедрения новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании.
Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, поэтому мы вводим инновации. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_v_horeografii.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей искусством хореографии
с использованием инновационных методов.
Исауленко Александра Владимировна,
Педагог первой категории
Город Санкт-Петербург
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирование у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Различают традиционные и инновационные методы работы. Традиционные методы работы направлены на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном социуме в качестве нормативных.
Работая в дополнительном образовании, все больше убеждаешься, что для успешной профессиональной деятельности им необходимы глубокие знания педагогики и психологии. Развитие современных информационных технологий требует внедрения новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании.
Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, поэтому мы вводим инновации. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению истории становления и развития искусства танца, изучение основ музыкального движения, танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, постановка танца, отработка движений.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций, который включает в себя:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотром образцовых танцевальных коллективов);
- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку);
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Традиционные занятия | Нетрадиционные занятия |
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. | Презентация предмета, явления, события. Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях. |
Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. | Защита проекта Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. |
Дискуссия Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. | Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы |
Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. | «Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. |
Праздник Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. | Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. |
Дидактическая игра Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. | Психологическое занятие Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач. |
В своей работе стараюсь, чтобы применяемые педагогические технологии, формы, методы и приемы соответствовали интересам и потребностям обучающихся.В работе использую:
1. Технологию обучения в сотрудничестве.
Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. В педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:
- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
-групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
- коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
2. Игровые технологии применяется, так как в составе обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста, ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.
На занятиях использую различные подвижные игры. Среди них:
- «Чья команда длиннее?» (шпагаты);
- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);
- «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).
- прием «Этюдная композиция» (исполнение этюда на заданную тему)
-игра «Картина» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу)
Профессиональные качества детей, такие как, выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с Легче усваиваются детьми и не вызывают сложности.
3. Технология проектного обучения
Внедряемая дополнительная образовательная программа хореографического объединения «Феерия» обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Обучающиеся могут выполнять как в группах, так и индивидуально.
С применением данной технологии совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие проекты:
- «Танцевальная карусель» (творческий годовой отчетный концерт): ребята составили программу концерта «Танцевальная карусель», придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы, подписывали пригласительные билеты и распространяли их среди сверстников;
- «Стартинэйдежер» (досуговое мероприятие для воспитанников): ребята украшали зал, готовили конкурсы и творческие задания для команд-соперников, для болельщиков, готовили призы и подарки участникам и членам жюри, составляли музыкальную программу для дискотеки
5. Информационные технологии
В своей работе данные технологии мною используются для обеспечения материально-технического оснащения.
Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
-средство подготовки выступлений
- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
Компьютер даёт возможность воспитанникам:
- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
- пользоваться почтовыми услугами Интернета;
-использовать, как источник учебной информации
Успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных недочетов, встречающихся в практике.
Внедрение этих инноваций в программу позволяет:
- Повысить качество обучения
- Расширить рамки образовательных результатов
- Исполнение хореографических номеров сделать более качественными
- Улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка
В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
Хочется надеяться, что совместными усилиями представителей всех уровней дополнительного образования в сфере образования инновационный опыт, накопленный педагогами, будет успешно изучен, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику.
Список литературы:
- Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
- Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
- Тарасенко Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - Стр. 33-35.
- Тарасенко Т.В. Импровизация - необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтерия - 3». Шымкент, 2004. – Стр. 97-99.
- Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
- Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
- Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
- Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. с ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации обр...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ
В условиях роста сложности оборудования, дефицита квалифицированных производственных кадров и необходимости обеспечения мобильности персонала виртуальные интерактивные 3D тренажеры позволяют обучать п...
План конспект занятия "Использование нетрадиционных технологий физического воспитания на уроках хореографии "
План -конспект с подробным описанием этапов занятия по хореографии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
Статья рассматривает инновационные технологии обучения студентов, которые дают наиболее выраженный эффект и коэффициент усвоения нового материала студентами, а также формирует профессиональные навыки....
Использование инновационных методов и технологий на уроках русского языка и литературы
Современные средства, методы и технологии помогают сделать урок увлекательнее и интереснее, позволяют студенту проявлять самостоятельность, дают возможность выражения собственных мыслей и идей. ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия,...