ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
статья
Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_metodov_v_3.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В
ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Е.А.Соловьёва
ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум»,
г. Рыльск
Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Модернизация производства предъявляет новые требования к специалистам со средним профессиональным образованием. Выпускники должны быть подготовлены к работе на новых видах оборудования, компетентно взаимодействовать с партнерами, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Поэтому, в качестве нового образовательного результата СПО третьего поколения определили общие и профессиональные компетенции.
Общие компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения. Которые опираются на его психологические качества, включают широкий, практический контекст с высокой степенью универсальности. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Под профессиональной компетенцией понимается интегрированный результат профессионального обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями. Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей деятельностью, используя, интегрируя различные результаты образования (знания, навыки, ценности и др.) формируя собственный ресурсный пакет.
При реализации модульно - компетентностного подхода к подготовке специалистов, система оценивания новых образовательных результатов в образовательном учреждении СПО не может ориентироваться только лишь на традиционный внутренний контроль. Преподавательский коллектив должен активно искать и использовать инновационные подходы к формированию оценочных средств, которые позволили бы вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств, творческих характеристик обучающихся.
Так, например, одним из инновационных средств оценивания является «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио – это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилие, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Педагогическая идея портфолио предлагает: смещение акцента с недостатков знаний и умений студентов на конкретные достижения по данной теме, разделу; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Формирование « Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающегося; формировать умение учиться – ставить цели. Планировать и организовывать собственную учебную деятельность; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов, формировать адекватную самооценку; определять количественные и качественные индивидуальные достижения; создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
При изучении МДК. 01.01. « Проектирование зданий и сооружений» Теме 1.3. « Архитектура зданий» студент создаёт портфолио, которое включает:
- Титульный лист;
- Графические работы, которые выполняются в конце каждой изученной темы;
- Доклады, целью которых служит углубления знаний;
- Результаты выполнения тестовых заданий;
- Самостоятельные работы;
- Курсовой проект;
- Результаты олимпиад при выполнении ПМ.01. « Участие в проектировании зданий и сооружений».
Следующим средством оценивания профессиональных компетенций является курсовой проект.
Курсовой проект – вид самостоятельной письменной и графической работы, направленной на творческое освоение общепрофессиональных дисциплин.
По итогам освоения МДК. 01.01. « Проектирование зданий и сооружений» Темы 1.3. « Архитектура зданий» выполняется курсовой проект.
Проект выполняется с использованием информационно - коммуникативных технологий.
Он состоит из двух частей:
- Пояснительной записки, которая набирается на компьютере, чертежным шрифтом GOST type A №18. Записка включает в себя введение, основную часть ( подробное описание проектируемого здания, его основных конструктивных элементов), литературу, приложение и заключение.
- Графическая часть выполняется на двух листах формата А1 ( А2) с применением компьютерной программы КОМПАС 3Д. На форматах вычерчены основные чертежи здания: фасад, план, разрез, планы фундаментов, перекрытий, покрытий, покрытий, кровли и узлы.
При оценке уровня выполнения курсового проекта могут контролироваться следующие умения, навыки и компетенции: умение работать с объектами изучения; справочной и энциклопедической литературой; собирать и систематизировать практический материал; самостоятельно решать проблему на основе существующих методик; логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы; соблюдать форму научного исследования; пользоваться глобальными информационными ресурсами; владение современными средствами телекамуникаций; способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств.
Практическое задание используется для оценки профессиональных компетенций. После изучения темы «Основы строительной теплотехники» по МДК.01.01. «Проектирование зданий и сооружений» Теме 1.3. « Архитектура зданий» выполняется практическое задание « Теплотехнический расчет ограждающих конструкций» с помощью компьютерной программы разработанной с учетом СНиП ( Строительные нормы и правила).
Метод проектов. Существуют два вида проектов:
- Мини-проект. Проводятся и рецензируются на уроке.
- Проект как форма организации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов.
В ходе изучения МДК.01.01. « Проектирование зданий и сооружений» теме 1.1. « Строительные материалы» студентами создаются проекты по презентации современных теплоизоляционных и акустических материалов.
В результате применения этого средства оценивания: существенно повышается учебная инициативность обучающегося; реализуется творческий потенциал студента как субъекта самостоятельной учебной деятельности; активизируется личностно значимые мотивы учебной деятельности студента; формируются умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности; критически оценивать ее.
К инновационным средствам оценивания относится и тестирование.
Тестовая технология дополняет традиционную систему текущего контроля тестами различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутым каждым обучаемым.
К тестам предъявляют ряд требований: адекватность ( валидность), определенность (общепринятость), простота, однозначность, надежность.
Тесты могут быть представлены в виде вопросов, рекомендаций, чертежей. Существуют следующие разновидности тестов: тесты опознания, тесты различения, тесты соотнесения, тесты задачи с выборочными ответами, тесты подставки, конструктивные тесты.
Наряду с проведением тестирования самим педагогом, технология предусматривает проведение и административного тестирования, - как итогового контроля учебного процесса со стороны заместителя директора СПО по учебной работе. Объективный контроль результатов обучения позволит повысить эффективность управления учебным процессом в учреждении СПО.
Таким образом, инновационные средства оценивания дополняют традиционные контрольно-оценочные системы и могут в перспективе стать реальной альтернативой традиционными формами оценивания.
Библиографический список
1. Черняева А.П., Гречин Б.С. «Современные средства оценивания результатов обучения», Ярославль. 2008 г.
2. Полежаева М.В. «Проблемы оценивания общих и профессиональных компетенций в контексте перехода на федеральные образовательные стандарты».
3. Дроздова Г.В. «Современные технологии образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационные технологии в самостоятельной работе обучающегося как условие обеспечения подготовки компетентного специалиста»
Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов. Использование ИКТ позволяет более эффективн...
Необходимость и содержание духовно-нравственного развития компетентного специалиста
Чрезвычайно актуальной на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции, является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в ц...
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЕЙШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье дается описание образовательных технологий, применяемых на уроке по дисциплине "Инженерная графика"...
Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста
Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....
«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа
В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...
Требования к профессиональной компетентности педагогов, готовых к разработке и использованию инновационных интенсивных методических систем
Процесс обучения можно считать интенсивным, если он обеспечивает:повышение качества обучения (достижение более высоких результатов обучения, полученных за заданное учебное время);экономию учебного вре...
«Использование деятельностных технологий при обучении трактористов с целью формирования компетентного специалиста»
Использование деятельностных технологий при обучении трактористов с целью флрмирования компетентного специалиста...