Методическая разработка урока истории "Гражданская война в России"
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МГЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ»
Методическая разработка
урока истории
«Гражданская война в России»
Учебник:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н, История.: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия» 2016
Разработал:
Абраменков Александр Васильевич, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ «Млинский техникум агротехнологий» филиал в г. Жуковка
Тема: Гражданская война в России
Цель урока: Активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить их общеобразовательный уровень и расширить кругозор. Показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, выявить причины Гражданской войны, сформировать представление о причинах победы красных и поражения Белого движения.
Задачи урока:
- Выделить и охарактеризовать политические, социально-экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.
- Подвести обучающихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.
- Продолжить формировать умение анализировать исторические документы.
- Развивать умение анализировать и аргументировать собственную позицию и формулировать выводы.
- Воспитывать гражданственность, ориентировать обучающихся на гуманистические и демократические ценности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок- презентация
Формы организации работы: фронтальная работа с группой
Основные понятия: Гражданская война, КОМУЧ, интервенция, военный коммунизм, продразверстка, национализация.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал (текст документов), медиапроектор, презентация, экран, портреты идеологов белого и красного движения, настенная карта «Гражданская война в России в 1918-1920гг»
Учебное оборудование: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н, История.: учебник для студ. учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия» 2016г.
Основные даты и события:
18.01.1918г. первое заседание Учредительного собрания в Петрограде
19.01.1918г. Декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания
3.03.1918г. подписание Брестского мирного договора
25.05.1918г. переход Чехословацкого легиона на сторону противников советского режима
11.06.1918г. образование в деревнях комитетов бедноты
10.07.1918г. принятие первой Конституции РСФСР
11 января 1919 гг. Декрет СНК о введении продразвёрстки на хлеб
28.04.1919г. начало контрнаступления Красной Армии против сил А.В. Колчака
3.07.1919г. подписание «Московской дерективы» генералом А.Деникиным м
17.11.1920г. Красная Армия полностью занимает Крым
План урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
III.Изучение нового материала
- Причины и особенности Гражданской войны в России.
- Временные рамки Гражданской войны.
- Война «внутри демократии».
- Красные против белых.
- «Военный коммунизм» и его последствия.
- Итоги и последствия Гражданской войны.
IV.Рефлексия.
V.Выставление оценок.
VI.Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучали тему: «Приход большевиков к власти в России. Октябрь 1917 г». Проведем проверку д/з.
А)Проверка д\з состоит из письменного задания: 1)- индивидуальная работа с карточками для слабых обучающихся( задания уровня А) по теме: «Приход большевиков к власти». 2)- индивидульная работа с контурными картами «Россия в Первой мировой войне в 1917г.», а- на карте задание 1, б- задание на карте 2.
Обучающиеся выполняют задания.
Б) Фронтальный опрос обучающихся:
1. Каковы причины Октябрьской революции?
2. Каково было соотношение политических сил на II съезде Советов?
3. Меньшевик Н.Н. Суханов в своих «Записках о революции», несколько иронизируя, описывает полемику, развернувшуюся между большевиками и эсерами после II Съезда Советов:
«Эсеры кричали: хорош марксист, травивший нас 15 лет за нашу мелкобуржуазность и ненаучность с высоты своего величия и осуществивший нашу программу, едва захватив власть! А Ленин огрызался: хороша партия, которую надо было прогнать от власти, чтобы осуществить её программу!»
1.О каком документе идёт речь в приведённом отрывке?
2.С какой целью большевики присвоили программу эсеров?
3.Каковы были главные требования этой программы?
4. Почему первыми законодательными актами большевиков были Декрет о мире и о земле?
5. Почему большевики сначала созвали, а затем распустили Учредительное собрание?
6. Когда был заключён Брестский мирный договор? Каковы его условия?
7. Каковы были первые мероприятия советской власти в области экономики?
Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.
III. Изучение нового материала.
Мотивировка новой темы. Слайд№1
Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более если это гражданская война. Спустя 98 лет, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской. Оказывается, не так много. История хранит еще немало неизвестных страниц.
Постановка проблемного задания.
Цель нашего урока – выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.
Революция 1917 года положила начало Гражданской войне – одной из самых кровавых страниц российской истории. Страна раскололась на красных и белых, своих и чужих.
Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность отодвигаются на второй план, уступая место принципу – кто не с нами, тот против нас. Гражданская война величайшая трагедия в истории нашей страны. Это борьба приняла самые крайние формы, неся с собой взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.
В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:
- Почему победу одержали красные?
- Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?
- Чему учат итоги Гражданской войны?
- Определить последствия войны для судьбы нашей страны.
- Причины и особенности Гражданской войны:
Что такое Гражданская война?
Слайд № 2
Запись в тетради
Гражданская война – это вооруженная борьба внутри страны между различными социальными группами.
Мы с вами встретимся с таким термином как интервенция.
Интервенция – агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущественно вооруженное, во внутренние дела какой-нибудь страны.
Давайте выясним причины, почему иностранные государства вмешивались в ход Гражданской войны.
Задание для обучающихся: прочитать текст учебника стр. 327, сформулировать причины и особенности Гражданской войны в России.
Обсуждение задания в группе (в паре)
Ответ обучающихся дополняет преподаватель. Слайд № 3
Причины Гражданской. Запись в тетрадь
- Обострение социальных противоречий в российском обществе, которые накапливались в течение десятилетий и даже веков.
- Роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы.
- Заключение Брестского мира, потеря обширной территории страны.
- Чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок.
- Тотальная национализация предприятий, упадок промышленности, безработица, голод, запрет большевиков на свободную продажу хлеба.
- Политика ведущих политических партий «кадетов, эсеров, меньшевиков», которые не смогли стабилизировать ситуацию, после свержения самодержавия.
Слайд № 4
Особенности Гражданской войны.
- Долгая, кровопролитная война развернулась на огромной территории.
- В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.
- В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки «человек с ружьем».
Факт. 18 февраля 1918 года «Правда» писала «Вся Россия делится на два непримиримых лагеря – на большевиков и небольшевиков»
Вопросы:
Исходя из причин Гражданской войны, можно ли определить какие социальные слои участвовали в войне? Назовите их. Определите – кто поддерживал красных, кто белых?
Беседа преподавателя с обучающимися.
Красные. Широкая социальная база. Хорошо знали психологию народа, предлагали то, что жаждал народ. (Земля – крестьянам и т.д.)
Преподаватель дополняет. Белый лагерь был крайне неоднороден. Там были монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры. В рядах белого движения оказалась значительная часть интеллигенции.
Факт. До сих пор бытует мнение, что в белую армию шли капиталисты и помещики. Однако среди участников перехода Добровольческой армии с Дона на Кубань зимой-весной 1918 года половина была офицерами военного времени «вспомните, кто становился офицерами в 1916-1917 годах». Из высшего офицерства считая 36 генералов помещиками были только 6 %, капиталистов не было вообще, потомственных дворян 21%, детей офицеров и личных дворян 39%, остальные происходили из мещан, крестьян, мелких чиновников, солдат. Генерал М.В. Алексеев происходил из солдатских детей, генерал Л.Г. Корнилов был сыном казачки.
Итак, мы видим, что значительную часть белого движения составляли люди, лично не связанные с интересами собственников. Трагедия этих людей именно в том, что их интересы объективно совпадали с интересами эксплуататорских слоев, со стремлением возвратить старую Россию с привычным для них укладом жизни, которой отвергался народными массами.
Слайд №5: «программа белого движения» Колчака, Врангеля, Деникина.
(Рабочий лист с программой)
Вопрос: Какой пункт программы белых, на ваш взгляд, мог бы привлечь, а какой оттолкнуть крестьянство?
Беседа преподавателя с обучающимися.
- Временные рамки Гражданской войны
Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.
Вопрос: А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?
Беседа с обучающимися.
Некоторые историки считают, что первыми актами ее был захват власти большевиками в октябре. Большинство называют другую дату – ноябрь-декабрь 1917 года – формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия. Такие же споры ведут и по поводу окончания Гражданской войны.
Однако, большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. В европейской части России это произошло в ноябре 1920 года с эвакуацией армии Врангеля из Крыма. Что же касается Сибири и Д/В, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых пал осенью 1920 года.
Мы возьмем периодизацию Гражданской войны по учебнику:
- Октябрь 1917- весна 1918год
- Май 1918- осень 1918год - «демократический период» Гражданской войны
- Осень 1918-1920 год – военное противостояние красных и белых армий
- 1921-1922 г.г. – поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей. Окончание борьбы на Дальнем Востоке.
Слайд №6. Плакаты времен Гражданской войны.
Вопросы: Проанализируйте, что было дорого для красных и для белых.
Беседа с обучающимися.
- Война «внутри демократии». Красные против белых.
Задание: стр.327-332. Карта №4. Заполните хронологическую таблицу.
Слайд №7
Периоды Гражданской войны в России | Основные события и участники Гражданской войны в России | Результаты войны. Общая характеристика периода |
Человек на войне. Как сложилась его судьба. Посмотрим презентации о тех, кто верил в идеи красных и отдавал за них свои жизни и о тех, кто верил в идеи белого движения.
Презентации о военачальниках Гражданской войны: М. Тухачевский, А. Деникин, С. Буденный, В. Каппель.
- Военный коммунизм и его последствия.
Любое движение, пришедшее или стремившееся к власти, должно определить свою социально-экономическую политику. Белое движение воспользовалось старой - и проиграло. Социально-экономической политикой большевиков стал «военный коммунизм» .
Задание. Ваша задача определить суть Военного коммунизма (работа в группах)
После обсуждения, запись в тетрадь.
- национализация промышленности. Она проводится для того, чтобы поставить под контроль Советской власти все производство, которое должно обеспечить победу Красной армии.
- введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных государством норм.
Преподаватель: Продовольственная диктатура вызвала резко негативную реакцию крестьянства. Именно она расширила социальную базу контрреволюции. Как ни странно, помогли белые, они стали вводить на занятых ими территориях старые аграрные порядки и крестьянство опять качнулось в сторону Советской власти.
- зарплата в «натуральном» виде предметами первой необходимости, введение трудовой повинности.
- отмена свободной торговли, продукты распределялись государством, деньги обесценены (Черный рынок)
-отмена платы за квартиру, коммунальные услуги, газеты, связь.
Последствия политики Военного коммунизма.
- в условиях кризиса в стране эта политика помогла новой власти выжить, но она приводит к свертыванию демократии и установлению партийной диктатуры.
- происходит постепенная узурпация власти большевиками, закладываются основы административно-командной системы в СССР.
5. Итоги и последствия Гражданской войны.
1. Победа красных. Что обеспечило победу красным?
- поддержка большей части населения;
- попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение толкнуло крестьян к большевикам;
- большевики в короткий срок смогли создать боеспособную дисциплинированную армию;
- у «белого» движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра, разложение в армии;
- массовое выступление пролетариата за рубежом «Руки прочь от России».
2. Уничтожение оппозиционных антисоветских сил.
3. Сохранение целостности России.
Последствия Гражданской войны.
- С осени 1917 -1922гг. потери почти 13 млн. человек, 2 млн. – уехали в эмиграцию.
- Нанесен колоссальный ущерб российской экономики. Сумма ущерба на 1922 год составляла от 40 до 50млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны.
- Промышленное производство упало в семь раз. Сокращение посевных площадей (67% довоенного уровня).
- Разрыв с наследием прошлого.
- свертывание демократии и установление в стране жесткой однопартийной диктатуры;
-насаждение новой пролетарской культуры и новой идеологии;
-борьба с церковью;
- продолжившийся раскол общества на «своих» и «чужих».
Каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы как они их понимали. Большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.
Беседа преподавателя с обучающимися.
Вопросы: В чем заключается трагизм Гражданской войны? Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиций общечеловеческих ценностей? В чем состоит главный урок Гражданской войны?
Преподаватель. Главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.
Сегодня мы строим правовое государство и гражданское общество. Ваши пожелания современным политикам.
Слайд №8.
«Судьба России бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений.»
Н. Бердяев
«Победы в Гражданской войне не может быть – в любом случае это будет победа над общечеловеческими принципами»
М. Волошин
IV. Рефлексия.
Слайд №9.
Оцените свою работу и работу группы на уроке:
- Я понял что…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
V. Выставление оценок.
VI.Домашнее задание.
Параграф 85,86.
1.Колчак, Юденич, Деникин, Фрунзе, Каменев, Врангель, Махно, Антонов
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия). Назовите основные направления его деятельности и дайте им краткую характеристику. Укажите результаты этой деятельности.
Документы
Из заявления адмирала Колчака о политической программе правительства
[Территория демократической России –
территория Российской Империи]
«2) […] Россия в настоящее время является и впоследствии может быть только государством демократическим, в котором все вопросы, касающиеся изменения территориальных границ и международных отношений должны получить ратификацию представительного органа.
[Польша и Финляндия]
3) Признавая естественным и справедливым последствием великой войны создание объединенного Польского государства, Правительство считает себя правомочным подтвердить независимость Польши, объявленную Российским Временным Правительством 1917 года, все заявления и обязательства которого мы на себя приняли. Уже теперь мы готовы признать фактически существующее финляндское правительство, обеспечив ему полную независимость во внутреннем устройстве и управлении Финляндией. Окончательное же решение вопроса о Финляндии принадлежит Учредительному Собранию.
[Прибалтика, Кавказ, Туркестан]
4) Мы охотно готовы ныне же подготовить решения, связанные с судьбой национальных группировок: Эстонии, Латвии, Литвы, кавказских и закаспийских народностей, и рассчитываем на быстрое решение этих вопросов, так как Правительство уже теперь обеспечивает автономные права национальностей. Пределы же и характер автономий должны, конечно, каждый раз быть определены отдельно. В случае же затруднений в решении этих вопросов, Правительство охотно воспользуется миролюбивым сотрудничеством Лиги наций.
[Бессарабия]
5) Вышеуказанный принцип ратификации соглашений Учредительным Собранием, конечно, должен быть применен и к вопросу о Бессарабии. […]
Из декларации министерства земледелия правительства А.В. Колчака
Земельные захваты должны быть прекращены. Для полного же удовлетворения всех слоёв населения в их земельных запросах в различных частях обширного государства, где местами существуют самые разнообразные формы землевладения и землепользования, требуется, считаясь со всеми местными земельно-бытовыми особенностями различных народностей, населяющих страну, выработать земельный закон, отвечающий интересам их трудовых элементов. Санкцию этому закону даст Всероссийское Учредительное или Национальное собрание.
Политическая программа Деникина. I. Речь Деникина в Ставрополе 26-го августа 1918 г.
„Добровольческая Армия поставила себе задачей возсозда- ние Единой Великодержавной России. Отсюда — ропот центробежных сил и местных больных честолюбий.
Добровольческая армия не может, хотя бы и временно, итти в кабалу к иноземцам и тем более набрасывать цепи на будущий вольный ход русского государственного корабля. Отсюда—ропот и угрозы извне.
Добровольческая армия, свершая свой крестный путь, желает опираться на все государственно-мыслящие круги населения. Она не может стать орудием какой-либо политической партии или общественной организации. Тогда она не была бы Русской Государственной Армией. Отсюда — неудовольствие нетерпимых и политическая борьба вокруг имении армии. Но если в рядах армии и живут определенные традиции, она не станет никогда палачем чужой мысли и совести. Она прямо и честно говорит: будьте вы правыми, будьте вы левыми, но любите нашу истерзанную Родину и помогите нам спасти ее.
Точно так же, обрушиваясь всей силой своей против растлителей народной, души и расхитителей народного достояния, Добровольческая армия чузда социальной и классовой борьбы. В той тяжкой болезненной обстановке, в которой мы живем, когда от России остались лишь лоскутья, не время решать социальные проблемы. И не могут части русской державы строить русскую жизнь каждая по своему.
Поэтому те чины Добровольческой Армии, на которых судьба возложила тяжкое бремя управления, отнюдь не будут ломать основное законодательство. Их роль создать лишь такую обстановку, в которой можно бы сносно, терпимо жить и дышать до тех пор, пока Всероссийские законодательные учреждения, представляющие разум и совесть народа русского, не направят жизнь его по новому руслу — к свету и правде".
Деникин. «Очерки Русской Смуты», т. III, стр. 262, 263.
Декларация генерала Деникина по земельному вопросу. 1919 г.
Считаю необходимым указать те начала, которые должны быть положены в основу этих правил и положений:
1). Обеспечение интересов трудящегося населения.
2). Создание и укрепление прочных мелких и средних хозяйств за счет казенных и частновладельческих земель.
3). Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определен размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату.
ПРИКАЗ Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России ( П. Врангеля)
О ЗЕМЛЕ 1920 года.
Правительственное сообщение по земельному вопросу
В тяжелую пору великой смуты, в страдные дни кровавых столкновений, Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России решил издать свой знаменательный "Приказ о земле". Выработанный в суровой обстановке военного лагеря, издаваемый при неслыханно трудных хозяйственных условиях, этот Приказ, конечно, не может принести с собою общего удовлетворения. Земельный вопрос слишком долго тревожил и терзал русских людей, чтобы какое бы то ни было его разрешение могло в корне примирить нередко противоречивые интересы и до конца успокоить давно разгоревшиеся страсти. Но оттягивать решение этого вопроса далее было невозможно, и 25 мая этот безнадежно запутанный узел был разрублен.
Сущность земельной реформы, возвещенной в приказе Главнокомандующего о земле, — проста. Она может быть выражена в немногих словах: земля — трудящимся на ней хозяевам. Эта руководящая мысль приказа опирается на два основные стремления: охранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов, и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли, казенные и частновладельческие.
Приказ имеет в виду создать в деревне твердый земельный порядок и обеспеченность жизни, дабы трудящийся на земле хозяин не страдал от посягательств в настоящем и от неопределенности в будущем.
Установляя общее положение об отчуждении земель в пользу трудящихся на них хозяев, Приказ прежде всего определяет необходимые изъятия из этого положения, подсказываемые как требованиями справедливости, так и соображениями государственной пользы. За прежними владельцами часть их владений сохраняется, но размер этой части не устанавливается заранее, а составляет в отдельной местности предмет суждения волостных и уездных земельных учреждений, которым всего более знакомы местные хозяйственные условия. Правительственной власти принадлежит в этом отношении лишь утверждение решений местных учреждений в соответствии с пользой государственной.
Свободными от отчуждения и подлежащими возврату законным собственникам признаются все надельные земли, земли, приобретенные с содействием Крестьянского Поземельного Банка и не превышающие установленного размера участки, выделенные на отруба и хутора по законам землеустроительным, церковно-приходские наделы, усадебные и высококультурные участки (сады, виноградники, поливные посевы и т.п.), земли, принадлежащие сельскохозяйственным опытным ученым и учебным учреждениям и училищам, участки под промышленными заведениями (фабриками, заводами и т.п.), а также всякие вообще владения, не превышающие известных размеров.
Все отчуждаемые земли закрепляются за обрабатывающими их в настоящее время хозяевами в размерах, устанавливаемых местными земельными учреждениями, но эти учреждения не могут уменьшать заведенные уже хозяйства ниже норм Крестьянского Банка. Соответственно произведенному таким образом распределению, составляются акты о закреплении земель в собственность, подобные прежним документам о полюбовном размежевании общих дач. Эти акты — на бесспорное владение. На основании их выдаются крепостные документы, после уплаты Государству полной стоимости земли новыми собственниками.
Земли, хотя и без немедленного размежевания, передаются в вечную наследственную собственность каждого хозяина. Такой порядок землепользования всего более обеспечит хорошее ведение хозяйства. Этим устанавливается коренное отличие ныне осуществляемой земельной реформы от всяких опытов коммунистического характера, столь ненавистных русскому крестьянству.
Земля отчуждается не даром, а за выплату Государству стоимости ее. Это — другая важная сторона новых земельных правил, отличающая их от неисполнимых и несправедливых посулов дарового и всеобщего наделения. Такая передача земли обеспечивает переход ее к настоящим, прочным хозяевам, а не ко всякому падкому на даровщину и чуждому земле человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...
Методическая разработка урока, посвященного дню России. Государственные символы России
Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ....
методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»...
Методическая разработка урока "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману Л.Толстого "Война и мир"
Предлагаю методическую разработку урока. Надеюсь, она будет полезна учителям....
Методическая разработка урока "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне».презентация к уроку
Интегрированный урок обществознания и истории . Разработан в 2015 году. Ориентирован на решение задач духовно-нравственного воспитания молодёжии. формирования базовых национальных ценностей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»»
Методическая разработка урока по УД "Литература"...