Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме: повторительно-обобщающий урок «Первая мировая война. Великая и забытая.»
методическая разработка

Лахтионова Зинаида Петровна

Методическая разработка урока по теме Первая мировая война может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России».

Цель: систематизировать знания обучающихся об участии России в Первой мировой войне, выяснить значение этого события для дальнейшего развития России.

Задачи:

1. Образовательная - познакомить студентов с причинами первой мировой войны, с международными событиями, приведшими к началу мировой войны.

2. Развивающая – продолжать формировать умения анализировать исторические факты, навыки самостоятельной работы, делать выводы.

3. Воспитательная – воспитание уважения к героическим подвигам воинов Первой мировой войны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx81.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Сыктывкарский лесопромышленный техникум»

Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «История»

по теме: повторительно-обобщающий урок «Первая мировая война. Великая и забытая.»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Автор-разработчик:

Лахтионова Зинаида Петровна, преподаватель истории ГПОУ «Сыктывкарский лесопромышленный техникум»

Сыктывкар

 2022

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………..

3

I. План урока…………………………………………………….................

4

II. Структура урока и продолжительность этапов урока…………….

5

III. Ход урока………………………………………………………………...

5

Литература и Интернет-ресурсы...………………………………………

10

Приложение 1-2…….………………………………………………………

11

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

Лахтионова Зинаида Петровна, преподаватель истории

2.

Название ресурса

Методическая разработка урока по теме «Первая мировая война», повторительно-обобщающий урок.

3.

Вид ресурса

Документ, презентация

4.

Предмет, УМК

История

5.

Цель и задачи ресурса

Цель: систематизировать знания обучающихся об участии России в Первой мировой войне, выяснить значение этого события для дальнейшего развития России.

Задачи:

1. Образовательная -  познакомить студентов с причинами первой мировой войны, с международными событиями, приведшими к началу мировой войны.

2. Развивающая – продолжать формировать умения анализировать исторические факты, навыки самостоятельной работы, делать выводы.

3. Воспитательная – воспитание уважения к героическим подвигам воинов Первой мировой войны.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

15-18 лет, студенты техникума

7.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Word 2010

8.

Методические рекомендации

по использованию ресурса

Методическая разработка урока по теме Первая мировая война может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России».

План урока теоретического обучения

Тема раздела

10. От новой истории к новейшей

Тема урока

10.4. Первая мировая война

Цель

систематизировать знания обучающихся об участии России в Первой мировой войне, выяснить значение этого события для дальнейшего развития России.

Задачи

1. Образовательная

познакомить студентов с причинами первой мировой войны, с международными событиями, приведшими к началу мировой войны.

2. Развивающая

продолжать формировать умения анализировать исторические факты, навыки самостоятельной работы, делать выводы.

3. Воспитательная

воспитание уважения к героическим подвигам воинов Первой мировой войны.

Хронометраж урока

45 минут

Тип урока

урок усвоения нового материала

Вид урока

комбинированный: лекция, беседа, анализ

Педагогические технологии

технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно-знаковых моделей

Метод обучения

устный, письменный, частично-поисковый, сравнительный

Приемы обучения

рассказ, беседа, сравнение, анализ, просмотр видеоматериала, заполнение таблицы, фишбоун

Форма организации познавательной деятельности

фронтально-групповая, индивидуальная

Средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Презентация.

5. Видеоматериал «Первая мировая война».

6. Материалы для рефлексии.

Литература

1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 320 с.

Метод контроля

устный, письменный

Межпредметные связи

обществознание

Основные понятия, термины

Тройственный союз, Антанта, План Шлиффена, Брестский договор, Брестский мир

Место проведения

учебная аудитория

Формируемые знания

1. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Антанта», «Тройственный союз».

2. Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война - путь к революции?»

Формируемые умения

1. Характеристика причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны.

2. Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны.

3. Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах.

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Структура урока

Ход урока:

I. Организационный момент

II.

Мотивация и целеполагание

III.

Формирование ориентировочных основ знаний

IV.

Первичное закрепление нового материала

V.

Домашнее

задание и инструкции

 по его выполнению

VI.

Подведение итогов

урока

VII.

Рефлексия

1

2

3

4

5

6

7

1 мин.

5 мин.

29 мин.

5 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

  1. Организационный момент
  1. Приветствие студентов.
  2. Проверка готовности студентов к уроку.
  3. Организация внимания.

II. Мотивация и целеполагание

Эпиграф к уроку.

А.И.Солженицин высказал такое мнение о войне:

«Самым неосмысленным безумием ХХ века была, несомненно, Первая мировая война».

Преподаватель: Ребята, сегодня мы закрепим знания по Первой мировой войне. Сегодня на уроке вы будете работать в парах.

Нам с вами предстоит пройти несколько станций.

- Первая мировая война в цифрах

-  «Яблоко раздора»

-Подумай и реши. Сопоставить имя, дату, термин в логической последовательности.

- Ожившие личности Первой мировой войны.

- Слова в истории (кому принадлежат эти выражения?)

- Покажи на карте

- Изобретения первой мировой воны

-

В течение всего урока вы будете проверять задания друг друга.

III Реализация построенной стратегии опроса студентов.

1. Первая мировая война в цифрах

Ребятам раздаются листочки с вопросами, необходимо написать ответ.

Напишите, когда произошло то или иное событие

1. Годы Первой мировой воны

2. В каком году Россия вышла из войны?

3. Когда Германия объявила войну России? (день, месяц и году указать)

4. В каком году произошел Брусиловский прорыв?

5. Верденская мясорубка состоялась?

            6. В каком году США вступила в войну?

Проверка знаний. Ребята обмениваются листочка и проверяем вместе с преподавателем.

2. «Яблоко раздора»

Соотнесите страны с территорией, которую хотели данные страны захватить в ходе Первой мировой войны.

Проверяем!

3. «Четвёртый лишний»  Кто лишний и почему? Почеркните ту фамилию, которая является лишней.

1. Николай Второй,  Вильгельм Второй, Франц Фердинанд,  Франц Иосиф

(Франц Фердинанд; императоры, сыгравшие главную роль в развязывании войны)

2. П. Гинденбург, Э. Людендорф, Франц Иосиф, А. Шлифен  (Франц Иосиф; германское командование, занимающееся разработкой планов ведения войны)

3. П. Ренненкампф, А.Самсонов, А.Брусилов, Н.Милюков  

(Н.Милюков; командующие армиями)

           

4. Определить сражение

А. Первое крупное успешное наступление англо -французских войск, начавшееся осенью 1916г. Означало переход стратегической инициативы странам Антанты. В этой битве впервые были использованы танки. (Сражение на Сомме)

Б. Одна из первых крупных битв первой мировой войны, развернувшаяся на западном фронте на территории Франции в конце августа – начале сентября 1914г. Сражение привело к провалу плана германского наступления и обусловило затяжной характер войны. (Битва на Марне)

В. Кровопролитная битва у крепости … во Франции, начавшаяся 21 февраля 1916г. Сражение длилось около полугода и получило своё название в связи с тяжелейшими потерями с обеих сторон(было убито и ранено около миллиона человек). (Верденская мясорубка)

Г. Успешное наступление русских войск под командованием генерала А.А.Брусилоа, начавшееся 5 июня 1916г. (Брусиловский прорыв)

Д. Самое большое в истории морское сражение. В нём принимали участия 44 дредноута, 14 линейных кораблей, 46 крейсеров, 144 миноносца. (Ютландский морской бой)

-Е. Так окрестили это неудачное наступление французы в апреле 1917 года. В бой были брошены более 100 дивизий, применялась артиллерия, танки, самолёты. Прорвать немецкий фронт не удалось. («Бойня Нивеля»)

Оружие  ( по 3 вопроса)

1. Россия была единственной страной, имевшей в начале войны бомбардировочную авиацию дальнего действия - воздушные корабли…. Как они назывлись? (Илья Муромец)

2. Помимо бомб в русской авиации использовались и так называемые «стрелы» конструкции В. Л. Слесарева. Что вы о них знаете? (свинцовые пули (в четыре раза больше обычных) с жестяным стабилизатором, которые сбрасывали на противника, вручную опрокидывая фанерный ящик. «Стрелы» были особо эффективны против кавалерии).

3. Винтовка калибра 7,62 мм была принята на вооружение русской армией, по своим качествам превосходила подобное оружие других армий. Назовите имя изобретателя  (русский офицер С.И.Мосин)

4 Во время газовой атаки под Ипром было отравлено 15 тысяч человек, из которых 5 тысяч умерли. С этого времени он стал обязательной принадлежностью солдатской экипировки.  О чём идёт речь? ( о противогазе)

5. В России была создана первая в мире подводная лодка, предназначенная для установки мин («Краб»). Лодка могла брать на борт 60 мин и экипаж из 50 человек. Назовите имя изобретателя  (М.П.Налетов)

6. После применения отравляющих веществ появились средства от химического оружия – противогазы. Кто изобрёл в 1915 г. первые угольные противогазы. (Русский химик Н.Д.Зелинский

Покажи на карте:

Ожившие личности Первой мировой войны.

1.

На посту главнокомандующего армиями Антанты он внес большой аклад в победу союзных государств над коалицией Центральных держав во главе с Германией. В ноябре 1918 года он был одним из участником подписание перемирия.

Ответ: Фердинанд Фош.

  1.  В июне 1915- апреле 1916 года командовал 2-й французской армией, которая участвовала в битве за Верден. 21 ноября 1918 года получил звание маршала. 22 июля 1940 года он же подписал Компьенское перемирие с Германией – капитуляцию Франции.

Ответ: Анри – Филипп Петен.

  1. С октября 1904  по март 1905 года являлся главнокомандующим вооруженными силами на Дальнем Востоке. В марте 1916 года предпринял ряд безрезультатных наступлений силами армий фронта, имея целью сковать германские войска и не позволить германскому командованию перебросить войска под Верден.

Ответ: Алексей Николаевич Куропаткин.

  1. Русский ас, вторым применивший воздушный таран, при этом оказавшись первым летчиком, который сумел после этого выжить.

Ответ: Александр Александрович Казаков.

  1. Одна из первых русских женщин – офицеров, создала первый в истории русской армии женский батальон.

Ответ: Мария Леонтьевна Бочкарева.

  1. Крылатая фраза «Русские не сдаются!» облетела весь мир еще в годы Первый мировой. К какому событию 1915 года имеет отношение.

Ответ: К обороне крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Беларуси. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней – и был оставлен только по приказу командования.

2. Интересные факты.

1. «Музыкальный ящик», изрыгающий смерть – так в период войны называли военную технику. Какую (танки).

2. Широко известны программы по использованию дельфинов, тюленей и морских львов в военных целях – для обнаружения подводных мин или обезвреживания аквалангистов – диверсантов. Однако первые опыты такого рода еще в 1915 году. Назовите страну, которая первой стала проводить подобный эксперимент ( Российская империя, В Генеральный штаб ВМФ в 1915 году обратился знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, предложив научить тюленей искать мины. Было обучено 20 животных, но в один из дней все они были отравлены – предположительно, немецкой разведкой).

3. Во время и после Первой мировой войны Великобритания вручала некоторым своим гражданам медальоны, которые в народе прозвали Пенни мертвеца. Почему такое название закрепилось за медальонами? Кому их вручали? ( Медальон с надписью «Он умер за честь и свободу» вручали родственникам всех погибших, на медальоне выбивались имя и фамилия конкретного человека.

4. Назовите животное, которое после применения газа в 1915 году солдаты стали держать в окопах. Почему? ( кошку, чтобы заранее предупреждала о газовой атаке).

5. В разгар Первой мировой войны над немецким лагерем появился французский самолет и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью. Какая надпись была на мяче? ( «С первым апреля!»)

6. Когда писатель Аркадий Аверченко во время Первой мировой  войны принес в одну из редакций рассказ на военную тему, цензор вычеркнул из него фразу: «Небо синее было». Почему это было сделано? ( По этим словам можно определить, что действия происходят на юге).

3. Война и мировая классика.

Определите, о каком известном поэте или писателе идет речь.

  1. Во время Первой мировой войны он был солдатам трех армий – Австро – венгерской, Чехословацкого корпуса в России и Красной армии. Сложной была его военная биография, большая часть которая проходила по Украине: в Галиции, на Волыни и в Киеве – на протяжении двух с половиной лет ( 29 месяцев). Самое известное его литературное произведение – «Прохождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».

Ответ: Ярослав Гашек.

  1.  С началом Первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917 года. Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 20-40-е годы пишет произведения для детей: «Белеет парус одинокий», «Волны Черного моря», «Сын полка».

Ответ: Валентин Катаев.

  1.  24 августа 1914 года был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией. Находясь на передовых позициях, ведет дневник    военных дней, который печатается весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». В России большое известен как поэт, создатель нового литературного течения – акмеизма.

Ответ: Николай Гумилев.

  1. Его самое известное произведение было задумано на полях Первой мировой войны. Он был офицером Ланкаширского полка, участвовал в одном из самых крупных сражений на реке Сомме, а затем из-за ранения больше года провел в госпитале. Здесь и сделал первые наброски произведения «Властелин колец».

Ответ: Джон Толкиен.

  1. 7 июля 1916 года был призван на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза, служил в Белоруссии. Восторженно встретил революцию 1917 года. Его поэма «Двенадцать » и стихотворение «Скифы» и посвящены революции.

Ответ: Александр Блок.

  1. Служил шофером – добровольцем в Красном Кресте. Он хотел попасть на фронт, но долго не получал разрешения из-за слабого зрения. После перевода на реку Пьяве стал разносить еду солдатам в окопы. В 1918 году был ранен в обе ноги осколками разорвавшего снаряда и пулеметной очередью, его роман «Прощай, оружие!» впервые был издан в 1929 году.

ин. – «ПолОтвет: Эрнест Хемингуэй.

  1. Во время войны был военным корреспондентом, с энтузиазмом встретил Февральскую революцию, от лица  Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Его повесть «Аэлита» и роман «Гиперболоид инженера Гарина» стали классикой советской  научной фантастики.

Ответ: Алексей Толстой

  1. Какая будущая английская писательница детективов в годы Первой мировой работала в военном госпитале?

Ответ: Агата Кристи.

4. Где этот было?

1 . Место, где была проведена первая газовая атака (Ипр).

2.Французская крепость, оборонявшаяся 10 месяцев и так и не сдавшаяся врагам (Верден).

5. Британский пассажирский лайнер, потопленный немецкой субмариной в 1915 году   ( Лизитания).

6. Именно этот генерал – фельдмаршал разработал план ведения войны ( Шлиффен).

Итог:

Это интересно.

Интересные факты о первой мировой войне (По два вопроса команде противника, вопросы готовятся заранее) по 3 балла

1.Где и когда воюющие стороны заключили перемирие, чтобы истребить атакующих обе армии волков?

В зиму 1916—1917 годов на восточном фронте Первой Мировой войны в районе Литвы и Белоруссии голодающие волки сильно увеличились в численности около городов и стоянок армий и начали атаковать небольшие группы солдат. Видя это, командование русской и немецкой армий договорилось о временном перемирии и направило силы на истребление волков. После того, как было убито несколько сотен зверей, и угроза с их стороны миновала, военные действия возобновились.

2.Почему первые танки в России называли лоханями?

При отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн (благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). Именно поэтому танки так называются (от английского tank — бак, цистерна). Интересно, что у нас сперва перевели это слово и называли новую боевую машину «лохань».

3.Зачем французский лётчик сбросил на немцев мяч вместо бомбы?

1 апреля 1915 года в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».

4.Какие животные предупреждали солдат о газовой атаке?

Во время Первой мировой войны кошек держали в окопах, чтобы они заранее предупреждали о газовой атаке. А в годы Второй мировой их брали на борт субмарин в качестве живых детекторов качества воздуха.

Чтение стихов:

Павел Снопков. Война 1914 года.

 Прошло сто лет и, вроде, стал мудрее,

 И совершенней наш несовершенный мир.

 Давно понятны всем и прокляты идеи

 Религий тех, что дьявол породил.

 Религий тех: коричневых и красных;

 С трибун высоких с пеною у рта.

 О временах мечтая о прекрасных

 Людей, что ставили на уровень скота.

 Я верил, что двадцатый век последний,

 Что есть уже прививка от чумы.

 И больше никогда ради идеи

 Никто не сможет развязать войны.

 Но я не оценил людскую глупость,

 Клубок тщеславья, жадность тех вождей...

 Кто, пестуя свои мечты о славе

 Миллионами на смерть пошлет людей.

 Кто равнодушен к тем, кто сгнил в ГУЛАГе

 По их приказу реки повернув,

 Плевал на тех, кого в Освенциме сжигали,

 Горчичный газ принес кто на войну...

 Кто ради власти был готов поставить

 На кон, как фишки жизни всех людей.

 Я был не прав, они еще остались.

 Прошло сто лет, а мир не стал мудрей.

Вопросы:

1. Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»?

2. Какой выход из создавшейся обстановки могли бы предложить вы?

V. Домашнее задание и инструкции для его выполнения

- Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. - п. 69 – с. 120 – 123; п. 70 – с. 124 – 127;

- вопросы и задания – с. 124; 127 – 128;

- конспект урока;

- работа с исторической картой.

 VI. Подведение итогов урока

- оценка работы группы;

- оценка работы отдельных студентов;

- аргументация выставленных оценок.

VII. Рефлексия

Метод «Оценка своей деятельности».

Дайте собственную оценку своей деятельности на уроке.

Литература

1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.

Видеоматериал

2. Первая мировая война». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tdi-uuYe480 (дата обращения: 15.03.2018).

Интернет-ресурсы

3. Алексеев Н. Первая мировая война. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2014/03/14/10827 (дата обращения: 14.03.2018).

4. Кораблева Е.Ю. Методическая разработка урока по истории «Россия в Первой мировой войне». – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt_uroka_rossiya_v_pervoy_mirovoy_voyne-437922.htm (дата обращения: 13.03.2018).

Приложение 1

Практикум «Первая мировая война»

Задание:

1.Просмотрите видеофильм «Первая мировая война». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tdi-uuYe480, заполните схему «Первая мировая война».

2. Проанализируйте данные статистики 1914 г. Оцените готовность России к войне. На чьей стороне был перевес сил? Сказалось ли это на ходе войны в 1914 г.?

Вооружённые силы Тройственного союза

Страна

Численность армии после мобилизации (тыс. чел.)

Лёгких орудий

Тяжёлых орудий полевой артиллерии

Самолётов

Германия

3822

4840

1688

232

Австро-Венгрия

2300

3104

168

65

Итого

6122

7944

1856

297

Вооружённые силы Антанты

Страна

Численность армии после мобилизации (тыс. чел.)

Лёгких орудий

Тяжёлых орудий полевой артиллерии

Самолётов

Россия

5338

6848

240

263

Великобритания

1000

1226

126

90

Франция

3781

3360

84

156

Итого

10119

11434

450

509

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 20 минут

Приложение 2

Практикум «Первая мировая война»

Задание:

1. Используя материал учебника (Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013) – п. 69 – с. 120 – 123; п. 70 – с. 127, цветную вкладку с картами «Первая мировая война (Европейский театр военных действий), заполните таблицу «Военные действия 1914 – 1918 гг.».

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 15 минут

Параметры сравнения

Восточный фронт

Западный фронт

Страны, участвовавшие в военных действиях

Основные военные операции:

год, операция, результат

1914 г.

1914 г.

1915 г.

1915 г.

1916 г.

1916 г.

1917 г.

1917 г.

1918 г.

1918 г.

2. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы.

Из Мирного договора Советской России с Германией и её союзниками

Статья III

Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под её верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией. Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением.

Статья IV

Россия сделает всё от неё зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции.

Статья V

Россия незамедлительно произведёт полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь сформированные теперешним правительством.

Статья VI

Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии.

Статья IX

Договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т.е. государственных издержек на ведение войны, равно как и от возмещения военных убытков.

Вопросы:

1. Дайте название договору и дату его подписания

2. Какие территории по договору Россия теряла?

3. Почему Ленин называл этот мир «похабным»? С какой целью он был заключен большевиками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Углеродистые конструкционные качественные стали, применяемые на предприятии ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ».

В результате изучения темы урока «Углеродистые конструкционные качественные стали»  обучающиеся должны усвоить  виды  качественных сталей, их свойства, применение и  определе...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине История «От Руси к России»

материал позволяет студентам систематизировать исторический материал по изученному периоду; охарактеризовать понятие «централизованное государство»; систему государственного управления в Р...

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»...

Методическая разработка занятия по учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОП.03. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ по теме " Алюминий и его сплавы"

В методической разработке представлен вариант проведения урока в нетрадиционной, занимательной форме по учебной дисциплины общепрофессионального цикла  ОП.03. Основы материаловедения.  Урок ...

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов 2 курса СПО по теме: «Командировка»

В методической разработке учебного занятия основное внимание уделяется упражнениям, направленных на достижение взаимодействия между студентами. Выполняя их, студенты должны осознавать, когда и при как...

Тестовые задания по учебной дисциплине "История" по теме "Россия в XX веке"

Тестовые задания предназначены для проведения итогового контроля по учебной дисциплине "История" для обучающихся II курса по профессиям "Повар-кондитер" , "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...