Методическая разработка урока "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману Л.Толстого "Война и мир"
методическая разработка на тему
Предлагаю методическую разработку урока. Надеюсь, она будет полезна учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sherer2.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к методической разработке по литературе
«В салоне Анны Павловны Шерер»
Данная работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС учебной дисциплины «Русский язык и литература
Литература ОДБ 2».
Учебное занятие «В салоне Анны Павловны Шерер» относится к обширной теме «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» и на нее отводится 1 урок. На предыдущих уроках подробно рассматривается жизненный и творческий путь писателя, его общественная деятельность, мировоззрение, а также творческая история создания романа «Война и мир».
Тема особенно важна для изучения романа, поскольку именно с нее начинается анализ текста произведения, это экспозиция, которая знакомит нас с главными героями, позволяет проследить их поведение и сделать первые выводы не только о действующих лицах. Материал первых глав романа, анализируемых на уроке, позволяет уяснить и позицию автора. автора. Тема дает возможность заинтересовать обучающихся тематикой, проблематикой сюжетными линиями, языком романа, мотивировать их к дальнейшему чтению и анализу произведения.
Данное учебное занятие предполагает знание обучающимися первых 5 глав произведения, хотя прочитан должен быть весь роман.
К разработке прилагается презентация по теме, а также текст проверочной работы в 2-х вариантах.
Урок литературы
Практическое занятие
В салоне Анны Павловны Шерер
Тип урока: изучение нового материала.
Цели.
Образовательные:
- анализ эпизода для знакомства с исторической обстановкой начала романа (1805 г.);
- знакомство с героями произведение;
- выявление отношения автора к нормам светской жизни и приемов, им используемых;
- определение роли эпизода в композиции романа.
Развивающие:
- развитие умения анализировать, сравнивать героев, оценивать характеры по словам, поведению и поступкам, делать выводы;
- обогащение культурной памяти.
Воспитательные:
- воспитание отрицательного отношения к лжи, лицемерию, праздности;
- воспитание уважения к русской культуре.
Методы:
- индуктивный метод при языковом исследовании;
- сравнительный анализ;
- аналитическая беседа.
Формы работы: коллективная, индивидуальная..
Межпредметные связи: русский язык, история, ИКТ.
Оборудование и дидактический материал: ПК учителя, проектор, экран; тексты романа «Война и мир»; задание для проверочной работы, презентация.
Ход урока.
Приличьем стянутые маски…
М.Ю.Лермонтов
…наше так называемое высшее общество граф Толстой лихо прохватил.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Этап урока | Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание, техническое сопровождение |
1 | оргмомент | Проверка присутствующих, их готовности к у року. | Сообщение наличия обучающихся и готовности к уроку. | |
2 | сообщение темы урока. мотивация | Итак, сегодня мы начинаем непостредственный анализ текста романа Л.Толстого «Война и мир», первого его эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер». Это очень важный эпизод для понимания тематики и проблематики произведения. | Презентация «В салоне Анны Павловны Шерер» Слайд 1 | |
3 | Проверка домашнего задания и уровня теоретичесих знаний по теме | Для глубоко анализа эпизода необходимо опираться на ранее изученный материал о творческой истории романа и личности писателя. Поэтому мы сейчас освежим знания по указанным темам, выполнив проверочную работу «Творческая история романа «Война и мир»(приложение 1) | Выполняют письменную проверочную работу по вариантам | |
4 | Постановка цели урока |
| Слайд 2 | |
5 | Рефлексия | Беседа о впечатлениях от прочтения первых пяти глав романа. | Делятся впечатлениями | |
6 | Аналитическая беседа по тексту романа. | |||
. | Лексическая работа | Есть ли незнакомые понятия? | Называют незнакомые слова и понятия | Слайд3,4 |
Исторический комментарий. | Итак, действие происходит в салоне А.П.Шерер в июле 1805 года. Это время, когда Россия разорвала дапломатические отношения с Францией и была на пороге войны в качестве союзницы Австрии и Англии.. | Краткое сообщение о Наполеоне. | ||
Анализ текста произведения. Проблемный вопрос: Как относится Л.Толстой к нормам светского общества? | Итак, окунемся в атмосферу высшего света Петербурга … А как вы понимаете сочетание «высший свет», «светское общество»?(привилегированная аристократическая верхушка, элита общества) Кто к нему относится и какими должны быть эти люди, что должны делать? Актуально ли это понятие на сегодняший день ? | Обучающиеся отвечают на вопросы(кроме того, что представители высшего света просто богаты и знамениты, они несут какую-то общественную функцию) | Просмотр эпизода киноэпопеи 1965 г. С.Бондарчука «Война и мир» | |
Кого же мы видим на страницах романа? Какие черты этой дамы подчеркивает толстой? Находим оценочные определения писателя. Кто эта дама по сути? Патриот, которого волнует судьба страны и она хочет обсудить это непременно в своем салоне или? | Сообщение обуч-ся о хозяйке салона Анне Павловне Шерер с цитатами из текста. – Отмечают иронию автора по отношению к героине. | Слайд 5 | ||
Кто стал первым Гостем салона? Отмечаем авторские определения речи и поведения сановника. Интересны ли ему разговоры о политике? Зачем на самом деле приехал Курагин? Как он говорит о том деле, по которому приехал? Как относится к своим детям? Какую характеристику дает Толстой его сыновьям? Что для него важно в будущей невестке? Как характеризует писатель дочь Курагина Элен? Как она ведет себя в свете? Зачем она здесь? Как ведет себя рядом с А.П.Шерер? Почему князь Василий обещает помочь Анне Михайловне Друбецкой? | Ответы и характеристика с цитатами из текста..(Князь Василий Курагин»…в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица», «Просвечивало равнодушие и даже насмешка», «по привычке, как заведенные часы, говоря», «говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы»… | Слайд,6,7,8,9 | ||
С кем сравнивает писатель хозяйку салона? Найдите метафоры и сравнения | С хозяином прядильной мастерской, А.П. «угощала …своих гостей» виконтом,» сервировала сначала виконта, потом аббата» | |||
Вывод: За красивой презентабельной внешностью, за мундиром и звездами скрывается пустота, корыстолюбие, эгоизм и карьеризм «сливок» общества. Для разоблачения этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок». Для обличения предствителей высшего света писатель использует оценочные определения, эпитеты, метафоры, иронию и вводит так много диалогов на французском языке | Записывают название метода и приемы. | Слайд10,11 | ||
Кто еще из героев романа, по-вашему, носит маски и какие? Чем отличается Андрей Болконский от всех в гостиной? | Обуч-ся рассказывают о княгине Болконской,ее муже князе Андрее. Анна Павловна – радушной хозяйки и патриотки-энтуиастки. Княгиня Болконскоя – капризной прелестной девчонки( цитаты) Князь Андрей – светского льва, гримаса недовольства и презрения. | Слайд13,14,15 | ||
Есть ли в гостиной человек «без маски»? Почему А.П. отвешивает Пьеру поклон «относящийся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относится к нему со страхом? С кем сравнивает Пьера автор? Как подчеркивает непосредственность, искренность и естественность Пьера? Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия. Кому искренне рад Болконский? Можно ли сказать, что Толстой Пьера противопоставляет всем в гостиной? О ком Пьер говорит с особой горячностью? | Рассказ о Пьере, почему он здесь, как выглядит и ведет себя. Он здесь чужой, нарушает этикет и пытается искренне высказывать свое мнение. | |||
Делаем вывод относительно авторской позиции по отношению к нравам светского общества. Предлагается обуч-ся записать самостоятельно вывод. Предлагаю сравнить с выводом (слайд 19) | Вывод делает либо один ученик, либо все вместе, дополняя друг друга. Записывают вывод. Сравнивают, выполняют правку(дополнения, редактирование) | Слайд 19 | ||
Возвращаемся к эпиграфам Предлагаю вспомнить стих-е М.Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» и пояснить, какую связь оно имеет с эпизодом «В салоне А.П.Шерер». | Связь тематическая и идейная. Оба автора показывают бездушие, фальшь и эгоизм светского общества. | Слайд 20 | ||
Обращаемся к высказыванию С-Щедрина. Согласны ли Вы с ним? Как понимаете глагол «прохватил»? | Толстой действительно «прохватил « светское общество, иронически изобразив гостей салона и саму хозяйку. | Слайд 21 | ||
7 | Домашнее задание | Сравнить эпизод «В салоне А.П.Шере» с эпизодом «Именины Наташи Ростовой» | Выбирают дома материал по теме и сравнивают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»...
презентация у к уроку "В салоне Анны Павловны Шерер"
Все слайды презентации соответствуют этапам урока, разработка которого представлена на сайте....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»»
Методическая разработка урока по УД "Литература"...
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...