Выступления на ШМО
статья на тему

Баширова Наталья Юрьевна

В данном разделе представлены тексты статей, подготовленных для выступления на школьных методических объединениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальной школы

МОУ Быковская СОШ № 14

учителя музыки Башировой Н.Ю.

тема:

«Влияние музыки на здоровье человека»

Музыка – не только фактор

облагораживающий, воспитывающий, но и целитель

здоровья.

В.М. Бехтерев

Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на состояние

человека.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки . Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепции очищения

души человека в процессе восприятия искусства.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким.

В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки)

образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент .

Во Франции и Голландии музыкотерапия широко используется и в практике психотерапии, и в хирургии. При этом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм, особенностей человека, его заболевания. В Голландии музыка используется и при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. В США музыкотерапия получила признание после второй мировой войны, когда она успешно применялась при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Дальнейшее развитие музыкотерапии отмечалось после демонстрации ее эффективности в работе с детьми и престарелыми людьми. В США в 1950 г. создана Национальная ассоциация музыкальной терапии.

В Германии в 1985 г. при медицинском факультете университета Виттен Хердеке был создан Институт музыкальной терапии, где музыкотерапия применяется во многих областях медицины.

История оставила немало фактов, свидетельствующих о терапевтических

возможностях музыкального искусства. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский

центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей.

Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую

бодрость.

С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б. В. Асафьев рассматривал колокольный

звон и его типы как особую сферу народной музыки.

Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она

облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Но самое большое воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу

кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах .

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о

воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению  заболеваемости, улучшению обмена веществ и активизации восстановительных процессов. В начале ХХ века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной

медицине все большее распространение получает, наряду с фитотерапией и арт-терапией, музыкотерапия – восстановление здоровья при помощи занятий музыкой.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 г.

Музыкотерапия становится признанной наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт.

При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства

воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития .

И. И. Мечников в «Этюдах оптимизма» предлагает сохранить в жизни оптимизм, призвав на помощь красоту окружающего мира. Он считал, что для сохранения памяти до глубокой старости нужно слушать много музыки, стараясь запоминать мелодии. Многие выдающиеся поэты

пользовались дополнительной подпиткой от музыки и живописи (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам и другие), что давало дополнительную мощь их таланту. Интересно

по этому поводу сказал Ч. Дарвин: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере один раз в неделю. Быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить

активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».

Музыка, помогающая создать гармонию тела и души: 

Клаудио Монтеверди – мадригалы; Жан Батист Люлли – сюиты для оркестра; Антонио Вивальди – концерты для двух мандолин; Кристоф Виллибальд Глюк – опера «Орфей и Эвридика»;

Вольфганг Амадей Моцарт – можно сказать, любое его произведение дает заряд положительной энергии;

Людвиг ван Бетховен – его музыка оказывает огромное воздействие на человека;

Фридерик Шопен – его романтические по стилю произведения действуют на человека умиротворенно, заставляя верить в долгую безмятежную жизнь;

Клод Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма, направления, опирающегося на отражение настроения при помощи оттенков цветов, звука. Не случайно его произведения носят поэтические названия: «Девушка с волосами как лен», «Что видел

восточный ветер», «Лунный свет», «Арабески», «Маски».

Музыка коммуникативного характера,создающая атмосферу взаимного доверия, вызывающая положительные эмоции:

Бетховен – Романс для скрипки с оркестром фа-мажор; Мендельсон–Бартоли – Концерт для скрипки с оркестром ми- минор, 2-я и 3-я части; Сметана – симфоническая поэма «Влтава»; Моцарт – симфония «Юпитер»

до-мажор, 2-я часть, симфония ля-мажор, 1-я часть, «Маленькая ночная серенада», 2-я часть, Фортепианная соната ля-мажор, тема с пятью вариациями.

Музыка реактивного характера, разрешающая аффективно-динамическую реакцию, своего рода катарсис. Рекомендуется

двухтемная музыка, вызывающая интенсивные отрицательные и положительные реакции: Бетховен – Пятая симфония, 1-я часть; соната «Апассионата», 2-я и 3-я части; Шуберт – Неоконченная симфония, 1-я часть; Чайковский – Первый концерт для фортепьяно с оркестром, 1-я часть; Шуман – Четвертая симфония ре-минор, 2-я часть; Дворжак – Девятая симфония ля-минор, 2-я часть; Равель – «Болеро».

Для профилактики утомляемости, при нервном истощении рекомендуется

слушать «Утро» Грига; «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; романс «Вечерний звон»; мотив песни «Русское поле»; «Времена года» Чайковского; «Лунный свет» Дебюсси; «Грезы» Шумана:

они улучшают внимание, помогают сосредоточиться .

Размеренная речь, пение, шум природы могут замедлять сердцебиение, регулироватьпульсацию. Избавлению от гипертонии может способствовать музыка Баха, Бартока, Чайковского, Шопена, Сибелиуса.

Стимулируют работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум

прибоя, звук водопада, шелест листьев, шуршание колосьев.

Стабилизирует давление музыка Шопена, Штрауса, «Лебединое озеро» Чайковского. Нормализуют кровяное давление и сердечную

деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, Концерт Баха для двух скрипок.

Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского.

Нормализуют сон и работу мозга сюита Грига «Пер Гюнт», Концерт Моцарта для кларнета.

Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей .

Для уменьшения раздражительности, чувства разочарования и для повышения чувства бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься - Бах «Кантата № 2», Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната “Ре”», Франк «Симфония ре-минор».

Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце

происходящего - Шопен «Мазурка и прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия».

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть: Бетховен «Шестая симфония» (2-я часть), Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве, Мария», Шуберт «Анданте из квартета», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей - Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Сибелиус «Финляндия».

Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - Бах «Концерт ре-минор для скрипки», Барток «Соната для фортепиано», Бруквер «Месса ми-минор», Бах «Кантата № 21», Барток «Квартет № 5».

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением: Бетховен «Фиделио», Моцарт «Дон Жуан», Лист «Венгерская рапсодия № 1», Хачатурян «Сюита “Маскарад”», Гершвин «Американец в Париже».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия: повышения активности;

Для улучшения настроения: Бах «Прелюдия» и «Фуга ми-минор», Бетховен «Увертюра “Эгмонт”», Чайковский «Шестая симфония» (3-я часть), Шопен «Прелюдия», оратории № 28 и № 1,

Лист «Венгерская рапсодия № 2».

Ритмические инструменты особенно пригодны для воздействия на двигательные расстройства. Ритм бубна повышает уровень природного этанола (природный алкоголь), что может способствовать лечению от алкоголизма.

Струнные инструменты действуют своим проникновенным длительным и ясным звуком, способствующим душевной гармонии, психическому успокоению.

Ксилофон и другие так называемые металлофоны побуждают к общению и контакту.

Итак, музыку используют в лечебных и оздоровительных целях. Музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может способствовать укреплению иммунной системы, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активизирует восстановительные процессы. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню.

Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.Музыка может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.



Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

МОУ Быковская СОШ № 14

учителя музыки Башировой Н.Ю.

тема:

«Духовно-нравственное воспитания школьников

на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю.»


                                                      «И воспитание, и образование нераздельны.

         Нельзя воспитывать, не передавая знания,

 всякое же знание действует воспитательно»

Л.Н. Толстой

        Всегда, во все времена, вопросы нравственного воспитания человека волновали общество. В современном мире  все чаще можно встретить жестокость и насилие, поэтому проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, на формирование его мировоззрения должен уделять этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

В решении проблемы гармоничного развития личности ребенка большое место принадлежит процессу формирования его музыкальной культуры, воспитанию музыкальных интересов и повышению эстетического вкуса учащихся. Школа выполняет социальный заказ общества. Урок музыки преподносится детям как искусство, которое помогает человеку выразить свою душу, свое отношение к миру, сокровенные чувства и мысли, раскрывает детям наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы» - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, Материнства, духовной музыки, Защиты Отечества и.т.д. Вся эта работа осуществляется в комплексе учебной и внеклассной школьной работы.

Современные ученые отмечают, что музыка влияет на интеллектуальное развитие, на эмоциональное состояние человека, на его самочувствие и здоровье, она обладает невероятным магнетизмом и энергетикой. Основной формой музыкального воспитания в школе является урок музыки, в сочетании классных – внеклассных занятий, кружковой деятельности и активного использования детьми средств массовой информации, очень важной для повышения музыкальной культуры.

Музыкальное воспитание учащихся школы не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение и во внеклассной работе, это различные мероприятия, концерты, праздники, фестивали, проводимые совместно с заместителем по воспитательной работе и классными руководителями.

Одна из главных задач педагога в обучении – найти в каждом ребёнке родник его творчества, дать возможность каждой личности проявить способности, таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий для учащихся возможность реализации своих личных интересов, способностей.

Творческая работа с детьми дает учителю возможность помочь каждому ребенку представить перспективу собственного развития, повысить заинтересованность в результатах своей деятельности, поднять собственный творческий потенциал.

А чувство локтя, ответственность за общее дело, единая цель, работа каждого на общий результат? Разве эти качества не нужны современному человеку? А умение понимать и чувствовать другого человека, его боль и радость, сопереживать, сочувствовать?

Хоровое пение – универсальный «инструмент», позволяющий развить не только эстетические, но и человеческие качества личности. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.

В течение нескольких лет в нашей школе проходит ежегодный фестиваль военной песни, посвященный празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в котором участвуют все школьники с первого по одиннадцатый класс.

Задача простая: каждый класс – хор, со своим «лицом», своим репертуаром, исполнительскими предпочтениями. Работа над произведениями ведется в рамках внеурочной деятельности школьников, но отбор репертуара, выразительных средств, художественного оформления программы проходит только с учетом интересов классного хорового коллектива. Задача педагога – сделать так, чтобы каждый ребенок в классе захотел участвовать в хоре, желал быть причастным к общему творческому делу.

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творчества.

Каждый ребенок имеет полное право жить, любя и понимая настоящее искусство, ощущая красоту жизни и гармонию мира. Не должна уйти в прошлое поющая Россия, в песнях творившая свою духовность, утверждавшая нравственность и прославлявшая подвиги.

Воспитание души – главный результат работы со школьниками.



Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальной школы

МОУ Быковская СОШ № 14

учителя музыки Башировой Н.Ю.

тема:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению – одна из важных задач, которая стоит сегодня перед школой. Актуальная задача современной школы - это

сохранение здоровья учащихся. Важно грамотно соотносить учебную нагрузку и методы работы с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, как вокалотерапия, логоритмика, ритмотерапия, музыкотерапия, фольклорная арттерапия, музыкально- рациональная психотерапия, терапия творчеством, сказкотерапия, улыбкотерапия – актуальная

тенденция обновления образования.

Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация.

Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей человека.

Музыку можно использовать как способ улучшения эмоционального фона на уроке - она внесет гармонию во взаимоотношения в коллективе. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

Учитель должен ставить перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона и даже времени суток. Подбирая музыку для урока, необходимо учитывать класс, предыдущий урок в этом классе, какой по счету урок, кабинет (если нет постоянного) и другие факторы, которые могут проявиться во время работы.

При подборе музыки, чтобы не влиять на эмоциональную память учащихся, лучше использовать классику, так как молодые люди ее редко слушают. Ритм музыки может регулировать темп урока. После прослушивания музыки во время выполнения заданий урока напряженность уменьшается.

Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно самих упражнений. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные

эмоции.

Для снятия стресса или, наоборот, активизации эмоциональной сферы личности ребенка используется музыка для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, грозы и т.д.).

Также составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, остальное – во внутренние органы.

Упражнение «Шум моря».

Учащиеся слушают звуки моря, а затем им предлагается «подышать», как море.

Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш».

Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Упражнение «Я – дирижер!»

Под звучание симфонического оркестра каждый из учащихся дирижирует

воображаемым оркестром. Это упражнение увеличивает заинтересованность ребят, способствует процессу восприятия музыкального отрывка и приносит психотерапевтический эффект.

 Вокалотерапия.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. На Руси всегда считали, что поет в человеке душа и пение есть её естественное состояние! Поэтому пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-

выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье.

Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Это отличное

средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе

Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество  певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет

за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха.

После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные

мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут

следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной

железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.

Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или

«пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения можно применять музыкально – ритмические упражнения.

Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых).

Ритмотерапия

специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение

владеть своим телом .

Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.

Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки

способствуют улучшению здоровья.

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после

долгого сидения.

Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно- психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

К ритмотерапии можно отнести и игры под музыку. Разнообразные танцевальные движения в игре и в танце, включаемые в структуру урока музыки, непосредственно влияют на эмоциональное состояние ребенка, и не только развивают фантазию и творческое воображение детей, но и снимают и физическое напряжение.

Удовлетворения, полученные в процессе движения обычно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших отделах головного мозга, связанных с ассоциативными,

интеллектуальными и волевыми процессами.

Фольклоротерапия.

Воздействуя на психику детей своим непривычным «манерным» проявлением, народная песня в одних случаях снимает, а в других активизирует эмоциональную восприимчивость учащимися явлений и фактов окружающего мира. В детях менее эмоциональных

эти песни активизируют способность более ярко выражать свои ощущения в общении с природой, с поколением старших людей, формируют прочные устойчивые и положительные ощущении от песенного исполнительства.

Задорные частушки традиционные народные плясовые песни (такие,

как, например, «Калинка», «Светит месяц», «Во кузнице») оказывают бодрящее влияние на нервную систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока энергии. Негромкое же умеренное исполнение лирических народных песен, напротив, оказывает

успокаивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и медленный темп вызывают у детей состояние покоя, а попутно и активизируют в их физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков.Не случайно такие русские народные песни, как «Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты калинушка», белорусскую народную песню «Реченька» и другие, дети любят особенно.

Общеизвестно, что народная песенность представляет собой самостоятельную и независимую интонационную систему, отражающую специфику народного музыкального мышления, адекватного сочетания звуков в природе. Кроме того, устойчивое и неустойчивое

тяготение друг к другу звуков народной песни отражает специфическое эмоциональное настроение поющего и способно мощно влиять на психику слушающего. Научить слышать интонационной свойство народной песни, а затем и самостоятельно воспроизводить запомнившиеся интонации -

значит, помочь детям адекватно воспринимать и переживать явления окружающего мира. А исполнение и слушание народных песен неизбежно «заряжает» соответствующими эмоциями и исполнителей, и слушателей. Поэтому именно народную песню мы можем рассматривать как одну

из эффективных форм развития свойств человеческой психики и тем более детской, а главное – средством сбережение хрупкого психического здоровья детей.

Смысл исполнения народных песен заключается в положительном для физического здоровья детей значения пения как физиологического процесса.  Дети поют русские народные песни, разучивают пляски, игры, хороводы, играют на русских народных инструментах в ансамбле и оркестре. Музыкальный фольклор увлекает ребят в свое собственное пространство и оттуда позволяет увидеть жизнь совсем иначе - чище, чем она порой есть, возвышенней, целостней. Дети связывают с песнями свою радость и начинают петь их не только тогда, когда их попросят, но и когда хочется, когда поет душа.

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию,

позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

В фольклоротерапии используются различные виды взаимодействия с природой, музыкой, голосом, словами, которые оказывают на психическое и физическое здоровье человека только благоприятное влияние. Здесь могут включаться все многообразие существующих форм:

речевая, музыкально-вокальная, танцевальная терапия и театрализованное представление.

Сказкотерапия.

 Музыкальная терапия сплетается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Сказкам свойственны тайны и волшебство, что помогает ребенку более открыто и заинтересованно вживаться в предложенные образы .

Улыбкотерапия.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка.

Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным.

Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Терапия изобразительным искусством.

Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии.

Именно поэтому произведения изобразительного искусства, используемые на уроках музыки, имеют не только образовательный, но еще и арт-терапевтический характер.

Упражнение «Спящая царевна».

Учащиеся рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова «Спящая царевна».

Им предлагается представить себя в образах разных сказочных персонажей картины, и замереть в характерной для этого персонажа позе. Затем я дотрагиваюсь до них по очереди и все «просыпаются», и танцуют в соответствии с выбранными образами под музыку П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица».

Упражнение «Ковер - самолет».

В этом упражнении детям предлагается полетать на ковре-самолете вместе с ИваномЦаревичем. Учащиеся рассматривают репродукции картин В. М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете. Необходимо по очереди дотрагиваться до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно

ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.

Игровые технологии.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения

развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть

представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений,

иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание),

«Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание).

В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение

в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Дыхательная гимнастика.

На уроках музыки можно использовать элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, систематическое выполнение которой обеспечивает эффективное лечебно-профилактическое действие .

Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных

динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от  хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно- сосудистых болезнях.

Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует давление, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.

В основе дыхания лежит следующий приём: короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Производя шумный, короткий, активный вдох носом, обучающийся в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. Эта гимнастика

показана всем детям и как метод лечения, и как профилактический метод.

После такой гимнастики повышается работоспособность на уроке, легче усваивается материал.

Урок музыки в школе обладает психотерапевтическим воздействием в учебно- образовательном процессе. Деятельность учителя музыки предполагает поиск новых современных технологий по здоровьесбережению, что позволит добиться положительных изменений в здоровье школьников. Укрепление психики и здоровья ребенка на таких уроках происходит при различных видах деятельности.

Доброжелательный и эмоциональный тон учителя, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, создание положительной атмосферы на уроке благоприятно влияет на здоровье учащихся. Рациональное построение урока с учетом эффективности учебной

деятельности, а также смена видов деятельности на уроке повышает заряд энергии, бодрости, эмоционально положительный настрой.



Предварительный просмотр:

МОУ Быковская СОШ № 14

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

тема:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

 и во внеурочной музыкальной деятельности.

Из опыта работы учителя музыки

        МОУ Быковская СОШ № 14        

Башировой Н.Ю.»

В наш современный век всё более отчётливо осознаётся профессионально-значимая проблема сохранения здоровья населения, а значит на нас, учителях, лежит главная ответственность за новое поколение  будущих граждан России.

Понятное дело, что вылечить ребёнка мы не в силах, да и это не в нашей компетенции, но в нашей власти создание условий для того, чтобы букет приобретённых ребёнком болезней  с детства не расцветал. Особенно я отношу эту ответственность к работе учителя музыки, ведь мы являемся врачевателями детских душ, и если будет комфортно душе, то болезни не будут прогрессировать. Мы должны научить ребят бережно относиться к своему здоровью, прививая на каждом уроке по крупицам этот навык.

В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» и внедрением программы Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения, одним из приоритетных направлений работы школы является пропаганда здорового образа жизни. И эта проблема сейчас действительно очень актуальна. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков.

Физически неблагополучный ребенок с трудом осваивает курс обучения. Свои проблемы он и его родители пытаются объяснить избыточными требованиями со стороны учителей. И действительно, характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. А от учителя в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьеформирующими являются педагогические технологии.

Много пишется и говорится о здоровьеформирующих технологиях в системе образования, но совершенно выпускается из вида тот факт, что в общеобразовательной школе имеется уникальный здоровьеформирующий предмет «Музыка», которому, к сожалению, в учебных планах отводится минимальное количество часов.  

Основные направления  Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения  потребовали от учителя музыки владения такими педагогическими технологиями, которые в полной мере могли бы соответствовать его профессиональному статусу в изменившихся условиях развития образования.

В России понятия «педагогическая технология» и «технология обучения» появились в начале 80-х годов. Теоретическими вопросами изучений педагогических технологий обучения занимались учёные-дидакты – В.П.Беспалько, В.И.Боголюбов, В.В.Гузеев, Т.А.Ильина, М.В.Кларин, В.С.Кукушин, М.И.Махмутов, Н.С.Сытина, В.Э.Штейнберг и др.

Среди наиболее перспективных технологий, направленных на личностное, познавательное, коммуникативное, социальное, информационное развитие личности школьников в музыкальном образовании можно выделить:

- технологии развития процессов восприятия музыкальных произведений (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,А.А.Пиличяускас, Л.В.Школяр и др.);

- технологии формирования певческой культуры учащихся (В.Серов, Г.Я.Ломакин,В.В.Емельянова, Г.П.Стулова, В.Х.Хачатуров);

- технологии детского музицирования (инструментальное музицирование, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инсенировки, драматизации, театрализации музыкальных произведений) (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр);

- технологии развития ассоциативно-образного мышления обучающихся (Г.Д.Гачев, М.Н.Эпштейн, И.Э.Кашекова, И.С.Казакова);

- технологии проектно-исследовательской деятельности как основы развития познавательных интересов обучающихся (Джон Дьюи, С.Т.Шацкий, А.У.Зеленской, В.П.Беспалько, В.В.Гузеев);

- технологии диагностики формирования музыкальной культуры учащихся (В.С.Аванесов, Л.И.Долинер, П.Клайн, А.Н.Майоров, И.А.Цатурова);

- информационно-коммуникационные технологии в преподавании музыки (А.О.Бороздин, Т.А.Затямина, Ж.Б.Кармазина, И.Н.Красильников, В.В.Медушевский);

- технологии изучения содержания учебников и учебно-методических комплектов по предмету «Музыка» (В.В.Алеев, Т.И.Бакланова, М.С.Красильникова, Г.С.Ригина, Г.П.Сергеева, Т.В.Челышева, Л.В.Школяр);

- технологии здоровьеформирования, арт-терапевтической направленности процессов обучения, развития и воспитания учащихся (Л.Д.Лебедева, В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, Б.В.Асафьев, И.Р.Тарханов).

 

К здоровьеформирующим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. Эти педагогические технологии используется очень широко в процессе обучения. По сути дела каждая педагогическая технология построена на основе принципа здоровьеформирования. Но я хочу сегодня поподробнее остановится на тех, которые я применяю в своей работе. К числу таких методик в первую очередь относится арт-терапия. Арт-терапевтические технологии, применяемые на уроках музыки позволяют: создать комфортную обстановку для обучения, нормализовать основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы, стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения, развить функции различных органов в процессе музицирования, улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику, пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, драматизацию образов народного фольклора.

На уроках и внеурочных занятиях наряду с основными формами музыкальной работы с детьми я использую арт-терапевтические  методы здоровьеформирующей технологии как: музыкотерапия, вокалотерапия,  логоритмика, сказкотерапия, фольклорная терапия, терапия творчеством, ритмотерапия, улыбкотерапия.

Я хотела бы очень коротко рассказать о самых распространённых методах, которые наверняка каждый использует в своей работе.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыки. Восприятие музыки, её исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. О методах лечения музыкотерапией в своей книге «Врачебная сила музыки» рассказывает С. Шабулин.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения неврозов, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. (авторы метода: В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.М. Догель, Г.П. Шипулин, Б.В. Асафьев, И.Р. Тарханов, В И. Петрушин)

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться пение. Методика В. И. Петрушина показывает, что в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения способствует воспитанию хорошей осанки. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы  входят в список полезной классической музыки.  Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке поможет "Лунная соната” Л. Бетховена, "Времена года” П. И. Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать "Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия” С. Рахманинова. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма "Овод” Д. Шостаковича. Снять нервное напряжение может музыка П.И. Чайковского - «Времена года», Сен-Санса- «Лебедь». Депрессию снимает музыка Шуберта - «Аве Мария», Моцарт «Рондо в турецком стиле». Таких примеров можно привести бесконечное множество.

Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, использую приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Для развития внутреннего слуха, памяти, ритма  применяю следующие упражнения:

Весь класс исполняет песню, но по внезапному сигналу учителя (это дирижёрский взмах, кивок, если учитель сам аккомпанирует и т.д.) все смолкают, заканчивает произведение  либо один ученик, либо ряд, либо парта, и снова, по сигналу учителя,  весь класс продолжает исполнять песню  дальше.  Очень полюбились ребятам песни: «По секрету всему свету», «Ты слышишь море», «Светлячок», «Песенка про жирафа», где ребята вторят эхом слова запева и припева, дирижёрским жестом или кивком я показываю - какой ряд исполняет, а какой подпевает. Всегда на УРА проходят такие вокальные игры-минутки.

Следующий метод здоровьеформирования, это вокалотерапия. (авторы метода: Л.А. Венгрус, Г.П. Стулова, С.В. Шушарджан др.)

Вокалотерапия благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции;

массирует гортань, щитовидную железу;

влияет на работу сердца;

высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека;

пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.                                      

Каждый урок я начинаю с пропевания слова приветствия (Здравствуйте, ребята!), но всегда с улыбкой, позитивом, настроением. Психологический настрой на урок очень важен. И тогда ребята отвечают с удовольствием.

Я считaю, что на уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребёнок поёт свободно и легко, голос естественно рaзвивается и укрепляется. Дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека. Дыхательную недостаточность, которой страдают 80 человек из100,можно даже считать «профессиональной» болезнью школьников. Но с этой проблемой можно справиться, если вовремя обратить внимание на ребёнка и на его дыхание. Среди сторонников дыхательной гимнастики выделяются работы   А.Н.Стрельниковой,   в которых автор рассказывает о том, как дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью. Некоторые дыхательные упражнения я использую в своей работе.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Большое значение имеет и интенсивность «пропевания» звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.

Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим. Кроме упражнений для распевания я использую песенки-настройки. Одну песенку мы сегодня исполним на занятии.

Очень часто на уроках я использую логоритмику, т.е. провожу логоритмическую гимнастику - это форма активного отдыха, благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. (авторы метода Г.А.Волкова, Н.А.Власова, В.А.Гринер).

Одной из проблем общего развития детей младшего школьного возраста является проблема укрепления вестибулярно-двигательного аппарата, моторики движений, их координации с музыкой. Здесь на ранних этапах музыкального развития неоценимую помощь могут оказать разнообразные музыкальные игры, драматизации песен и сочинений программного характера, пластические этюды. Вместо физкультминуток на занятиях можно использовать «разыгрывание» народных песен, имитацию игры на музыкальных инструментах (гусли, бубен, дудочка, «волшебный смычок» скрипки или виолончели, баян, барабан). «Двигательные» песенки снимают напряжение, усиливают кровообращение, и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов мозга, вызывая возбуждение других. Они направлены на то, чтобы учащиеся не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Очень любят такие «двигательные» песенки учащиеся начальных классов. Движения мы разучиваем на внеурочных занятиях ритмикой, а на уроках используем для снятия напряжения.

Ритмотерапия – арт-терапевтический метод, который обожают ребята всех возрастов. (автор метода – Д.Гиттельман) Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение. Я использую шаги, хлопки, наклоны, повороты, т.е. движения, которые удобно выполнять рядом с партой. К ритмотерапии относится и дирижирование воображаемым оркестром. Ребята очень любят игру в дирижёра, когда дирижируют всем классом, как воображаемым оркестром.

Обязательным моментом урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка, т.к. она даёт возможность отдохнуть от умственного труда, разрядиться, снять напряжение. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В 1 и 2 классах я провожу физкультминутки сама. С 3 класса такие минутки проводят дети  самостоятельно (они уже привыкли к этому, это систематическая деятельность).

Нередко в своей практике я применяю минутки релаксации. Мы не просто слушаем музыку, а просматриваем ролики сделанные ребятами или мной на музыку великих классиков с использованием фото ряда или репродукций художников, скульптуры, архитектуры. Условие: Ролик не должен  занимать более 2-х минут времени, используются полотна одного художника, что даёт возможность не только насладиться музыкой, но и  порелаксировать с использованием зрительного ряда. Обычно этого момента дети ждут с нетерпением, ведь никто ещё не видел их работы.  Таким образом в игре дети познают шедевры отечественного и зарубежного искусства.

Немаловажную роль играет метод улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Важную роль для создания условий сохранения здоровья обучающихся в образовательном процессе играют такие аспекты, как  отдельный кабинет для проведения уроков музыки, это создаёт интерес и настроение для занятий. Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено, по возможности постоянно открыты окна для продувки. Сменная обувь  –обязательный аспект учебного процесса. Регулярная влажная уборка в кабинете.

В заключении хочется сказать, что музыкальные занятия с использованием здоровьеформирующих технологий очень эффективны в плане поддержания и сохранения здоровья учащихся; музыка в целом, и хоровое пение в частности, способствуют формированию здорового образа жизни.

Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии - вот три основных кита вокального искусства, на которых строится образовательный процесс в музыкальном образовании.



Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

МОУ Быковская СОШ № 14

учителя музыки Башировой Н.Ю.

тема:

«ИКТ на уроках музыки

Из опыта работы учителя музыки

МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю.»

За все время своей работы в школе учителем музыки мне всегда хотелось сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года сказано, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.

Ведущая идея моей работы: целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроке музыки позволит ускорить формирование учебно - познавательной компетенции учащихся, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения.

Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.

В нашей школе созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке.  В моем кабинете имеются хороший компьютер, проектор, экран. Все компьютеры, объединены в локальную сеть. Есть устойчиво функционирующий выход в Интернет.

ИКТ дают возможность:

повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;

поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;

расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;

увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;

обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;

обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;

помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;

активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;

активизировать умственную деятельность учащихся.

Теоретическое обоснование опыта

В ходе своего опыта я использовала идеи ведущих в области педагогики и психологии отечественных ученых: Г.К. Селевко, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина и др. об активизации учебно-познавательной деятельности обучащихся. За методологическую основу своего опыта я взяла труды современных авторов , изучавших проблему творчества и психологии личности (Л.С. Выготского, A.M. Матюшкина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.).

Мой опыт базируется на трудах учёных о применении в образовательном процессе в школе ИКТ (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Н.А. Лепской, М.В. Моисеевой, Б.Хантер и др.).

Наиболее важными в своем опыте считаю принципы ИКТ, изложенные в работе «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств» Г. К. Селевко .

Изучив опыт ведущих ученых, педагогов, я наметила свой путь использования ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Технология опыта

Целью своего педагогического опыта считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:

создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;

организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;

повышение текущей успеваемости и качества знаний.

Основные направления использования ИКТ на уроке музыки.

Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы:

 Internet Explorer для возможности выхода в Интернет,

 E- Publish для создания своего сайта,

 PowerPoint, Elite Panaboard book для создания своих презентаций,

 Word для оформления текстовых документов,

Picture Manager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах BMP, EMF, GIF, JPEG, PNG, TIFF и WMF;

Excel для составления проверочных тестов, таблиц,графиков и диаграмм,

Publisher - которая позволяет создавать готовить профессиональные публикации к печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны.

На уроках широко использую электронные образовательные ресурсы, позволяющие эффективно решать задачи:

обеспечение уроков информацией;

демонстрация учебной информации;

поддержка различных активных форм занятий;

закрепление знаний,навыков и умений;

оценка и контроль знаний.

Электронные учебные материалы

Использование ОМС (ЭОР Нп).

В своей работе активно использую электронные образовательные ресурсы нового поколения (НП); использую их и в учебном процессе, и для самостоятельного изучения информации учащимися с целью формирования у учащихся ключевых компетенций по предмету.

ЭОР НП по предмету «Музыка» создавали учителя разных городов России, ведущие специалисты отечественных институтов.

Учебные материалы ЭОР соответствуют современным требованиям в предметной области «Музыка» , разработаны с учетом современных возможностей информационных технологий , возрастных ограничений взаимодействия с компьютером учащихся, особенностей восприятия информации с экрана.

Огромную помощь на уроках дают мультимедийные учебные пособия, художественные программы от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА». Учащиеся с интересом работают с «Энциклопедией популярной музыки Кирилла и Мефодия». Это российская мультимедиа-энциклопедия, в которой можно найти информацию практически о современной музыке, группах и исполнителях, композиторах. Энциклопедия дает возможность прослушать музыку или посмотреть видеоклип.

Еще один пример электроннного учебно-справочного материала - это мультимедиа-энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». Она представляет собой коллекциию записей музыки 15-16 вв. с комментариями, песенного приложения «Здравствуй, песня!», электронного иллюстрированного справочника «Выдающиеся исполнители», методических материалов «Музыка всем», энциклопедического ресурса «Музыкальные инструменты». В ней есть картинная галерея,материал об эпохах в искусстве 15-20 вв., выдающихся деятелей культуры прошлого и современности, академической культуре и современных жанрах, обучающе-развивающие увлекательные викторины и другой полезный материал для самостоятельной работы учащихся дома и на уроках .

Фонограммы, репродукции, фотографии в этой энциклопедии встроены по алфавиту и по жанровому принципу, снабжены гиперссылками. Учитель может по собственному усмотрению выбирать различные формы знакомства с информацией: от авторской подачи материала до творческих работ учащихся.

Благодаря различным компьютерным дискам («Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и др.) можно виртуально путешествовать во времени и пространстве,по эпохам, странам, знакомится с лучшими музыкальными образцами, с лучшими исполнителями мира, со стилями и направлениями в музыке , можно оказаться в гостях у художника в мастерской , в музее изобразительного искусства, в музее музыкальных инструментов. Например, знакомясь с темой «Симфонический оркестр», учащиеся могут не только услышать звучание музыкальных инструментов, но и увидеть вдохновенное исполнение музыкантов, понаблюдать за процессом управления оркестром выдающихся дирижеров.

Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеофрагменты, рассказы о произведениях, музыкальные экскурсии по разным странам, словарь терминов, учебно-развивающие викторины , видеофрагменты.

Очень интересен электронный образовательный ресурс «Шедевры музыки». В этом ресурсе представлена информация в виде лекции о музыкальных эпохах и жанрах; биографии 40 композиторов; биографии музыкальных деятелей, дирижеров, исполнителей ; словарь музыкальных терминов; интерактивные статьи о музыкальных классических шедеврах; образцы звучания инструментов симфонического оркестра; познавательный тест-игра; огромное количество уникальных иллюстраций; видеофрагменты опер и балетов.

Систематическое использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию наблюдательности, эстетической восприимчивости.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.

Одним из социальных заказов современного общества является воспитание личности, способной к саморазвитию, самообразованию, которая могла бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Наиболее результативным для решения поставленной задачи является проектная технология, интерес к которой возрастает в последние годы в педагогической практике. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию, умеющий анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы, принимать самостоятельно решения.

Проекты по продолжительности бывают разными (от одного урока до нескольких месяцев). Класс мною разбивается на несколько групп, но возможно и индивидуальное выполнение. Выбрав из предложенных мною множества тем свою, группы определяют цель исследования, выдвигают гипотезу, продумывают способы реализации поставленной цели, составляют план исследования. На организационно-подготовительном этапе школьники распределяют между собой обязанности: одна группа работает с текстом, другая – с иллюстрациями, третья-с музыкой и т.п.. На поисковом этапе ребята изучают, анализируют и систематизируют собранную информацию. После выполнения этой работы проходит защита проекта, когда каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам.

Защиту проектов можно превратить в увлекательный праздник (фестиваль искусств, соревнование команд, всеобуч для родителей, музыкальный ринг, театрализация, представления для младших школьников, и т.п.). Зрелищность проекту придаст компьютерная презентация.

Большую помощь при создании совместных групповых проектов оказывает возможность помещать информацию (текст, видео, музыка, рисунки и т.д.) на  диске. При открытии совместного доступа к файлам и папкам можно другим пользователям открывать, скачивать файлы, редактировать их.

Это позволяет разнообразить средства воздействия на обучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.

Итоги реализации моего опыта:

возрос познавательный интерес учащихся к предмету;

повысилось качество успеваемости;

совершенствовались навыки исследовательской работы с применением ИКТ;

появилась потребность в работе с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами;

наблюдается интеллектуальный рост, повысилась культура общения, расширился кругозор;

повысился творческий потенциал учащихся.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках музыки полезно и целесообразно.



Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальной школы

МОУ Быковская СОШ № 14

Учителя музыки Башировой Н.Ю.

тема:

«Внеурочная деятельность школьников. Из опыта работы»

учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14

Башировой Натальи Юрьевны

В решении проблемы гармоничного развития личности ребенка большое место принадлежит процессу формирования его музыкальной культуры, воспитанию музыкальных интересов и повышению эстетического вкуса учащихся. Школа выполняет социальный заказ общества. Урок музыки преподносится детям как искусство, которое помогает человеку выразить свою душу, свое отношение к миру, сокровенные чувства и мысли, раскрывает детям наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы» - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, Материнства, духовной музыки, Защиты Отечества и.т.д. Вся эта работа осуществляется в комплексе учебной и внеклассной школьной работы.

Современные ученые отмечают, что музыка влияет на интеллектуальное развитие, на эмоциональное состояние человека, на его самочувствие и здоровье, она обладает невероятным магнетизмом и энергетикой. Основной формой музыкального воспитания в школе является урок музыки, в сочетании классных – внеклассных занятий, кружковой деятельности и активного использования детьми средств массовой информации, очень важной для повышения музыкальной культуры.

Музыкальное воспитание учащихся школы не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение и во внеклассной работе, это различные мероприятия, концерты, праздники, фестивали, проводимые совместно с заместителем по воспитательной работе и классными руководителями.

В нашей школе проводятся различные мероприятия районного и поселкового масштаба. Отдельного внимания заслуживает фестиваль военной песни, где каждый класс – хор. Дети, учителя и, конечно же, родители участвуют в едином творческом союзе.

Каждый класс – хор. Знакомая фраза. Она прозвучала в свое время из уст замечательного музыканта и педагога Д.Б. Кабалевского, но не забыта и по сей день. Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.

Одна из главных задач педагога в обучении – найти в каждом ребёнке родник его творчества, дать возможность каждой личности проявить способности, таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий для учащихся возможность реализации своих личных интересов, способностей.

Творческая работа с детьми дает учителю возможность помочь каждому ребенку представить перспективу собственного развития, повысить заинтересованность в результатах своей деятельности, поднять собственный творческий потенциал.

А чувство локтя, ответственность за общее дело, единая цель, работа каждого на общий результат? Разве эти качества не нужны современному человеку? А умение понимать и чувствовать другого человека, его боль и радость, сопереживать, сочувствовать?

Хоровое пение – универсальный «инструмент», позволяющий развить не только эстетические, но и человеческие качества личности. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.

В течение нескольких лет в нашей школе проходит ежегодный фестиваль военной песни, посвященный празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в котором участвуют все школьники с первого по одиннадцатый класс.

Задача простая: каждый класс – хор, со своим «лицом», своим репертуаром, исполнительскими предпочтениями. Работа над произведениями ведется в рамках внеурочной деятельности школьников, но отбор репертуара, выразительных средств, художественного оформления программы проходит только с учетом интересов классного хорового коллектива. Задача педагога – сделать так, чтобы каждый ребенок в классе захотел участвовать в хоре, желал быть причастным к общему творческому делу.

Особо хочу подчеркнуть тот факт, что большая часть учащихся нашей школы не имеет дополнительного музыкального образования. В этом году учащиеся 6 кадетского класса Арутюнян Лиана и Кириллова Варвара приняли участие в районном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Эврика», посвященном 90-летию города Раменское. К этому конкурсу мы шли целый год: была проведена огромная работа, начавшаяся с выбора музыкального материала, его отработки, создания сценического образа. Трудолюбие и упорство принесли свои плоды – девушки заняли на конкурсе почетное второе место.

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творчества.

Каждый ребенок имеет полное право жить, любя и понимая настоящее искусство, ощущая красоту жизни и гармонию мира. Не должна уйти в прошлое поющая Россия, в песнях творившая свою духовность, утверждавшая нравственность и прославлявшая подвиги.

Воспитание души – главный результат работы со школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на тему Подготовка к открытому уроку

выступление на методическом объединении...

Выступление по теме: "ИКТ в начальной школе"

Применение ИКТ на уроках в начальной школе....

«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)

Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя ...

Выступление на заседании МК

Использование информационно  – коммуникативных технологий на уроках биологии....

«ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ»

Цель работы: научить молодых музыкантов избавляться от        негативных  моментов сценического волнения; заставить более ответственно  подойти...

Сценарий выступления для студентов I курсов ССУЗов «Английский язык в моей профессии»

Данный сценарий может использоваться в рамках проведения внеклассных мероприятий как в стенах ССУЗа, так и в общеобразовательной школе....