"Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона" - открытый урок
учебно-методический материал по теме
Представляю открытый урок в классе ансамбль баянов и аккордеонов. Тема урока "Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона". Главной целью урока стало формирование и приминение навыков связывания музыкальных терминов: размер - темп - метр - ритм в единый метроритмический комплекс. Задачи, которые были определены - изучить и сравнить понятия: ритм и музыкальный ритм; взаимосвязь терминов; научиться представлять внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры; научиться заполнять большую длительность более мелкими длительностями. Урок проводился с учащимися 2, 4-5 классов; был построен в виде путешествия на паровозике, где каждый вагончик - это новый термин, который связывается с предыдущим и последующим. Урок прошел ярко, динамично, детям очень понравился. И эти знания они запомнили очень хорошо, о чем свидетельствуют их результаты нынешней учебы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansambl._otkr.urok_19.11.2015.docx | 35.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Симферопольская детская школа искусств»
Открытый урок по ансамблю
в классе баяна и аккордеона
тема: «Развитие чувства ритма на уроке ансамбль
в классе баяна и аккордеона»
Подготовила преподаватель
по классу баяна и аккордеона
музыкального отделения
отдела «народные инструменты»
Смирнова Е. И.
Симферополь 2015
План-конспект занятия №___
Дата «19»ноября 2015года
Группа/ класс 2 класс, 4-6 классы |
Отдел/отделение – музыкальное отделение-отдел народных инструментов |
Педагог: Смирнова Елена Ивановна |
Тема занятия: Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона ___________________________________________________________________________ |
Цель:
|
Задачи: образовательная –
развивающая –
воспитательная -
|
Тип занятия: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков |
Вид занятия: урок-путешествие |
Форма организации: групповая |
Оборудование, дидактический материал: баян, аккордеон, пульты, стулья, тематические таблицы, рисунки, мультимедийное обурудование. |
Планируемые образовательные результаты |
Научатся: связывать музыкальные термины в единый метроритмический комплекс |
Получат возможность научиться: определять взаимосвязь музыкальных терминов: размер – темп - метр – ритм. |
План занятия
- Организационная часть
- Актуализация опорных знаний
- Изучение теоретических сведений
- Практическая часть
- Повторение и закрепление изученного материала
- Подведение итогов
Ход занятия:
1. Организационная часть. (Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе) Приветствие присутствующих, учащихся. Создание благоприятного психологического климата. Краткая характеристика учебной группы на предмет сформированности навыков игры в ансамбле.
2. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.
Формулировка цели и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Подведение детей к самостоятельной формулировке ответа на вопрос: почему нужно это узнать?
3. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала). Проверка домашнего задания (если таковое имелось).
Повторение системы опорных понятий по теме «Ансамбль- это…» и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала.
4. Теоретическая часть. Привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления теоретического материала.
5. Практическая часть Применение теоретических знаний на конкретном песенном материале-
Р.Н.П. «Во поле орешина» в обработке Л.Колесова.
6. Анализ понимания нового материал. (Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)
Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений.
7.Закрепление нового материала. (Обобщение и систематизация знаний)
Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты урока. Применение педагогических приемов оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении поставленных задач урока.
8. Рефлексия (Подведение итогов занятия, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.)
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), анализ достижения поставленной цели.
9. Домашнее задание (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) выполнять все упражнения, которые записаны на отдельном листе (каждый получает на руки), выучить партию ансамбля: чисто исполнять текст, ритм, считать, петь и хлопать.
10. Список использованной литературы:
Чехович Д.О. Ритм музыкальный // Большая российская энциклопедия. Том 28. Москва, 2015, стр.541-542
FDSTAR. Электронная музыка. Сайт композиторов; Статьи: Музыка: темп, ритм и метр
http://4igitara.ru/index.php статья: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.
Приветствие:
- Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята!
Мы рады приветствовать вас в этом светлом зале.
Я знаю – каждый в этом классе – гений!
Но без труда – талант не впрок! (А.Куприн «Тапер»)
В этом светлом уютном классе мы с вами собрались для того, чтобы провести Открытый урок – предмет «ансамбль» в классе баяна и аккордеона. На уроке присутствуют учащиеся средних и старших классов.
- Как у вас настроение? – Хорошее!
- Чем вы нас сегодня порадуете? – хорошим уроком, вниманием, музыкальной игрой……
-Спасибо!
- У ансамбля есть название и приветствие – авторы сами ребята.
- Ваня, как вы назвали ансамбль?
- «Золотые кнопочки»!
- Дамир, прочитай приветствие
- Золотые кнопочки, кнопочки баянные,
вся Россия знает нас – мы очень музыкальные!
- А теперь я предлагаю вам прохлопать эту речевку, внимательно. И послушайте, что получится?!!
- Мы выделяли сильные доли, были разные ритмические рисунки.!
- Какие выводы мы сделаем с вами?
- Что слова имеют ритм, и что есть сильные и слабые доли!
- А что обозначает само слово АНСАМБЛЬ?
– единство! Вместе!
- Кто из вас вспомнит сказочный музыкальный ансамбль, который ездил по городам и селам и давал концерты, зазывал зевак удивительными песнями и ритмами?
- Бременские музыканты (поем и хлопаем ритм песни)
- Ну-ка все вместе! Уши развесьте!....
- Мы пропели и прохлопали ритм. Таким образом мы связали во едино: слова + музыку – через что?
– Ритм!
-Молодцы! Сегодня, всем участникам ансамбля предлагаю совершить удивительное путешествие в мир музыкальных знаний вот на этом волшебном паровозе!
(На стенах класса висят бумажные паровозики с закрытыми «окошками», когда окошко открывается – появляется картинка «тема»)
Открывается картинка- главный паровоз.
Мы ездили на машине, на автобусе, пришло время воспользоваться услугами железной дороги! Нашей, Российской).
- Тема урока нашего путешествия очень важная, даже злободневная:
«Развитие чувства ритма на уроке «ансамбль»
в классе баяна и аккордеона»
Цель урока: формирование и применение навыков связывания музыкальных терминов: темп - размер – метр – ритм в единый метроритмический комплекс.
(Связать музыкальные термины: темп – размер - метр – ритм в единый метроритмический комплекс. На примере работы в Р.Н.П. «Во поле орешина» в обр. Л.Колесова, разработать упражнения для развития чувства ритма)
Задачи урока:
- образовательная:
- Проанализировать и сравнить понятия: «ритм» и «музыкальный ритм».
- Выяснить связь музыкальных терминов: темп - размер – метр – ритм.
- Закрепить умения представлять внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры.
- Совершенствовать навыки заполнения большой длительности более мелкими длительностями.
- развивающая:
- Развить чувство четкого ритмического ощущения.
- Развить способность к внутренней ритмической пульсации.
- воспитательная:
- Воспитать внутреннюю собранность, внимание.
- Воспитать способы социального взаимодействия.
- Воспитать чувство ансамбля.
Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков
Форма организации: групповая
Оборудование, дидактический материал: баяны, аккордеоны, пульты, стулья, тематические таблицы, рисунки.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: связывать музыкальные термины в единый метроритмический комплекс.
Получат возможность научиться: определять взаимосвязь музыкальных терминов: темп - размер – метр – ритм.
(МОЗГОВОЙ ШТУРМ)
- Итак – предлагаю вам еще раз взглянуть на три главных слова темы нашего урока:
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Перефразируем – РИТМ – что делаем?
– ЧУВСТвуем и РАЗВиваем
- У нас с вами в работе интересное муз. произведение –
его название «Во поле орешина».
- «Во поле орешина» - марш, танец, вальс?
- - это ПЕСНЯ
Жанр произведения - ПЕСНЯ,
(открываем 1-й вагончик – ПЕСНЯ)
- В какой форме чаще всего пишутся песни? –
- КУПЛЕТНАЯ – куплет и припев.
Наша с вами песня – тоже куплетной формы? – нет.
Какая форма нашего произведения?
– ВАРИАЦИИ – вариационная форма.
Что такое вариации?
– это тема много раз видоизменяется
(открывается 2-й вагончик – вариации)
- В каком темпе написана эта песня – подвижно. Какие три основных группы темпов вы знаете?
– быстрые - умеренные - медленные
Назовите по 1-2 примера каждого темпа: ПРЕСТО, АЛЕГРО
Анданте, Модерато
Ленто, адажио, ларго, граве.
Молодцы!
Итак 3-й вагончик – ТЕМП
- Возле скрипичного ключа – стоят две цифры. Назовите их. Что это за цифры? – 4\4 – что они обозначают ?
– СКОЛЬКО ДОЛЕЙ В ТАКТЕ – ЧЕТЫРЕ – прохлопали
Мы определили – что в такте 4 четвертных доли
4-й вагончик – РАЗМЕР
- Прохлопали: сколько – долей в такте- четыре! – ровные длительности - они похожи на шаги, кто-то спокойно идет, но почему-то есть определенная пульсация – сильный-слабый- ПУЛЬС - это МЕТР
5-й вагончик – метр
Рисунок: на нотном стане 4\4 и ровные доли в такте.
Вопрос – МЕТР это что? – от греческого МЕРИЛО
– мы меряем что-то? – МЕТР в музыке, не в швейном училище –
Равномерное чередование сильных и слабых долей в такте. ПУЛЬСАЦИЯ! И именно эту пульсацию мы всегда должны с вами чувствовать внутри.
Это своеобразный каркас, на который мы будем нанизывать длительности.
- Из этого вагончика вытекает связь со следующим:
( на нотном стане 4\4 и ритмические конфигурации)
Перед вами ничто иное как вагончик с РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ.
«Во поле орешина – песня и она звучит – мы ее слышим, она поется, переживается, льется, струится, течет …..Так вот, в греческом языке все эти эпитеты - «течь», струиться, растекаться. Переводятся как Р И Т М.
Что для нас с вами ритм?
РИТМ – это организация музыки во времени.
7-й вагончик – РИТМ
Другими словами: это Чередование длительностей и пауз из которых складывается РИТМИЧЕСКИЙ рисунок.
Вот посмотрите – мы с вами сформировали вполне приличный поезд, НА КОТОРОМ отправимся в музыкально-познавательный мир!
2 БЛОК
С каждым годом мы становимся старше, опытнее - берем более сложные произведения в работу. Пример - «Во поле орешина» - какие трудности мы встретили, работая над ней:
-много нот, сложные ритмические рисунки, их надо считать, стучать, выучить пассажи, игра в разных октавах, много пауз, переклички голосов, многоголосие.
- С самого начала…
Внимательно слушаем, считаем, следим за текстом, паузами, следим за ансамблем, работаем в одном темпе.
Работаем до 5 цифры, отрабатываем куски.
РИТМ в жизни: - сердцебиение, - дыхание, смена дня и ночи, - ходьба – это все примеры ритма.
Чувство ритма развиваем через разучивание, многократное проигрывание, повтор, отрабатывание – потом выучивание произведения. Исполняем его на сцене, конкурсе, концерте.
- Работаем над 5-6 цифрами:
- счет – расшифровка нотной записи
- отсчет сильных и слабых долей.
На основе метра развивается ритмический рисунок: метр и ритм неотделимы друг от друга.
- Подведем итоги сегодняшнего урока: что мы узнали? Чему научились? Что у нас получилось, а что нет?
- Домашним заданием для вас будет выполнение вот такой памятки:
«ИНСТРУМЕНТЫ» развития чувства ритма:
- ПРОХЛОПАТЬ ритм руками
- Прохлопать ногами метр, руками – ритм
- Считать и хлопать руками
- Называть ноты и хлопать
- Игры ЭХО, ритм в зеркале
- Игра «Идет моя семья»
- Проиграть вместе разные ритмы (разные партии с разными ритм.рисунками)
- Слушать много музыки – отслеживать определенные ритмич. Рисунки
- Больше играть техн.упражнений, этюдов, пьес с различными ритмич.формами.
- Спасибо за урок. Оценки выставляем в журнал и дневники! До свидания.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
- Прохлопать ритм руками
- Прохлопать ногами метр, руками – ритм
- Считать и хлопать руками
- Называть ноты и хлопать
- Петь ноты и хлопать
- Игра ЭХО
- Игра «Ритм в зеркале»
- Игра «Идет моя семья»
- Проиграть в ансамбле партии с разными ритмич. рисунками
- Слушать много музыки – отслеживать определенные ритмич. рисунки
- Больше играть техн.упражнений, этюдов, пьес с различными ритмич.формами.
- Играть двух-трехголосные произведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примение автоаккомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащегося.
Методическая работа по применению автоаакомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащихся. Целью является знакомство юных музыкантов с новыми воз...
«Развитие навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона».
Основной задачей этой работы является необходимость развития игры по слуху уже на первоначальном этапе обучения, наряду с освоением нотной грамоты....
Развитие чувства ритма в классе баяна
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и в...
Статья «Развитее чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне»
В статье описывается нетрадиционная методика освоение метро-ритма, следуя от простого к сложному, подвести ученика от восприятия пульса к метру, затем от метра к ритмо-блокам и, наконец, к длите...
Презентация Использование музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Презентация предназначена для работников в области дошкольной педагогики в современном ДОУ- в частности педагогам дполнительного образования в области хореографии и музыкальных руководител...
Методическая разработка открытого урока. ТемаРазвитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
Отделение:ФортепианноеСпециальность:Педагог дополнительного образования высшей категории по классу фортепиано.Преподаватель:Ганоцкая Наталья АндреевнаУчащиеся:Велокожон Анастасия, Хорунжая ...