"Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона" - открытый урок
учебно-методический материал по теме

Смирнова Елена Ивановна

Представляю открытый урок в классе ансамбль баянов и аккордеонов. Тема урока "Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона". Главной целью урока стало формирование и приминение навыков связывания музыкальных терминов: размер - темп - метр - ритм в единый метроритмический комплекс. Задачи, которые были определены - изучить и  сравнить понятия: ритм и музыкальный ритм; взаимосвязь терминов; научиться представлять внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры; научиться заполнять большую длительность более мелкими длительностями. Урок проводился с учащимися 2, 4-5 классов; был построен в виде путешествия на паровозике, где каждый вагончик - это новый термин, который связывается с предыдущим и последующим. Урок прошел ярко, динамично, детям очень понравился. И эти знания они запомнили очень хорошо, о чем свидетельствуют их результаты нынешней учебы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl._otkr.urok_19.11.2015.docx35.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Симферопольская детская школа искусств»

                                 Открытый урок по ансамблю

                  в классе баяна  и аккордеона

тема: «Развитие чувства ритма на уроке ансамбль

                       в классе баяна и аккордеона»

                                           

Подготовила преподаватель

по классу баяна и аккордеона

музыкального отделения

отдела «народные инструменты»

Смирнова Е. И.

           

                   

                                         

                             Симферополь 2015

План-конспект занятия №___

Дата «19»ноября 2015года

Группа/ класс                       2 класс, 4-6 классы

Отдел/отделение –       музыкальное отделение-отдел народных инструментов

Педагог:                            Смирнова Елена Ивановна

Тема занятия:  

Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона

___________________________________________________________________________

Цель:

  • Формирование  и применение навыков связывания музыкальных терминов:
  •  размер – темп – метр – ритм в единый метроритмический комплекс.

Задачи:

образовательная – 

  • Изучить и сравнить понятия:  «ритм» и «музыкальный ритм».
  •  Определить  взаимосвязь музыкальных терминов:  размер – темп -  метр – ритм.
  • Научить представлять внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры.
  • Научить заполнять большую длительность более мелкими длительностями  

развивающая –

  •    Развить чувство к  четким ритмическим ощущениям.
  • Развить способность к внутренней ритмической пульсации.

воспитательная -

  • Воспитать внутреннюю собранность, внимание.
  • Воспитать способы социального взаимодействия,
  • Воспитать чувство ансамбля

Тип занятия:        урок закрепления и развития  знаний, умений и навыков

Вид занятия:               урок-путешествие

Форма организации:                     групповая

Оборудование, дидактический материал: баян, аккордеон, пульты, стулья, тематические таблицы, рисунки, мультимедийное обурудование.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: связывать музыкальные термины в единый метроритмический комплекс

Получат возможность научиться: определять взаимосвязь музыкальных терминов:  размер – темп -  метр – ритм.

План занятия

  1. Организационная часть
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Изучение теоретических сведений
  4. Практическая часть
  5. Повторение и закрепление изученного материала
  6. Подведение итогов

Ход занятия:

1. Организационная часть. (Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе) Приветствие присутствующих, учащихся.  Создание благоприятного психологического климата.  Краткая характеристика учебной группы на предмет сформированности навыков игры в ансамбле.

2. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.

Формулировка цели  и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Подведение детей к самостоятельной формулировке ответа на вопрос: почему нужно это узнать?

3. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала). Проверка домашнего задания (если таковое имелось).

Повторение системы опорных понятий по теме «Ансамбль- это…» и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала.

4. Теоретическая часть. Привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления теоретического материала.

5. Практическая часть Применение теоретических знаний на конкретном песенном материале-

 Р.Н.П. «Во поле орешина» в обработке Л.Колесова.

6. Анализ понимания нового материал. (Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

 Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального   опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений.

7.Закрепление нового материала. (Обобщение и систематизация знаний)

 Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты урока. Применение педагогических приемов оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении поставленных задач урока.

8. Рефлексия (Подведение итогов занятия, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.)

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), анализ достижения поставленной цели.

9. Домашнее задание (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) выполнять все упражнения, которые записаны на отдельном листе (каждый получает на руки), выучить партию ансамбля: чисто исполнять текст, ритм, считать, петь и хлопать.

10. Список использованной литературы:

Чехович Д.О. Ритм музыкальный // Большая российская энциклопедия. Том 28. Москва, 2015, стр.541-542

FDSTAR. Электронная музыка. Сайт композиторов;  Статьи:  Музыка: темп, ритм и метр

http://4igitara.ru/index.php  статья: Понятие метра и ритма в музыке. Размер такта.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Приветствие:

              - Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята!

Мы  рады приветствовать вас в этом светлом зале.

Я знаю – каждый в этом классе – гений!

Но без труда – талант не впрок!  (А.Куприн «Тапер»)

В этом светлом  уютном классе  мы с вами собрались для того, чтобы провести Открытый урок – предмет «ансамбль» в классе баяна и аккордеона.  На уроке присутствуют учащиеся  средних и старших классов.

- Как у вас настроение?           – Хорошее!

- Чем вы нас сегодня порадуете? – хорошим уроком, вниманием, музыкальной игрой……

-Спасибо!

- У ансамбля есть название и приветствие – авторы  сами ребята.

- Ваня, как вы назвали ансамбль?

-  «Золотые кнопочки»!

- Дамир, прочитай приветствие

-  Золотые кнопочки, кнопочки баянные,

    вся Россия знает нас – мы очень музыкальные!

- А теперь я предлагаю вам прохлопать эту речевку, внимательно. И послушайте, что получится?!!

- Мы выделяли сильные доли, были разные ритмические рисунки.!

- Какие выводы мы сделаем с вами?

- Что слова имеют ритм, и что есть сильные и слабые доли!

- А что обозначает само слово АНСАМБЛЬ?

 – единство! Вместе!

- Кто из вас вспомнит сказочный музыкальный ансамбль, который ездил по городам и селам и давал концерты, зазывал зевак удивительными песнями и ритмами?

-  Бременские музыканты           (поем и хлопаем ритм песни)

 - Ну-ка все вместе! Уши развесьте!....

-  Мы пропели и прохлопали ритм.  Таким образом мы связали во едино: слова + музыку – через что?

 – Ритм!

-Молодцы! Сегодня, всем участникам ансамбля предлагаю  совершить удивительное путешествие в мир музыкальных знаний вот на этом волшебном паровозе!

(На стенах класса висят бумажные паровозики с закрытыми «окошками», когда окошко открывается – появляется картинка «тема»)

  Открывается  картинка- главный паровоз.

 Мы ездили на машине, на автобусе, пришло время воспользоваться услугами  железной дороги!  Нашей,  Российской).

- Тема урока нашего путешествия очень важная, даже злободневная:

 «Развитие чувства ритма на уроке «ансамбль»

в классе баяна и аккордеона»

Цель урока:  формирование и применение навыков связывания музыкальных терминов:   темп - размер  – метр – ритм в единый метроритмический комплекс.

    (Связать музыкальные термины:  темп – размер - метр – ритм в единый метроритмический комплекс.  На примере работы в Р.Н.П. «Во поле орешина» в обр. Л.Колесова, разработать упражнения для  развития чувства ритма)

        Задачи урока:     

  - образовательная:

  • Проанализировать  и сравнить понятия:  «ритм» и «музыкальный ритм».
  •  Выяснить  связь музыкальных терминов:  темп - размер – метр – ритм.
  • Закрепить умения  представлять внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры.
  • Совершенствовать  навыки  заполнения  большой длительности более мелкими длительностями.

- развивающая:

  • Развить  чувство четкого  ритмического  ощущения.
  • Развить  способность к внутренней  ритмической  пульсации.

            - воспитательная:

  • Воспитать внутреннюю собранность, внимание.
  • Воспитать способы социального взаимодействия.
  • Воспитать чувство ансамбля.

       Тип урока:       Урок закрепления  и развития знаний, умений и навыков

Форма организации:         групповая

Оборудование, дидактический материал:         баяны, аккордеоны, пульты, стулья, тематические таблицы, рисунки.

Планируемые образовательные результаты:

         Научатся:  связывать музыкальные термины в единый метроритмический комплекс.

Получат возможность научиться: определять взаимосвязь музыкальных терминов:  темп - размер – метр – ритм.

(МОЗГОВОЙ ШТУРМ)

  1. Итак – предлагаю вам еще раз взглянуть на три главных слова темы нашего урока:    

РАЗВИТИЕ    ЧУВСТВА       РИТМА

Перефразируем – РИТМ – что делаем?

– ЧУВСТвуем и РАЗВиваем

  1. У нас с вами в работе интересное муз. произведение –

его название «Во поле орешина».

  1. «Во поле орешина» -  марш, танец, вальс?
  2.  - это ПЕСНЯ

 Жанр произведения  - ПЕСНЯ,

(открываем 1-й вагончик – ПЕСНЯ)

  1. В какой форме чаще всего пишутся песни? –

-  КУПЛЕТНАЯ – куплет и припев.

Наша с вами песня – тоже куплетной формы? – нет.

Какая форма нашего произведения?

 – ВАРИАЦИИ – вариационная форма.

 Что  такое вариации?

 – это тема много раз видоизменяется

(открывается 2-й вагончик – вариации)

  1. В каком темпе написана эта песня – подвижно. Какие три основных группы темпов вы знаете?

 – быстрые            - умеренные                   - медленные

Назовите по 1-2 примера каждого темпа: ПРЕСТО, АЛЕГРО

                                                                     Анданте, Модерато

                                                                      Ленто, адажио, ларго, граве.

Молодцы!

Итак 3-й вагончик – ТЕМП

  1. Возле скрипичного ключа – стоят две  цифры. Назовите их. Что это за цифры? – 4\4 – что они обозначают ?

СКОЛЬКО ДОЛЕЙ В ТАКТЕ – ЧЕТЫРЕ – прохлопали

Мы определили – что в такте 4 четвертных доли

4-й вагончик – РАЗМЕР

  1. Прохлопали: сколько – долей  в такте- четыре!  – ровные  длительности  - они похожи на шаги, кто-то спокойно идет, но почему-то есть определенная пульсация – сильный-слабый- ПУЛЬС -  это МЕТР

5-й вагончик – метр    

Рисунок: на нотном стане 4\4 и ровные доли в такте.

Вопрос – МЕТР это что?                           – от греческого МЕРИЛО

 – мы меряем что-то? – МЕТР в музыке, не в швейном училище –    

 Равномерное чередование сильных и слабых долей в такте. ПУЛЬСАЦИЯ! И именно эту пульсацию мы всегда должны с вами чувствовать внутри.

Это своеобразный каркас, на который мы будем нанизывать длительности.

  1. Из этого вагончика вытекает связь со следующим:

( на нотном стане 4\4 и ритмические конфигурации)

Перед вами  ничто иное как вагончик с РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ.

«Во поле орешина – песня и она звучит – мы ее слышим, она поется, переживается, льется, струится, течет …..Так вот,  в греческом языке все эти эпитеты     - «течь», струитьсярастекаться. Переводятся как Р И Т М.

Что для нас с вами ритм?

РИТМ – это организация музыки во времени.

7-й вагончик – РИТМ

Другими словами: это  Чередование длительностей и пауз из которых  складывается  РИТМИЧЕСКИЙ рисунок.

Вот посмотрите – мы с вами сформировали вполне приличный поезд, НА КОТОРОМ отправимся в музыкально-познавательный мир!

2 БЛОК

С каждым годом мы становимся старше, опытнее - берем более сложные произведения в работу. Пример - «Во поле орешина»  - какие трудности мы встретили, работая над ней:

-много нот, сложные ритмические рисунки, их надо считать, стучать, выучить пассажи, игра в разных октавах, много пауз, переклички голосов, многоголосие.

                    - С   самого начала…

Внимательно слушаем, считаем, следим за текстом, паузами, следим за ансамблем, работаем в одном темпе.

Работаем до 5 цифры, отрабатываем куски.

РИТМ в жизни: - сердцебиение, - дыхание,  смена дня и ночи, - ходьба – это все примеры ритма.

Чувство ритма развиваем через разучивание, многократное проигрывание, повтор, отрабатывание – потом выучивание произведения. Исполняем его на сцене, конкурсе, концерте.

- Работаем над 5-6 цифрами:

- счет – расшифровка нотной записи

- отсчет сильных и слабых долей.

На основе метра развивается ритмический рисунок: метр  и ритм неотделимы друг от друга.

- Подведем итоги сегодняшнего урока: что мы узнали? Чему научились? Что у нас получилось, а что нет?

- Домашним заданием для вас будет выполнение вот такой памятки:

 «ИНСТРУМЕНТЫ» развития чувства ритма:

  • ПРОХЛОПАТЬ ритм руками

  • Прохлопать ногами  метр, руками – ритм

  • Считать и хлопать руками

  • Называть ноты и хлопать

  • Игры ЭХО, ритм в зеркале

  • Игра «Идет моя семья»

  • Проиграть вместе разные ритмы (разные партии с разными ритм.рисунками)

  • Слушать много музыки – отслеживать определенные ритмич. Рисунки

  • Больше играть техн.упражнений,  этюдов, пьес с различными ритмич.формами.

- Спасибо за урок. Оценки выставляем в журнал и дневники! До свидания.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА

  • Прохлопать  ритм руками
  • Прохлопать ногами  метр, руками – ритм
  • Считать и хлопать руками
  • Называть ноты и хлопать
  • Петь ноты и хлопать
  • Игра   ЭХО
  • Игра  «Ритм в зеркале»
  • Игра «Идет моя семья»
  • Проиграть в ансамбле партии с разными ритмич. рисунками
  • Слушать много музыки – отслеживать определенные ритмич. рисунки
  • Больше играть техн.упражнений,  этюдов, пьес с различными ритмич.формами.
  • Играть двух-трехголосные произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примение автоаккомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащегося.

Методическая работа по применению автоаакомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащихся. Целью является знакомство юных музыкантов с новыми воз...

«Развитие навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона».

Основной задачей этой работы является необходимость развития игры по слуху уже на первоначальном этапе обучения, наряду с освоением нотной грамоты....

Развитие чувства ритма в классе баяна

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и в...

Статья «Развитее чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне»

В статье описывается нетрадиционная методика освоение метро-ритма, следуя от простого к сложному, подвести ученика от восприятия пульса к метру, затем от метра к ритмо-блокам и, наконец, к длите...

Презентация Использование музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Презентация предназначена для работников в области дошкольной педагогики в современном ДОУ- в частности педагогам дполнительного образования  в области хореографии  и музыкальных руководител...

Методическая разработка открытого урока. ТемаРазвитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Отделение:ФортепианноеСпециальность:Педагог дополнительного образования высшей категории по классу фортепиано.Преподаватель:Ганоцкая Наталья АндреевнаУчащиеся:Велокожон Анастасия,  Хорунжая ...