Роль самооценки в формировании личности у детей
статья на тему
Для учителей школы и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_samootsenki_v_formirovanii_lichnosti_u_detey.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль самооценки в формировании личности у детей
Самооценка. Что это?
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, Качеств и места среди других людей».
От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.
Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.
Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Что необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:
- Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.
- Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
- Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Как определить уровень самооценки ребенка?
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.
А на самой нижней ступеньке - те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.
Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».
Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек - это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: Когда и за что я последний раз говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребенком, а быть может, и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребенок вряд ли поверит в это с первого слова - ведь, он укрепился в собственной никчемности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.
- Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
- Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
- Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
- Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему - и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
- Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача — научить ребенка делать выводы из ошибок.
Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании личности ребенка
В данной статье рассказывается о роли семьи в формировании личности ребенка и родительской ответственности за воспитание....
Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника
Самооценка не постоянный показатель, она изменяется под воздействием различных обстоятельств. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность...
Личность. Определения личности. Формирование личности. Теории личности.
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как...
Роль руководителей учебных групп в воспитании и формировании личности обучающегося
В презентации рассказывается о роли руководителей учебных групп в воспитании и формировании личности обучающегося...
Тема 1.6. "Семья и роль семьи в формировании личности".
Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья,...
Статья «Роль преподавателя в формировании личности обучающегося»
laquo;Роль преподавателя в формировании личности обучающегося» Лаптева Светлана Николаевна,преподаватель английского языкаСПб Гб ПОУ «Петродворцовый колледж»Петродв...
Роль игры в развитии личности детей.
Роль игры в развитии личности детей. Игра- это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но част...