Тема 1.6. "Семья и роль семьи в формировании личности".
план-конспект урока

Нонна Борисовна Глущенко

Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений Важнейшая задача семьи - рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил.

 

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личности: влияние и роль семьи

Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность. Он растет под влиянием родителей — основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем. Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности. Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

родители ведут троих детей

Содержание

1 Стили семейного воспитания

2 Взаимоотношение родителей и детей в семье

3 Опыт отношений в социуме

3.1 Преодоление трудностей

3.2 Социальные навыки

3.3 Личные убеждения и уверенность в себе

3.4 Моральные ценности

4 Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

5 Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Стили семейного воспитания

Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста. Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения. Влияние семьи на формирование личности — это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.

Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.

  • При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
  • Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
  • Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
  • Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.

Семья — средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:

  • выполнять поручения;
  • быть прилежным;
  • доводить до конца игры или дела;
  • быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.

Рассматривая, как семья влияет на человека в детстве, важно учесть стремление к самостоятельности, вовлечение в бытовую и деятельность, трудовое воспитание. Все это предопределяет успех в учебе, а затем и жизни.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

папа, мама. сын и дочь радуются

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях. Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Опыт отношений в социуме

Межличностные отношения в семье рассматриваются с точки зрения, относительно которой она представляет собой коллектив, дающий ребенку первый опыт отношений. Роль личности в обществе весьма важна. Дети подражают родителям, приобретая их привычки. Поэтому отрицательные влияния должны быть минимизированы.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер. Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу. Семейственность дает понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Какое же способствующее социализации воздействие на малыша следует оказывать? Необходимо вовлекать его в виды деятельности, что ускорит формирование адаптированной личности. А также весьма универсальна методика развития с помощью хорошего примера, которому можно подражать.

Семья вместе читают книгу

Преодоление трудностей

Для успешного преодоления проблем нужно выявить социально-психологические факторы, относящиеся к воспитанию. Наибольший эффект может быть достигнут при единении. Между детьми и взрослыми должна быть нравственная связь. В старшем возрасте формирование личности в семье, как процесс, не может идти само собой. Ребенка нельзя оставлять наедине со своими трудностями. Родственные взаимоотношения, дающие первичный жизненный опыт, также формируют наблюдения и навыки разрешения ситуаций. То, чему ребенок учится, должно иметь перед собой примеры, не расходящиеся с реальностью.

Социальные навыки

Межличностные отношения в семье при поддержке взрослых могут оказать значительную поддержку в весьма важном приобретении — навыках общения. Реализуя свои взгляды и убеждения, формируется стиль взаимодействий с окружающими. Хорошо, если взрослые помогут преодолевать неудачи. Но по окончании детского и школьного периодов семья не сможет оказывать столь решающего влияния. Школа дает социализацию. Уже на этом этапе воздействие оказывают сверстники и учителя.

Может оказаться значимым появление других социальных групп в жизни. Но к школьному возрасту (7 годам) основы личности будут уже заложены. После этого поведение нужно лишь корректировать. Поэтому делаем вывод о наибольшей силе воздействия со стороны семьи при развитии личности. Такое влияние можно назвать основным по значимости.

Личные убеждения и уверенность в себе

Как та или иная семья влияет на формирование личности, уместно рассмотреть относительно формирующейся самооценки. Ребенок дошкольного возраста ориентируется на то, как его характеризуют воспитатели. Если ожидания родственников расходятся с индивидуальными особенностями, возрастом, он получит неадекватное представление о себе. Самосознание будет реалистичным, когда родители отмечают детей позитивно, но не считают их уровень чрезмерно высоким по сравнению со сверстниками.

Роль семьи в развитии личности связаны с точностью самооценки. Заниженный уровень представлений о себе (комплексы) — следствие контактов с родителями, которые мало занимаются детьми, но предъявляют повышенные требования. Ребенок слышит упреки, подвергается наказаниям, от него не ожидают больших успехов в учебе. Результат — недовольство собой. Завышенная оценка своих способностей и личных качеств образуется, если воспитанника постоянно хвалят, награждают подарками.

Мягкость и редкость наказаний, избегание жесткости, похвалы без восхищения формируют в маленьком человеке адекватное представление о себе. Роль семьи в формировании личности проявляется также при сочетании достаточной требовательности с вниманием к интересам ребенка. Родители интересуются взаимоотношениями с друзьями, вкусами. Результат — довольно высокая самооценка.

Диагностика межличностных отношений в семье показывает, что дети с комплексами сомневаются в себе. При этом может развиться устойчивая тревожность. Такой же результат бывает и при хорошей успеваемости, когда родители ожидают большего.

Моральные ценности

Неуверенность ребенка в себе может привести к бездумному следованию чужим указаниям, действиям по шаблонам, избеганию проявления инициатив. Если еще и успеваемость в школе падает, родители сосредотачивают на этом все больше внимания. Результатом может стать эмоциональный дискомфорт. Разорвать замкнутый круг, складывающийся из пониженной самооценки ребенка и реакции на это окружающих, вполне возможно, изменив оценки родителей.

Современная семья приобретает новые функции:

  • безопасность психологической сферы;
  • эмоциональный комфорт;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Для реализации этих задач нужна достаточная зрелость чувств и психологическая культура. Высокая интеграция означает знание всеми членами семьи личных особенностей друг друга.

  • Влияние сочетается с взаимопомощью.
  • Сплоченность сопровождается симпатией и доверием.
  • Потребности удовлетворяются при помощи заботы.

Зрелость семьи также включает довольно высокую самооценку, гуманные принципы поведения. Все эти моральные ценности ориентируют на личностный рост. В том числе это проявляется в интеллектуальной сфере. А социальная направленность может быть вполне открыта в связи с ее позитивностью.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни. Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину. Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в формировании личности

Слайд 2

Залог успеха воспитания ребёнка

Слайд 3

Взаимоотношения семьи и школы важны: в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением; в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Слайд 4

Школа ставит перед собой задачи:

Слайд 5

В се беды у детей

Слайд 7

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». В.А. Сухомлинский

Слайд 8

Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести ? Ребенок , воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно . Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир . У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете. Любовь умиления

Слайд 10

Деспотическая любовь Эта форма — одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается . Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью . Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим . Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь — такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Слайд 12

Любовь откупа Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Слайд 14

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным : благополучным когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других ; неблагополучным когда он – баловень семьи, нередко — деспот семьи, изгой и растет как сорная трава , он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Слайд 15

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты . В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

Слайд 17

Советы родителям

Слайд 19

Притча Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, люди ходили к нему за советом. И он решил отомстить мудрецу добра. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!» .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в воспитании успешной личности (из опыта работы) Николаева С.В. у читель начальных классов МБОУ СОШ г.Пионерского Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали, Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит.

Слайд 2

Успешная личность Успех – это удача в достижении чего – либо, общественное признание, хорошие результаты в учебе, в работе, в творчестве . Серге́й Ива́нович Ó жегов

Слайд 3

Семья закладывает базовые культурные ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарий всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть.

Слайд 4

Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Там где аббат не враг вина, Вся братия пьяным - пьяна. Себастьян Брант XV век Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова…Легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.

Слайд 6

Вопросы Для чего нужно ли сохранять старые вещи отцов и дедов? Что может быть семейной реликвией? Как сохранить память о наших предках? Что такое реликвия? Что такое семья? Что такое традиции? Что такое родословная?

Слайд 7

Семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Слайд 8

Методика для изучения нравственных ценностей семьи Для учащихся: - Я радуюсь, когда … - Я огорчаюсь, когда … - Я плачу, когда … - Я злюсь, когда … - Мне нравится, когда … - Мне не нравится, когда … - Я верю, когда … - Если у меня хорошие новости, то я … - Если у меня плохие новости, то я … - Если у меня что-то не получается, то я …

Слайд 9

Методика для изучения нравственных ценностей семьи Для родителей: - Я радуюсь, когда мой ребенок … - Я огорчаюсь, когда мой ребенок … - Я плачу, когда мой ребенок … - Я злюсь, когда мой ребенок … - Мне нравится, когда мой ребенок … - Мне не нравится, когда мой ребенок … - Я верю, когда мой ребенок … - Я не верю, когда мой ребенок … - Я верю, когда говорят, что мой ребенок … - Если у моего ребенка хорошие новости, то я … - Если у моего ребенка плохие новости, то я … - Если у моего ребенка что-то не получается, то я …

Слайд 10

Как сохранить память о наших предках? Письмо Долгожданное, отцовское. Греет, обнадёживает, спасает. Одна из семейных реликвий.

Слайд 11

Семейный альбом

Слайд 13

Таким образом, семейная реликвия помогает узнать историю семьи.

Слайд 14

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ

Слайд 16

Семейные традиции По мнению психологов, семейные традиции имеют огромное значение, как для взрослых, так и для детей – с их помощью сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми.

Слайд 17

Семейные традиции Традиции в семье образуют духовную атмосферу дома, включают в себя: распорядок дня милые ритуалы уклад жизни отношения между всеми членами семьи.

Слайд 20

Что такое хобби? Это любимое занятие, за которым человек проводит свободное время. Хобби — это английское слово. Оно означает увлечение, которое не несет материальной выгоды и которым занимаются исключительно для души, на досуге. Человек, у которого есть любимое занятие, редко скучает — у него есть возможности и для самовыражения, и для собственного развития, не говоря уже о тысячах, если не миллионах единомышленников. А еще, хобби — это отражение нашего «внутреннего я», и, исходя из того, чем занимается человек, можно судить о его характере. Увлечения бывают самые разные, но их можно объединить по категориям.

Слайд 21

Семья способна сформировать у личности основу культуры разрешения конфликтов, культуры общения, которая предполагает гибкость, открытость, умение вести диалог и слушать собеседника.

Слайд 22

СЕМЕЙНЫЙ ОТДЫХ

Слайд 24

Создавайте свои семейные праздники и традиции!

Слайд 25

Семейное чтение вслух

Слайд 26

«…Мы часто слышим, как родители говорят: «Ты уже научился, читай сам». И совершаем огромную ошибку, потому что на этом «раннем» этапе ребёнок ещё не может читать, понимая сложный текст, а читать «Репку» в 7 лет ему неинтересно, это он слышал в 3 года».

Слайд 27

Чтение ребёнку вслух (семейное чтение) развивает язык, память, воображение, учит мыслить, выстраивает связь между родителями и ребёнком. А с точки зрения романтика, дарит семейное счастье!

Слайд 28

Чтение вслух младенцу стимулирует развитие его мозга, чтение в раннем возрасте будит в ребёнке интерес к миру и помогает понимать себя и окружающих

Слайд 29

Чтение вслух подросткам помогает им преодолеть многие проблемы, свойственные этому возрасту, в том числе отчуждение от родителей.

Слайд 30

Научные исследования подтверждают, что семейное чтение вслух учит конкретно мыслить, повышает словарный запас, который делает речь ребёнка более образной и живой; строит мощную связь между родителями и ребёнком;

Слайд 31

Семейное чтение вслух учит ребят моральным нормам поведения в семье, школе, в общении со сверстниками; расширяет кругозор ребёнка, повышает его эрудицию, облегчает обучение в школе.

Слайд 32

Одним словом чтение родителями вслух является наилучшей инвестицией в интеллектуальное будущее ребёнка.

Слайд 33

Портфолио семьи Родительский дом-начало начал . «Моя семья»

Слайд 34

школа + с емья + д ети = сотрудничество (результат огромных усилий и творчества двух сторон; залог успешного решения задач воспитания успешных школьников)

Слайд 35

В семейной жизни всем желаю счастья! Пусть ваши дети крепко любят вас! Пусть стороной вас обойдут несчастья. И солнечным пусть будет каждый час! Всем нам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Слайд 36

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка

В данной статье рассказывается о роли семьи в формировании личности ребенка и родительской ответственности за воспитание....

Статья на тему "Роль семьи в развитии личности"

Данная статья будет полезна преподавателям, классным руководителям и родителям обучающихся....

Роль самооценки в формировании личности у детей

Для учителей школы и родителей....

Статья на тему "РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жиз...

Статья на тему: "Роль семьи в формировании опыта безопасной жизнедеятельности дошкольника в быту".

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности...

Статья «Роль преподавателя в формировании личности обучающегося»

laquo;Роль преподавателя в формировании личности обучающегося»  Лаптева Светлана Николаевна,преподаватель  английского языкаСПб Гб ПОУ «Петродворцовый колледж»Петродв...