Роль игры в развитии личности детей.
статья

Матвиец Ирина Анатольевна

Роль игры в развитии личности детей.

         Игра- это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная воспитательная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, отмечает Мухина В.С. Она считает, что изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с раннем возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинается служить средством формирования и развития у ребенка многих важных личностных качеств (любознательность, наблюдательность, дружелюбие и др.), в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случаи выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: ученые, общение и труд 

         Люблинская А.А. указывала в своих работах на то, что игра- это форма действенной проверки, закрепления и уточнения полученных знаний

Как одну из специфических форм обучения дошкольников рассматривали игру Аванесова В.М. и Менджерицкая Д.В., считали ее важнейшим средством образовательной работы.

                   В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

В игре все может быть всем, отмечал В. Штерн.

         По мнению Д.Б. Эльконина символика игры дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значения, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношений к другому человеку [40].

         В.А. Сухомлинский называл игру важнейшим средством социализации ребенка, которая включает в себя целенаправленное контролируемое воздействие на становление личности, усвоение ребенком богатства культуры, воспитание и формирование ребенка как личность, способной функционировать в качестве полноценного члена детского коллектива. Процесс социализации ребенка в игре, писал В.А. Сухомлинский, не сводиться лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных.

         Говоря о воспитательной функции игры, В.С. Мухина отмечала, что игры служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка. У ребенка появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка. В.С. Мухина считала, что элементы игры полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности.

                   В игре проявляются и через нее формируется все стороны психической жизни ребенка. Через роли, выполняемые ребенком в семье обогащается и его личность. Это подтверждает, что игра привлекает ребенка и имеет результативность, потому что связана с развитием эмоциональной сферы.

                   C.А. Шмаков считал сюжетно- ролевую игру эффективным средством объединения детей в группе так как именно в ней ребенок приобретает возможность более полно воспринимать мир, думать, общаться с другими детьми, управлять своим поведением.

         По мнению писателя Юрия Нагибина, игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. Именно в игре проявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.

         Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными  для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.

         К.Д. Ушинский писал, что для дитяти игра- действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя-уже зреющий человек, пробующий свои силы и самостоятельно распоряжающийся своим же созданием.

         Было бы ошибочным думать, что игра для ребенка есть отдых или развлечение. Нет, это своеобразный вид деятельности, свободной, творческой. И ребенок счастлив не тогда, когда он хочет, подчеркивал К.Д. Ушинский, а когда он весь погружен в свою игру.

         Интерес к игровой деятельности, вхождение в игру, активное участие в ней во многом зависит от «особенностей, своеобразия личности ребенка, от его темперамента», считает Я.И. Ковальчук.       

         Индивидуальность ребенка в играх появляется в самостоятельном развитии им замысла и организовать им игру, способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки и атрибуты для игры, в выразительном выполнении той или иной роли, а также в настойчивости достижении той или иной цели.

         Исследователи Н.Я.  Михайленко и Н.А.Короткова считают, что игра обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разнообразные стремления и прежде всего, желание действовать как взрослый желание управлять вещами.

         Для ребенка игра- средство самовыражение и самореализации, которая позволят уме выйти за пределы мира (детской) и построить собственный мир.

         В игре ребенка привлекает сам процесс действия. Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его много раз.

         Игровая деятельность в силу ее особенностей, стихийно становиться средством воспитанием детей.  Это происходит потому, что ребенок должен быть приобщен к жизни и к труду взрослых, а не посредственное включение его в труд без предварительной подготовки становиться невозможным. Через игру осуществляется ориентировка ребенка в жизни общества.

         Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что в процессе игры создаются благоприятные условия не только для усвоения детьми дошкольного возраста новых знаний и умений, но и для формирования у низ таких важнейших качеств человеческого ума, как способность производить действия в умственном плане, осуществлять символические замещения в познавательных целях и т.д., отмечали А.В. Запорожец и Т.А.Маркова.

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_razvitii_lichnosti_detey.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии личности детей.

        Игра- это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная воспитательная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, отмечает Мухина В.С. Она считает, что изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с раннем возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинается служить средством формирования и развития у ребенка многих важных личностных качеств (любознательность, наблюдательность, дружелюбие и др.), в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случаи выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: ученые, общение и труд  

        Люблинская А.А. указывала в своих работах на то, что игра- это форма действенной проверки, закрепления и уточнения полученных знаний

Как одну из специфических форм обучения дошкольников рассматривали игру Аванесова В.М. и Менджерицкая Д.В., считали ее важнейшим средством образовательной работы.

                В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

В игре все может быть всем, отмечал В. Штерн.

        По мнению Д.Б. Эльконина символика игры дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значения, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношений к другому человеку [40].

        В.А. Сухомлинский называл игру важнейшим средством социализации ребенка, которая включает в себя целенаправленное контролируемое воздействие на становление личности, усвоение ребенком богатства культуры, воспитание и формирование ребенка как личность, способной функционировать в качестве полноценного члена детского коллектива. Процесс социализации ребенка в игре, писал В.А. Сухомлинский, не сводиться лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных.

        Говоря о воспитательной функции игры, В.С. Мухина отмечала, что игры служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка. У ребенка появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка. В.С. Мухина считала, что элементы игры полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности.

                В игре проявляются и через нее формируется все стороны психической жизни ребенка. Через роли, выполняемые ребенком в семье обогащается и его личность. Это подтверждает, что игра привлекает ребенка и имеет результативность, потому что связана с развитием эмоциональной сферы.

                C.А. Шмаков считал сюжетно- ролевую игру эффективным средством объединения детей в группе так как именно в ней ребенок приобретает возможность более полно воспринимать мир, думать, общаться с другими детьми, управлять своим поведением.

        По мнению писателя Юрия Нагибина, игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. Именно в игре проявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.

        Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными  для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.

        К.Д. Ушинский писал, что для дитяти игра- действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя-уже зреющий человек, пробующий свои силы и самостоятельно распоряжающийся своим же созданием.

        Было бы ошибочным думать, что игра для ребенка есть отдых или развлечение. Нет, это своеобразный вид деятельности, свободной, творческой. И ребенок счастлив не тогда, когда он хочет, подчеркивал К.Д. Ушинский, а когда он весь погружен в свою игру.

        Интерес к игровой деятельности, вхождение в игру, активное участие в ней во многом зависит от «особенностей, своеобразия личности ребенка, от его темперамента», считает Я.И. Ковальчук.        

        Индивидуальность ребенка в играх появляется в самостоятельном развитии им замысла и организовать им игру, способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки и атрибуты для игры, в выразительном выполнении той или иной роли, а также в настойчивости достижении той или иной цели.

        Исследователи Н.Я.  Михайленко и Н.А.Короткова считают, что игра обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разнообразные стремления и прежде всего, желание действовать как взрослый желание управлять вещами.

        Для ребенка игра- средство самовыражение и самореализации, которая позволят уме выйти за пределы мира (детской) и построить собственный мир.

        В игре ребенка привлекает сам процесс действия. Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его много раз.

        Игровая деятельность в силу ее особенностей, стихийно становиться средством воспитанием детей.  Это происходит потому, что ребенок должен быть приобщен к жизни и к труду взрослых, а не посредственное включение его в труд без предварительной подготовки становиться невозможным. Через игру осуществляется ориентировка ребенка в жизни общества.

        Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что в процессе игры создаются благоприятные условия не только для усвоения детьми дошкольного возраста новых знаний и умений, но и для формирования у низ таких важнейших качеств человеческого ума, как способность производить действия в умственном плане, осуществлять символические замещения в познавательных целях и т.д., отмечали А.В. Запорожец и Т.А.Маркова.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предмета "технология" в развитии личности.

В процессе изучения предмета «Технология», заметно совершенствуется мышление подростка, осознание своих возможностей в трудовой сфере, кроме того это – единственный из всех общеобразовательных п...

Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"

Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками....

Статья на тему "Роль семьи в развитии личности"

Данная статья будет полезна преподавателям, классным руководителям и родителям обучающихся....

Роль самооценки в формировании личности у детей

Для учителей школы и родителей....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Сегодня преподаватель, работающий в сфере  среднего профессионального образования, поставлен перед задачей: подготовить современного специалиста, способного конкурировать на рынке труда. По...

Театральная самодеятельность в воспитательной деятельности, как средство духовно-нравственного развития личности детей с нарушениями слуха

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, вопросам социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями слуха через театрализованную...

Игры для развития восприятия детей с ОВЗ

Игры и упражнения для развития восприятия детей с ОВЗ...