Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника
статья на тему
Самооценка не постоянный показатель, она изменяется под воздействием различных обстоятельств. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств, поэтому роль педагога является значительной в воспитании адекватной самооценки младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника
Данилова А.А., студент
Казанского (Приволжского) Федерального Университета
Аннотация: Самооценка не постоянный показатель, она изменяется под воздействием различных обстоятельств. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств, поэтому роль педагога является значительной в воспитании адекватной самооценки младшего школьника.
Ключевые слова: Самооценка, младший школьник.
The role of the teacher in the formation adequate self- esteem in younger schoolchildren
Danilova A.A.
Abstract: Self-esteem is not a constant indicator. It varies under the influence of various circumstances. Self-esteem reflects the fact that the child learns about himself from others, therefore the role of the teacher is significant in the education of an adequate self-esteem of the younger schoolchildren.
Key words: Self-esteem, younger schoolchildren.
В младшем школьном возрасте у ребенка начинается складываться определенное представление о себе, о мотивах своей деятельности, целях, потребностях в обществе. Поэтому особенно важно именно на этом отрезке времени заложить основы для адекватной самооценки. Самооценка связана с одной из важнейших потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением личности найти свое место в жизни, свое призвание.
В современной науке разработан ряд теоретических подходов, связанных с проблемой адекватности самооценки, с природой ее формирования и развития. Следовательно, самооценка важна для младших школьников для адекватного принятия своей индивидуальности и развития уважения к своей личности.
Анализируя отечественную литературу, мы выделили теорию Л.С. Выготского, который рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в рамках деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [12].
Проанализировав литературу и трактовки понятия «самооценка», в нашем исследовании мы придерживаемся понятия, которую предложила А.И. Липкина [21]. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Так как данное определение отражает как самоанализ, так и контакты с окружающими, требовательность к себе, устойчивое отношение к себе, мы считаем, что она самая правильная и раскрывает саму суть этого понятия.
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ведь при рождении ребенок не имеет сформированной самооценки, оно складывается в процессе воспитания. По мнению Л.С. Выготского, самооценка начинает складываться в 7 лет как устойчивое отношение к себе. В этом возрасте ребенок идет в школу и у него начитается новая полоса в жизни. В школе ему необходимо ставить цели для достижения результатов в учебе, а для этого ему надо научиться оценивать свои возможности [12].
В настоящее время всё очевиднее становится влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностное общение, на его деятельность.
В развитии самооценки младшего школьника большую роль играет как оценка учителя, так и достижения в учебе. Роль этих влияний исследовал Б.Г. Ананьев [5]. Он указывает на необходимость обращать внимание на стимулы школьников к оценке их поведения, от которой происходит осознание уровня развития личности. Получая в ходе обучения определенные традиции и ценности, ученик начинает самоутверждатся. Ценности и традиции, привитые в семье и в школе, в дальнейшем определяют его самооценку и помогают правильно строить отношения с взрослыми и другими детьми, также оценивать себя, как личность.
Во время учебного взаимодействия школьнику предоставляется обратная связь, в ходе которой он видит и свои плюсы, достоинства, если его действия правильные и действительно полезные, что говорит о позитивной обратной связи. А если же в негативной форме выражается обратная связь, то это помогает ребёнку осознавать, что его действия неправильны [4]. Поэтому педагогу нужно стараться давать положительную обратную связь, чтобы не навредить ученику, но не стоит переусердствовать, надо хвалить и замечать только когда ребенок этого действительно заслуживает.
Если школьник испытывает чувство удовлетворения от результатов своих достижений, то у него формируется интерес к знаниям, к учебной деятельности в целом. Далее это чувство закрепляется у ученика, если его хвалит учитель, замечает его достижения, даже самый незначительный успех, самое маленькое его продвижение вперёд, ученики осознают чувство гордости, особый подъём сил, когда педагог хвалит их [13]. Поэтому для развития самооценки важно хвалить детей, если они этого заслуживают, чтобы они видели продукт своих достижений. Значимыми показателями самооценки являются ошибки, промахи, похвалы.
Учитель с начала учебного периода является авторитетом для детей младшего школьного возраста, и это имеет значительное воспитательное воздействие на них. Самооценка, по утверждению К. Аспер, является сложным личностным образованием. В ней выявляется то, что ребёнок узнает о себе в процессе общения с другими, и его собственная активность, которая направленна на осознание своих действий и личностных качеств [7]. То есть в ходе взаимодействия ребенка с другими людьми он осознает правильность своих действий и учится оценивать себя глазами других. Также важен для школьника не только уже достигнутый результат, но и его желания и планы на будущее.
Следует отметить, что учитель, по утверждению Б.С. Волкова [11], организуя учебную деятельность, обращает внимание обычно только на достигаемые детьми результаты, учитывая их умственные возможности, не обращая должного внимания на самооценку ребёнка, его собственные представления о характере и уровне организации своих возможностей в разных учебных ситуациях. Между тем, именно от этих подходов зависит самоуверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. Поэтому при организации уроков нужно учитывать все составляющие, чтобы всесторонне развивать личность ученика и гармонизировать его развитие.
Завышенные стандарты, по мнению Б.С. Волкова [11], приводят к различным психосоматическим и невротическим заболеваниям. Ни один человек не может быть одинаково успешным всегда и во всем, поэтому важно научить ребёнка ставить действительно достижимые цели и справляться с провалами [11]. Значит, для того чтобы у ребенка не возникли какие-либо заболевания из-за высокого уровня притязаний, необходимо научить его правильно ставить цели для достижения результата, учитывая также возрастные особенности.
Таким образом, устойчивая самооценка младшего школьника формирует уровень его притязаний. При этом появляется потребность в том, чтобы сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний. Самооценка младшего школьника стимулирует социальную активность, интеллектуальные возможности, способность преодолевать преграды. В зависимости от того, какая у школьника самооценка, у него отличается уровень притязаний и результаты деятельности. Поэтому в младшем школьном возрасте педагогам и воспитателям необходимо работать над развитием их самооценки.
Список литературы
- Акимова Г. Как помочь своему ребёнку: Школьный журнал 2003. URL: http://psy.1september.ru/ . (Дата обращения 3.12.2016)
- Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии: Электронная библиотека МГППУ 2008. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ananyev_psihologia-i-problemy_1996&bookhl . (Дата обращения 3.12.2016)
- Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.
- Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться: Студенточка 2005. URL: http://litra.studentochka.ru/book?id=18317208 . (Дата обращения 28.11.2016)
- Выготский Л.С. Педагогическая психология: twirpx 2008. URL: http://www.twirpx.com/file/222334/ . (Дата обращения 27.11.2016)
- Галгин С.П. Воспитание. Личность. Общество: torrentino 2008. URL: http://www.torrentino.me/torrent/998012 . (дата обращения 23.11.2016)
- Липкина А.И. Самооценка Школьника. М., «Знание», 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние имиджа педагога на процесс формирования учебной мотивации младших школьников
В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают про...
Знакомство с профессиями как элемент формирования экономической культуры младших школьников
Обучающиеся, начиная с 1 класса, получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскры...
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Самооценка не является постоянным показателем. Она изменяется под воздействием различных обстоятельств. Значит, эти обстоятельства, которые влияют на самооценку можно изменить, предупредить их появлен...
Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности студентов на уроках истории
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теор...
Формирование самооценки младшего школьника
Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, как определенное отношение к себе. Истоки умения оценивания себя закладываются в раннем детстве, а развите и совер...