Роль семьи в формировании личности ребенка
статья на тему

В данной статье рассказывается о роли семьи в формировании личности ребенка и родительской ответственности за воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Малюкова М.А., преподаватель

Государственный агротехнический колледж,

С. Московское


«Роль семьи в формировании личности детей и родительская ответственность».

    Появление ребенка в семье возлагает  большую и серьезную ответственность на родителей, ставит перед ними важные задачи по его всестороннему развитию, воспитанию и обучению, по формированию его личности в соответствии с общечеловеческими идеалами. Эту ответственность родители несут не только перед собственной совестью и своими детьми, но и перед всем обществом.

     Ответственность за здоровье и воспитание детей несут родители, поэтому они должны, пользуясь своим авторитетом, требовать послушания.

     Ребенок признает авторитет тех, кто обладает знаниями и умениями. Дети уважают труд и творчество, так как сами любят подражать различным видам трудовой деятельности и заниматься творческой работой. Авторитета нельзя добиться насилием, криком и физическими наказаниями. Дети умеют быстро определить, кто заслуживает за свою работу уважения, и признают его авторитет.

    Тот, кто будет уделять особое внимание только физическим нуждам ребенка и будет заботиться исключительно о его физическом здоровье, потерпит неудачу. Такой подход отразится на характере ребенка. Тело и внутреннее содержание человека тесно связаны друг с другом. Воспитывая ребенка, следует не забывать ни того, ни другого, поскольку вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, был бы прекрасным в физическом и нравственном отношении человеком.

Важной сферой проявления ответственности за воспитание детей является область семейных отношений, в частности ответственности родителей. К проблеме родительской ответственности за воспитание детей  традиционно сохраняется интерес исследователей на протяжении длительного времени. При этом в отечественной и зарубежной литературе большое количество публикаций посвящено воспитанию детей, особенностям детско-родительских отношений.

Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие ценностей молодым поколением. В качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи. Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье. Таким образом, стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания — воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.

Почему же необходимым для родителей является осознание важности именно семейного воспитания? По исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и учёных подсчитано, что 86% успешного воспитания зависит от семьи. И только 14% - это воспитание в образовательных учреждениях, на улице, и т. д.
Что же обуславливает такой высокий процент?
1) Семейное воспитание отличается глубоким эмоциональным интимным характером. «Проводником» такого воспитания является родительская любовь и определенные чувства.
Любая мама очень тонко чувствует своего ребенка, она пережила с ним различные минуты радости, грусти, счастья, горя. Никакие отношения с другими людьми не дают такой глубокой эмоциональной связи с ребенком.
Отцовство – высоконравственное социальное качество.
2) Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительным воспитательным воздействием матери, отца, других родственников. Обеспечивает положительное развитие нервной системы, формирует у ребенка навыки и привычки. Отличается единством требований.
3) Семья владеет объективными возможностями для включения ребенка с первых дней жизни в разнообразные виды деятельности (путешествия на различных видах транспорта, посещение различных общественных мест – магазинов, театров, музеев, с полутора лет возможно включение ребенка в трудовую деятельность – трудовые поручения) .
4) Только семейное воспитание даёт возможность осмысления своего пола и овладения реальным ролевым поведением (наблюдают поведение отца и матери в повседневной жизни) .
5) Семейное воспитание даёт большой потенциал для развития культуры быта. Каждая семья имеет определённые традиции – празднование дней рождения, каких либо других праздников, в течение которых ребёнок учится культуре приёма гостей, ведению беседы за столом и т. п.

Должны ли родители нести ответственность за неправильное поведение своих детей?

Воспитание в нашу современную эпоху - это сложный процесс, и никто не даст родителю книгу с правилами о том, как вырастить лучшего ребёнка. Любой родитель в период воспитания, проходит через испытания и ошибки. Именно родители - это люди, которые автоматически ответственны за поведение своих детей.

Причины, почему дети плохо ведут себя, многочисленны, но они напрямую связаны с воспитанием, особенно, если их растили следующие типы родителей:

Авторитарные, контролирующие родители. Они всегда ожидают строгого повиновения, дети в таких семьях всегда испытывают ограничения в приемлемом поведении, и поэтому склонны вырваться из ограниченной свободы, как только попадётся такая возможность

Дозволяющие и потакающие родители.. Акцент делается на то, как угодить ребёнку, Эти дети склонны смущаться любить и быть любимыми, часто чувствуют неуверенность и постоянно нуждаются во внимании. Их аномальное поведение обычно направлено на получение внимания и испытание родительской любви и поддержки.

Дозволяющие, невнимательные родители. Существует минимальный родительский контроль ребенку, предоставляют большую самостоятельность. У этих детей будет отклоняющийся от нормы результат.

Эти три стиля воспитания обычно менее эффективны, они приводят к такому результату, что дети/подростки являются враждебными и непослушными (разрешающий стиль) или замкнутыми и с заниженной самооценкой (сторонники авторитарного стиля).

Авторитетный родитель - самый эффективный тип. Они устанавливают ясные правила и последовательны в предписании правил, но более гибки в контроле. Они делают акцент на изучение и прививание ответственности за совершаемые поступки. Прежде всего, дети поощрены думать для себя и использовать свою собственную инициативу.

Родители ответственны за психическое состояние ребёнка и если они не дают достаточное количество любви и ласки ребёнку в детстве, то это потом может вылиться в то, что этот человек будет привязчивым к различным людям и предметам. А привязчивость к предметам может породить жадность или наоборот, может возникнуть – эмоциональная холодность и тупость человека. Откажитесь от тотального контроля над своим ребёнком – иначе это будет способствовать накоплению агрессии. Внешне такой ребёнок выглядит забитым, но в тайне он ненавидит своих угнетателей и мечтает им отомстить. Встав взрослым этот человек будет очень жестоким и со злобой будет относиться к окружающему миру.

Также нельзя слишком опекать ребёнка, чтобы он чувствовал себя особой важной персоной. Оптимально, чтобы он чувствовал себя равноправным членом этой семьи. Любить ребёнка нужно, но не балуйте его, а давайте ему больше самостоятельности и свободы. И здесь большое значение играет роль матери в воспитании ребенка, так как чаще всего, именно она проводит больше времени со своим малышом.

Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком- это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка ,искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Главным институтом воспитания испокон веков является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия ,а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Ответственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоровье, душевное и духовное развитие. Ответственность определяет направленность поведения родителя: либо предупредить возможные болезни, несчастья, либо облегчить переживания, страдания ребенка. То есть поведение родителя направлено на максимизацию благополучия ребенка и сведение к минимуму неприятных, травмирующих моментов. Зачастую ответственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность. Таким родителям сложно принять взросление ребенка, передать ответственность за его жизненный путь ему самому.

Список литературы

Постатейный библиографический список:

  1. Свадковский, И.Ф. Введение в педагогику. / И.Ф. Свадковский.// Москва:

издательство Академия, 2006.

  1. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики ./ К.Д. Ушинский.//

 Москва: издательство УРАО, 2003.

  1. Климонтова, Г.И. Семья: ХХ! Век. Проблемы формирования

     региональной семейной политики./ Г.И. Климонтова.// Аналитический

     вестник/ Совета Федерации РФ, 2007.

  1. Мачехина, О.И. Семья в современном обществе./ О.И. Мачехина.

     //Классный руководитель, № 5, 1998.


Ответственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоровье, душевное и духовное развитие. Ответственность определяет направленность поведения родителя: либо предупредить возможные болезни, несчастья, либо облегчить переживания, страдания ребенка. То есть поведение родителя направлено на максимизацию благополучия ребенка и сведение к минимуму неприятных, травмирующих моментов. Зачастую ответственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность. Таким родителям сложно принять взросление ребенка, передать ответственность за его жизненный путь ему самому.