Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
рабочая программа
Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, что, очевидно, оказывает существенное влияние на совокупность взаимоотношений, возникающих в образовательном процессе, поскольку определяет новое содержание образования, организацию образовательного процесса и систему оценки качества.
Методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней определён национальный воспитательный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, века, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа призвана:
-реализовать программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развитие интеллектуального потенциала;
-мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных и профилактических акциях;
Приоритетами Программы являются: формирование общей культуры
Основой Программы является: принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого положения, методика работы с молодежью переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению и самовоспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_rabota_i_sotsializatsii_lichnosti.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Смоленский политехнический техникум»
Программа
«Воспитание и социализация личности обучающихся»
для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
г. Смоленск
2018 г.
РАССМОТРЕНО На заседании цикловой методической комиссии вычислительной техники Протокол № 1 от 28.08.18 Председатель ЦМК ____________ /Кашталинская И. А. / | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по МР ___________/Ю.С.Колесник/ 30.08.18 |
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский политехнический техникум»
Разработчик: Кашталинская Ирина Анатольевна, преподаватель
Пояснительная записка
Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, что, очевидно, оказывает существенное влияние на совокупность взаимоотношений, возникающих в образовательном процессе, поскольку определяет новое содержание образования, организацию образовательного процесса и систему оценки качества.
Методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней определён национальный воспитательный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, века, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа призвана:
-реализовать программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развитие интеллектуального потенциала;
-мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных и профилактических акциях;
Приоритетами Программы являются: формирование общей культуры
Основой Программы является: принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого положения, методика работы с молодежью переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению и самовоспитания.
Цель: создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
-воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
-воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Сроки реализации: 2018-2021 гг.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (2018-2019 учебный год) - создание психолого-педагогических условий реализации программы воспитания и социализации.
Практический этап (2019-2020 учебный год) - реализация воспитательных мероприятий.
Заключительный этап (2020-2021 учебный год) - мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
Содержание программы
№ | Направление | Содержание | Мероприятия | Кол-во часов |
1 | Гражданско–патриотическое | Меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, образовательной организации; усвоению норм права и модели правомерного поведения | Посещение музея Великой Отечественной войны Посещение музея им. адмирала Нахимова Ежегодное участие в акции «Свеча памяти» (22 июня) Участие в акции «Бессмертный полк»; Классные часы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны Классные часы, посвящённые героическим событиям «Держава армией крепка» Классные часы: «Я – Гражданин России», «Конституция России» Участие в конкурсах, посвященных событиям Великой Отечественной войны | 20 |
2 | Духовно-нравственное | Создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни. | Волонтерская деятельность студентов Проведение классных часов | 12 |
3 | Профессионально-трудовое воспитание | Формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии и специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики. | Участие в субботниках Проведение бесед, классных часов Наблюдение во время прохождение студентами учебной и производственной практик с анализом и подведением итогов вместе со студентами | 18 |
4 | Эстетическое воспитание | Содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами самодеятельного художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании прекрасного | Подготовка тематических классных часов Участие в мероприятиях, проводимых в библиотеке техникума Участие в праздничных концертах техникума. | 10 |
5 | Здоровый образ жизни | Совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни. | Участие в спортивных мероприятиях техникума Участие в конкурсе на лучший коллаж на тему «Здоровый образ жизни» Участие в мероприятии «День здоровья» Подготовка и проведение бесед и классных часов. | 12 |
72 |
Указанные мероприятия являются ежегодными и проводятся во внеурочное время.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика по изучению социализированности личности учащихся (М.И. Рожков)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности обучающегося; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Литература
- Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 739-742.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.:
Просвещение, 2011 223 с.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение: Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.:
Просвещение, 2011 96 с. (Работаем по новым стандартам)
- Рожков М.И. Развитие воспитательного потенциала дополнительного
образования // Вестник КГУ им. И. Арабаева. Бишкек: КГУ им. Арабаева,
2016 183 с. С. 126–128.
- Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический
вестник. 2016 №4. С. 8–13.
- Рожков М.И. Социальное закаливание как принцип подготовки к
преодолению сложных жизненных ситуаций // Конфликты в образовании:
материалы Всерос. науч.-практ. заочной конф. Ярославль: ЯГПУ, 2010
С. 100–106.
- Рожков М.И. Уроки социального выбора: Метод. пособие. Ярославль:
ЯГПУ, 2010 259 с.
- Программа воспитания и социализации обучающихся:
примерный диагностический инструментарий. Методические реко-
мендации / Составитель И.В. Адоевцева. – Кострома: КОИРО, 2017
- www.scienceforum.ru/2016/2152/17600
- www.nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для студентов по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программа по русскому языку разработана согласно примерной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности (специальностям) среднего профессионального образовани...
Программа воспитания и социализации личности обучающихся
проведение внеклассных часов...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Программа«Воспитание и социализация личности обучающихся»...
Антипенков А.В. Программа воспитания и социализации личности обучающихся_
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуру личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, во...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» (дисциплина «Информатика») призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в общес...