РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
Директор ГБПОУ МО «ММТ» Зам. директора по УПР
______________ Новиков В.А. ____________ Триполитова А.С.
«31» августа 2015 г. «31» августа 2015 г.
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
Председатель МО
_________________ Шведова Н.А.
«31» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 География
Можайск 2015 - 2016 уч. год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):
200101 Пожарный
350115 Электромонтер
290124 Оператор электронного набора и верстки текста
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Можайский многопрофильный техникум»
Разработчики: Котович Инна Алексеевна, преподаватель ГБПОУ МО «ММТ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (специальностям) СПО:
200101 Пожарный
350115 Электромонтер
290124 Оператор электронного набора и верстки текста
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Темы рефератов: 1. Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира. 2. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы. 3. Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся). 4. Научно-техническая революция и ее влияние на мировое хозяйство. Роль человека в эпоху НТР. Индекс человеческого развития. 5. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. 6. Организация особо охраняемых природных территорий; их география. 7. «Горячие точки» планеты. 8. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. 9. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». 10. Глобальная проблема изменения климата. Домашние задания: - освоение понятий, терминов, принципов классификации, закономерностей размещения населения мира, мирового природного хозяйства, различия стран современного мира по территории, численности и особенностям населения, особенностям географического и экономического положения, географических аспектов глобальных проблем человечества; - составление схем, тематических таблиц, картосхем; - заполнение контурных карт, сопоставление географических карт различной тематики; - написание рефератов, подготовка к контрольным работам. | 36 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Введение. Источники географической информации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Источники географической информации. Геоинформационные системы. Тестирование. | 3 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: освоение понятий и методов в географии; изучение роли геоинформации в жизни людей. | 2 | |||
Тема 2. Политическая карта мира | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Многообразие стран мира. Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Государственный строй мира. Группировка стран по площади территории и численности населения. | 3 | ||
2 | Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. «Горячие точки» планеты. | 3 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | 1 | |||
1. Политическая карта мира. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. | 1 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: ознакомление с политической картой мира; обозначение на контурной карте стран с различной численностью населения и размерами территории; освоение понятия «государственное устройство» и «горячие точки». Подготовка реферата на тему: «Горячие точки» планеты. | 4 | |||
Тема 3. География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Взаимодействие общества и природы в прошлом и настоящем. Мировые природные ресурсы, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. | 3 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | 2 | |||
2. Оценка обеспеченности разных регионов стран мира основными видами природных ресурсов. | 1 | |||
3. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.. | 1 | |||
Контрольные работы: | - | |||
1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: освоение понятий «ресурсообеспеченность», «природно-ресурсный потенциал», «природопользование», «экологические ресурсы»; оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов и нанесение их на контурную карту. Подготовка реферата на тему «Организация особо охраняемых природных территорий; их география». | 4 | |||
Тема 4. География населения мира | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения. | 3 | ||
2 | Качество жизни населения. Расовый состав населения. Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. | 3 | ||
3 | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | 3 | |||
4. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. | 1 | |||
5. Анализ особенностей расселения населения. | 1 | |||
6 Сопоставление культурных традиций разных народов. | 1 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение особенностей расселения в разных странах и регионах мира, демографической ситуации и политики разных стран; сопоставление культурных традиций разных народов; подготовка реферата на тему «Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира», подготовка контрольной работе | 4 | |||
Тема 5. География мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 13 | ||
1 | Этапы становления и развития мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Научно-техническая революция и ее влияние на развитие мирового хозяйства. Человек в эпоху НТР. Индекс человеческого развития. | 3 | ||
2 | Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Тестирование. | 3 | ||
3 | Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства и сельского хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 3 | ||
4 | Характеристика отраслей мирового хозяйства. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства. | |||
5 | Характеристика отраслей мирового хозяйства. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | |||
6 | Характеристика отраслей мирового хозяйства. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | 5 | |||
7. Определение стран-экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции. | 1 | |||
8. Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства. | 1 | |||
9. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. | 1 | |||
10. Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Химическая промышленность. | 1 | |||
11. Определение основных направлений международной торговли и факторов, формирующих международную специализацию стран и регионов мира. | 1 | |||
Контрольные работы: | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: изучить понятия «мировое хозяйство», «географическое разделение труда», «интеграционная зона», «внешние экономические связи»; определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства и нанесение их на контурную карту; написание рефератов на темы «Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся), «Научно-техническая революция и ее влияние на мировое хозяйство. Роль человека в эпоху НТР. Индекс человеческого развития»; «Крупнейшие автомобилестроительные компании мира»; подготовка к контрольной работе. | 7 | |||
Тема 7. Регионы и страны мира | Содержание учебного материала | 19 | ||
1 | Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения. | 3 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | 11 | |||
12. Состав субрегионов Зарубежной Европы. | 1 | |||
13. Сравнительная характеристика субрегионов Зарубежной Европы. | 1 | |||
14. Состав субрегионов Зарубежной Азии. | 1 | |||
15. Сравнительная характеристика субрегионов Зарубежной Азии. | 1 | |||
16. Социально-экономические сходства и различия между Японией, Китаем. Индией. | 1 | |||
17. Сравнительная характеристика субрегионов Африки. | 1 | |||
18. Составление справочной таблицы с нанесением на контурную карту главные регионы черной и цветной металлургии Северной Америки. | 1 | |||
19. Сравнительная характеристика стран Северной Америки. | 1 | |||
20. Сравнительная характеристика субрегионов Латинской Америки. | 1 | |||
21. Сходства и различия Бразилии, Мексики, Аргентины. | 1 | |||
22. Сравнительная характеристика стран Океании. | 1 | |||
Контрольные работы: | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: освоение понятий и классификаций регионов и стран мира по размерам территории, численности населения, особенностям географического и экономического положения; сравнение социально-экономической характеристик разных стран; заполнение контурной карты; написание рефератов на темы «Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы и «Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»; подготовка к контрольной работе. | 7 | |||
Тема 8. Россия в современном мире (повторительно-обобщающий) | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. Роль России в мировом хозяйстве в международном географическом разделении труда. | 3 | ||
2 | Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура. География отраслей международной специализации России. | 3 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | 1 | |||
23. Определение основных направлений внешних экономических связей России. | 1 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития; заполнение контурной карты. Подготовка рефератов на тему: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России». | 4 | |||
Тема 9. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. | 3 | ||
2 | Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Дифференцированный зачет. | 3 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | 1 | |||
24. Оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами. | 1 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества; подготовка реферата на тему «Глобальная проблема изменения климата». | 4 | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - | |||
Всего: | 108 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету «География»
Технические средства обучения:
- компьютер, экран, проектор, принтер, DVD-плеер, телевизор, комплект CD и DVD фильмов по разным разделам дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2013.
2. Баранчиков Е.В., Горохов С.А., Козаренко А.Е. География: учебник для студентов СПО под ред. Е.В. Баранчикова.- 11-е изд., -М.: издательский центр «Академия», 2012.-480с.
3. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2010.
4. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2011
Дополнительные источники:
1. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.
2. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.
3. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 1997.
4. Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2007
Интернет-ресурсы:
1. География - http://sch29.spb.edu.ru/office/links/geograf.htm
2. Единая коллекция ЦОР - http://sch29.spb.edu.ru/office/links/geograf.htm
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
4. Русское географическое общество - http://www.rgo.ru
5. National geographic - http://photography.nationalgeographic.com/photography
6. Мир карт - http://www.mirkart.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения:
| - Самостоятельная работа учащихся; - Индивидуальные задания; - Практические задания; - Домашняя работа; - Экспертная оценка (защита реферата). |
знания:
| - Индивидуальные задания; - Тестирование; - Практические задания; - Экспертная оценка (контрольная работа, защита реферата). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов....

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 05 География гуманитарного профиля для специальности 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)
Настоящая программа учебной дисциплины География ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 02 География туризма
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.2.10 Туризм (базовый уровень). Дисциплина Ге...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...

Рабочая программа учебной дисциплины "География"
Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14. ГЕОГРАФИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14. ГЕОГРАФИЯ для специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции...

Рабочая программа учебной дисциплины «География» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью образовательной программы, входит в образовательный цикл, относится к базовым общеобразовательным дисциплинам. Реализует тр...