Рабочая программа учебной дисциплины «География» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью образовательной программы, входит в образовательный цикл, относится к базовым общеобразовательным дисциплинам. Реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профилю специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»на базе основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины | ПОО.01 География |
код, специальность | 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
на базе основного общего образования форма обучения: очная, заочная для контингента набора 2018 года |
Воронеж, 2018
СОГЛАСОВАНА Предметно-цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | |
Протокол № ____ от «___»___________201__ года | ||
Председатель предметно- цикловой комиссии А.В. Агеева Подпись Инициалы Фамилия | Заместитель директора колледжа по методической работе И.А. Котова Подпись Инициалы Фамилия | |
УТВЕРЖДЕНА: Первый заместитель директора филиала | Н.В. Боковая Подпись Инициалы Фамилия |
Составители (авторы): Агеева А.В., преподаватель колледжа Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова
Рецензент: Аветисова О.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «ВГПЭК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 24 |
| 25 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью образовательной программы, входит в образовательный цикл, относится к базовым общеобразовательным дисциплинам. Реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профилю специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»на базе основного общего образования.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина «География» принадлежит общеобразовательному учебному циклу. Изучается на 1 курсе (на базе основного общего образования) очной и заочной формы обучения.
Изучению данной дисциплины предшествует освоение общественно-научных предметов образовательной программы основного общего образования География, История.
Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям студента при освоении данной дисциплины является География, в результате изучения которой, обучающийся должен знать/понимать:
- иметь представление о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире в адекватной ориентации в нем;
- иметь представление и основополагающие теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экономических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- иметь представление об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
уметь:
- владеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- владеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- владеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В результате освоения, предшествующей дисциплиной является История, в результате изучения которой, обучающийся должен знать/понимать:
- основы гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоиндентификации личности обучающегося, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- историческое наследие народов России;
уметь:
- применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели курса:
- формирование у студентов целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а так–же познавательный интерес к зарубежным странам и к народам их населяющих.
Задачи курса:
- показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
- сформировать у обучающихся необходимые каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии;
- продолжить развитие географического мышления;
- сформировать основы географической культуры и мировоззрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать с тематическими картами;
- показывать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
- объяснять международное географическое разделение труда, специализацию территорий;
- приводить примеры и объяснять положительного и отрицательного воздействия человека на природу;
- описывать регион или страну, объясняя особенности организации хозяйства, размещения отраслей, поясняя особенности социально-экономического развития страны и современные отношения со странами мира в мировом сообществе;
- развивать географическое мышление.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- необходимый теоретический минимум в области экономической и социальной географии;
- современную политическую карту;
- размещение основных видов природных ресурсов;
- население мира: естественное движение населения, урбанизационные и миграционные процессы, языковые семьи и народы мира, мировые религии;
- состав основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта;
- особенности размещения основных отраслей хозяйства;
- структуру мирового хозяйства и современные тенденции изменения структуры мирового хозяйства;
- общие и специфические проблемы регионов Земли;
- страны, входящие в регионы, их столицы, строй и формы правления.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
очная форма обучения
Суммарный объем программы135 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем 115 часов;
самостоятельной работы обучающегося20 часов.
заочная форма обучения
Суммарный объем программы135 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем 14 часов;
самостоятельной работы обучающегося121 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарный объем программы (всего) | 135 |
Во взаимодействии с преподавателем (всего) | 115 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 75 |
практические занятия | 40 |
Консультации(всего) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
индивидуальный проект | 20 |
Промежуточная аттестация | - |
Итоговая форма промежуточной аттестации –дифференцированный зачет |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарный объем программы (всего) | 135 |
Во взаимодействии с преподавателем (всего) | 14 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 8 |
практические занятия | 6 |
Консультации (всего) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 121 |
в том числе: | |
индивидуальный проект | 10 |
Промежуточная аттестация | - |
Итоговая форма промежуточной аттестации –дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Общая характеристика мира. | 51 | ||
Тема 1.1 Политическое устройство мира. | Содержание учебного материала | 5 | |
Введение. Географическая картина мира. Современная политическая карта мира, ее формирование. Типология стран. Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 2 | ||
Практические занятия | - | ||
Тема 1.2 География мировых природных ресурсов. | Содержание учебного материала | 6 | |
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 2 | ||
Практические занятия Особенности современного взаимодействия человеческого общества и природной среды. Характеристика мировых природных ресурсов: классификация и размещение. Природно-ресурсный потенциал регионов мира и особенности вовлечения в хозяйственный оборот. | 6 | ||
Тема 1.3 География населения мира. | Содержание учебного материала | 8 | |
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 2 | ||
Практические занятия Демографические показатели характеризующие население мира. Этнический состав населения мира, народы, религия, культурные регионы мира. | 4 | ||
Тема 1.4 География мирового хозяйства. | Содержание учебного материала: | 12 | |
Современные особенности развития мирового хозяйства Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. 9 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 2 | ||
Практические занятия Модель пространственной структуры мирового хозяйства. Важнейшие интеграционные группировки стран. Мировые центры обрабатывающей промышленности, главные районы производства с/х продукции и продовольствия. География первичной сферы мирового хозяйства: Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство; Горнодобывающая промышленность. География вторичной сферы мирового хозяйства: Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроение. Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли и легкая промышленность). География третичной сферы мирового хозяйства: Транспортный комплекс. Медицинские, образовательные, туристические, деловые, информационные услуги и торговля. | 10 | ||
Раздел II. Региональная характеристика мира. | 50 | ||
Тема 2.1 Региональная характеристика мира. | Содержание учебного материала | 36 | |
География населения и хозяйства Зарубежной Европы Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Африки Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. 10 География населения и хозяйства Северной Америки Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. География населения и хозяйства Латинской Америки Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Австралии и Океании Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 | ||
Практические занятия Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Зарубежной Европы. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Зарубежной Азии. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Африки. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Северной Америки. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Латинской Америки. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Австралии и Океании. | 14 | ||
Раздел III. Россия в современном мире. | 8 | ||
Тема 3.1 Россия в современном мире. | Содержание учебного материала | 4 | |
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 2 | ||
Практические занятия Составление комплексной экономико-географической характеристики России. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. | 4 | ||
Раздел IV. Глобальные проблемы человечества. | 6 | ||
Тема 4.1 Глобальные проблемы человечества. | Содержание учебного материала | 4 | |
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 | ||
Практические занятия Регионы с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | 2 | ||
Индивидуальный проект | 20 | ||
Всего | 135 |
Заочная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Общая характеристика мира. | 58 | ||
Тема 1.1 Политическое устройство мира. | Содержание учебного материала | 0,5 | |
Введение. Географическая картина мира. Современная политическая карта мира, ее формирование. Типология стран. Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 2 | ||
Практические занятия | - | ||
Самостоятельная работа обучающегося Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 10 | ||
Тема 1.2 География мировых природных ресурсов. | Содержание учебного материала | 0,5 | |
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 2 | ||
Практические занятия Природно-ресурсный потенциал регионов мира и особенности вовлечения в хозяйственный оборот. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 10 | ||
Тема 1.3 География населения мира. | Содержание учебного материала | 2 | |
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 2 | ||
Практические занятия Демографические показатели характеризующие население мира. Этнический состав населения мира, народы, религия, культурные регионы мира. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 10 | ||
Тема 1.4 География мирового хозяйства. | Содержание учебного материала | 2 | |
Современные особенности развития мирового хозяйства Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 2 | ||
Практические занятия Модель пространственной структуры мирового хозяйства. Важнейшие интеграционные группировки стран. Мировые центры обрабатывающей промышленности, главные районы производства с/х продукции и продовольствия. География первичной сферы мирового хозяйства: Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство; Горнодобывающая промышленность. География вторичной сферы мирового хозяйства: Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроение. Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли и легкая промышленность). География третичной сферы мирового хозяйства: Транспортный комплекс. Медицинские, образовательные, туристические, деловые, информационные услуги и торговля. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Современные особенности развития мирового хозяйства Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 20 | ||
Раздел II. Региональная характеристика мира. | 44 | ||
Тема 2.1 Региональная характеристика мира. | Содержание учебного материала | 2 | |
География населения и хозяйства Зарубежной Европы Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Африки Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. География населения и хозяйства Северной Америки Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. География населения и хозяйства Латинской Америки Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Австралии и Океании Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 | ||
Практические занятия Составление комплексной экономико-географической характеристики стран регионов мира (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная и Латинская Америка, Австралия и Океания). | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося География населения и хозяйства Зарубежной Европы Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. География населения и хозяйства Африки Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. География населения и хозяйства Северной Америки Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. География населения и хозяйства Латинской Америки Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Австралии и Океании Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 40 | ||
Раздел III. Россия в современном мире. | 12 | ||
Тема 3.1 Россия в современном мире. | Содержание учебного материала | 0,5 | |
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 2 | ||
Практические занятия Составление комплексной экономико-географической характеристики России. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. | 0,5 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 11 | ||
Раздел IV. Глобальные проблемы человечества. | 11 | ||
Тема 4.1 Глобальные проблемы человечества. | Содержание учебного материала | 0,5 | |
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 | ||
Практические занятия Регионы с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | 0,5 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 10 | ||
Индивидуальный проект | 10 | ||
Всего | 135 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет экологических основ природопользования , укомплектованный
оборудованием:
- рабочее место преподавателя: стол, стул;
- рабочие места обучающихся: столы ученические, стулья или скамьи ученические;
- классная доска или маркерная доска;
- трибуна.
техническими средствами обучения:
- ноутбук с установленным ПО или персональный компьютер с установленным ПО;
- проекционный экран, мультимедийный проектор или принтер лазерный;
программным обеспечением:
- операционная система Microsoft Windows 10
- пакет прикладных программ Microsoft Office 2016;
учебно-наглядные пособия:
- плакаты
или
-стенды.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
№ п/п | Наименование учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы |
I | Основные источники: |
1.1 | Баранчиков Е.В., География для профессий и специальностей социально-экономического профиля [текст]: учебник для образоват. учреждений нач. и сред .проф. Образования. – 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. –-320 с. |
II | Дополнительные источники |
2.1 | Шульгина, О. В. География [электронный ресурс]: учебник / О.В. Шульгина, А.Е. Козаренко, Д.Н. Самусенко. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 313 с.- (Среднее профессиональное образование). -(Режим доступа: URL: https://znanium.com/catalog/product/920745) |
III | Электронные источники |
3.1 | https://www.rgo.ru/ru – «RGO.ru» географический портал Планета Земля. - Раздел «Энциклопедия» - это «Малая географическая энциклопедия» (Физическая география, Страноведение, Экономическая география). |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе опроса, проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Фонды оценочных средств (ФОС) разрабатываются образовательным учреждением. Они включают в себя педагогические контрольно-оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
работать с тематическими картами; | практические работы, тестирование, устный опрос. |
показывать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества; | практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/ индивидуальный проект. |
объяснять международное географическое разделение труда, специализацию территорий; | практическая работа, устный опрос, творческое задание/индивидуальный проект. |
приводить примеры и объяснять положительного и отрицательного воздействия человека на природу; | практических работ, устный опрос, творческое задание/индивидуальный проект. |
описывать регион или страну, объясняя особенности организации хозяйства, размещения отраслей, поясняя особенности социально-экономического развития страны и современные отношения со странами мира в мировом сообществе; | практические работы, тестирования, устные опросы, выполнение творческого задания/индивидуальный проект. |
развивать географическое мышление. | практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/индивидуальный проект. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
необходимый теоретический минимум в области экономической и социальной географии; | тестирования, устные опросы |
современную политическую карту; | тестирования, устные опросы |
размещение основных видов природных ресурсов; | практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/ индивидуальный проект. |
население мира: естественное движение населения, урбанизационные и миграционные процессы, языковые семьи и народы мира, мировые религии; | практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/ индивидуальный проект. |
состав основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта; | практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/ индивидуальный проект. |
особенности размещения основных отраслей хозяйства; | практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание, индивидуальный проект |
структуру мирового хозяйства и современные тенденции изменения структуры мирового хозяйства; | практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/индивидуальный проект |
общие и специфические проблемы регионов Земли; | практические работы, тестирования устные опросы, творческое задание/индивидуальный проект |
страны, входящие в регионы, их столицы, строй и формы правления. | тестирования, устный опрос, творческое задание/индивидуальный проект |
Разработчик: Агеева Алла Викторовна, преподаватель колледжа Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Приложение 1
Учебные занятия с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
Тема занятия | Количество часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения | Формируемые компетенции |
Тема 1.3 География населения мира Практическое занятие №5 Этнический состав населения мира, народы, религия, культурные регионы мира. | 2 | Дискуссия | - |
Тема 4.1 Глобальные проблемы человечества | 2 | Проблемная лекция | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические рекомендациипо выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена спец...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/29/picture-786338-1461922950.jpg)
методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Статистика" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания к практическим работам по дисциплине "Статистика" предназначены для студентов специальности 38.02.01 Экономика ибухгалтерский учет (по отраслям). Методические указания разработан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-834420-1488741982.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/11/picture-930887-1497204180.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-755238-1487354246.jpg)
Рабочая программа для заочного отделения по дисциплине Аудит по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям
Рабочая программа для заочного отделения по дисциплине Аудит по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям...
КИМКОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.09 АУДИТ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям) Базовый уровень
Контрольно измерительные материалы по дисциплине ОП.09 Аудит специальности 38.02.01 представляет совокупность контролирующих материалов, предназанченных для измерения уровня знаний студентов, ус...