РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14. ГЕОГРАФИЯ
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14. ГЕОГРАФИЯ для специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.14.-rp.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВООСКОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14. ГЕОГРАФИЯ
35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
2019 г.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)(далее Федеральный закон об образовании);
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1678 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
- рекомендации Минобрнауки России по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 17 марта 2015 года № 06-259);
Разработчики:
Савенкова Галина Владимировна, преподаватель ОГАПОУ «Новооскоьский колледж».
Рекомендована:
Предметно-цикловой комиссией ОГАПОУ «Новооскольский колледж»
Протокол № 1 от 27.08.2019 г.
Председатель ПЦК Л.Лебеденко
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………..….4
2.Общая характеристика дисциплины «География»…………………….…..…5
3.Место учебной дисциплины в учебном плане………………………………..6
4.Результаты освоения учебной дисциплины…………..………………………6
5. Содержание учебной дисциплины……….………………………………..…..8
6.Тематическое планирование…………………………………………………..14
7.Тематические планы……….………………………………………………….14
8.Характеристика основных видов деятельности студентов…………………15
9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «География»……………..………………………………18
10. Литература…………………….…………………………………………….19
Пояснительная записка.
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259), с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования.//Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Общая характеристика дисциплины «География»
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение которых для студентов, осваивающих специальности СПО технического и социально-экономического профилей профессионального образования, необязательно.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ.
Место учебной дисциплины в учебном плане.
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
-- приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
−− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения на селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;
-- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Содержание учебной дисциплины.
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.
Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Практические занятия
ПЗ № 1. «Определение политико-географического положения стран»
Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Особо охраняемые природные территории.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Проблемы и перспективыосвоения природных ресурсов Арктики и Антарктики.
Практические занятия
ПЗ №2 «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.
Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.
4. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и
страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
Практические занятия
ПЗ №3 «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира».
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические занятия
ПЗ № 4 «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства».
Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
6. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Практические занятия
ПЗ № 5«Составление комплексной географической характеристики стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии; определение их географической специфики».
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Практические занятия
ПЗ №6 «Составление комплексной географической характеристики стран Африки, Австралии и Океании; определение их географической специфики».
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Практические занятия
ПЗ №7 «Составление комплексной географической характеристики стран Северной и Латинской Америки; определение их географической специфики».
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
7. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении
труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.
Практические занятия
ПЗ №8 «Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами».
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические занятия
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.
Темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов
• Новейшие изменения политической карты мира.
• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
• Особенности современного воспроизводства мирового населения.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Языки народов мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
• Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Запад и Восток Германии сегодня.
• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной
Азии.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Особенности политической карты Африки.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• Особенности современного экономико-географического положения России.
• Внешняя торговля товарами России.
• Глобальная проблема изменения климата.
Тематическое планирование
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:
108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 72 часа, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 32 часов;
Тематические планы
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | |
Введение. 1. Источники географической информации | 2 |
2. Политическое устройство мира | 6 |
3. География мировых природных ресурсов | 6 |
4. География населения мира | 6 |
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | 4 |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | 4 |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | 4 |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | 4 |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | 4 |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | 6 |
География населения и хозяйства Африки | 4 |
География населения и хозяйства Северной Америки | 4 |
География населения и хозяйства Латинской Америки | 6 |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | 2 |
7. Россия в современном мире | 6 |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 4 |
Итого | 72 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | |
Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 32 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Всего | 108 |
Характеристика основных видов деятельности студентов.
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. 1. Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии |
2. Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития | |
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. Выделять основные проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики. |
4. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы |
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научнотехнической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей | |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы |
7. Россия в современном мире | Умение объяснять современные особенности экономикогеографического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «География»
Освоение программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором есть возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) оснащен типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете есть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
Для реализации программы имеются печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).
Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | География .для НПО и СПО | Баранчиков Е.В. | Академия,2016.-320 с. |
ОИ 2 | География. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень | В.П. Максаковский | М.: Просвещение, 2018.-416 с. |
Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ 1 | География .для НПО и СПО | Баранчиков Е.В. | Академия,2012.-304 с. |
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1 | http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование |
И-Р 2 | edu - "Российское образование" Федеральный портал |
И-Р 3 | edu.ru - ресурсы портала для общего образования |
И-Р 4 | school.edu - "Российский общеобразовательный портал" |
И-Р 5 | ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" |
И-Р 6 | fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования" |
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
ЭОР 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3961/start/18725/ |
ЭОР 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5436/start/25475/ |
ЭОР 3 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5722/start/173150/ |
ЭОР 4 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6440/start/8101/ |
ЭОР 5 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3950/start/25662/ |
ЭОР 6 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5435/start/202049/ |
ЭОР 7 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6439/start/173181/ |
ЭОР 8 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5437/start/156443/ |
ЭОР 9 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5439/start/156475/ |
ЭОР 10 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5761/start/115346/ |
ЭОР 11 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5440/start/202145/ |
ЭОР 12 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4676/start/8196/ |
ЭОР 13 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5438/start/221362/ |
ЭОР 14 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3973/start/221393/ |
Электронные учебники (ЭУ):
ЭУ 1 | Баранчиков Е.В.География .для НПО и СПО-Академия,2016.-320 с. |
ЭУ 2 | В.П. Максаковский География. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень – 27-е изд. – М.: Просвещение, 2018.-416 с. |
ЭУ 3 | Е.М. Домогацких География. Экономическая и социальная география мира Ч.1 Учебник для 10-11 кл./М.: ООО-ТИД «Русское слово»-РС, 2009.-232 с. |
ЭУ 4 | Е.М. Домогацких География. Экономическая и социальная география мира Ч.2 Учебник для 10-11 кл./М.: ООО-ТИД «Русское слово»-РС, 2009.-232 с. |
ЭУ 5 | В.Н. Холина География. Профильный уровень учебник для 11 кл.. в 2х ч./М.: Дрофа,2011.-334 с. |
ЭУ 6 | Максаковский География учебник для 10 кл. ,2009.-397 с. |
ЭУ 7 | Романько И.Е. Экономическая география и регионалистика мира [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.Е. Романько. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. |
ЭУ 8 | . Горбанёв В.А. Общественная география зарубежного мира и России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Социально-экономическая география» и «Природопользование» / В.А. Горбанёв. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 05 География гуманитарного профиля для специальности 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)
Настоящая программа учебной дисциплины География ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 02 География туризма
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.2.10 Туризм (базовый уровень). Дисциплина Ге...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 География по профессии СПО 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Программа учебной дисциплины ОУД.13 География разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образо...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 География по профессии СПО 43.01.02 Парикмахер
Программа учебной дисциплины ОУД.13 География разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 География по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа учебной дисциплины ОУД.13 География разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 13 География для технологического профиля для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программа учебной дисциплины География для технологического профиля разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекоме...