Рабочая программа учебной дисциплины Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по с
рабочая программа на тему
Обеспечение дополнительной подготовки в области информатики на специальности Преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ot_3.12.2012g.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области информатики.
Данный курс призван сформировать у будущих учителей информатики систему знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Эта важнейшая цель курса обусловлена стратегией развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, что объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих педагогов. В ряду школьных учителей всех специальностей на особом месте находятся учителя информатики, которые за счет высокого уровня своей фундаментальной подготовки (в области информатики, информационных и коммуникационных технологий) могут наиболее эффективно решать педагогические задачи, связанные с внедрением средств ИКТ в образование.
Расположение в учебном плане подготовки учителя информатики курса "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" должно быть таково ,чтобы ему предшествовало изучение студентами, с одной стороны, фундаментальных основ и практики использования средств ИКТ (компьютеры и их периферийное оборудование, современные средства связи, пакеты прикладных программ и др.) а, с другой стороны, основных компонентов педагогического образования (общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, управление образовательными системами и др.), что в совокупности составляет предметную базу данного курса. В ходе изучения курса должны быть комплексно раскрыты дидактические основы педагогических технологий и функциональные возможности используемых в школе средств ИКТ.
Следует отметить особую значимость данного курса с учетом новых функций современного учителя информатики, который наряду с преподаванием школьного курса информатики, как правило, осуществляет в учебном заведении и практическую работу по координации внедрения ИКТ во все сферы образовательного процесса учебного заведения.
Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании тесно связаны с информатикой, методикой применения технических средств обучения, дисциплинами психолого-педагогического цикла.
Основными целями профессиональной подготовки будущих учителей информатики в рамках курса "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" являются:
- подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;
- ознакомление с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
- обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
- обучение эффективному применению средств ИКТ в учебном процессе, в том числе работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;
- ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе - "Виртуальная реальность"), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
- развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю информатики для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.
Программа рассчитана на 70 часов, из них 27 часов лекционных и 27 практических занятия. 16 часов предусмотрены для самостоятельной работы.
Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов (16 часов), особенностью которой является поиск и использование необходимой для выполнения заданий лабораторного практикума информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет. В еще большей степени это относится к специальным заданиям для самостоятельной работы студентов, ориентированной на целенаправленную деятельность студентов в Интернет. При выполнении практических заданий, связанных с оценкой качества электронных средств образовательного назначения, в том числе конкретных программных средств учебного назначения, целесообразно использовать программные средства (ПС) по школьному курсу информатики.
Для проверки знаний студентов проводится рубежный контроль в различной форме (тесты, контрольные работы, зачетные практические работы и т.д.).
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности;
- уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;
- владеть методикой использования ИКТ в предметной области;
- обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ;
- иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
- уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.
По завершении курса студенты сдают зачет.
Государственные требования к минимуму содержания (ГОС СПО специальность 050709 Преподавание в начальных классах) :
Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию электронных средств учебного назначения, оценки их качества; применение и перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании; автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений); состав и структура учебно-материальной базы; телекоммуникационные технологии в образовании.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Максим. нагрузка | Всего | Лекции | Практич. занятия | Самост. работа | |
Всего | 70 | 54 | 27 | 27 | 16 |
Введение | 1 | 1 | 1 | ||
РАЗДЕЛ 1 Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию электронных средств учебного назначения, оценки их качества | 28 | 20 | 8 | 12 | 8 |
Тема 1.1. Дидактические основы создания и использования электронных средств учебного назначения | 14 | 10 | 4 | 6 | 4 |
Тема 1.2. Анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании | 16 | 10 | 4 | 6 | 4 |
РАЗДЕЛ 2 Применение и перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании | 41 | 33 | 18 | 15 | 8 |
Тема 2.1. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования | 15 | 13 | 5 | 8 | 2 |
Тема 2.2. Перспективные направления разработки и применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании | 15 | 11 | 7 | 4 | 4 |
Тема 2.3. Перспективные направления исследований в области информатизации образования | 11 | 9 | 6 | 3 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Студент должен
знать:
- цели и задачи использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Цели, задачи и актуальность дисциплины «Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании».
РАЗДЕЛ 1 Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию электронных средств учебного назначения, оценки их качества
Тема 1.1. . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Студент должен
знать:
- программные средства учебного назначения, их типология;
- основы внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.
уметь:
- оценивать качество электронных средств учебного назначения;
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ. Дидактические возможности использования средств ИКТ. Педагогическая целесообразность создания и использования учебных средств, реализованных на базе ИКТ. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.
Программные средства учебного назначения, их типология. Психолого-педагогические и эргономические требования к созданию и использованию электронных средств образовательного назначения. Современные подходы к проектированию и разработке электронных средств образовательного назначения (использование языков программирования, специализированных инструментальных систем, прикладных программных средств и систем и др.). Оценка качества электронных средств учебного назначения, в том числе программных средств учебного назначения.
Организация личностно ориентированного обучения в условиях реализации возможностей средств ИКТ. Методические требования к личностно ориентированному обучению, организованному в условиях использования средств ИКТ.
Эффективность обучения при использовании ИКТ. Возможности реализации основных факторов интенсификации обучения в условиях использования ИКТ.
Практическая работа №1: Анализ образовательных интернет-ресурсов ( 2 час. )
Практическая работа №2: Создание средств визуализации информации для уроков начальной школы ( 4 час. )
Самостоятельная работа № 1. Разработать фрагмент занятия по заданной тематике использованием ИКТ (2 ч. )
Самостоятельная работа № 2. Анализ публикаций по заданной тематике в журнал«Информатика и образование» (2 ч. )
Тема 1.2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Студент должен
знать:
- психолого-педагогическое воздействие средств информатизации и коммуникации на обучающегося
- программы организации управления учебным заведением.
уметь:
- организовывать учебную деятельность с использованием электронных средств;
- анализировать педагогическую целесообразность использования средств ИКТ в образовательных целях.
Анализ педагогической целесообразности использования средств ИКТ в образовательных целях, в том числе электронных средств образовательного назначения. Организация учебной деятельности с использованием электронных средств образовательного назначения. Тенденции методического совершенствования прикладных программных средств учебного назначения, в том числе реализованных в сетях. Анализ зарубежного опыта использования ИКТ в учебных целях.
Возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия при использовании средств информатизации и коммуникации на обучающегося и меры по их предотвращению.
Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного (системой учебных заведений) в условиях использования распределенного информационного ресурса сети Интернет.
Практическая работа № 3 Создание образовательного Интернет-ресурса. (6 час.)
Самостоятельная работа № 3 Эссе на тему «использование ИКТ в учебном процессе начальной школы» (4 ч. )
РАЗДЕЛ 2 Применение и перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
Тема 2.1. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Студент должен
знать:
- состав и структуру учебно-материальной базы учебного заведения, реализованной на основе ИКТ;
- оборудование и оснащение кабинета информатики, предметных кабинетов;
- методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики.
уметь:
- организовывать автоматизированное рабочее место преподавателя, администратора.
Состав и структура учебно-материальной базы, создающей условия внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование. Оборудование и оснащение кабинета информатики, предметных кабинетов.
Система средств обучения на базе средств ИКТ. Учебно-методический комплекс на базе средств информатизации и коммуникации.
Информатизированные рабочие места организаторов учебно-воспитательного процесса учебного заведения, функционирующие на основе баз и банков данных научно-педагогической информации, методической, нормативной и инструктивной документации.
Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники и оборудования кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.
Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях.
Практическая работа № 4. Составление плана развития кабинета информатики ( 2 час).
Практическая работа № 5. Разработка программы информатизации школы ( 2 час).
Практическая работа № 6: Разработка электронного учебника ( 4 час. )
Самостоятельная работа № 4. Доклад на тему «Аппаратно-программное оснащение школы» (2 ч. )
Тема 2.2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Студент должен
знать:
- перспективные направления развития информатизации образования;
- основы проектной деятельности учащихся при работе в компьютерной сети.
Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе технологии мультимедиа-технологий. Обучение применению инструментария мультимедиа-технологий в процессе решения педагогических задач.
Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных систем.
Телекоммуникации в образовании. Методические возможности использования потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения. Единое информационное образовательное пространство. Координация проектной деятельности учащихся при работе в компьютерной сети.
Дистанционное образование (ДО). Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО. Электронный сетевой учебник.
Практическая работа № 7. Проектная деятельность с использованием средств информатизации (2 час.)
Практическая работа № 8. Разработка контента интранет-сервера школы (2 час.)
Самостоятельная работа № 5. Полат У.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Основы проектной деятельности. Конспект. (2 час.)
Самостоятельная работа № 6. Эссе. Возможности дистанционного образования.(2 час.)
Тема 2.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Студент должен
знать:
- методы управления системой образованием на основе средств информатизации и коммуникации;
- основные направления исследований в области информатизации образования.
Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки в связи с внедрением современных информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, реализованные на базе современных средств информатизации и коммуникации. Развитие научной базы информатизации образования.
Разработка модели интегрированной учебно-методической среды информатизации образования на основе Единого информационного образовательного пространства.
Формирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий.
Совершенствование банков и баз данных научно-педагогической информации на основе потенциала распределенного информационного ресурса Интернет и корпоративных информационных сетей.
Совершенствование методов управления системой образованием на основе средств информатизации и коммуникации.
Теоретические и методологические основы обеспечения жизнедеятельности "виртуальных" образовательных учреждений, функционирующих на базе корпоративных информационных сетей глобальных коммуникаций и использования потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа.
Практическая работа № 9: Учебно-методический комплекс на базе средств информатизации и коммуникации ( 2 час.)
Практическая работа № 10. Разработка компьютерного теста с помощью оболочки MyTest (2 час.)
Практическая работа № 11. Разработка интерактивного кроссворда (2 час.)
Самостоятельная работа № 7. Подготовка контента для компьютерного тестирования (2 ч. )
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ:
- Полат У.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
- Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов под ред. Лапчика М.П.. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 670 с.
- Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 576 с.
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
- Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. И.В. Роберт. // Информатика и образование, NN 4,5,7, 2000 г., 1, 2001.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994. - 206 с.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподав
Программное обеспечение дополнительной подготовки в области информатики...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в на
Программное обеспечение дополнительной подгоотовки в области информатики на специальности преподавание в начальных классах...
Рабочая программа учебной дисциплины АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ специальность 35.02.03 технология деревообработки
1.Цель дисциплиныОвладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими компетенциями2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПроцесс изучени...
Подготовка выпускников среднего профессионального образования медицинских колледжей к первичной аккредитации.
Одним из этапов реформирования системы образования стало введение первичной аккредитации специалистов со средним и высшим образованием. Начиная с 2018г. в соответствии с приказом Минздрава России...
Подготовка выпускников среднего профессионального образования медицинских колледжей к первичной аккредитации
В работе рассмотрены аспекты в подготовке будущих фельдшеров к акредитации в виде ролевых игр. Цель применения ролевых технологий в обучении – развитие устойчивого познавательного интереса у сту...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы информационных технологий"
Рабочая программа УД "Основы информационных технологий" предназначена для обучения студентов по профессии 09.01.03 "Мастер по обработке цифровой информации"...