Адаптированная динамическая система формирования готовности выпускников СПУЗ к профессиональной деятельности
статья на тему
Раскрывается понятие "система" и предлагается создание адаптированной динамической системы, под которой мы понимаем логически построенную систему формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, представляющую собой совокупность процессов мотивационной направленности, обучения и производственной деятельности, результатом которой является готовность выпускников к профессиональной деятельности, их конкурентоспособность на рынке труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материал для публикации в монографии.
Адаптированная динамическая система формирования готовности выпускников СПУЗ к профессиональной деятельности
Сверчкова А.В., к.п.н.,
зам. директора по ВР, преподаватель
ГПОУ ТО «АХТТ»
В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
В.А. Якунин, рассматривая несостоятельность второго подхода, обосновывает отличие множества от системы: для системы первичным является признак целостности, а для множества – элементы. Вместе с тем в обоих подходах прослеживается идея взаимодействия множества элементов и интеграция их в целое [155, с. 58].
Теоретик В.Г. Афанасьев рассматривает признаки системы:
- Наличие составных элементов. Элемент – минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы.
- Наличие структуры. Структуру системы определяет способ связи между ее элементами. Связь – это взаимодействие между компонентами.
- Наличие интегративных качеств. Результат, получаемый от взаимодействия элементов, есть интегративность (системность).
- Наличие функциональных характеристик системы. Создание системы для достижения определенной цели.
- Наличие коммуникативных свойств.
- Наличие преемственности, историчности.
- Наличие управления.
Перечисленные признаки являются основанием для определения понятия «система».
Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой [120 , с. 85].
В.Г. Афанасьев так определяет это понятие: система – это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах.
В работах И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина приводится определение, в котором учитываются следующие признаки:
- система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
- образует особое единство со средой;
- является системой более высокого порядка по отношению к своим составляющим [29, с. З9-53].
Из приведенных определений, с нашей точки зрения, о системе можно сказать следующее:
- система – есть единое целое компонентов, способных функционировать самостоятельно;
- компоненты системы взаимосвязаны между собой и обусловлены наличием функциональных характеристик;
- соединение компонентов с определенными свойствами приводит к появлению новых качеств и свойств интегративного характера.
Проанализировав диссертационные исследования Н.Н.Бояринцевой, С.Н.Митина, П.И.Третьякова мы считаем, что обоснованность и достоверность результатов исследования проблем формирования готовности выпускников профессиональных учебных заведений к профессиональной деятельности, развития специалистов предопределены адаптированной динамической системой.
Под адаптированной динамической системой мы будем понимать логически построенную систему формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, представляющую собой совокупность процессов мотивационной направленности, обучения и производственной деятельности, результатом которой является готовность выпускников к профессиональной деятельности, их конкурентоспособность на рынке труда (см. рис.1). Каждый из этих процессов рассматривается как отдельная подсистема.
Адаптированная динамическая система формирования готовности выпускников
СПУЗа к профессиональной деятельности
Цель: подготовка выпускников СПУЗа к профессиональной деятельности
Теоретическая готовность Мотивационная готовность Практическая готовность
Сформированность теоре- Направленность на овладение Практико-познавательная
тических знаний профессией самостоятельность и
творческий подход к про-
изводственной деятельности
Частная цель: обучение Частная цель: формирование Частная цель:
установки на осуществление производственное
профессиональной деятельности обучение
Знания Мотивация, профессиональная Умения, навыки
адаптация, самооценка,
ценностные ориентации
Содержание образования |
Федеральный государственный образовательный стандарт
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) |
Обязательная часть (70 %) Вариативная часть (30 %)
Педагогические технологии
(контекстные, личностно-ориентированные, практико-ориентированные, деятельностные)
Готовность выпускников СПУЗа к профессиональной деятельности
Конкурентоспособные специалисты на рынке труда
Рис. 1. Схема адаптированной динамической системы формирования готовности выпускников СПУЗа к профессиональной деятельности
Теория и практика подготовки специалистов ориентируется на заказ общества и государства, требующий массового производства кадров. «Целью и результатом профессиональной подготовки является определенный тип самостоятельного человека – квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду, требующую, определенных знаний и навыков» [7, с. 25].
Цель образования обусловлена потребностями общества и представляет «социальный заказ» на профессионала – специалиста, отвечающего современным нормам общежития в обществе.
Нормативно цели образования определены государственными документами, и, прежде всего Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В ст. 68 Закона говорится: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». [1].
В философской литературе категория «цель» формируется как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. «Цель – отражение предмета, существующего в виде возможности» [46, с. 29].
Педагогическая цель – идеальный, сознательно планируемый образ результата образовательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Результат, фиксированный в целях, выражается в изменениях, происходящих в знаниях, умениях, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом. Эти результаты получаются в ходе активной самостоятельной деятельности участника образовательного процесса.
Философы считают, что цель играет роль перехода от сознания к действию, связующего звена между теоретической и практической деятельностью. Поэтому целеполагание представляется как единство двух моментов: цели теоретической деятельности и целереализацию.
Нами цель СПУЗа определяется как удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования, подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, адаптированного к современному рынку труда.
Другими словами, цель СПУЗа состоит в создании условий для социально-профессионального становления выпускников СПО. Самый важный и надёжный способ получения систематического образования, реализации целей СПУЗа – обучение.
И.Я. Лернер формулирует определение процесса обучения как происходящую по объективным законам смену актов обучения, в ходе которой изменяются деятельность преподавателя и обучаемых, а также свойства обучаемых в результате их деятельности.
Образовательному процессу присущи следующие противоречия:
- между требованиями общества к профессиональному образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях;
- между имеющимся у студента уровнем знаний, умений и навыков и познавательными и практическими задачами;
- между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью студента;
- между оценкой преподавателем результатов образования и самооценкой их студентами.
Первое противоречие разрешается путем создания более совершенных учебных программ, учебников, изучением познавательных возможностей студентов и совершенствованием методов и форм обучения.
Для разрешения второго противоречия преподавателю необходимо помочь студентам в овладении знаниями, научить их самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Третье противоречие разрешается активной самостоятельной работой студентов в учебном процессе.
Разрешение последнего противоречия осуществимо, если преподаватель постоянно совершенствуя педагогическое мастерство и учитывая возрастные и индивидуальные особенности студентов, четко определяет учебные возможности студентов.
Противоречие как философская категория отражает внутренний источник развития, представляет собой взаимодействие противоположных сторон системы. Противоречия активизируют образовательный процесс, и их разрешение позволяет перейти системе из одного качественного состояния в другое. Динамика разрешения противоречий прослеживается от курса к курсу.
Все виды деятельности и их компоненты, которыми овладевают студенты в процессе обучения, определяются программами, даются в учебниках.
Цель современного образования как «развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально – ценную деятельность» [131, с. 187].
Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного развития всех сторон студента.
Рассматривая мотивационную готовность, мы выделяем критерий «направленность на овладение профессией» и ставим частную цель – формирование установки на осуществление профессиональной деятельности, которая определяется как: формирование внутренней готовности выпускников СПУЗа к осуществлению профессиональной деятельности: активное отношение к профессиональной деятельности, предрасположенности квалифицированно выполнять профессиональные функции техника, технолога осознания значимости деятельности техника, технолога эмоционально-волевой направленности на последовательное и систематическое осуществление профессиональной деятельности.
Рассматривая теоретическую готовность, мы выделяем критерий «сформированность теоретических знаний» и ставим частную цель обучения, которая определяется как формирование знаний обеспечивающих достижение полноценного, гармоничного развития умственной, ценностной, эмоциональной, волевой сторон будущего специалиста.
Успех обучения определяется стремлением студентов к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. В процессе обучения студент СПУЗа приобретает знания, умения, формирует общие и профессиональные компетенции определенные Федеральным государственным образовательным стандартом.
Г.В.Ф. Гегель отмечал, что человек «не может определить цель своего действия, пока он не действовал».
Деятельность обучаемого будет целеустремленной, создающей реальную возможность продвижения обучаемого к конечному результату – готовности к профессиональной деятельности, если существуют цели и действия, обеспечивающие их реализацию.
Поэтому придается большое значение формированию личных целей студентов: «Нам необходимы люди, которые умеют не только думать, но и чувствовать, которые могут действовать не только на основе интеллекта, но также и чувств. Нам необходимы люди, которые понимают других людей, которые принимают и уважают других так же, как и себя, и чувствуют ответственность» [94, с. 31].
Формируя практическую готовность, мы выделяем критерий «практико-познавательная самостоятельность и творческий подход к производственной деятельности» и рассматриваем частную цель производственного обучения, которая определяется следующим образом – непосредственное осуществление деятельности в области определенной специальности, формирование у студентов необходимых профессиональных умений и навыков, профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности; отработка правильности и точности трудовых действий; формирование профессиональной самостоятельности и творческого отношения к труду.
Система производственного обучения включает в себя:
- производственное обучение в мастерских;
- производственную практику для получения первичных умений;
- производственную практику по профилю специальности на предприятии;
- квалификационную (преддипломную) практику на предприятии.
Конкретное содержание производственного обучения, прежде всего профессиональных умений и навыков, определяется на основе анализа трудовой деятельности специалиста соответствующей профессии и квалификации.
В результате анализа в трудовой деятельности специалиста выделяются:
1. Последовательно уменьшающиеся структурные элементы: операции, приёмы, действия, движения.
2. Содержательные (функциональные) элементы:
- планирование (ознакомление с заданием, выбор материалов, технологических процессов, инструментов, приспособлений, выполнение необходимых расчетов, составление плана выполнения работы и т.д.);
- подготовка (подготовка к работе материалов, инструментов, оборудования и т.п.);
- осуществление (выполнение ручных операций, управление работающим оборудованием, регулирование технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, наладка и настройка оборудования в ходе работы и т.д.);
- контроль (проверка и оценка хода технологического процесса, собственной деятельности рабочего, работы оборудования, качества продукции);
- обслуживание (уход за оборудованием, устранение неполадок, организация рабочего места и т.д.).
Таким образом, основным содержанием производственного обучения с позиций анализа трудовой деятельности специалиста является формирование у студентов совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего операции, приемы, действия и движения связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.
Для различных профессий (групп профессий) соотношение этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно.
Эффективное соединение процесса обучения с производственным трудом является обязательной составной частью адаптированной динамической системы формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности.
Процесс производственного обучения призван осуществлять основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная (обучающая, учебно-производственная) функция:
- формирование профессиональных умений и навыков планирования, подготовки, осуществления, контроля и обслуживания производственного процесса по профессии (группе специальностей);
- формирование общепрофессиональных и политехнических умений и навыков, обеспечивающих широту профиля подготовки;
- формирование умений применения полученных знаний для решения учебно-производственных задач;
- формирование готовности к овладению новой техникой и технологией;
- формирование определенного профессионального опыта, обеспечивающего быстрое повышение квалификации после окончания образовательного учреждения;
- и, как итог, - формирование основ профессионального мастерства по профессии (группе специальностей), овладение общими и профессиональными компетенциями.
Таким образом, образовательная функция заключается в формировании у студентов системы научных, технологических и производственных знаний, в формировании умений применять полученные знания для решения учебных и производственных задач, а также в формировании у обучаемых общенаучных и специальных профессиональных умений и выработке профессиональных навыков.
Воспитывающая функция:
- воспитание уважения к труду, своей специальности;
- воспитание высоких нравственных качеств;
- воспитание коллективизма, товарищества, готовности к социальному общению;
- воспитание трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности и инициативы;
- формирование норм и правил поведения.
Воспитательная функция является объективной закономерностью процесса производственного обучения. Обучение постоянно воспитывает студентов. Обучение нейтральным, в смысле воспитания, быть не может. Основная задача руководителя практики – максимально использовать и развивать воспитательные возможности производственного обучения: обучение на основе участия студентов в выполнении серьезных, нужных, полезных учебно-производственных работ; организация обучения таким образом, чтобы студенты видели плоды своего труда, свой профессиональный рост.
Таким образом, воспитательная функция направлена на воспитание у обучаемых положительных общечеловеческих качеств, а также качеств, необходимых для реализации своей профессиональной деятельности.
Развивающая функция:
- формирование и развитие рациональных приемов технического мышления;
- развитие познавательной активности и учебно-производственной самостоятельности;
- формирование и развитие творческого мышления в процессе производительного труда;
- развитие познавательных и профессиональных интересов и способностей;
- развитие внимания, наблюдательности, воли, настойчивости в достижении цели;
- развитие умений и привычек самообразования и самосовершенствования в избранной профессии;
- формирование и развитие культуры учебно-производственного труда.
Рассматривая развивающую функцию процесса производственного обучения, необходимо подчеркнуть неуклонное повышение ее роли в условиях развития современного производства. В трудовом процессе, а, следовательно, и в процессе производственного обучения на первый план все больше выступают умения выполнять технические расчеты, планировать и организовывать труд, контролировать ход и результаты автоматизированного технологического процесса, выявлять и устранять технологические неполадки, осуществлять наладку и обслуживание автоматических линий оборудования и т.п. Все это требует развитых умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно разбираться в производственной обстановке.
Развивающая функция направлена на формирование у обучаемых рациональных приемов мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, способностей, воли и т.п.
Производственное обучение – самостоятельная часть учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении; для него характерны все общие закономерности процесса обучения в целом. Вместе с тем, процесс производственного обучения характерен специфическими особенностями в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов, средств обучения [147].
Стратегия современного профессионального образования заключается в том, чтобы дать возможность всем студентам проявлять свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных профессиональных планов. Наиболее перспективной в развитии профессионального образования является концепция образования на протяжении всей жизни человека. Ее характеристиками является гибкость, разнообразие, доступность. Такое образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития личности, знаний и навыков.
Итак, цель - это предвидение желаемого, возможного, конечного результата деятельности, это стержень, определяющий, пронизывающий весь процесс формирования готовности выпускников СПУЗов к профессиональной
деятельности. Она оказывает ориентирующее влияние на содержание обучения, связывая его воедино с методами и организационными формами, и является решающим критерием для измерения эффективности педагогических действий.
Содержание обусловлено целями и потребностями общества и выражается в требованиях к системе знаний, умений и навыков выпускника, к его мировоззренческим, гражданским и профессиональным качествам, к уровню развития его познавательных способностей и потребностей [147].
Учебная информация и комплекс задач, заданий и упражнений, обеспечивающих усвоение определенной системы знаний, овладение системой умений и навыков, формирование мировоззренческих, гражданских и профессионально значимых личных качеств, выступают в качестве содержания обучения.
Вместе с тем, содержание обучения может быть шире содержания образования по своему составу и объему. Ведь далеко не все, что изучается в средних специальных учебных заведениях, прямо используется в профессиональной практической деятельности. Ряд дисциплин включается в учебный план для расширения кругозора выпускника или для теоретического обоснования общепрофессиональных и специальных дисциплин, для развития профессионального мышления и выполняют вспомогательную роль.
Содержание профессионального образования, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», определяется основными профессиональными образовательными программами.
При отборе содержания образования на каждом уровне включаются следующие компоненты:
- система научных знаний;
- способы деятельности в типовых ситуациях;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально – ценностного отношения к миру.
К сожалению, данный состав элементов содержания образования не определяет конкретного содержания знаний и способов деятельности, включаемых в учебные программы и учебники.
Содержание подготовки специалистов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачей Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 3 поколения (ФГОС СПО) является удовлетворение требований государства – через перечень квалификаций по образованию, требований работодателей – через определение компетенций по видам деятельности, потребностей и способностей личности – через вариативную составляющую основной профессиональной образовательной программы.
ФГОС СПО 3 поколения имеет следующую структуру:
- Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (включая минимум содержания). Это общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся в ходе реализации образовательной программы. Данные компетенции определяются совместно с работодателем.
- Требование к структуре основной профессиональной образовательной программы. Образовательная программа включает в себя циклы учебных дисциплин, профессиональный цикл, в состав которого входят общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули.
- Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы. В этой части определены перечень кабинетов и лабораторий необходимых для реализации ОПОП, требования к библиотечному фонду, к кадрам.
ФГОС СПО включает основную профессиональную образовательную программу (ОПОП). Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
- общего гуманитарного и социально-экономического;
- математического и общего естественнонаучного;
- профессионального;
и разделов:
- учебная практика;
- производственная практика (по профилю специальности);
- производственная практика (преддипломная);
- промежуточная аттестация;
- государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
Обязательная часть ОПОП по циклам должна составлять около 70 % от общего объема времени, отведенного на их освоение.
Вариативная часть (около 30 %) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей, регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Вариативная часть дает возможность расширения, углубления подготовки, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и регионального рынка труда.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят 1 или несколько междисциплинарных курсов (МДК), учебная практика, производственная практика по профилю специальности. Профессиональные модули соответствуют одноименным видам профессиональной деятельности, для выполнения которых осуществляется подготовка студентов по специальности.
Особенность ФГОС СПО 3 поколения – повышение степени самостоятельности и ответственности обучающихся, участие в формировании индивидуальных образовательных программ.
При реализации основных профессиональных образовательных программ СПУЗ решает множество задач, направленных на удовлетворение требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Новое поколение ФГОС СПО в своей основе имеет ценностные ориентиры. Формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. В традиционном понимании компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ.
Модуль занимает центральное место в содержании профессионального образования, так как требования к результатам обучения определяются перечнем видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен приобретает практический опыт, опирающийся на комплексно осваиваемые знания и умения.
Каждый модуль студенты могут осваивать независимо, а их совокупность позволяет сформировать итоговую компетентность в профессиональной деятельности.
Необходимость введения МДК определяется особенностями и характером специальности, потребностями социальных партнеров, потребностями студентов. Междисциплинарные курсы выделяются в рамках вариативной части. Программы МДК являются авторскими.
МДК «Новые промышленные технологии». Цель МДК: ознакомление студентов с модернизацией производств и с новыми промышленными технологиями. Задачи МДК: изучение нового оборудования, новых производственных технологий и возможностей их внедрения, творческие возможности модернизации имеющегося оборудования. МДК содержит информацию о наукоемких производствах, основанных на применении гибких технологий, 3-D технологий, информационных технологий; раскрывает способы модернизации оборудования, учит мыслить и действовать в инновационном, преобразующем ритме.
МДК «Профессиональная коммуникация и адаптация». Цель МДК: ознакомление студентов с психологией личности, психологией деятельности, проблемами профессиональной коммуникации и адаптации. Задачи МДК: изучение психологии личности, формирование общих компетенций, развитие личности в профессиональной деятельности, особенностей самореализации, адаптации. МДК учит владеть словом, умело обращаться с ним; знакомит с элементами развития деятельно-практической сферы личности. Проведение конкурсов профессионального мастерства, коллективных огоньков, традиционных праздников, массовых коллективных акций позволяют студентам проявлять внимание к окружающим, завязывать интересную и содержательную беседу, уместно шутить, соотносить свое видение окружающего мира с видением и оценками сверстников.
МДК «Психология управления». Цель: ознакомление с научно-психологическими методами управления. Задачи МДК: формирование общих компетенций, изучение психологических процессов, возможностей оптимального подбора членов трудовых коллективов с учетом психологической совместимости. В содержании МДК информация о построении отношений в коллективе, об отношении к работе; о методах исследования человеческих действий; особенностях управленческой деятельности.
Программы МДК вариативной части «Новые промышленные технологии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Функциональные схемы автоматизации», «Профессиональная коммуникация», «Психология управления», «Формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности» авторские, имеющие прикладной характер.
МДК «Функциональные схемы автоматизации» углубляет знания, развивает навыки изображения схем аппаратуры всех систем контроля, автоматического регулирования, управления и сигнализации технологической установки с большей или меньшей степенью детализации.
МДК «Формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности» раскрывает значение и смысл профессиональной деятельности техника и знакомит с отдельными ее элементами. Он дает возможность проанализировать влияние познавательной мотивации на творческую активность личности, влияние самообразования на процесс формирования готовности к профессиональной деятельности, наметить индивидуальные пути развития конкурентоспособного специалиста.
Для успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта в СПУЗе актуальны проблемы совершенствования содержательной стороны процесса формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности.
Н.В. Кузьмина характеризуя обучаемого как субъекта деятельности, отмечает, что он развивается по законам формирования общих и специальных способностей, овладения основами мастерства.
Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала.
Личностный трудовой потенциал специалиста-это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершенствования трудовой деятельности по определенной специальности. Развитие личностного потенциала специалиста достигается посредством профессионального воспитания, профессионального образования и обучения.
До тех пор, пока человек не докажет в процессе деятельности нужного умения, нельзя говорить о наличии у него такого умения, а следовательно, и знания.
Всем, очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на обучаемого и представлять собой сочетание управленческой деятельности преподавателя и самоуправления обучаемого. Это дает нам основание рассмотреть образовательные технологии. Термин «технология» имеет различные варианты. В толковом словаре «технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле.
В.М. Монахов педагогическую технологию определяет как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса.
Б.Т. Лихачев дает определение педагогической технологии как совокупности психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса.
Приведенные определения дали основание Т.И. Шамовой представить свой вариант термина «образовательная технология – это процессная система совместной деятельности обучаемых и обучающих по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам» [152, с. 210].
Очевидно, что современный образовательный процесс технологичен, динамичен, т.к. ориентирует обучающих на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала обучаемых.
Современные требования рынка труда предполагают внедрение научно-обоснованных и экспериментально-проверенных нововведений в технологии
обучения, которые должны стать важным средством подготовки конкурентоспособных специалистов.
Известны четыре типа инновационных подходов к образовательным технологиям в СПУЗах:
- комбинаторный: соединение ранее известных элементов (новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов);
- радикальный: попытка перестройки всего процесса обучения на основе компьютерной технологии;
- модифицирующий: дополнение, улучшение методики обучения без существенного ее изменения;
- интерактивный: обучающие и развивающие личность игровые технологии, которые основаны на собственном опыте участников.
По мнению создателей технологий личностно–деятельностного, практико-ориентированного обучения, они позволяют не только приобретать новые знания, вырабатывать новые навыки и умения, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач.
В последнее время модульные технологии более популярны на всех ступенях профессионального образования, т.к. на российском рынке труда люди с разным уровнем образования и им необходимо приспособить свои знания под конкретные рабочие места. Данная система широко используется во всем мире и считается наиболее динамичной.
Контекстная технология способствует формированию профессиональной мотивации развития личности с помощью методов обучения, имитирующих естественные формы организации человеческого поведения.
Технология игрового обучения в силу своей высокой эффективности и динамичности широко применяется в процессе формирования готовности выпускников профессионального учебного заведения к профессиональной деятельности и позволяет обучить технике принятия решения и умениям на практике применять теоретические знания.
В последние десятилетия стали развиваться информационные и коммуникационные, практико-ориентрованные технологии и все больше влиять на профессиональное образование.
Одним из показателей государственной аккредитации является показатель «информатизация СПУЗа», что влечет за собой развитие информационных технологий.
Информационные образовательные технологии – это:
- дистанционное обучение, использование которого является дискуссионным. Данная система обучения динамична, предназначена для индивидуального обучения лиц, желающих получить образование в форме экстерната.
Мы считаем, что дистанционное обучение может использоваться в СПУЗе только дифференцированно;
- компьютерная технология обучения, позволяющая развивать личностные качества обучаемых, формировать у них навыки самостоятельной учебной деятельности и исследовательских умений современных способов обработки информации;
- использование в обучении сети Интернет. Возможности использования Интернета подробно рассмотрены коллективом исследователей под руководством Е.С. Полат. Ими выявлены дидактические свойства этой сети, даны подробные рекомендации по использованию Интернета на различных уроках.
Мы учитываем, что технологии обучения различаются между собой уровнем адаптации к возрасту обучаемых и к их подготовленности, который проявляется в динамике. Технологии могут перестраиваться с одного адаптационного режима на другой, способствуя развитию мышления студентов.
Основными критериями в выборе нами технологии при формировании адаптированной системы формирования готовности выпускников СПУЗа к профессиональной деятельности является развитие природных задатков студентов, предоставление им свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбор содержания и способов учения, установка на сотрудничество преподавателей и студентов, обучение приемам самостоятельной работы, исследовательской деятельности, факторы самореализации.
При проектировании ожидаемого результата мы руководствовались вполне определенными требованиями к уровню готовности выпускников к профессиональной деятельности, которые предопределили технологии обучения: контекстные, личностно-ориентированные, практико-ориентированные, деятельностные, информационные.
Динамика готовности к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному самообразованию, устойчивым способностям к деятельности определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий творческим уровнем. Качество получаемых студентами знаний, умений и навыков зависит от методов обучения, в основу которых положен системно-функциональный подход.
Применяемые в СПУЗах методы обучения общепрофессиональным и специальным дисциплинам определяются особенностями их содержания:
- многокомпонентной структурой, разнообразием изучаемых объектов;
- большим объемом материала, связанного с формированием у студентов умений применять знания в разнообразных условиях;
- органическим сочетанием теоретического и прикладного материала;
- взаимосвязью с производственным обучением;
- значительным объемом материала, требующего лабораторного исследования, свойств, зависимостей, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования;
- необходимостью оперативного приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.
Многообразие методов обучения заставляет преподавателя учитывать факторы, влияющие на их выбор: цель обучения; методы обучения; наличие или отсутствие у студентов мотивации к учению; объем и сложность содержания изучаемого материала; подготовленность студентов; степень работоспособности и обучаемости студентов; сформированность общеучебных умений и навыков; временные рамки процесса обучения; материально-технические условия обучения.
Слабая мотивационная сфера студентов нами корректируется введением МДК «Формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности». Преподаватели при изучении конкретных дисциплин использовали метод проблемного обучения, если уровень развития студентов был высокий, при средней работоспособности использовался объяснительно-иллюстративный метод. Разнообразие методов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности. Информационно-развивающие методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, учебный кинофильм, программированное обучение); проблемно-поисковые, проектные методы, методы практического обучения (анализ производственных ситуаций, решение профессиональных задач, имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров) создавали ситуации осознания студентами своих личных качеств, целей и мотивов изучения данного спецкурса, включали студентов в самооценку своей деятельности. Таким образом, происходил сдвиг мотива на новую цель, связанную с ценностным отношением к процессу обучения, значимому для студентов.
В последнее время широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к активной познавательной деятельности. Деловые игры, тренинги, ситуации выбора обеспечивают осознание студентами собственной субъективной позиции, учат применять полученные знания на практике.
Современные информационные технологии побуждают студентов к практической мыслительной деятельности.
Мы отмечаем быстрый, легкий переход от одного метода, способа к другому, новые, оригинальные подходы к разрешению проблемных ситуаций, гибкость поведения, свидетельствующие об адаптационном признаке образовательного процесса.
Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации.
Структура процесса производственного обучения – сочетание обучения студентов в специально организованных условиях (учебных мастерских, учебных лабораториях, на учебных участках, на учебных установках) и в условиях реального производства.
Методы обучения осуществляются в различных организационных формах. В структуре процесса обучения можно выделить группы форм:
- формы, направленные на теоретическую подготовку студентов;
- формы, направленные на практическую подготовку студентов;
- формы контроля знаний и умений студентов;
- формы контроля овладения общими и профессиональными компетенциями.
Формы теоретической подготовки студентов: урок, лекция, семинар, учебная экскурсия, учебная конференция, консультация.
Формы практической подготовки студентов лабораторные занятия, практические занятия, курсовое проектирование, производственная практика, дипломное проектирование, самостоятельная работа.
Формы контроля знаний и умений студентов: предварительный контроль, текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль, устный опрос, письменная проверка, практическая проверка, стандартизированный (тестовый) контроль, самоконтроль, взаимопроверка, контрольная работа, зачет, квалификационное испытание, защита курсовых и дипломных проектов, семестровые экзамены, итоговая государственная аттестация (защита выпускной квалификационной работы).
В корне меняется отношение к результатам обучения, соответственно, к формам и методам их оценки. Оценка результатов освоения профессиональной деятельности носит интегративный характер: оценивается сформированность общих и профессиональных компетенций. Общие компетенции выражаются через самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться, гибко мыслить, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Оценка сформированности компетенций производится в соответствии с разработанными критериями оценки выполненного задания.
Этапы контроля (текущий, промежуточный, итоговый) носят различные формы и методы оценки сформированности общих и профессиональных компетенций: защита проекта, защита портфолио, экзамен, тестирование, презентация, деловая игра, экспертная оценка, выпускная квалификационная работа. Оценка проводится поэтапно:
Для проведения контроля разработан фонд оценочных средств контроля освоения знаний и умений, практических навыков.
Наряду с методами и формами обучения повысить темп изучения учебного материала поможет умелое применение средств обучения.
Классифицировать средства обучения можно по совокупности дидактической задачи и способу ее реализации.
Учебно-наглядные средства: натуральные (коллекции), искусственные (детали, машины, приборы, инструменты), изобразительные (плакаты, рисунки, фотографии, модели, стенды, макеты), знаковые (схемы, чертежи, графики, диаграммы).
Вербальные средства: учебники, учебно-методическая литература, словари, справочники, энциклопедии, инструкционные карты, каталоги, дидактические материалы.
Технические средства: аудиовизуальные (телевизор, аудио-видеомагнитофоны), средства программированного обучения и контроля, тренажеры, компьютер и компьютерные обучающие программы, действующее производственное и лабораторное оборудование, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, 3D принтеры, локальные сети связи, средства телекоммуникаций (электронная почта, Internet), электронные учебники.
Любая наглядность на занятии должна сопровождаться познавательной деятельностью студентов. Об эффективности применения средств обучения можно судить по тому, позволило ли оно сделать доступным для восприятия студентов учебный материал, понять его сущность, активизировало ли познавательную деятельность студентов, позволило ли оперативно осуществить контроль за усвоением знаний.
Каждое средство обучения должно быть оценено с точки зрения соответствия заложенной в нем информации тому материалу, изучение которого предусмотрено программой, и тем задачам, которые решаются при раскрытии определенного содержания.
Производственный труд студентов – основное средство производственного обучения, которое не является самоцелью, но без него производственное обучение учащихся невозможно. Участие обучаемых в производительном труде, вырабатывает навыки самостоятельного принятия решений в разнообразных производственных ситуациях, объективно определяет высокие требования к уровню познавательной и учебно-производственной активности студентов.
Специфика средств осуществления процесса производственного обучения в том, что наряду с дидактическими средствами обучения особое значение приобретает учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация.
Таким образом, адаптированная система формирования готовности выпускников СПУЗов к профессиональной деятельности позволяет:
1) гибко реагировать на изменения рынка труда, запросы потребителей, потребности студентов;
2) планировать обучающую деятельность;
3) соотносить уровень обученности и уровень сложности изучаемого материала;
4) использовать систему знаний, предполагающую увеличение самостоятельности студентов;
5) обучиться приемам добывать знания, делать выводы, осуществлять самоконтроль;
6) создавать условия для самоопределения и самореализации личности будущего специалиста;
7) обеспечить выпускнику уверенность в будущем;
8) обеспечить своевременную диагностику и коррекцию;
9) включать студента в соуправление и самоуправление своей деятельностью;
10) адаптироваться к индивидуальным особенностям студентов;
11) находиться в постоянном развитии и совершенствовании;
12) овладеть студентам гарантированными конечными результатами учения и способами деятельности, общими и профессиональными компетенциями.
Итак, итогом реализации адаптированной динамической системы формирования готовности выпускников СПУЗов к профессиональной деятельности становится готовность, характеризующаяся:
- пониманием сущности и социальной значимости своей профессии, проявлением устойчивого интереса к ней
- способностью организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность, качественно выполнять производственные работы: выполнять технические требования к работе, соответствовать ее установленным показателям и параметрам, получением устойчивых положительных результатов;
- высокой производительностью труда: выполнением установленных норм времени и выработки, стремлением к освоению высокопроизводительной техники и технологии, способов организации труда;
- умением выполнять и применять рациональные приемы и способы работы, методы и способы труда новаторов производства, соблюдением технической культуры и технологической дисциплины;
- умением разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение и нести за него ответственность, осуществлять рациональный контроль хода и результатов работы;
- способностью осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
- использование информационно-коммуникационной технологии в профессиональной деятельности;
- сознательностью выполнения работы, умением применять теоретические знания для решения практических задач;
- творческим отношением к труду, способностью вносить в процесс работы новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда, трудовые приемы, инструменты, приспособления, стремления и способности к техническому изобретательству и рационализации;
- культурой труда: способностью и привычкой планировать свой труд, соблюдением требований технической эстетики и содержанием рабочего места в соответствии с требованиями научной организации труда;
- умением работать в коллективе, брать на себя ответственность за работу подчиненных и результат выполнения ими заданий;
- культурой общения: правильным выбором тактики общения, гибкостью, выдержкой, тактом;
- соблюдением в процессе выполнения работы правил безопасности;
- умением адаптироваться при изменении производственной ситуации за счет владения смежной профессией, постоянно повышать квалификацию, овладевать новыми специальностями; готовностью к самообразованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011
Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...
Формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в системе СПО
Система формирования готовности выпускников представляет собой совокупность процессов мотивационной направленности, обучения и производственной деятельности, результатом которой является готовность вы...
Организация театральных игр как средство формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками в старшем дошкольном возрасте
В статье раскрываются вопросы организации театральных игр как средства формирования готовности к совместной деятельности сосверстниками в старшем дошкольном возрасте....
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...
Исследовательская работа «Формирование у обучающихся СПО готовности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5)»
На сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фунд...
Статья "Формирование готовности студентов колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» к применению в педагогической деятельности технологии ТРИЗ"
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьки...
Доклад на тему: «Анализ готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности»
Опубликовано 18.02.2019 - 21:13 - Татаринова Светлана АнтанасовнаВыступление на Методическом объединении классных руководителей с докладом на тему: «Анализ готовности выпускников к осу...