Организация театральных игр как средство формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками в старшем дошкольном возрасте
статья по теме
В статье раскрываются вопросы организации театральных игр как средства формирования готовности к совместной деятельности сосверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация театральных игр как средство
формирования готовности к совместной деятельности со
сверстниками в старшем дошкольном возрасте
З.Х.Грязнова
ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»
Одним из принципов построения современного дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте является развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых[3].
Сообщество сверстников — благоприятная среда для развития ребенка. В детской группе создаются уникальные условия для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками в разных видах деятельности. Л.С.Выготский считал, что именно в совместной деятельности ребенка со сверстниками и со взрослыми формируются все специфические человеческие психические процессы [1].
Сегодня дошкольники испытывают серьезные трудности в общениисо сверстниками. Многие дети не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Исследования показывают, что у некоторых дошкольников наблюдается отсутствие интереса к сверстникам, чувство совместности, сопереживание, они не желают с ними играть, выполнять совместные задания и общаться. Поэтому, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, готовности к совместной деятельности у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как один из способов решения социально-педагогических проблем.
Под совместной деятельностью подразумевается такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника.
В ряде работ совместная деятельность рассматривается как сотрудничество, и определяется как один из способов межличностного взаимодействия, характеризуемый объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Начальные навыки совместной деятельности складываются в старшем дошкольном возрасте. На этой ступени детства, во взаимоотношениях детей начинает формироваться готовность к совместной деятельности. Одной из потребностей ребенка этого возраста становится общение и стремление к совместным действиям со сверстниками. И. Л. Рудовскаяговорит о том, что дети, взаимодействуя между собой в совместной деятельности, учатся распределять обязанности, согласовывать свои действия, уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата и для сотрудничества друг с другом[2].
Формировать готовность к совместной деятельности, решать многие проблемные ситуации, преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе позволяют театральные игры.
Театральные игры – это игры, направленные на развитие театральных навыков и навыков актерского мастерства; это упражнения, этюды, составляющие основу театрального тренинга, направленные не столько на приобретение исполнительских умений и навыков, сколько на «развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умению общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях» [4:6].
Роль театральных игр в развитии дошкольника изучают многие отечественные педагоги, например М.И.Чистякова, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. В программе Э.Г.Чуриловой«Арт-фантазия» один из разделов посвящен театральной игре. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры [4].
Рисунок 1- Виды театральных игр (Э.Г.Чурилова)
Общеразвивающие игры направлены на развитие внимания и наблюдательности, воображения и фантазии, учат ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывают смелость и находчивость, формируют умения согласовывать свои действия с партнерами. Примерами таких игр являются: «Есть или нет?», «Что ты слышишь?», «Внимательные матрешки», «Кто во что одет?»
Специальные театральные игры развивают главным образом воображение и фантазию. По мнению Э.Г. Чуриловой это, прежде всего игры, этюды и упражнения, которые готовят детей к действию в сценических условиях, в предлагаемых обстоятельствах, то есть в придуманной ситуации.
Среди театральных игр можно выделить игры направленные на взаимодействие партнеров: «Дружные звери»,«Одно и то же по-разному»,«Король»,«День рождения», «Слепец и поводырь».
Э.Г.Чурилова разработала методические рекомендации по проведению театральных игр. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать сжатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.Детей желательно делить на несколько команд. Роль ведущего во многом играх может выполняться ребенком. Автор рекомендует выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, искать иголку.
Таким образом, готовность к совместной деятельности закладываются у детей старшего дошкольного возраста, в силу ихвозрастных особенностей. Для формирования совместной деятельности со сверстниками необходимо создавать организационные и педагогические условия. Одним из таких условий может являться организация театральных игр.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
2. Рудовская И. Л. Влияние совместной деятельности на развитие сотрудничества у детей 5-го года жизни / - В сб.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. - М., 1968, С. 43-47.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – С. 9
4. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: учебное пособие / Э. Г. Чурилова. – М.: Издательство «Владос», 2003. – С. 4-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Спасение инопланетянина Луни»
Конспект предназначен для детей старшей группы(5-6 лет) общеразвивающей направленности...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
ВКР: Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкольном возрасте
В выпускной квалификационной работе по теме: "Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкол...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навы...
Статья на тему «Формирование компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте средствами игры»
Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной. Особенно острой эта проблема станов...
Методическая разработка по теме «Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности»
В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представл...