Исследовательская работа «Формирование у обучающихся СПО готовности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5)»
статья на тему
На сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.
Традиционные методы преподавания уже не могут в полном объеме сформировать у студента необходимый уровень компетенций, который бы обеспечил его устойчивую конкурентоспособность на рынке труда. Для формирования таких компетенций у обучающихся целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе. Что позволит многократно увеличить возможности педагогического воздействия на студента и сгладить противоречие между усложнением изучаемого нового материала и ограниченным временным ресурсом учебного плана, что неизбежно приведет к недостаточному усвоению знаний обучающимися, а, следовательно, и снижению конкурентоспособности выпускника на рынке труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_primenenie_ikt.docx | 81.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Краснотурьинский индустриальный колледж»
(ГАПОУ СО «КИК»)
Исследовательская работа
«Формирование у обучающихся СПО готовности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5)»
Преподаватель высшей категории Герман Н.И.
ЦК строительно-теплотехнических дисциплин
Краснотурьинск
2018 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РЫНКА ТРУДА........................ | 6 |
1.1 Специфика подготовки обучающихся СПО в соответствии с требованиями рынка труда................................................................... | 6 |
1.2 Формирование общих и профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования................. | 13 |
1.3 Применение ИКТ при организации учебных занятий и внеурочной работы обучающихся…………………........................... | 20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ | 30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ | 36 |
ВВЕДЕНИЕ
Российская образовательная система стоит на пороге очень серьёзных информационных реформ. Образование и инновации соответствуют приоритетам государства. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. модернизация образования признана необходимым условием формирования инновационной экономики. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение качества образования в соответствии с требованиями экономики, расширение использования современных образовательных технологий и повышение компетентности студентов.
Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального
образования ряд проблем по выполнению их требований.
На сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.
Традиционные методы преподавания уже не могут в полном объеме сформировать у студента необходимый уровень компетенций, который бы обеспечил его устойчивую конкурентоспособность на рынке труда. Для формирования таких компетенций у обучающихся целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе. Что позволит многократно увеличить возможности педагогического воздействия на студента и сгладить противоречие между усложнением изучаемого нового материала и ограниченным временным ресурсом учебного плана, что неизбежно приведет к недостаточному усвоению знаний обучающимися, а, следовательно, и снижению конкурентоспособности выпускника на рынке труда.
Таким образом, можно сформулировать наиболее важную на данном этапе проблему – без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе при подготовке специалистов невозможно решить существующее противоречие и сформировать необходимые компетенции.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Сформулированная проблема позволяет поставить цель моей работы: выявить способы практического использования информационно-коммуникационных технологий для повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
Объектом исследования является процесс обучения.
Предметом исследования являются условия, способствующие формированию у студента профессиональных компетенций для вступления в профессиональные коммуникации, т. е. умении анализировать и действовать с позиции эффективности отрасли и т. д.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить эффективность использования ИКТ при формировании компетенций у обучающихся СПО;
- Оценить результаты применения ИКТ через мониторинг формирования у обучающихся готовности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- Оценить формы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ, влияющих на формирование ОК 5.
Для решения поставленных задач необходимо провести теоретический анализ проблемы, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования, провести анализ и систематизацию опыта применения ИКТ в образовательном процессе в системе СПО, изучить продукты деятельности обучающихся, обобщить педагогический опыт внедрения ИКТ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РЫНКА ТРУДА
1.1 Специфика подготовки обучающихся СПО в соответствии с требованиями рынка труда
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) преподавателям образовательных учреждений пришлось столкнуться с рядом сложностей, поскольку характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенции, формирование которых становится целью профессионального обучения. Само профессиональное образование становится практико-ориентированным, а реализация компетентностного подхода (согласно нормативным документам) предполагает, что студент-выпускник должен обладать не только знаниями и умениями, но еще и сформированными компетенциями. Понятие компетенции основывается не столько на знаниях, сколько на действиях. Это умение применять знания на практике, но не при решении каких-то абстрактных задач, а в конкретных профессиональных ситуациях. При этом общие знания и умения должны трансформироваться в определенный порядок действий, которые приведут к успешному результату. Чтобы благополучно справиться с поставленной профессиональной задачей, студент-выпускник должен выстраивать и выполнять соответствующую последовательность действий автоматически. А такая особенность осуществления действий — это и есть характеристика профессиональной деятельности.
Подготовка образовательными учреждениями специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, — несомненный плюс реализации компетентностного подхода. Что обычно не устраивает большинство работодателей в выпускниках учреждений профессионального образования? В первую очередь, это отсутствие практического опыта в конкретной сфере деятельности, недостаточная способность адаптироваться к рабочим местам, не совсем понятная квалификация выпускников. Да и качество образования, которое ранее оценивалось полнотой освоения содержания программ, не давало работодателям возможности объективно оценить профессионализм молодого специалиста. А компетентностный подход послужил в качестве средства формулировки требований к результатам профессионального образования выпускников со стороны потенциальных работодателей.
Итак, компетенция включает в себя и знания, и умения, и практический опыт, и профессионализм. Для наработки профессионализма необходимо многократное выполнение действий в заданной последовательности. И для этого требуется время. Но в условиях реализации компетентностного подхода следует понимать, что профессионализмом должен обладать уже студент-выпускник. Получается, что студент должен нарабатывать профессионализм уже во время обучения. Поэтому приходится выбирать такие методы обучения, которые позволят сформировать профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности. Самообучение должно строиться на определении, освоении и демонстрации умений и знаний, видов поведения и отношений, которые требуются для определенной профессиональной деятельности. Обучение должно ориентироваться на результаты, которые для соответствующей профессиональной деятельности будут важными и значимыми. Таким критериям соответствует практическое обучение.
ГАПОУ СО «Краснотурьинский индустриальный колледж» является современным образовательным учреждением, выполняющим подготовку специалистов по достаточно большому количеству специальностей, в частности по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, квалификация выпускника — техник по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта. Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа. Практическое обучение в колледже по указанной специальности проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), которая имеет дисциплинарно-модульную структуру. Формирование общих компетенций выполняется и в процессе изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин. Преподавание дисциплин математического и естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин позволяет формировать и некоторые профессиональные компетенции. В любом случае, о какой бы дисциплине не шла речь, в процессе ее преподавания педагоги постоянно ориентируют студентов на будущую профессиональную деятельность. Например, в процессе преподавания иностранного языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта. В общепрофессиональном цикле содержание соответствующих дисциплин направлено на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей. Например, значительная часть общепрофессиональных дисциплин, изучаемых на специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, предусматривает выполнение практических заданий, содержание которых ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта. В частности, изучая МДК01.01 Устройство автомобилей и МДК01.02 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта обучающиеся приобретают знания и вырабатывают умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3) при освоении профессионального модуля ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Именно профессиональные модули предусмотрены для формирования общих и профессиональных компетенций. И основная роль отводится практическим занятиям и различным видам практик.
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. При обучении используются неимитационные методы активного обучения. Т. е. обучение профессиональным умениям и навыкам происходит в процессе моделирования профессиональной деятельности. При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод. При проведении практических занятий используется лабораторная работа, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой. Учебная практика для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках соответствующих профессиональных модулей. Учебная практика проводится в специализированных мастерских, материально-техническое оснащение которых отвечает требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 23.02.03 к организации практического обучения. Материально-техническая база колледжа создает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Именно на учебной практике и возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности студента и ситуаций, соответствующих этой деятельности.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Производственная практика (по профилю специальности) проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно в несколько периодов. Организация и проведение производственной практики в колледже рассматривается как многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющую поэтапно, осуществлять принцип преемственности, достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего техника по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. Базой практики могут выступать как предприятия-партнеры колледжа (например, АО Богословский алюминиевый завод), так и различные предприятия и организации по выбору студентов, поскольку квалификация будущего выпускника (техник по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта) позволяет ему приобретать практических опыт во многих сферах человеческой деятельности. Естественно, направление деятельности организаций, являющихся базами практики, должно соответствовать профилю подготовки обучающихся. По каждому виду практики студентом заполняется дневник-отчет. Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. В ходе практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе обучения, приобретают умения по всем видам профессиональной деятельности.
Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на преподавателей, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, развить чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности.
Но стоит отметить, что в практическом обучении участвуют и работодатели. Во-первых, в зависимости от их потребностей в специалистах за счет вариативной части может корректироваться содержание обучения в рамках дисциплин и профессиональных модулей. Во-вторых, студенты колледжа проходят практику в различных организациях города и области. В целом между колледжем и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательное учреждение получает возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на научно-практических конференциях, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что одним из аспектов деятельности колледжа является помощь в трудоустройстве выпускников и адаптация молодых специалистов на рынке труда. Во-первых, колледж сотрудничает с Центром занятости, получая информацию о вакантных местах для выпускников специальности. Во-вторых, многие студенты получают приглашение на трудоустройство в организациях, послужившими базой производственной практики. Итогом такой деятельности колледжа является высокий процент трудоустроившихся выпускников.
Безусловно, работа преподавателя в СПО имеет свою специфику. Сегодня большая часть студентов имеют низкую мотивацию к учебной деятельности. В учреждения СПО обучающиеся попадают в подростковом возрасте, когда получение образования становится формальной деятельностью. Поэтому проблема мотивации обучения в системе образования является одной из центральных. Мотивацию принято определять, как внутреннее побуждение к действию, обуславливающее субъективно-личностную заинтересованность обучающегося в его свершении.
Мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять: создавая условия для развития внутренних мотивов и стимулирования обучающихся. Под стимулированием чаще всего подразумевают побуждение обучающихся к заинтересованности в результатах своего труда.
На базе общей мотивации учебной деятельности появляется определенное отношение к разным учебным дисциплинам. Оно обусловливается важностью дисциплины для профессиональной подготовки; интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части; качеством преподавания; мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей; взаимоотношениями с преподавателем данного предмета. Все эти мотивы могут взаимодействовать или конкурировать друг с другом и иметь различное влияние на учебу, поэтому
полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого обучающегося всех этих компонентов.
Еще одним не маловажным стимулом к обучению является стипендия. К сожалению, на данный момент размер стипендии таков, что студентам приходится устраиваться на работу во время учебы, что ведет к ослаблению мотивации по отношению к учебе.
Познавательную активность стимулирует так же наличие связки студент – преподаватель. Другими словами, если между обучающимся и преподавателем нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Обучающемуся очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью по любому вопросу.
Образовательное учреждение заинтересовано в стимулировании интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями.
Таким образом, к процессу мотивирования необходимо подходить с разных сторон исходя из того, что обучающиеся в различном возрасте имеют свои особенности, приоритеты и индивидуальность. Вместе с тем, мотивация к учебной деятельности является неотъемлемым условием формирования качественного специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда.
1.2 Формирование общих и профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования
Внедрение ФГОС нового поколения в учреждениях среднего профессионального образования стало основой изменения результата профессионального образования. Личностно центрированная модель подготовки специалиста, предложенная в стандартах третьего поколения, предполагает перенос акцента с содержания образования (что преподают) на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать). Однако профессиональное педагогическое сообщество в общей массе сосредоточено на тех результатах образования, которые привязаны к конкретным учебным дисциплинам, в то время как проектирование работы с сознанием человека и процессами его личностного развития являет собой, в настоящее время, очень серьезную проблему, которую педагоги часто решают алгоритмизированными способами, подменяя истинные смыслы образовательной деятельности технологическими картами по формированию общих и профессиональных компетенций студентов, которые являются частью образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования нового поколения. Новые образовательные результаты — сформированные общие и профессиональные компетенции — останутся декларацией до тех пор, пока не будут сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения.
Таким образом, первый требующий решения вопрос — это вопрос о конкретизации и декомпозиции общих и профессиональных компетенций, определенных стандартом, с целью их оценивания и соответственно формирования в рамках образовательного процесса учреждения профессионального образования.
Очевидно, что формировать общие и профессиональные компетенции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социальные установки и личностные образования, такие, как волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие. Вводимые сегодня повсеместно ЕГЭ, как правило, отражают знаниевую компоненту в предлагаемых областях той или иной науки, но, что касается умений и способов деятельности, т. е. практического приложения теоретических знаний, то тесты их не включают. Таким образом, отвечая за качественность подготовки студентов к сдаче экзаменов, педагоги так или иначе отходят от реализации компетентностного подхода.
Однако в профессиональных образовательных учреждениях общие и профессиональные компетенции кроме педагогов общеобразовательного цикла формируют педагоги общепрофессионального и профессионального циклов, что делает образовательный процесс интегрированным. И основным инструментом интеграции служит содержание образования, которое должно быть структурировано в соответствии с модульностью профессиональных образовательных программ.
Отличительные особенности новых подходов к образованию сегодня уже определены и заключаются в следующем: ориентация на ученика как главную ценность и цель воспитания (аксиологический подход); дальнейшее развитие в личности ее субъектных свойств и индивидуальности (личностный подход); формирование личных смыслов учения и жизни, а также мотивации к приобщению в мир культуры (культурологический подход); пробуждение творческого потенциала личности (деятельностный подход); стимулирование студентов к самостоятельному решению собственных жизненных проблем, касающихся профессиональной деятельности, социума, личной жизни и т. д. (синергетический подход).
Если предположить, что личностно ориентированное обучение представляет собой самоорганизуемый педагогический процесс, где студенты, являясь его субъектами, проявляют свои собственные усилия, тогда компетентностный подход можно рассматривать как технологическое обеспечение самоорганизуемого образовательного процесса, что уже по своему определению требует от педагогов глубокого понимания того, что должно произойти со студентом в образовательном процессе, как будет формироваться его личность, в какой степени будут раскрываться его природные и социальные характеристики.
Таким образом, педагогам при формировании общих и профессиональных компетенций студентов предстоит реализовать не просто компетентностный подход, заложенный в новых профессиональных образовательных стандартах, а овладеть целым рядом подходов, указанных выше. Данные подходы позволяют достичь цели современного образовательного процесса, сущность которой заключается в создании условий для развития личности студента, формировании у него определенных общих и профессиональных компетенций для вступления в профессиональные коммуникации; выборе действий в социуме с учетом позиций других людей; компетентности в своей профессиональной области, т. е. умении анализировать и действовать с позиции эффективности отрасли и т. д.
В последнее десятилетие все настойчивее звучит призыв рассматривать результат образования в терминах компетенции / компетентности, а образовательной процесс организовывать на основе компетентностного подхода. В результате дискуссий исследователей, практиков образования и работодателя стала проясняться необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач. Определяя цели и результаты образования человека, исследователи в последние десятилетия все большее внимание уделяют единству мотивационно-когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника. Наиболее емкими понятиями, отражающими это единство, оказались понятия «компетентность» и «компетенция», формирование которых сегодня является стратегической целью профессионального образования.
В научной литературе данной проблематики важным и актуальным остается вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция».
Компетенция – потенциальная активность субъекта деятельности; готовность и стремление к продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты. Элементный состав компетенции субъекта деятельности включает: инструментальную основу деятельности (знания, умения, навыки, опыт деятельности); мотивационную основу деятельности (мотивы деятельности); ценностно-смысловую основу деятельности (ответственность за результаты деятельности); индивидуально-психологическую основу (способности к деятельности). Компетенция реализуется в деятельности с помощью механизмов саморегуляции. Именно ситуации и развитые механизмы самоуправления выступают фактором, определяющим действенность всех этих компонентов, стимулирующим компетентное поведение субъекта деятельности.
Проведенный анализ развития компетентностного подхода в профессиональном образовании показывает, что в настоящее время исследователями неоднозначно определяются основания разграничения ключевых и профессиональных компетенций и объема входящих в них компонентов. Это, в свою очередь, затрудняет и разработку процедур, критериев, инструментов к их оценке как результата образования.
Учитывая обусловленную связь компетенции с профессиональной деятельностью, есть смысл выделить понятие «профессиональная компетенция», которое также имеет разнообразную трактовку. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями, навыками, но и способен реализовать и реализует их в работе, в профессиональной деятельности.
Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.
Придерживаясь уже достаточно устоявшейся классификации компетенций, предложенной, например, в макетах стандарта высшего профессионального образования III поколения (2007) и стандарта среднего профессионального образования II поколения (2008), представляется очевидным выделение в среднем профессиональном образовании двух основных групп компетенций: общих и профессиональных. При этом общие включают общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные, которые в своей совокупности обеспечивают формирование «надпрофессиональной» компетентности выпускника (технологической, социальной, личностной, гражданской и т.д.). Для выпускника учреждения СПО особо важное значение имеет уровень овладения профессиональными компетенциями.
Профессиональная компетентность – это интегральная, проявленная в деятельности (ситуации) характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за её результаты. Это реализованная в деятельности профессиональная компетенция.
Профессиональная компетенция – это потенциальная активность, готовность и стремление личности к продуктивной профессиональной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты. Инструментальную основу профессиональной компетенции составляют профессиональные знания, умения, навыки (квалификация) – степень и вид профессиональной подготовки выпускника для выполнения определенной работы.
Мотивационная основа профессиональной компетенции – это стремление к трудовой деятельности в данной профессиональной сфере, стремление к совершенствованию этой деятельности. Профессиональная этика выражает ценностно-смысловую основу профессиональной компетенции субъекта деятельности как приверженность профессиональным ценностям, ответственность за социальные последствия профессиональной деятельности.
Важным фактором и одновременно результатом развития компетенций выступают профессионально и личностно значимые качества (ПЛЗК), представляющие индивидуально-психологическую основу его профессиональной компетенции. ПЛЗК – это свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) не основными результативными параметрами – качеством, производительностью, надежностью. ПЛЗК в числе других элементов профессиональной компетентности обеспечивают успешность (производительность, качество, результативность и др.) её выполнения. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. Причем связь между ПЛЗК и продуктивностью деятельности опосредована субъективным отношением к деятельности.
Когнитивную основу профессиональной компетенции составляют волевые механизмы саморегуляции, реализации компетенции в ситуациях профессиональной деятельности (выбор мотивов и целей профессиональной деятельности, принятие решения, построение программы действий, достижение цели, самооценка результатов, при необходимости коррекция).
Профессиональные компетенции делятся на две подгруппы: общепрофессиональные и специальные. Если общепрофессиональная компетентность характеризуется накоплением компетенций общей направленности в различных видах деятельности (например, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная и другие компетенции), то специальная компетентность определяется специфическими для данной профессии компетенциями. Таким образом, на основе теоретического анализа литературы уточнена сущность и структура профессиональной компетенции применительно выпускникам учреждений среднего профессионального образования.
На основе анализа научной литературы и обобщения педагогической практики определены основные факторы, обусловливающие эффективность проектирования профессионального образования на основе компетенностного подхода. Указанные факторы могут быть сгруппированы следующим образом: обусловливающие ценностное самоопределение личности; обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса; обеспечивающие развитие личности во взаимодействии индивидных, личностных и профессиональных характеристик; обусловливающие реализацию личностного и деятельностного подходов в обучении; обусловливающие адекватное использование современных технологий и методик обучения.
1.3 Применение ИКТ при организации учебных занятий и внеурочной работы обучающихся
Современное образовательное пространство подразумевает применение разнообразных образовательных технологий. Информатизация культуры и общества ведет за собой внедрение и развитие информационных технологий в образовании. Образовательная модель с использованием информационных технологий позволяет реализовать компетентностный и личностно-ориентированный подход в обучении. В качестве одного из компонентов целостной системы обучения информационные технологии расширяют возможности дифференциации, индивидуализации, а также вариативности учебной деятельности.
Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей профессионального образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью обучающихся в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного профессионального образования.
Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление станут жизненной необходимостью.
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Это побудило меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой преподаваемой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь преподавателю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.
К достоинствам применения ИКТ в образовательном процессе СПО относятся:
1. Развивающие:
- Помогают развивать информационную компетентность и формировать культуру предоставления и использования информации;
- Повышаю уровень учебной мотивации обучающихся и интерес к изучаемой дисциплине;
- Стимулируют не только проявление познавательной активности обучающихся, но и совершенствование их психических познавательных процессов (внимание, память, мышление и пр.).
2. Организационные:
- Дают возможность более эффективно использовать учебное и рабочее время и ресурсы, в том числе увеличить объем усвоенного учебного материала;
- Возможность применения разнообразных форм работы;
- Увеличение интенсивности и качества самостоятельной работы обучающихся;
- Расширение информационных потоков;
- Повышение качества образования за счет возможности более четко контролировать его результаты.
Наряду с достоинствами ИКТ следует также отметить и такие недостатки их применения, как:
- Снижение роли эмоциональных средств общения;
- Отсутствие связи с первоисточниками информации;
- Интернет-зависимость;
- Снижение мотивации к формированию навыков общения и работы в команде.
Таким образом, ИКТ являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В то же время применение ИКТ требует от преподавателя наличия знаний и компетенций, необходимых в этой сфере. Применение ИКТ обладает рядом достоинств, но существуют и недостатки, снизить влияние которых можно за счет сочетания комплекса различных педагогических технологий в образовательном процессе.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
С помощью ИКТ на уроках можно:
- сделать учебную деятельность обучающихся более содержательной;
- сделать учебный процесс более привлекательным и современным для обучающихся;
- сделать учебную информацию для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
- повысить качество обучения, желания учиться;
- сделать урок наглядным, динамичным.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на уроке. Обучающиеся с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели. Компьютер дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены учебного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, даже отстающие обучающиеся охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с преподавателем и другими источниками информации, однако учитывая интерес обучающихся к Интернету, повышает заинтересованность в изучении дисциплины.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет преподавателю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
В своей педагогической практике я широко использую ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
- тренажёр;
- контроль за умениями, навыками обучающихся.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ не надо забывать, что это урок, а значит, и план урока составляется исходя из его целей. При отборе учебного материала соблюдаются основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Применяю информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, внеклассных занятий и др.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), обучающемуся не приходится ждать, пока преподаватель повторит именно нужный ему фрагмент.
Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки обучающихся к дальнейшему обучению. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Проблема эффективности самостоятельной работы студентов сохраняет свою актуальность в педагогике длительное время. Наиболее проницательные педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором: «учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились».
Одни авторы рассматривают самостоятельную работу как метод обучения, другие – как одно из средств обучения, третьи – как форму организации познавательной деятельности.
Первые считают, что самостоятельная работа студентов, включаемая в процессе обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.
Вторые отмечают, что самостоятельная работа в системе учебного процесса должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познавания.
При раскрытии сущности самостоятельной работы третьи выделяют следующие признаки: «Студент ведет ее сам, без прямой посторонней помощи; он опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрения, выражая при этом личное отношение, собственную аргументацию, инициативу, творческое начало; содержание работы – образовательное, воспитательное, логически развивающее мышление и положительные качества ученика».
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования компетенций, умений использовать различные источники информации и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине или междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В этих пособиях в основном дано содержание учебного материала, но недостаточно количества заданий, требующих от каждого обучаемого самостоятельного наблюдения примеров, нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями, раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов, формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
В связи с указанными проблемами важную роль в организации самостоятельной деятельности учащихся играет использование дополнительных средств обучения: готовые или разработанные самостоятельно. Одним из наиболее эффективных методов решения данной проблемы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Под информационно-коммуникационными технологиями, согласно определению, представленном в государственном стандарте, понимаются информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникаций.
Широкое внедрение новых информационных технологий, основу которых составляет компьютерная техника, влечет за собой значительные изменения методов и средств обучения различным дисциплинам в учебном процессе.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, т.е. анализ и структурирование получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.
Использование ИКТ при организации самостоятельной деятельности дает ряд преимуществ:
- возможность дистанционного обучения и контроля;
- автоматизирует организацию самостоятельной деятельности;
- способствует расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;
- развивает творческий подход к решению поставленных проблем;
- формирует практические навыки в решении ситуационных задач.
В процессе преподавания спецдисциплин для формирования информационно - коммуникативных компетенций я использую информационно - коммуникационные технологии. Практика проведения таких уроков показала преимущество этих занятий по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации к обучению перед традиционными уроками.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью профессионального обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышает эффективность обучения и качество формируемых компетенций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, считаю необходимым отметить, что период обучения в СПО – это важная часть жизни молодежи, заполненная, не только подготовкой к будущей работе, но и к самостоятельной жизни. Студенты ССУЗ составляют одну из самых активных социально-профессиональных групп молодежи. Задача ССУЗ-ов за короткие сроки создать необходимые условия для формирования качественно нового типа выпускников: грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания и работать с новыми технологиями, стремящихся к развитию и построению профессиональной карьеры.
Производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать разрабатывать идеи, находить не традиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Для того, чтобы сформировать у обучающихся необходимый уровень компетенций, который бы обеспечил его устойчивую конкурентоспособность на рынке труда целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе.
Средства ИКТ позволяют обучающимся не только применить полученные знания, но и отработать навыки, а также сформировать необходимые общие и профессиональные компетенции. Вследствие чего у обучающихся есть возможность наглядно и комплексно представить результаты своей деятельности.
Одним из ведущих направлений применения ИКТ является контроль уровня и качества знаний обучающихся. Инструментом в данном случае могут служить как разнообразные тестовые оболочки, так и средства создания информационного или творческого продукта. Использование ИКТ в процессе оценивания знаний и компетенций обучающихся позволяет преподавателю не только сэкономить время на занятии, но и применять систему четких однозначных критериев оценки, а также установить сроки сдачи работ.
Стоит отметить и преимущества применения ИКТ при организации самостоятельной работы обучающихся, что помогает им освоить использование Интернет-технологий в образовательных целях. ИКТ также дают возможность обучающемуся восстановить пропущенный программный материал или дополнительно позаниматься по дисциплине индивидуально.
К достоинствам применения ИКТ в образовательном процессе СПО относятся:
1. Развивающие:
- помогают развивать информационную компетентность и формировать культуру предоставления и использования информации;
- повышаю уровень учебной мотивации обучающихся и интерес к изучаемой дисциплине;
- стимулируют не только проявление познавательной активности обучающихся, но и совершенствование их психических познавательных процессов (внимание, память, мышление и пр.).
2. Организационные:
- дают возможность более эффективно использовать учебное и рабочее время и ресурсы, в том числе увеличить объем усвоенного учебного материала;
- возможность применения разнообразных форм работы;
- увеличение интенсивности и качества самостоятельной работы обучающихся;
- расширение информационных потоков;
- повышение качества образования за счет возможности более четко контролировать его результаты.
Наряду с достоинствами ИКТ следует также отметить и такие недостатки их применения, как:
- снижение роли эмоциональных средств общения;
- отсутствие связи с первоисточниками информации;
- интернет-зависимость;
- снижение мотивации к формированию навыков общения и работы в команде.
Таким образом, решая задачу определения эффективности использования ИКТ при формировании компетенций у обучающихся СПО мной был сделан вывод – применение ИКТ позволяет оптимизировать урок организовав работу всей учебной группы одновременной, сделать урок более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал, повысить мотивацию и качество подготовки студентов, тем самым подготовить компетентного выпускника с уровнем квалификации, соответствующим требованиям современного рынка труда.
В своей педагогической деятельности в ГАПОУ СО «Краснотурьинский индустриальный колледж» выделяю 8 направлений использования ИКТ:
1. ведение рабочей документации в электронном формате, раздаточный материал;
2. электронная библиотека преподавателя;
3. использование Интернет-ресурсов;
4. создание собственных мультимедийных презентаций;
5. лекции с опорой на мультимедиапрезентацию;
6. сайт преподавателя;
7. проведение оценочных мероприятий;
8. использование ИКТ во внеурочной работе.
Оценивая результаты применения, ИКТ через мониторинг формирования у обучающихся готовности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, сделала следующие выводы:
– что использование ИКТ на уроках и во внеурочное время дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом;
- применение ИКТ позволяет: наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать
самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем.
Проведя оценку форм внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся для формирования компетенций, сделала вывод, что использование ИКТ в организации самостоятельной работы позволяют систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения студентов; углубить и расширить теоретические знания; сформировать компетенции и умения использовать различные источники информации и специальную литературу; развить познавательные способности и активность обучающихся (творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность); сформировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развить исследовательские умения.
Таким образом, поставленные задачи были решены.
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, действительно, позволяет выйти на новый уровень образования, но так же влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово преподавателя.
В результате проделанной работы цель была достигнута, а именно, были сформулированы основные теоретические аспекты и выявлены способы практического применения информационно-коммуникационных технологий для повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
В перспективе – продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет преподавателям и обучающимся нашей колледжа идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30.
2. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2009. — с. 68–70.
3. Богатырева Ю.И., Косарев П.А. Информационные технологии в научной деятельности (http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/Lection4.htm#_Toc117927738)
4. Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/
5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4.
6. Дедуль Т.Б. Применение ИКТ при проведении учебных занятий в ГОУ НПО и СПО // Электронный журнал Экстернат.РФ Опубликовано 06.10.2014 (http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/77-management-educational-institution/6106-2014-10-06-12-04-52.pdf)
7. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
8. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с. https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/
9. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4.
10. Лысак М. И. Использование ИКТ в учебном процессе. - Выступление на педагогическом совете. Анализ использования ИКТ в учебном заведении. Опубликовано 08.02.2016 (http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/02/08/ispolzovanie-ikt-v-uchebnom-protsesse) http://проф-обр.рф/publ/31-1-0-1450
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Организация обслуживания в общественном питании"
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100114 Организация обслуж...
Программа дисциплины Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 100120 Сервис на транспорте
Программа дисциплины составлена согласно стандартам ФГОС на 240 часов (обязательная аудиторная нагрузка 160 часов)...
Комплект контрольно – оценочных средств дисциплины ЕН. 02. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"
Комплект контрольно – оценочных средств для оценки освоения итоговых образовательных результатов дисциплины ЕН. 02. «Информатика и информационно-коммуникационные т...
Формирование энергоэффективного мышления студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Внедрение изучения «умных технологий» в дисциплину дает возможность студентам познакомиться не только с самими новыми технологиями, но и с методами энергосбережения и улучшения экологическ...
Контрольные работы и зачеты по дисциплине "Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"
Контрольные работы и зачеты по дисциплине "Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности Организация обслуживания в профессиональной деятельност...
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности по специальности Организация обслуживан...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Внеаудиторная самостоятельная работа – это систематическая деятельность студента по пополнению своих знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, но направляемая им....