Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературе. "А.А. Ахматова. Судьба и творчество". Из практического опыта работы преподавателя.
статья на тему
Данная статья показывает как на практике преподаватель-словесник применяет системно-деятельностный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Системно-деятельностный подход в обучении литературе. | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»
Помочтова Елена Николаевна
преподаватель русского языка и литературы
Реализация системно – деятельностного подхода в обучении литературе.
«А.А. Ахматова. Судьба и творчество».
Из практического опыта работы преподавателя.
Повышение эффективности обучения – главная задача в работе каждого преподавателя. Этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс. Вся современная практическая ситуация требует от молодых людей навыков и умений, начиная от способности с первых дней эффективно учиться выбранной профессии и заканчивая выстраиванием позитивных отношений с другими людьми, осознанием своих потребностей и реальных жизненных целей. Наряду с обширными знаниями от профессионального образования сейчас в такой же степени требуется обучение тому, как и где применить эти знания, как находить необходимую для разных сфер деятельности информацию и как ее «понимать», то есть интерпретировать.
Именно поэтому новые образовательные стандарты опираются на понятие системно-деятельностного подхода. Самой важной задачей системно-деятельностного подхода является создание условий, при которых обучающиеся будут использовать содержание и результаты обучения как в решении значимых жизненных задач, так и в повседневной жизни. Новые цели в системе образования неизбежно изменяют всю методическую составляющую подготовки и деятельности преподавателя. Одно из этих изменений – системно-деятельностный подход – переход от объяснительного способа обучения к деятельностному, где обучающийся становится активной частью, субъектом учебной деятельности.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении опирается на информационно-коммуникативные технологии. Информационные технологии следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса и одно из основных требований к профессиональной деятельности преподавателя – информационной компетентности. Применение компьютера интенсифицирует учебный процесс, делает более продуктивной работу преподавателя, приучает обучающихся к последовательной и планомерной работе в изучении русского языка и литературы, повышает познавательную активность и мотивацию.
Помимо ИКТ для достижения деятельностного подхода в своей работе я опираюсь на технологию РКМЧП. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Осуществляя состемно-деятельностный подход в обучении, опираясь при этом на технологии ИКТ, РКМЧП, я разработала и внедрила в практику своей работы ряд занятий. Предлагаю вниманию одно из таких занятий.
Цель образования: дать представление о личности поэтессы, о поэтическом мире А. Ахматовой, о мотивах и настроениях лирики, познакомить с этапами биографии и творческого пути.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение студентов анализировать поэтический текст на примере стихотворений Ахматовой, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического текста.
Развивающие: развивать устную речь студентов, навыки составления конспекта лекции преподавателя.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому поэтическому слову, речевую культуру студентов.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, программное обеспечение «MS Power Point», презентации «Сведения из биографии. Анна Андреевна Горенко – Гумилева – Ахматова», «Портреты Анны Ахматовой», сборники стихотворений А. Ахматовой, компакт диск с записями стихотворений в авторском исполнении; романс «Сероглазый король» в исполнении А. Вертинского; документальный фильм «Поэт и время», компакт диск с записями музыки (Шуберт, Шопен, Бетховен), раздаточный материал – подборка стихотворений А. Ахматовой, словарики литературоведческих терминов, памятка «план анализа стихотворения», тест (2 варианта).
Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста, применение знаний по теории литературы, постановка вопросов по теме.
Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.
Технологии: РКМЧП, личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении.
Межпредметные связи: живопись, музыка, история.
Дома (опережающее задание) студентам было предложено познакомиться со стихами Ахматовой, выучить наизусть понравившееся; провести исследовательские работы на темы «Сведения из биографии А. Ахматовой», «Портреты А. Ахматовой».
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Анна Ахматова
Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые.
Федор Тютчев
Ход занятия
I. Оргмомент. Подготовка студентов к занятию – создание благоприятного психологического климата на занятии, рабочей настроенности.
II. Cообщение темы занятия. Запись даты и темы в тетрадь.
III. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя.
С творчеством Анны Андреевны Ахматовой мы знакомимся еще в младших классах. И знакомство это начинается с чудесного стихотворения «Перед весной бывают дни такие…». (Чтение стихотворения преподавателем.)
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Лето 1915, Слепнево
– О чем это стихотворение?
Два предложения. Обычные, обыденные слова. Но из этих обыденных слов рождается что-то неуловимо необыкновенное. В этом и заключается особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах, переживаниях прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть ассоциации.
– Вспомним, что такое ассоциация?
Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое. (Записать определение в тетрадь.)
– А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя – Анна Ахматова?
(Студенты предлагают свои варианты, а преподаватель записывает их на доске. Обычно это – красивые стихи, поэтесса, Серебряный век, женщина, акмеизм, Петербург, Царское Село, Николай Гумилев, «Реквием», «Мужество».)
– Найдем в этом перечне ключевые слова. (Стихи, поэтесса, женщина.)
– Значит, мы можем сказать, что Анна Ахматова – это женщина, которая писала стихи, потому что была поэтессой.
IV. Формулировка цели занятия.
– А теперь попробуем сформулировать цель нашего занятия.
(Студентам предлагается самим сформулировать цель занятия. Преподаватель может помочь студентам сформулировать цель занятия или скорректировать предложенную студентами.)
– Запишем в тетрадь цель занятия: познакомиться с этапами биографии и творчества А. Ахматовой, с ее поэтическим миром.
V. Изучение нового материала.
- Сведения из биографии А. Ахматовой.
– Обратимся к эпиграфу.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Анна Ахматова
– Что вы можете сказать об этих строчках?
– Какое здесь слово привлекает наше внимание?
(Перчатка. Деталь, которая помогает понять, что происходит в душе женщины.)
– Эти строки из стихотворения «Песня последней встречи» стали визитной карточкой Ахматовой, характеризующей особенности её творческой манеры. Деталь. Жест. И в этом жесте — волнение, растерянность лирической героини, которые больше ни в чём не проявляются.
Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые.
Федор Тютчев
– Как вы понимаете слова Тютчева?
(Ахматова стала свидетелем самых трагических событий в мировой истории XX века и самых страшных событий в истории России – «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».)
Биография Ахматовой-поэта стала неотъемлемой частью биографии страны, судьбы всего народа.
Отчет по исследовательской работе студентов на тему «Сведения из биографии. Анна Андреевна Горенко – Гумилева – Ахматова». Сообщения студентов. Сообщение сопровождается подготовленной студентами презентацией.
Приложение № 1
- Портреты Ахматовой.
О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
Анна Ахматова. «Портреты».
Путь Ахматовой к славе не был долгим и тернистым. Уже первый ее сборник стихов «Вечер», увидевший свет в 1912 г., не остался без внимания критиков и свидетельствовал о том, что в русской поэзии появилось новое имя. Ею восхищались, ей подражали, сочиняли посвящения, художники искали возможности нарисовать ее портрет... Существует множество художественных изображений Ахматовой. Образы замечательной поэтессы проходят перед нами в многочисленных портретах, написанных с натуры, а потому особенно интересных.
Отчет по исследовательской работе студентов на тему «Портреты Анны Ахматовой». Сообщение сопровождается подготовленной студентами презентацией.
Приложение № 2
Мы с вами увидели лишь некоторые портреты Ахматовой, но и это позволяет составить представление о том, какой была поэтесса. Художники ведь не только изображали на своих полотнах внешность Ахматовой, но и старались передать внутренний мир поэтессы.
Письменная работа студентов с последующей проверкой.
Расскажите о портрете Ахматовой, наиболее вам понравившемся, затронувшем вас.
- Художественный мир поэта. Знакомство с лирикой А. Ахматовой.
Лекция преподавателя.
(Прием РКМЧП «Лекция с остановками»)
Стихи Анны Ахматовой – это жизнь, изложенная в стихах, это судьба женщины, семьи, страны…
В начале своего творческого пути Ахматова принадлежала к такому поэтическому течению, как акмеизм.
– Вспомним, что такое акмеизм?
Ахматова впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. Ее лирическая героиня – не окружена бытом и сиюминутными тревогами, а вечная женщина, она – проявление вечной женской доли и женского голоса.
– Вспомним, что такое лирическая героиня?
Лирическая героиня Ахматовой не совпадает с личностью автора, она – лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы. Поэтесса не ограничилась воплощением одной грани лирической героини – сферой ее любви. Она затронула все грани женской доли: сестры, жены, матери. В зрелом творчестве Ахматовой лирическая героиня предстает в необычном для женской поэзии ракурсе поэта и гражданина.
Для Ахматовой-художника характерен прием глубочайшего психологизма, который достигается с помощью обыденных, но очень емких и лаконичных говорящих бытовых деталей. Это могут быть детали одежды, мебели, времена года, явления природы, запахи и звуки окружающего мира.
– Вспомним, что такое художественная деталь?
Для лирики Ахматовой характерна сюжетность, близость к новелле. Еще Мандельштам отмечал, что свою поэтическую форму она развивала с оглядкой на русскую психологическую прозу.
– Вспомним, что такое сюжет, новелла?
В лирику Ахматовой входит драматургическое начало, придавая ей особую напряжённость и выразительность звучания, приближая её к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм. Драматизм содержания влечёт за собой и драматическую форму: в стихотворениях встречаются диалог, внутренний монолог, что придаёт зримость совершающейся на наших глазах драме.
– Вспомним, что такое драма, диалог, монолог?
Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряжённости действия. Но при этом изобразительные средства, используемые в стихотворениях, отличаются известной скупостью, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест, деталь и действие.
Прослушивание стихотворений А. Ахматовой в авторском исполнении.
– Какое впечатление произвело на вас чтение Анной Ахматовой своих стихотворений?
Анализ поэтического текста на примере стихотворений А. Ахматовой.
– А теперь перейдем к анализу поэтических текстов Анны Ахматовой. План анализа перед вами.
Приложение № 3
Коллективный анализ стихотворений:
- Анализ стихотворения из сборника «Вечер» – «Песня последней встречи».
Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.
- Анализ стихотворения из сборника «Четки» – «Я научилась просто, мудро жить».
Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.
- Анализ стихотворения из сборника «Белая стая» – «Думали: нищие мы, нету у нас ничего».
Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.
- Анализ стихотворения из сборника «Anno Domini» – «Не с теми я, кто бросил землю».
Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.
- Анализ стихотворения из сборника «Бег времени» – «Кого когда-то называли люди…».
Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.
VI. Самостоятельная работа студентов с последующей проверкой.
(Во время самостоятельной работы студентов звучит музыка, которую любила А. Ахматова: Бетховен, Шуберт, Шопен.)
Анализ стихотворения А. Ахматовой (на выбор студента):
«Сжала руки под темной вуалью» (1911), «Сероглазый король» (1910), «Мне голос был, он звал утешно…» (1917), «Мужество» (1942), «Вечером» (1913), «Муза» (1924), «Мне ни к чему одические рати…» (1940).
(Во время проверки работ целесообразно предварять варианты анализа стихотворений студентами чтением стихотворений А. Ахматовой профессиональными чтецами (актерами). В качестве варианта можно предложить романс на стихи Ахматовой «Сероглазый король» в исполнении А. Вертинского.
Желательно заслушать как можно больше работ, сравнить повторяющиеся варианты анализа стихотворений.)
VII. Контроль знаний студентов – тестирование.
Промежуточный контроль знаний (по материалам занятия.)
Приложение № 4
VIII. Закрепление материала.
Просмотр документального фильма «Поэт и время».
– Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы познакомились с некоторыми фактами биографии А. Ахматовой, с ее поэтическим миром. Сейчас посмотрим фильм «Поэт и время», а по его окончании вам предстоит написать эссе на тему «Мои мысли о судьбе Ахматовой», где вы порассуждаете о том, что вас затронуло, поразило, заинтересовало в жизни великой русской поэтессы А. Ахматовой.
VIII. Рефлексия.
- Написание 5-тиминутного эссе на тему «Мои мысли о судьбе Ахматовой».
- Заслушать работы студентов.
IX. Подведение итогов. Выставление оценок.
– О чем мы сегодня говорили?
– Какие цели мы ставили в начале занятия?
– Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
– Как вы оцениваете свою работу? Попробуйте оценить работу своих товарищей.
X. Домашнее задание:
Прочитать поэму А. Ахматовой «Реквием».
Дифференцированное задание:
а. выучить наизусть понравившийся отрывок из поэмы «Реквием».
б. выучить наизусть понравившийся отрывок из поэмы «Реквием»; проанализировать, обозначив значимость отрывка для раскрытия идейного замысла всей поэмы.
Индивидуальное задание:
Подготовить сообщение на тему «В чем видит Ахматова предназначение поэта, почему ее можно назвать «голосом своего поколения».
Приложение № 3
План анализа стихотворения
- Определите тему стихотворения.
- Какова основная мысль (идея) стихотворения? (Что хотел сказать автор?)
- Вид лирики (пейзажная, патриотическая, социально-политическая, историческая, философская, интимная).
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Время действия. Как оно представлено?
- Место действия. Как оно представлено?
- Герои. Как они представлены?
- Мысли, чувства, вызванные всем строем произведения, особенности его цветовой гаммы, мелодики, ритма.
- Художественные детали.
- Роль и место монолога (диалога).
- Назовите художественные средства, используемые поэтом.
- Собственная оценка произведения.
Приложение № 4
Тест по лирике А. Ахматовой
Вариант I
- Назовите настоящую фамилию и место рождения А.А. Ахматовой.
- К какому поэтическому направлению начала XX века относится творчество А. Ахматовой?
а. футуризм
б. символизм
в. акмеизм
г. Модернизм
- Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк:
В этом сером, будничном платье
На стоптанных каблуках…
- Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?
- Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?
Вариант II
- Как называется первый сборник стихотворений А. Ахматовой, и в каком году он вышел?
а. «Романтические цветы» а. 1911
б. «Вечер» б. 1912
в. «Четки» в. 1914
- Как вы понимаете определение «женственность» относительно поэзии А. Ахматовой?
- Приведите несколько примеров передачи душевных состояний через предмет материального мира или психологический жест в лирике А. Ахматовой.
- В чем сходство и различия лирических героинь А. Ахматовой? Можно ли утверждать, что в лирике А. Ахматовой присутствует один женский образ самой поэтессы?
- Можно ли согласиться с утверждением о том, что лирика А. Ахматовой может заменить чтение романа? Что сближает лирику А. Ахматовой с романной формой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
Обобщение опыта на тему "Системно – деятельностный подход при обучении информатике и спецдисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов" преподавателя Кропачевой Т.Е.
Представленный опыт работы преподавателя информатики и спецдисциплин ГБПОУ МПТ первой квалификационной категории Кропачевой Татьяны Евгеньевны, призера I областного конкурса «Преподаватель года - 2016...
«ИКТ технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода»
План урока по татарскому языку 8 класс...
Статья на тему: "Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в п процессе обучения математике младших школьников"
Данная статья может использоваться, как студентами данной специальности, так и учителями...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельно...
Методическое пособие на тему: «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении в рамках самообразования педагога»
Методическое пособие «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении в рамках самообразования педагога»,составлена в соответствии Федеральным государственным образов...