Статья на тему: "Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в п процессе обучения математике младших школьников"
статья
Данная статья может использоваться, как студентами данной специальности, так и учителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chagina_v.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Чагина Валерия Николаевна,
студентка 4 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им. А.П.Раменского»
г. Соликамск, Пермский край,
Российская Федерация
Руководитель: Аппельганц Татьяна Петровна,
Преподаватель
ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им. А.П.Раменского»
«Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения математике младших школьников»
ФГОС выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, которые дадут возможность продолжить образование в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить личностное развитие. Достижение поставленной цели возможно через использование в практике системно - деятельностного подхода, который является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с современными целями образования.
Системно деятельностный подход — это тип обучения, обеспечивающий включение детей в активную, в максимальной степени самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Идея такой организации обучения в том, что ребёнок не просто усваивает готовое знание, а открывает новое знание в процессе собственной деятельности.
В настоящее время все более актуальным вопросом является поиск средств реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что возникнув на стыке деятельностного и системного подходов, системно-деятельностный подход разработан с общих теоретических положений.
Концептуальные основы данного подхода освящены в трудах А.Г. Асмолова, Л.Г. Петерсон, В.П. Сухова, В.Д. Шадрикова и др. Так в работах ученых определены принципы системно-деятельностного подхода, определены основные результаты его реализации в обучении, выраженные в виде универсальных учебных действий, представлены основная типология уроков в формате системно - деятельностного подхода, намечены основные пути его реализации.
Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.
Системно - деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни.
Использование методических приемов в реализации системно-деятельностного подхода, одна из важнейших задач подхода. Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода.
Так как основной формой организации обучения является урок, то чтобы понять какой прием или технологию использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Таблица 1. Использование методических приемов в реализации системно-деятельностного подхода.
№ | Название задания | Цель | Содержание |
1. | Прием «Привлекательная цель» | Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету, развитие воображения, проверка знаний. | Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. |
2. | Прием «Да-нетка» | Выделение основных признаков, учить анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей. | Учитель загадывает объект, соответствующий теме урока. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет». |
3. | Прием «Рассказы-задачи» | Приобщение к решению практических задач, уточнение и закрепление знаний. | Учитель преподносит детям небольшие рассказы по соответствующей теме урока. Каждый рассказ заканчивается вопросом, на который дети должны предложить как можно больше ответов. |
4. | Прием «Исследовательские Задания» | Самостоятельное создание алгоритмов поисковой деятельности, развитие кругозора и любознательности. | Школьники получают индивидуальное или групповое задание по проведению исследования на заданную тему. Результаты исследования оформляются в виде кластера либо на свое усмотрение (соблюдение структуры). |
5. | Прием «Лови ошибку» | Интерпретация полученных знаний, построение логической цепи рассуждений | Ученики получают задание со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. |
6. | Прием «Осколки» | Обучающиеся получают текст (определение или правило), составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. |
Каждый из данных приемов по - своему важен и вносит значительный вклад в организацию системно – деятельностного подхода, использования таких простых, но немаловажных приемов несут положительный характер в развитии. Шаг за шагом мы получаем желаемый результат, используя их.
Методические приемы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на достижение ими образовательных целей.
Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивает непрерывность обучения, последовательное, осознанное изучение материала, формирование учебных навыков, которые необходимы учащимся для продолжения обучения в средних и старших классах школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике в медицинском колледже
Общеобразовательные дисциплины содержат в себе элементы, необходимые медицинскому работнику. Математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника. В работе пок...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературе. "А.А. Ахматова. Судьба и творчество". Из практического опыта работы преподавателя.
Данная статья показывает как на практике преподаватель-словесник применяет системно-деятельностный подход в обучении....
Статья на тему: "Коррекция телосложения и формирование правильной осанки с помощью физических упражнений у младших школьников."
Выбранная тема в настоящее время очень актуальна. Это определяется тем, что важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей. Особенно важно начинать на нач...
«ИКТ технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода»
План урока по татарскому языку 8 класс...
Статья "Уголок читателя, дневник читателя, семейное чтение как средства повышения интереса к чтению у младших школьников"
Статья о способах повышения интереса к чтению у младших школьников....
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельно...
Методическое пособие на тему: «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении в рамках самообразования педагога»
Методическое пособие «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении в рамках самообразования педагога»,составлена в соответствии Федеральным государственным образов...