Статья на тему: "Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в п процессе обучения математике младших школьников"
статья

Данная статья может использоваться, как студентами данной специальности, так и учителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chagina_v.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Чагина Валерия Николаевна,

 студентка 4 курса

 специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им. А.П.Раменского»

г. Соликамск, Пермский край,

Российская Федерация

Руководитель: Аппельганц Татьяна Петровна,

 Преподаватель  

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им. А.П.Раменского»

«Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения математике младших школьников»

ФГОС выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, которые дадут возможность продолжить образование в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить личностное развитие.  Достижение поставленной цели возможно через использование в практике системно - деятельностного подхода, который является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с современными целями образования.

Системно деятельностный подход — это тип обучения, обеспечивающий включение детей в активную, в максимальной степени самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Идея такой организации обучения в том, что ребёнок не просто усваивает готовое знание, а открывает новое знание в процессе собственной деятельности.

В настоящее время все более актуальным вопросом является поиск средств реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что возникнув на стыке деятельностного и системного подходов, системно-деятельностный подход разработан с общих теоретических положений.

Концептуальные основы данного подхода освящены в трудах А.Г. Асмолова, Л.Г. Петерсон, В.П. Сухова, В.Д. Шадрикова и др. Так в работах ученых определены принципы системно-деятельностного подхода, определены основные результаты его реализации в обучении, выраженные в виде универсальных учебных действий, представлены основная типология уроков в  формате системно - деятельностного подхода, намечены основные пути его реализации.

Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.

Системно - деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни.

Использование методических приемов в реализации системно-деятельностного подхода, одна из важнейших задач подхода. Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода.

Так как основной формой организации обучения является урок, то чтобы понять какой прием или технологию использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Таблица 1. Использование методических приемов в реализации системно-деятельностного подхода.

Название задания

Цель

Содержание

1.

Прием «Привлекательная цель»

Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету, развитие воображения, проверка знаний.

Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия.

2.

Прием «Да-нетка»

Выделение основных признаков, учить анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей.

Учитель загадывает объект, соответствующий теме урока. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами

«да», «нет», «и да, и нет».

3.

Прием «Рассказы-задачи»

Приобщение к решению

практических задач, уточнение и закрепление знаний.

Учитель преподносит детям небольшие рассказы по

соответствующей теме урока. Каждый рассказ заканчивается вопросом, на который дети должны предложить как можно больше ответов.

4.

Прием «Исследовательские

Задания»

Самостоятельное

создание алгоритмов поисковой деятельности, развитие кругозора и любознательности.

Школьники получают

индивидуальное или групповое задание по проведению исследования на заданную тему. Результаты исследования оформляются в виде кластера либо на свое усмотрение (соблюдение структуры).

5.

Прием «Лови ошибку»

Интерпретация полученных знаний, построение логической цепи рассуждений

Ученики получают задание со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно.

6.

Прием «Осколки»

Обучающиеся получают текст (определение или правило),

составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные

предложения.

Каждый из данных приемов по - своему важен и вносит значительный вклад в организацию системно – деятельностного подхода, использования таких простых, но немаловажных приемов несут положительный характер в развитии. Шаг за шагом мы получаем желаемый результат, используя их.

Методические приемы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на достижение ими образовательных целей.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивает непрерывность обучения,  последовательное, осознанное изучение  материала, формирование учебных навыков, которые необходимы учащимся для продолжения обучения в средних и старших классах школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике в медицинском колледже

Общеобразовательные дисциплины содержат в себе элементы, необходимые медицинскому работнику. Математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника. В работе пок...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературе. "А.А. Ахматова. Судьба и творчество". Из практического опыта работы преподавателя.

Данная статья показывает как на практике преподаватель-словесник применяет системно-деятельностный подход в обучении....

Статья на тему: "Коррекция телосложения и формирование правильной осанки с помощью физических упражнений у младших школьников."

Выбранная тема в настоящее время очень актуальна. Это определяется тем, что важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей. Особенно важно начинать на нач...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельно...

Методическое пособие на тему: «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении в рамках самообразования педагога»

Методическое пособие «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении в рамках самообразования педагога»,составлена в соответствии Федеральным государственным образов...