Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»
методическая разработка
Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, обучающимся по специальности Дошкольное образование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к занятиям:
Использование методов и приемов обучения в разных возрастных группах
Приемы организации детей на начало занятия:
- звуковой сигнал (хлопок в ладоши, колокольчик, бубен и т.д.)
- деление на подгруппы с помощью раздаточных материалов (у кого солнышко – подходят ко мне, у кого звездочки – те выходят в приемную (в приемной могут выполнить задание (найти заранее спрятанный предмет)
- динамические минутки для сбора детей и активизации внимания («Я дракон-дракон-дракон, я лечу-лечу-лечу, хочешь быть моим хвостом? Да, конечно же хочу!»)
Часть занятия | Группы раннего и младшего возраста | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Вводная часть (мотивация к деятельности) может включать в себя несколько перечисленных приемов и методов | Всегда в игровой форме: -Сюрпризные моменты (Н-р: пришло письмо или гость) -Оказание помощи (Н-р: давайте поможем зайке) -Использование художественного слова, загадок, чтение стихов, потешек - Игровые действия, имитация движений героев (попрыгали как зайки, поклевали зернышки, как птички) - Элементы танцевальных движений под музыку (покружились как снежинки) | -Игровые ситуации (использование малоподвижных игр) -Сюрпризные моменты (пришел Незнайка) - Проблемные вопросы (Н-р: тележка потеряла колесо, что мы можем сделать, чтобы она смогла ехать?) - Нравственная мотивация (Н-р: давайте порадуем наших мам) -Чтение художественной литературы, отгадывание загадок -Дидактические игры по теме занятия | - Вступительные беседы - Игры дидактические (с элементами ТРИЗ, с дополнительными предметами (например с мячом и т.д.) -рассматривание иллюстраций, репродукций - Чтение художественной литературы, отгадывание загадок - Нравственная мотивация (Н-р: давайте порадуем наших мам; давайте поможем малышам) - Решение проблемных ситуаций: давайте подумаем, как устранить поломку? | - Вступительные беседы - Игры дидактические -рассматривание иллюстраций, репродукций - организация выставок - Чтение художественной литературы, отгадывание загадок - Мотивация на обучение «Хотите я вас научу?» - Нравственная мотивация (Н-р: давайте порадуем наших мам; давайте поможем малышам) -проблемные ситуации - использование приемов ТРИЗ | |||
Основная часть |
| ||||||
Проводит воспитатель. В раннем возрасте обращает внимание на один, два признака (н-р: цвет, ритм) В младшей группе воспитатель сопровождает обследование эмоциональной речью: -называет объект - называет его внешние свойства (пушистый, желтый) - перечисляет части предмета, начиная сверху вниз (если объект живой) или с самой крупной (если объект неживой) называет их форму и цвет - уточняет расположение относительно остальных частей, уточняет размеры (голова находится над туловищем, она меньше туловища) - еще раз называет предмет. | Обследование образца или предмета проводится в том же порядке: - название объекта и его внешние свойства -выделение частей предмета, их формы и цвета - уточнение расположения частей относительно друг друга - еще раз название предмета К процессу описания объекта привлекаются дети. Н-р: Ребята, какие части тела мы можем выделить у цыпленка? А какого они цвета? Как расположены? И т.д. В случае затруднения детей воспитатель помогает | В старшем возрасте обследование проводится с опорой на опыт детей и при их участии. Воспитатель задает направляющие вопросы: Леночка, расскажи какой, какой перед нами предмет? Что ты можешь о нем рассказать? Особое внимание уделяется свойствам предмета, так как дети в этом возрасте учатся передавать в рисунке характерные признаки предметов и явлений, их особенности | - При рассматривании образцов и репродукций воспитатель обращает внимание на цвет, точность изображения предметов, их сходство с реальными объектами. - Обследование может проводиться детьми самостоятельно под руководством педагога. | ||||
| |||||||
Воспитатель осуществляет полный показ, сопровождая свои действия подробным объяснением. Обязательно обращает внимание на технические навыки, сопровождая их обыгрыванием: - хорошо прополощем перед тем как взять другую краску, посмотрите, кисточка улыбается - кисточку возьмите за железное платьице, чтобы её кончик смотрел в потолок . | - Полный показ используется в случае освоения новых техник и приемов выполнения работы. - К показу могут привлекаться дети. Н-р: Катя, покажи, как нарисуешь ствол дерева - использование альтернативных образцов | - Используется частичный показ, н-р: Как рисовать ствол вы уже знаете, я сегодня покажу, как можно нарисовать пушистые лапки ели; - К показу привлекаются дети - Используются схемы поэтапного выполнения работы - использование альтернативных образцов, выполненных в одном цвете | -Частичный показ -показ детьми -схемы, таблицы последовательного выполнения работы | ||||
| |||||||
| |||||||
Проводит воспитатель. -закрепление проводим с помощью формообразующих движений - используем зеркальный показ | Проводится с опорой на опыт детей. Н-р: Ребята кто подскажет, с чего начнем работу? При затруднении детей – воспитатель помогает - Используем формообразующие движения | Проводится с участием детей, проговариваются все этапы выполнения работы | Дети повторяют самостоятельно, воспитатель помогает в случае затруднения | ||||
5.Самостоятельная деятельность детей | |||||||
Воспитатель: - наблюдает за работой детей, напоминает про осанку, правильное положение рук - напоминает о технических навыках: прополоскать кисточку, излишки воды убираем, рисуем кончиком кисточки) - напоминает порядок выполнения работы - осуществляет индивидуальную работу с детьми: помощь в случае затруднения, дает указания, показ на своем листе, использует прием «Рука в руку», поощрение, репродуктивный метод (попробуй еще раз, нарисуй такой же, но меньше) - побуждение к творчеству: выбери себе краску, подумай, что нарисуешь, какие детали добавишь? - за 5 минут до окончания занятия, напоминает о завершении работы | |||||||
Заключительная часть. Анализ, рефлексия | -Анализ проводим от лица героя, который приходил в гости -Хвалим всех | - Хвалим всех, но деликатно указываем на недостатки, даем установку на лучший результат (н-р: Игорь поторопился, вылез за контур предмета, но следующий раз у него все получится) - Обсуждаем, чему сегодня научились, что было сложным | Анализ проводится совместно с детьми: - что делали? -что было сложно? -чьи работы понравились? Почему? | Дети проводят самоанализ и взаимоанализ Что получилось? Что не получилось? Что нового узнали? Установка на будущий успех |
Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"
Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного матер...
Конспект занятия по теме: "Упражнения на подготовку к обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям"
Разработка конспекта по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...
статья на тему: Важность использования средств ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста
статья может быть использована как актуальность к проблеме по данной теме...
ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"
Цель: · дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...
Дежурство. Виды дежурств в разных возрастных группах. Методика руководства дежурством.
Контрольная работа. Тема: Дежурство. Виды дежурств в разных возрастных группах. Методика руководства дежурством....
Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.Главная цель воспитательной работы по ...