Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»
методическая разработка

Мария Павловна Кудашкина

Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, обучающимся по специальности Дошкольное образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к занятиям:

Использование методов и приемов обучения в разных возрастных группах

Приемы организации детей на начало занятия:

- звуковой сигнал (хлопок в ладоши, колокольчик, бубен и т.д.)

- деление на подгруппы с помощью раздаточных материалов (у кого солнышко – подходят ко мне, у кого звездочки – те выходят в приемную (в приемной могут выполнить задание (найти заранее спрятанный предмет)

- динамические минутки для сбора детей и активизации внимания («Я дракон-дракон-дракон, я лечу-лечу-лечу, хочешь быть моим хвостом? Да, конечно же хочу!»)

Часть занятия

Группы раннего   и младшего возраста

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Вводная часть

(мотивация к деятельности)

может включать в себя несколько перечисленных  приемов  и методов

Всегда в игровой форме:

-Сюрпризные моменты (Н-р: пришло письмо или гость)

-Оказание помощи (Н-р: давайте поможем зайке)

-Использование художественного слова, загадок, чтение стихов, потешек

- Игровые действия,   имитация движений героев (попрыгали как зайки, поклевали зернышки, как птички)

- Элементы танцевальных движений под музыку (покружились как снежинки)

-Игровые ситуации (использование малоподвижных игр)

-Сюрпризные моменты (пришел Незнайка)

- Проблемные вопросы (Н-р: тележка потеряла колесо, что мы можем сделать, чтобы она смогла ехать?)

- Нравственная мотивация (Н-р: давайте порадуем наших мам)

-Чтение художественной литературы, отгадывание загадок

-Дидактические игры по теме занятия

- Вступительные беседы

- Игры дидактические (с элементами ТРИЗ, с дополнительными предметами (например с мячом и т.д.)

-рассматривание иллюстраций, репродукций

- Чтение художественной литературы, отгадывание загадок

- Нравственная мотивация (Н-р: давайте порадуем наших мам; давайте поможем малышам)

- Решение проблемных ситуаций: давайте подумаем, как устранить поломку?     

- Вступительные беседы

- Игры дидактические 

-рассматривание иллюстраций, репродукций

- организация выставок

- Чтение художественной литературы, отгадывание загадок

- Мотивация на обучение «Хотите я вас научу?»

- Нравственная мотивация (Н-р: давайте порадуем наших мам; давайте поможем малышам)

-проблемные ситуации

- использование приемов ТРИЗ

Основная часть

  1. Обследование предмета или рассматривание образца

Проводит  воспитатель. В раннем возрасте обращает внимание на один, два признака (н-р: цвет, ритм)

В младшей группе воспитатель сопровождает обследование эмоциональной речью:

-называет объект

- называет его внешние свойства (пушистый, желтый)

- перечисляет части предмета, начиная сверху вниз (если объект живой) или с самой крупной (если объект неживой) называет их форму и цвет

- уточняет расположение относительно остальных частей, уточняет размеры (голова находится над туловищем, она меньше туловища)

- еще раз называет предмет.

Обследование образца или предмета проводится в том же порядке:

- название объекта и его внешние свойства

-выделение частей предмета, их формы и цвета

- уточнение расположения частей относительно друг друга

- еще раз название предмета

К процессу описания  объекта привлекаются дети. Н-р: Ребята, какие части тела мы можем выделить у цыпленка? А какого они цвета? Как расположены? И т.д. В случае затруднения детей воспитатель помогает

В старшем возрасте обследование проводится с опорой на опыт детей и при их участии. Воспитатель задает направляющие вопросы: Леночка, расскажи какой, какой перед нами предмет? Что ты можешь о нем рассказать?

Особое внимание уделяется свойствам предмета, так как дети в этом возрасте учатся передавать в рисунке характерные признаки предметов и явлений, их особенности

- При рассматривании образцов и репродукций воспитатель обращает внимание на цвет, точность изображения предметов, их сходство с реальными объектами.

- Обследование может проводиться детьми самостоятельно под руководством педагога.

  1. Показ способа выполнения работы

      Воспитатель осуществляет полный показ, сопровождая свои действия подробным объяснением.

      Обязательно обращает внимание на технические навыки, сопровождая их обыгрыванием:

 - хорошо прополощем перед тем как взять другую краску, посмотрите, кисточка улыбается

- кисточку возьмите за железное платьице, чтобы её кончик смотрел в потолок

.

    - Полный показ используется в случае освоения новых техник и приемов выполнения работы.

  -   К показу могут привлекаться дети. Н-р: Катя, покажи, как нарисуешь ствол дерева

- использование альтернативных образцов

- Используется частичный показ, н-р: Как рисовать ствол вы уже знаете, я сегодня покажу,  как можно нарисовать пушистые лапки ели;

- К показу привлекаются дети

- Используются схемы поэтапного выполнения работы

- использование альтернативных образцов, выполненных в одном цвете

-Частичный показ

-показ детьми

-схемы, таблицы  последовательного выполнения работы

  1. Пальчиковая гимнастика – в соответствии с темой занятия
  1. Закрепление порядка выполнения работы

Проводит воспитатель.

-закрепление проводим с помощью формообразующих движений

- используем зеркальный показ

Проводится с опорой на опыт детей. Н-р: Ребята кто подскажет, с чего начнем работу? При затруднении детей – воспитатель помогает

- Используем формообразующие движения

Проводится с участием детей, проговариваются все этапы выполнения работы

Дети повторяют самостоятельно, воспитатель помогает в случае затруднения

5.Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель:

- наблюдает за работой детей, напоминает про осанку, правильное положение рук

- напоминает о технических навыках: прополоскать кисточку, излишки воды убираем, рисуем кончиком кисточки)

- напоминает порядок выполнения работы

- осуществляет индивидуальную работу с детьми: помощь в случае затруднения, дает указания, показ на своем листе, использует прием «Рука в руку», поощрение, репродуктивный метод (попробуй  еще раз, нарисуй такой же, но меньше)

- побуждение к творчеству: выбери себе краску, подумай, что нарисуешь, какие детали добавишь?

- за 5 минут до окончания занятия, напоминает о завершении работы

Заключительная часть.

Анализ, рефлексия

-Анализ проводим от лица героя, который приходил в гости         -Хвалим всех

- Хвалим всех, но деликатно указываем на недостатки, даем установку на лучший результат (н-р: Игорь поторопился, вылез за контур предмета, но следующий раз у него все получится)

- Обсуждаем, чему сегодня научились, что было сложным

Анализ проводится совместно с детьми:

- что делали?

-что было сложно?

-чьи работы понравились? Почему?

Дети проводят самоанализ и взаимоанализ

Что получилось? Что не получилось?

Что нового узнали? Установка на будущий успех

Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"

 Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного матер...

Конспект занятия по теме: "Упражнения на подготовку к обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям"

Разработка конспекта по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"

Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...

Дежурство. Виды дежурств в разных возрастных группах. Методика руководства дежурством.

Контрольная работа. Тема: Дежурство. Виды дежурств в разных возрастных группах. Методика руководства дежурством....

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.Главная цель воспитательной работы по ...