Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся комплекса-интерната в процессе овладения профессиональными навыками.
учебно-методический материал на тему
Организация психолого-педагогической помощи в комплексе-интернате — актуальная проблема. Комплекс-интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ – это такой тип профессионального образовательного учреждения, в котором обучающиеся комплексно, в полном объёме, в соответствии с индивидуальной программой, получают различные виды реабилитации. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к выстраиванию процесса сопровождения обучающихся в зависимости от психологических, педагогических, социальных, возрастных характеристик учеников и особенностей их заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad18.03.16.docx | 32.4 КБ |
prezentatsiya_averina_e.p.ppt | 590 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся комплекса-интерната в процессе овладения профессиональными навыками.
Организация психолого-педагогической помощи в комплексе-интернате — актуальная проблема.
Комплекс-интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ – это такой тип профессионального образовательного учреждения, в котором обучающиеся комплексно, в полном объёме, в соответствии с индивидуальной программой, получают различные виды реабилитации. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к выстраиванию процесса сопровождения обучающихся в зависимости от психологических, педагогических, социальных, возрастных характеристик учеников и особенностей их заболеваний.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в комплексе-интернате
– это разворачивающийся во времени процесс взаимосвязанной деятельности педагога, педагога-психолога и обучающегося, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации учеников и оказывать им незамедлительную помощь, решать задачи профессионально-личностного становления обучающегося.
Для определения направлений и задач психолого-педагогического сопровождения в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ необходимо обозначить функции нашего учреждения:
- направление поступающих обучающихся в учебные группы по профессиям, с доступным для них уровнем обучения, рекомендованным врачами МСЭ в ИПР;
- обучение учиться (научить обучающихся работать с учебником и дополнительной литературой, инструкционно-технологическими картами, писать конспекты, работать с опорными сигналами, слушать и слышать, задавать вопросы и т. д.);
- социализация (присвоение норм поведения, принятых в данном социуме, формирование навыков общения со сверстниками, взрослыми и т. д.);
- целеполагание (формирование навыков ставить цели, подбирать социально приемлемые средства для их реализации, видеть себя в социуме сейчас и в перспективе и т. п.);
- коррекция, если это необходимо;
- обучение рациональной организации труда на уроках теоретического и производственного обучения;
- помощь обучающемуся в решении его личных проблем;
- научить заботиться о своем здоровье;
- формирование готовности к совершенствованию профессионального образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся -
- создание в рамках объективно существующей социально-педагогической среды комплекса-интерната таких условий, при которых возможна самореализация личности обучающегося и адаптация его к быстроменяющимся социальным условиям.
Основная задача психолого-педагогического сопровождения –
- оказание оперативной помощи в критических ситуациях, профилактика негармоничного развития, обеспечение комплексного подхода к затруднениям в развитии и социализации обучающегося.
Системообразующим элементом модели психолого-педагогического сопровождения в комплексе-интернате выступают цель, процесс сопровождения, конечный результат. Переменными составляющими являются педагогические условия реализации процесса сопровождения;
- процесс сопровождения реализуется как взаимодействие посредством согласованной деятельности разных уровней и структур системы для достижения совместных целей и результатов профессионально-личностного становления, где ведущей деятельностью является деятельность педагога-психолога
Центральная идея — положение о том, что психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в комплексе-интернате обеспечит всестороннее развитие обучающихся в том случае, если оно осуществляется системно, непрерывно с опорой на позитивный внутренний потенциал развития ученика, и включает взаимодействие вместо воздействия.
Для функционирования и развития модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся в комплексе-интернате определены и созданы необходимые педагогические условия.
Первым условием является неразрывная связь и полноценное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, родителей несовершеннолетних обучающихся с целью обеспечения полноценного личностного развития каждого ученика;
Вторым условием развития и функционирования модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся в комплексе-интернате является программно-методическое обеспечение деятельности психолого-педагогической службы, которое включает в себя целый комплекс учебно-методических и методических материалов − это и адаптированные рабочие программы по теоретическим предметам и производственному обучению, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, дидактический материал к урокам и мероприятиям, методические разработки, методические материалы, инструкций и рекомендаций психолога - педагога по работе с различными категориями обучающихся с учётом возрастных, психофизиологических особенностей, особенностей заболеваний обучающихся, имеющих конкретные нарушения, а именно:
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- нарушения речи;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- нарушения в эмоционально-волевой сфере;
- нарушения, связанными со сложным дефектом;
- нарушениями психического развития.
Третьим, важным условием функционирования модели психолого-педагогического сопровождения является осуществление мониторинга процесса психолого-педагогического сопровождения, включающего систематическое отслеживание статусов (психологического, социального, педагогического) обучающегося и их развитие в ходе целенаправленного профессионального образовательного и коррекционно-воспитательного процессов.
В комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ решающим фактором, обеспечивающим реализацию профессионального образовательного маршрута каждого ученика через психолого-педагогическое сопровождение, выступает совместная деятельность подразделений учреждения, состоящих из педагога-психолога, социального педагога, медицинского персонала, мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей и других работников учреждения. Тем самым, осуществляется многоуровневое и многофакторное управление процессом комплексной деятельности ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ», в результате которого у обучающихся с ОВЗ формируются социальные, профессиональные и личностные компетенции, способствующие развитию их социального капитала.
Организация системы психолого-педагогического сопровождения нами рассматривается через внешние и внутренние факторы. Внешние факторы – это установленные профессиональными образовательными программами алгоритмы освоения профессий. Внутренние факторы – выделение уровней внутри комплекса-интерната (уровень учебной группы по профессии и уровень комплекса-интерната).
Психолого-педагогическое сопровождение начинается с момента обращения обучающегося и, продолжаясь в течение всего периода обучения, способствует достижению поставленных целей в профессиональной реабилитации и направлены на содействие в получении качественного профессионального образования и повышение культурного, физического и нравственного развития будущего специалиста.
Выбор профессии абитуриентами при поступлении на профобучение в комплекс-интернат определяется их индивидуальными психофизическими особенностями и возможностями, особенностями заболеваний, уровнем общего образования и реабилитационным потенциалом в рамках медицинских рекомендаций врачей МСЭ. При этом материально-техническая база нашего учреждения, формы реализации специальных образовательных услуг по профессиональному обучению по адаптированным программам профессиональной подготовки соответствуют образовательным потребностям инвалидов и лиц с ОВЗ и предоставляют необходимые условия для их успешной реабилитации и последующей социально-трудовой интеграции.
От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие, предстоящие успехи обучающихся и процесс их профессионального становления.
Специфика контингента обучающихся в комплексе-интернате, заключающаяся в ограничении способности к обучению вследствие различных заболеваний и дефектов, проявляется по-разному: в ограниченном зрительном, слуховом, тактильном восприятии, в замедленной мыслительной деятельности, в сниженной функции памяти, в нарушении письменной и устной речи, в сниженной общей физической и психической выносливости и др.
Специфика контингента обучающихся комплекса-интерната такова, что среди учеников присутствуют и дети-сироты, и инвалиды и лица без инвалидности, но имеющие ограниченные возможности здоровья. Поэтому вся работа по психолого-педагогическому сопровождению должна проводиться с учётом этих особенностей обучающихся.
На первом году обучения в комплексе-интернате, обучающиеся испытывают проблемы вхождения в коллектив, сложности в получении информации, предлагаемой педагогами на лекциях и практических занятиях. Многие попросту не умеют работать с учебной книгой, испытывают трудности в организации самостоятельной работы.
У обучающихся с нарушениями слуха имеются трудности, связанные с речевым недоразвитием, трудностями речевого общения и переработки словесной информации.
Помимо этого у учеников комплекса-интерната имеются и другие проблемы, связанные с особенностями психического развития, вызванного нарушением опорно-двигательного аппарата, либо внутренними заболеваниями:
- сложности в установлении причинно-следственных отношений,
- трудности в обобщении материала,
- «соскальзывание» с теоретических положений на конкретные факты собственного опыта,
- неумение осуществлять перенос знаний в новую ситуацию.
В комплексе-интернате отрегулирован режим учебных занятий, место и удельный вес тех предметов, которые предполагаются учебным планом, что послужило для разработки и применения сберегающих здоровье методик обучения.
Изменение сущности в организации учебно-воспитательного процесса при условии сохранения содержания профессиональных программ потребовало организации учебного процесса в режиме разгрузки, преодоления комплекса неполноценности и соответствующей тревожности, создания условий психолого-педагогической поддержки и социальной защищенности.
Взаимодействие преподавателя и обучающегося инвалида в процессе обучения долгое время рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат преподавателю, что задерживало формирование активной позиции учеников в учебном процессе. Долгое время без внимания оставались проблемы выработки индивидуальной стратегии овладения знаниями, что в целом неудивительно, так как в условиях коррекционной системы обучения ученик остается в позиции «получателя» знаний, хотя приоритетным началом должна быть его активная позиция на всех этапах обучения, при которой он должен постоянно выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели.
Проведение мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению невозможно без организации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ, который начинается с мероприятий по профессиональной ориентации абитуриентов нашего учреждения и заканчивается этапом содействия трудоустройству с осуществлением мониторинга трудоустройства выпускников.
Иными словами, процесс профессионального образования лиц с ОВЗ является процессом профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.
Таким образом, в комплексе-интернате разработана и внедрена технология организации процесса профессиональной реабилитации через систему психолого-педагогического сопровождения, которая показала эффективность и жизненность в условиях, необходимых для решения задач профессиональной реабилитации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Методист Аверина Е.П.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в комплексе-интернате это разворачивающийся во времени процесс взаимосвязанной деятельности педагога, педагога-психолога и обучающегося, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации учеников и оказывать им незамедлительную помощь, решать задачи профессионально-личностного становления обучающегося.
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся : создание в рамках объективно существующей социально-педагогической среды комплекса-интерната таких условий, при которых возможна самореализация личности обучающегося и адаптация его к быстроменяющимся социальным условиям.
Основная задача психолого-педагогического сопровождения оказание оперативной помощи в критических ситуациях, профилактика негармоничного развития, обеспечение комплексного подхода к затруднениям в развитии и социализации обучающегося.
модель психолого-педагогического сопровождения обучающих ся цель процесс сопровождения конечный результат Основной принцип системность непрерывность с опорой на позитивный внутренний потенциал развития ученика взаимодействие вместо воздействия.
педагогические условия Первое условие- неразрывная связь и полноценное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, родителей несовершеннолетних обучающихся Второе условие - программно-методическое обеспечение деятельности психолого-педагогической службы
методические разработки, методические материалы, инструкции и рекомендации психолога - педагога по работе с различными категориями обучающихся с учётом возрастных, психофизиологических особенностей, особенностей заболеваний обучающихся, имеющих конкретные нарушения, а именно: - нарушения слуха; - нарушения зрения; - нарушения речи; - нарушения опорно-двигательного аппарата; - нарушения в эмоционально-волевой сфере; - нарушения, связанными со сложным дефектом; - нарушениями психического развития.
Третье условие – мониторинг процесса психолого-педагогического сопровождения - систематическое отслеживание психологического, социального, педагогического статусов обучающихся и их развитие в ходе целенаправленного профессионального образовательного и коррекционно-воспитательного процессов.
Особенности профессионального обучения в комплексе-интернате Режим учебных занятий Адаптированные учебные программы личностно-ориентированный подход в обучении применение педагогами сберегающих здоровье методик обучения организации учебного процесса в режиме разгрузки, преодоления комплекса неполноценности и соответствующей тревожности, создания условий психолого-педагогической поддержки и социальной защищенности.
технология организации процесса профессиональной реабилитации через психолого-педагогическое сопровождение мероприятия по профессиональной ориентации абитуриентов Комплексное психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода профессионального обучения всеми подразделениями комплекса-интерната мероприятия по содействию трудоустройству по окончании профессионального обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа повышения квалификации методические особенности реализации программ СПО в условиях интеграционного процесса внедрения профессиональных стандартов
Программа предназначена для педагогических работников в сфере среднего профессионального образования (СПО).Цель образовательной программы ...
Статья Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования».
Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования»....
Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).
Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...
Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже
Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже...
Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей
В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов
Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"
Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...