Статья Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования».
статья на тему
Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_stimulirovaniya_i_motivatsii.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования».
Мотивационные педагогические приемы |
Приемы оптимального педагогического общения | Приемы создания интереса и занимательности | |
Приемы социализации личности | Приемы показа значимости учебного материала | |
Приемы педагогической поддержки | Приемы показа нужности учебного материала |
Распространенным средством активизации учебной деятельности является технология поощрения. Она используется в случае, когда правильно и в срок выполняется определенное учебное действие, при этом исполнитель проявляет активность и творческую самостоятельность. Стимулирующая роль этого этой технологии заключается не только в том, что преподавателем признается успех в учебе или труде обучающегося. Этим приемом превентивно создаются «ситуации успеха» в дальнейшей деятельности и у него укрепляется желание выполнять последующие задания более качественно.
Поощрение может быть направлено на оценку различных сторон деятельности. В частности, на применение рациональных способов решения задач, использование приемов межпредметного характера, получение положительного результата и т.п. Поощрение может быть выражено в виде похвалы, одобрения, выставления положительной отметки.
Похвала как педагогический стимулирующий прием есть выражение преподавателем положительного мнения о работе студента. По своей эмоциональной силе она относится к наиболее эффективным. Её положительное действие распространяется как на отдельного обучающегося, так и на всю группу. С психологической точки зрения индивидуальное воздействие похвалы состоит в том, что похвалой из группы выделяется отдельная личность или общность людей. Эта личность или группа, пусть на короткое время, становятся образцом для подражания, что побуждает остальных поступать таким же образом.
Стимулирующее воздействие похвалы возрастает, если оценивается не только результат выполнения учебной работы или конкретного учебного действия, но принимается во внимание такие критерии как: рациональность способов, какими выполнялось задание, побудительные мотивы учебной деятельности, аккуратность оформления работы и т.п.
Так, хорошо выполненное способным обучающихся задание из-за боязни получить неудовлетворительную оценку не может служить поводом для похвалы. И, наоборот, если студент, от занятия к занятию проявляет интерес к более сложным заданиям и добивается успехов в их выполнении, вполне заслуживает одобрительный отзыв.
Поощрение положительной отметкой используется в случае, когда достигнутый успех фиксируется в журнале или дневнике в условных баллах - отметках. При выставлении положительной отметки учитывается качество достигнутого результата, аккуратность его оформления, качество применяемых приемов и ряд других факторов. Поощряя, положительной отметкой преподаватель должен видеть перспективу развития обучающегося, а так же иметь в виду, как эти отметки повлияют на дальнейшее отношение его к учебной деятельности. Поощрение положительной отметкой как стимулирующее воздействие намного усиливается, если оно осуществляется гласно, отмечаются особенности обстоятельств обеспечивающих получение подобного поощрения.
В качестве регулятора эмоционально-волевого настроя обучающихся используется прием одобрения. Применяется она для периодического воздействия на эмоциональную сферу ученика в том случае, когда он проявил в работе сноровку или нашел оригинальное (нестандартное) решение проблемы. Особое воздействие этот прием оказывает на нерешительных учеников, сомневающихся в правильности выбранного способа обработки деталей и узлов изделия. Одобрение побуждает максимально проявлять волевые усилия, эмоционально «заряжает», вселяет уверенность и прибавляет познавательные силы. Одобрение выражается в форме: «Так хорошо, правильно делаешь, Иванов». «Продолжай выполнять таким же образом». «Это тебе вполне по силам». «С этим ты можешь и должен справиться». Прием одобрения нашел широкое применение благодаря сильному, имплицитному (неявному, скрытому) воздействию на эмоционально-волевую сферу. Он не дает однозначной и конкретной оценки действиям студента (как похвала или положительная отметка), в то же время, обладает значительным мобилизующим действием.
Создание «ситуации успеха» в учебно - познавательной
деятельности, осуществлялся с помощью убеждения. Этот прием педагогического воздействия направлен на формирование сознательного отношения к учебе. Убеждение по своему психологическому воздействию следует рассматривать как влияние одного человека (мастера) на другого (ученика) с целью создания у последнего побуждения к активным действиям. Его применение целесообразно в случае, когда обучающийся не уверен в своих силах, слабо концентрирует волевые усилия в деятельности. Некоторых из них (как правило, наиболее слабых) иногда пугает объем и сложность выполняемого задания. Поэтому помочь преодолеть предубеждение, вселить уверенность, мобилизовать их волю на решение поставленных задач и составляет основную цель убеждения. Например, мастер обращается к ученику: «Иванов, ты это знал, но видимо, забыл. Задание для тебя не такое трудное. Мы выполняли и более сложные. Подумай сначала над этим вопросом (задается наводящий вопрос). Что получается? Дальше решение задания будет гораздо легче» и т.п.
Эффективность этого приема во многом определяется авторитетом обучающего, его знанием индивидуальных особенностей учеников, способностью воздействовать на те стороны психики, которые могут быстрее привести в действие их умственные и физические силы.
С учетом специфики обучающихся: слабослышащих, с ослабленным зрением, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями внутренних органов, а также с легкой степенью умственной отсталости, для успешного обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями, наряду с традиционными средствами обучения на своих уроках производственного обучения, применяю индивидуальные, разноуровневые, тестовые задания, инструкционные карты пооперационной обработки узлов и деталей изделия.
Мотивационное обеспечение на уроках производственного обучения способствует повышению заинтересованности к изучению учебного материала.
Наибольший интерес для меня представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия мастера и обучающихся через реализацию определенного сюжета (деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
На каждом уроке стремлюсь к созданию устойчивой мотивации будущих специалистов. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на применение игровых технологий, которые создают неформальную обстановку на уроке производственного обучения и способствуют самореализации обучающихся. Игровой замысел заключается в названии игры.
Включение технологий «Деловой игры» в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Кроме учебных целей игровые приемы на уроках технологии способствуют формированию положительного отношения к предмету, разряжают напряженный ритм работы, повышается активность обучающихся.
Вот варианты игровых форм, которые я использую на своих уроках.
Игра «Творческая разминка»
Варианты: 1. Мастер называет вид ткани, а обучающиеся называют изделия, которые изготовлены из этой ткани. 2. Мастер называет изделие, а обучающиеся называют виды тканей, из которых его можно изготовить. Способствует развитию творчества, находчивости, способствует гибкости мышления.
Машинное соединение двух разных по величине деталей. Притачать.
Вид застежки, особенно распространенный и делается из разных материалов? (деревянные, железные, пластмассовые) Пуговица.
Назовите «зубастую» застежку, используемая в разных видах одежды. «Молния»
Соединить детали одинаковые по величине, проложив машинную строчку? Стачать.
Анаграммы:
Например: Решить анаграммы и исключить лишнее слово по теме «Элементы материаловедения»:
Етхнология, рпжяа, туко, Ктанаь, Оволнко ,Лхпоачнтки, Лхпоко, Ёлн ктчасевто.
(Технология, ткань, волокно, хлопчатник, хлопок, лен, пряжа, уток, основа, кромка, ткачество; лишнее – кулинария)
Составление и отгадывание анаграмм, кроссвордов требует активизации знаний по заданной теме, ученикам приходиться обращаться к справочной литературе, чтобы набрать необходимое количество терминов или уточнить определение понятий.
Для фронтального опроса на уроках производственного обучения использую методический прием «Светофор». Суть данного приема в следующем: обучающимся выдаю карточки красного, желтого и зеленого цветов. Озвучиваю не вопрос, а утверждение, например: «Стачной шов – это соединение двух или нескольких деталей изделия».
Если обучающиеся согласны с этим утверждением, то они показывают зеленую карточку, не согласны – красную, не знают ответа желтую, таким образом проверяю знания терминологии, поузловой обработки швейных изделий у обучающихся всей группы.
Сущность технологии игрового обучения состоит в оказании психологической и методической помощи обучающимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Мотивационное обеспечение на уроках производственного обучения способствует повышению заинтересованности к изучению учебного материала.
Мастер производственного
обучения Герасимова Н.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля по профессии "Оператор швейного оборудования. Швея"
Рабочая ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов ...
Приёмы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения ими профессиональными навыками
Мотивация обучающихся в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ - это есть внутреннее "проблемное поле", которое генерирует активность личности, актуализирует действия, направленные на и...
Формы и методы урока производственного обучения в группе «Оператор швейного оборудования» 1 курса при изучении темы: «Обработка наволочки».
Формы и методы урока производственного обучения в группе «Оператор швейного оборудования» 1 курса при изучении темы: «Обработка наволочки»....
План конспект открытого урока физвоспитания в ГАПОУ СО «СКИПО» для инвалидов и лиц с ОВЗ на 1 курсе в группе: оператор швейного оборудования
Тема урока: Лёгкая атлетика. Обучение техники метания мяча на дальность двумя руками. Цель: развитие устойчивого интереса к занятиям легкой атлетикой, коррекция и компенсация нарушений физического ра...
Статья на тему: Усвоение обучающимися учебного материала на занятиях профессионального цикла по профессии «Оператор швейного оборудования» в группах с ограниченными возможностями здоровья
Для усвоения обучающимися учебного материала, через развитие его познавательного интереса,полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях, наряду с тр...
Тестовые задания по дисциплине "Технология обработки текстильных изделий" в рамках программы средней профессиональной подготовки по профессии "Оператор швейного оборудования".
Тестовые задания по дисциплине "Технология обработки текстильных изделий" в рамках программы средней профессиональной подготовки по профессии "Оператор швейного оборудования"....
Организация воспитательной работы в группе «Оператор швейного оборудования»
Работа в группе с учащимися...