Подача огнетушащих веществ на тушение пожара из удаленных водоисточников
методическая разработка на тему
Освоить алгоритм расчета подачи огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_meropriyatie_3.docx | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Раменский колледж» | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по дисциплине: Тактика тушения пожаров
в группе 3ПБ/13
Тема: «Подача огнетушащих веществ на тушение пожара из удаленных водоисточников».
Преподаватель: С.Г. Маркин
Дата проведения «14» сентября 2015 г.
Протокол заседания метод. совета ГБПОУ МО «Раменский колледж» от «___» __________2015 г. №___ | Протокол заседания ПЦК «Техногенная безопасность» от «___» __________2015 г. №___ |
Пояснительная записка
к методической разработке практического занятия
по дисциплине «Тактика тушения пожаров»
по теме: «Подача огнетушащих веществ на тушение пожара из удаленных водоисточников».
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих в группах по специальности «Пожарная безопасность».
При проведении данного практического занятия могут быть использованы следующие технологии:
1. Групповые технологии – повышение мотивации обучения. Воспитание культуры общения учащихся, формирование чувства ответственности.
Формирование позитивного отношения к преподаваемой дисциплине.
2. Эдьютейнмент – расширение кругозора, познавательной деятельности обучающихся; формирование у обучающихся определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие у обучающихся внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения; воспитание у обучающихся самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности; приобщение обучающихся к нормам и ценностям общества; адаптация обучающихся к условиям среды.
3. Личностно – ориентированное обучение – создание необходимых условий для обучения и развития каждого обучающегося, учитывая индивидуальную способность усвоения полученной информации Эффективное накопление каждым обучающимся своего опыта. Формирование умений планировать свою деятельность на практическом занятии, правильно распределять рабочее время.
4. Проблемное обучение – творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей за счет создания в сознании обучающихся проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающегося по их разрешению. Пробуждение интереса обучающегося к исследованию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы и т.д. через умственный поиск, ведущий к развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Цели занятия: Рекомендовано для использования в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность»
Познавательный аспект:
- Учить и научить каждого обучающегося самостоятельно добывать навыки и умения.
- Формировать навыки – точные и безошибочно выполненные расчеты, проводимые по требуемому алгоритму.
- Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
- Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на практическом занятии.
Развивающий аспект:
- Развитие мышления – умение мыслить означает овладение следующими методами:
- учить анализировать;
- учить выделять главное;
- учить сравнивать;
- учить строить аналогии;
- обобщать и систематизировать;
- доказывать и опровергать;
- Развитие сенсорной сферы
- Развитие глазомера, ориентирование в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цветов, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
- Развитие двигательной сферы
- Овладение моторикой мелких мышц, умения управлять своими двигательными действиями, развитие двигательной сноровки, соразмерности движений.
Воспитательный аспект:
- «Другие люди»: гуманность, товарищество, доброта, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность.
- «Я»: гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность, честность.
- «Общество и коллектив»: чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченное неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам. Бережное отношение к имуществу, учебным пособиям, максимальная работоспособность.
- «Труд»: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
- «Родина»: добросовестность и ответственность, чувство гордости за ее успехи, озабоченность ее трудностями в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.
Формируемые профессиональные и общие компетенции:
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Тип занятия: Освоить алгоритм расчета подачи огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников.
Вид занятия: Практическое
Межпредметные связи: Теория горения и взрыва; Организация службы и подготовки в подразделениях пожарной охраны.
Учебно-методическое обеспечение: «Сборник задач по основам тактики тушения пожаров (учебное пособие)», ИИ ГПС МЧС России, 2008 год
Ожидаемый результат:
- Обучаемые освоят алгоритм расчета подачи огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников;
- Обучаемые выработают умения анализировать обстановку на пожаре и варианты использования водоисточников;
- Обучаемые приобретут навыки по определению направления ведения действий с учетом использования водоисточников;
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
План занятия
- Организационная часть.
- Практическая часть.
- Заключительная часть.
Ход занятия
- Организационная часть - 5 минут
- Проверка наличия студентов и их подготовленности к занятиям.
- Доведение темы и целей занятия, порядка его проведения.
- Практическая часть - 80 минут.
- Подача огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников (теоретическая часть) - 10 минут.
Водоисточники, расположенные от места пожара на расстоянии более 300 м, считаются удаленными, в силу того, что большинство АЦ не смогут обеспечить подачу воды на тушение вывозимым количеством пожарных рукавов. В этом случае требуемое количество воды на тушение пожара обеспечивается подачей воды в перекачку или ее подвозом к месту пожара. Как показывает практика перекачивать и подвозить воду на тушение пожара можно на любые расстояния. Основным условием является обеспечение бесперебойной подачи воды к месту тушения пожара (ликвидации последствий ЧС).
Подача воды в перекачку. Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором развертывание обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи огнетушащих веществ пожар не принимает интенсивного развития. Это зависит от многих условий, и, в первую очередь, от тактических возможностей гарнизона пожарной охраны. При наличии в гарнизоне одного рукавного автомобиля, для организации подачи воды в перекачку рациональным можно считать расстояние до 2 км, при наличии двух рукавных автомобилей – до 3 км. При отсутствии в гарнизонах рукавных автомобилей перекачку целесообразно осуществлять при расстояниях до водоисточников не более 1 км. В других случаях организуют подвоз воды автоцистернами. Перекачка воды на пожар и ликвидацию последствий ЧС может осуществляться следующими основными способами (рисунок): из насоса ПА в насос ПА; из насоса ПА в цистерну ПА; через промежуточную емкость.
Перекачка осуществляется как по одной, так и по двум рукавным линиям. Для устойчивой работы систем перекачки необходимо на водоисточник устанавливать ПА с наиболее мощным насосом. Подпор в конце магистральной рукавной линии при перекачке должен быть: из насоса в насос – не менее 10 м; из насоса в цистерну – не менее 3,5-4 м; через промежуточную емкость – не менее 2 м.
Подвоз воды к месту пожара. Подвоз воды организуется при удалении водоисточников от места пожара на расстоянии более 2 км. Подвоз воды осуществляется пожарными и хозяйственными автоцистернами. При организации подвоза воды необходимо: рассчитать и сосредоточить у места пожара (ликвидации последствий ЧС) требуемое количество автоцистерн с необходимым резервом; создать у водоисточника пункт заправки автоцистерн; создать у места пожара пункт расхода воды; обеспечить бесперебойность подвоза воды и подачи ее на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Наиболее распространенными способами заправки являются: самостоятельный забор воды пожарной автоцистерной из открытого водоисточника, от гидранта через пожарную колонку («а, е»); заправка емкости автоцистерн пожарной мотопомпой, пожарной машиной («б, в»); заправка автоцистерн с помощью гидроэлеватора и от пожарного крана применяется значительно реже («г, д»).
Варианты расхода воды на месте тушения пожара: при недостаточном количестве АЦ на пожаре («а»); при достаточном количестве АЦ на пожаре («б»); с использованием промежуточной емкости («в»).
2.2. Подача огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников (практическая часть) - 20 минут.
Порядок определения требуемого количества пожарных автомобилей для перекачки воды к месту пожара (ликвидации последствий ЧС):
1. В зависимости от схемы расхода воды на тушение пожара, определяем предельное количество напорных пожарных рукавов в магистральной линии от головного ПА – до места пожара (места установки разветвления), шт.:
, где
– напор на насосе ПА, м; – напор у разветвления ПА (принимается на 10 м больше, чем у насадка ствола (пеногенератора) ; – напор у насадка ствола (пеногенератора); – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) местности, м; – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) приборов тушения пожара, м; – сопротивление пожарного рукава в магистральной рукавной линии; – количество ОВ, проходящих по пожарному рукаву в наиболее загруженной магистральной рукавной линии от головного ПА (расход), л/с.
2. Определяем длину ступени перекачки – в рукавах (предельное расстояние между пожарными автомобилями), шт.:
, где
– напор в конце магистральной линии ступени перекачки (подпор), м; – количество ОВ, проходящих по пожарному рукаву в наиболее загруженной магистральной рукавной линии между ПА в ступени перекачки, (расход), л/с.
3. Определяем общее количество рукавов в магистральной линии – (от водоисточника до места установки разветвления головного автомобиля, с учетом рельефа местности), шт:
,
где: – расстояние от места возникновения ЧС до водоисточника, м; 20 – длина стандартного рукава, м; 1,2 – коэффициент, учитывающий неровности местности.
4. Определяем число ступеней перекачки – :
.
5. Определяем требуемое количество пожарных автомобилей:
.
При установке головного автомобиля у места пожара (ликвидации последствий ЧС) расстояние принимают, как правило, 20 м или фактически оставшееся после определения предельных расстояний между ступенями перекачки.
6. Определяем фактическое расстояние от головного автомобиля до места установки разветвления – (в рукавах) с учетом количества рукавов в ступени перекачки:
.
Полученные значения числа рукавов округляем до целого числа в меньшую сторону. При определении числа ступеней округление производим в большую сторону.
Порядок определения требуемого количества автоцистерн для подвоза воды:
1. Определяем количество автоцистерн – одинакового объема для подвоза воды с учетом бесперебойной работы приборов тушения на пожаре (различие в емкостях цистерн должно составлять не более 20 %), шт.:
,
где: – время следования груженой (заправленной) АЦ от водоисточника к месту пожара, мин.; – время следования порожней (пустой) АЦ от места пожара к водоисточнику, мин.; – время заправки АЦ водой, мин.; – время расхода воды из АЦ на месте пожара, мин.
При одинаковых скоростях движения заправленной и порожней АЦ формула будет иметь вид:
.
2. Определяем время следования АЦ – , мин:
,
где: – расстояние от места пожара (ликвидации последствий ЧС) до водоисточника, км; – скорость движения АЦ, км/ч.
3. Определяем время заправки АЦ – (зависит от способа заправки), мин.:
,
где: – объем цистерны, л; – средняя подача воды насосом, которым заправляют АЦ или расход воды из пожарной колонки, установленной на гидрант, л/мин.
4. Определяем время расхода воды – на месте пожара, мин.:
,
,
где: – число приборов подачи (водяных стволов, СВП, ГПС); – расход воды из приборов подачи, расходующих воду, л/с.
Для обеспечения бесперебойной подачи воды к месту пожара (ликвидации последствий ЧС), при организации подвоза цистернами одинакового объема, необходимо выполнение условия:
.
2.3. Подача огнетушащих веществ на тушение условного пожара из удаленных водоисточников (самостоятельная практическая часть) - 50 минут.
Перекачка воды.
По данным таблицы 1 требуется определить: необходимое количество ПА для подачи воды способом перекачки для тушения пожара; рукава магистральной линии прорезиненные, диаметром 77 мм, напор у ствола – 40 м. Показать схему перекачки.
Подвоз воды.
По данным таблицы 2 требуется определить: необходимое количество АЦ для подвоза воды при тушении пожара (ликвидации последствий ЧС); показать схемы заправки водой АЦ у водоисточника и расхода воды у места пожара.
Таблица 1
№ вар. | Пожарный автомобиль | Расстояние до места ЧС (пожара), м | Количество и тип стволов | Перепад местности, м | Подъем стволов, м |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | АН-40(130Е) | 700 | 2 – РСК-50 | 0 | + 5 |
2 | АНР-40-800 | 1000 | 3 – РСК-50 | + 10 | + 10 |
3 | АНР-40(130) | 900 | 2 – РСК-50 2 – РС-70 | + 5 | 0 |
4 | АНР-40-1400 | 800 | 6 – РСК-50 | – 7 | + 15 |
5 | АНР-60-800 | 950 | 7 – РСК-50 | – 10 | 0 |
Таблица 2
№ вар. | Пожарный автомобиль | Расстояние до места ЧС (пожара), м | Скорость движения, км/ч | Количество и тип стволов | Техника на пункте заправки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | АЦ-40-001-ИР | 3000 | 30 | 2 – РСК-50 | Г-600 |
2 | АЦ-3-40(4326) | 3200 | 35 | 1 – РСК-50 2 – РС-70 | АН-40(130Е) |
3 | АЦ-6,0-40(5557) | 4000 | 40 | 3 – РСК-50 | АЦ-6,0-40(5557) |
4 | АЦ-5,0-40(4310) | 3800 | 45 | 2 – РС-70 | АНР–40(130) |
5 | АЦ-8,0-40(5557) | 3400 | 30 | 1 – РСК-50 2 – РС-70 | АЦ-8,0-40(5557) |
3. Заключительная часть - 5 минут.
- Подведение итогов занятия.
- Раздача заданий для самостоятельной работы.
Составил:
Преподаватель С.Г. Маркин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля "Организация службы пожаротушения и проведения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" для специальности 20.02.04 "Пожарная безопасность"
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная ...
Расчет сил и средств на тушение условного пожара по заданным параметрам
Освоить алгоритм расчета сил и средств на тушение условного пожара по заданным параметрам с учетом обстановки на пожаре, путей распространения пожара и направления ведения действий по тушению условног...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИ ПОЖАРНЫЙ МДК.05.01 Организация и несение службы в подразделениях ГПС МДК.05.02 Тушение пожаров МДК.05.03 Пожарная и аварийно-спасательная техника
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,...
Методическая разработка открытого урока "Первичные средства тушения пожаров"
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплав...
Презентация "Способы тушения лесных пожаров"
Для обеспечения охраны лесов от пожаров в системе лесного хозяйства создана специальная служба (наземная и авиационная), которая обеспечивает выполнение работ по предупреждению возникновения и распрос...
План урока "Средства тушения пожаров"
План урока "Средства тушения пожаров"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ....