Методическая разработка открытого урока "Первичные средства тушения пожаров"
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплавки)) является важной составляющей внедрение в образовательный процесс знаний средств пожаротушения и правильного их применения. Изучив данный материал, студенты будут:
· иметь представление об первичных средствах тушения пожаров;
· знать назначение огнетушителей;
· знать и уметь применять первичные средства тушения пожаров;
уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_ot_i_tb_svarshchik.docx | 276.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОНАКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
Преподаватель:
Колодезная Нина Юрьевна
Редкино
2017
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине ОП.08 «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Разработчик: ____________ Колодезная Н.Ю., преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № _1_ от «_04_» ___сентября___ 2017 г.
Председатель _______________ И.С. Коростелёва
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.08 «Охрана труда и техника безопасности» составлена в соответствии с ФГОС и рабочей программой для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы и методические приемы изучения первичных средств тушения пожаров.
Занятие ориентировано на изучение основных причины возникновения пожаров и взрывов, изучение первичных средств тушения пожаров, ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей.
Для достижения целей и задач урока применены практикоориентированные технологии, прививается интерес к учебной дисциплине и избранной специальности, развиваются способности использовать полученные знания в обычных жизненных ситуациях, активизируются обратная связь с учениками и наличие межпредметных связей.
Это занятие имеет большое значение в будущей профессиональной деятельности обучающихся, поэтому преподаватель должен создать все условия для формирования у них положительной мотивации к изучаемому предмету
Общие сведения об открытом занятии
Специальность: | 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) |
Регламент занятия: | 45 минут |
Тема раздела рабочей программы: | Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров |
Тема занятия: | Первичные средства тушения пожаров |
Тип занятия: | Учебное занятие по первичному изучению и закреплению материала |
Форма организации образовательного процесса: | Лекционное занятие с использованием активных методов работы со студентами. |
Междисциплинарные связи: | ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы. ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей. ПМ.03. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку. ПМ.04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений. |
Технологии обучения: | Практикоориентированные технологии. |
Цели учебного занятия: | ||
Образовательные (дидактические): | Основные причины возникновения пожаров и взрывов, изучение первичных средств тушения пожаров, ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей. Формирование следующих умений и знаний, в соответствии с ФГОС и рабочей программой учебной дисциплины «Охрана труда и техника безопасности». умения: - использовать противопожарную технику; знания: - меры предупреждения пожаров и взрывов; - основные причины возникновения пожаров и взрывов. | |
Развивающие: | Развитие у студентов рациональных приемов и способов мышления; познавательной активности. Формирование общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | |
Воспитательные: | Привитие интереса к учебной дисциплине и избранной специальности; развитие способности использовать полученные знания в обычных жизненных ситуациях. Формирование общих компетенций: ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | |
Методические: | Активизация процесса обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов. Активизация творческого освоения содержания учебного материала и способов действий. |
Обеспечение учебного занятия:
Аппаратное обеспечение: огнетушители ОХП-10, ОВП-10, ОУ-2, ОП-5 (или их макеты), пожарный щит с инвентарем (или его макет).
Учебно-методическое Стенды, плакаты;
обеспечение: раздаточный материал (Таблица 1,Таблица 2);
методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов, задания по теме занятия.
В учебном занятии применяются следующие методы контроля и проверки умений и знаний студентов:
- наблюдение за активностью студентов по ходу занятия;
- проверка правильности формулирования ответов на вопросы и выводов, правильности выполнения практических задач;
- проверка грамотного ведения конспекта занятия (конспектирование теоретического материала, заполнение таблиц и т.д.).
Список использованных источников
- О.Н.Куликов, Е.И. Ролин. Охрана труда при производстве сварочных работ: учебник для проф. образования, М.,Академия,2016 г.
- Никифоров Н.И. Пособие по безопасному проведению сварочных работ. «Издательство НЦ ЭНАС» М., 2007.
Содержание этапов занятия
1 этап.Организационный (2 минуты)
- Приветствие
- Проверка отсутствующих
- Проверка состояния рабочих мест студентов
2 этап. Мотивация деятельности студентов (3 минут)
- Сообщение темы и постановка цели учебного занятия
- Информация об основных этапах занятия
Цели занятия: научиться применять ручные огнетушители, ознакомиться с их конструкциями и принципом действия.
Преподаватель: Ребята, сегодня мы продолжим изучать пожарную безопасность, ознакомимся с первичными средствами тушения пожаров. После изучения новой темы «Первичные средства тушения пожаров» Вам предстоит выполнить задания на закрепление новой темы и на повторение материала по теме «Анализ возможных причин возникновения пожаров».
3 этап. Первичное изучение и закрепление нового материала (25 мин)
- Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями. Изучить устройство и принцип действия огнетушителей.
Преподаватель: Область применения огнегасительных веществ:
- дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.;
- горючие жидкости (мазут, краски, масла);
- легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин);
- спирты;
- электроустановки под напряжением;
- ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.);
- одежда на человеке.
Ручные огнетушители.
В качестве первичных средств пожаротушения применяют воду, песок, асбестовое полотно (или куски кошмы, грубого сукна), различные огнетушители.
Вода обладает хорошими огнегасящими свойствами вследствие высокой теплоемкости и большой теплоты парообразования. Резервуар для воды должен быть объемом не менее 0,2 м3 и укомплектован ведрами. Воду нельзя применять для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензин, керосин, минеральные масла) и для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением.
Песок используют для тушения небольших очагов воспламенения электропроводки и горючих жидкостей (мазута, красок, масла и т. п.). Хранят его в ящиках (вместимостью 0,5, 1 или 3 м3) вместе с совковой лопатой во всех цехах и производственных помещениях. Асбестовое полотно должно быть размером не менее 1x1 м. В местах хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей оно может быть увеличено до 2x1,5 м или 2x2 м. Асбестовое полотно набрасывают на горящую поверхность и тем самым изолируют ее от окружающей среды. Используют его также для защиты от огня ценного оборудования, закрытия печей и отверстий в трубах с горючими материалами. Хранят в водонепроницаемом футляре (чехле), один раз в три месяца просушивают и очищают от пыли.
Огнетушители являются наиболее надежным средством при тушении загораний до прибытия пожарных подразделений.
В настоящее время промышленностью изготавливаются несколько типов огнетушителей, предназначенных для тушения загораний в различных условиях. В качестве огнегасящего вещества в огнетушителях используется химическая и воздушно-механическая пена, углекислота, специальные порошки.
Ручные химический и воздушно-пенный огнетушители представлены на рис. 1.
В огнетушителе ОХП-10 пена образуется в результате химической реакции, происходящей при смешивании щелочной и кислотной частей заряда. Пена под давлением, которое создается в корпусе огнетушителя, выбрасывается струей через насадку. В огнетушителе ОХП-10 кислотная часть заряда заключена в полиэтиленовый стакан, закрытый резиновым колпаком, а щелочная часть заряда находится в корпусе. Огнетушитель предназначен для быстрого тушения небольших загораний твердых и жидких веществ, за исключением щелочей – калия, натрия, магния, а также спирта. Нельзя использовать его на оборудовании, находящемся под напряжением. Огнетушитель рекомендуется использовать на стационарных объектах, на транспорте, на сельскохозяйственных машинах и агрегатах. Осматривают огнетушители один раз в месяц; заряд проверяют один раз в год.
Рис. 1. Ручные огнетушители: а – химический пенный огнетушитель ОХП-10; б – воздушно-пенный огнетушитель ОВП-10
Чтобы привести огнетушитель ОХП-10 в действие, нужно повернуть рукоятку на 180° в вертикальной плоскости (при этом откроется клапан кислотного стакана) и перевернуть огнетушитель вверх днищем. Кислотная часть заряда выливается в корпус и смешивается со щелочной частью заряда; образующуюся струю пены направляют на очаг пожара.
Принцип действия воздушно-пенного огнетушителя основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь выдавливается газом через каналы и сифонную трубку. В насадке
пенообразователь перемешивается с засасываемым воздухом, и образуется пена. Она попадает на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Для приведения в действие воздушно-пенного огнетушителя необходимо снять пломбу, выдернуть чеку, направить насадку на очаг пожара и нажать на рычаг.
Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2 (ОУ-5, ОУ-8) предназначен для тушения загораний в небольшом количестве всех видов горючих и тлеющих материалов (кроме кинопленки на нитрооснове), а также электроустановок, находящихся под напряжением. В качестве огнетушащего средства в ОУ-2 применяется углекислый газ. Его огнетушащие свойства основаны на снижении концентрации кислорода в воздухе до такой величины, при которой горение прекращается, а также понижении температуры зоны горения. Углекислый газ имеет ряд достоинств: он не портит соприкасающиеся с ним предметы, неэлектропроводен, не изменяет в процессе хранения своих качеств.
К недостаткам углекислого газа следует отнести его токсичность при больших концентрациях в воздухе, поэтому углекислотный огнетушитель нельзя применять в малых помещениях. Зарядом в углекислотных огнетушителях служит жидкая углекислота, которая в момент приведения огнетушителя в действие быстро испаряется, образуя твердую углекислоту («снег») и углекислый газ.
Огнетушитель углекислотный представляет собой стальной баллон, в горловину которого встроена рукоятка с раструбом (рис. 2).
У огнетушителя ОУ-2 раструб присоединен к корпусу шарнирно. Кроме того, огнетушитель имеет предохранительное устройство мембранного типа, которое автоматически разряжает баллон огнетушителя при повышении в нем давления сверхдопустимого.
Рис. 2. Углекислотный огнетушитель ОУ-2
Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб в горизонтальное положение и нажать на рычаг, а затем направить струю заряда на огонь. При работе углекислотного огнетушителя нельзя касаться раструба, так как температура его за счет испарения жидкого углекислого газа понижается до —70 °C. В случае попадания пены в глаза их следует промыть чистой водой или 2 %-ным раствором борной кислоты.
Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 3) предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях, тракторах и других машинах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от —50 до +50 °C.
Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.
Чтобы привести в действие огнетушитель ОП-5 необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок; через 5 секунд приступить к тушению пожара.
Рис. 3. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником давления ОП-5
4 этап. Систематизация полученных знаний и проверка качества усвоения нового материала (12 мин).
- Определение области применения огнегасительных веществ.
Преподаватель: используя теоретические сведения конспекта, заполните таблицу Преподаватель раздаёт карточки с заданием.
Таблица 1.
п/п | Отнегаситель-ные вещества | Огнегасительные свойства | В какой области нельзя применять (вписать соответствующую букву из примечания) | |||
охлаждающее | изолирующее | разбавляющее | ингиби-рующее(замедляющее) | |||
1 | Вода | |||||
2 | Песок | |||||
3 | Покрывало из войлока, брезента ит, п. | |||||
4 | Химическая пена | |||||
5 | Углекислота | |||||
6 | Порошки |
Студенты выполняют задание.
Преподаватель: В завершении нашего занятия проверьте самих себя, как хорошо вы освоили материал по теме «Первичные средства тушения пожаров» и ответьте на вопрос какие существуют первичные средства пожаротушения?
Преподаватель: Скажите, пожалуйста, у кого возникли трудности с ответами на задания?
Преподаватель и студенты обсуждают правильные ответы.
- Задание на дом
Преподаватель благодарит студентов за работу и задает домашнее задание. Подготовить сообщения по данным темам, которые записываются в тетради ответить на вопросы и заполнить таблицу 2:
Таблица 2.
Вопросы:
- Как устроены ручные огнетушители ОХП-10, ОУ-2, ОП-1?
- Каков принцип действия каждого огнетушителя?
- Какие существуют ограничения использования указанных огнетушителей?
5 этап. Подведение итогов и рефлексия проделанной работы (3 мин.)
- Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения и результатов усвоения изученного материала
- Подведение итогов учебного занятия преподавателем, выставление оценок
Преподаватель: Все ли справлялись с выполнением заданий преподавателя? Почему важно знать принцип действия первичных средств тушения пожаров и правильно их применения в вашей будущей профессиональной деятельности?
Студенты обсуждают, насколько хорошо ими освоена тема и о значимости ее для них, как специалистов.
Преподаватель благодарит студентов за работу на занятии, выставляет оценки наиболее активным студентам, анализируя их успехи, и анализирует работу группы в целом.
Преподаватель:
ГБПОУ Конаковский колледж Н.Ю. Колодезная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»
Аннотация Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ, направлена на профессиональное совершенствование. Работа ...
Методическая разработка урока по теме "Лесные пожары"
Открытый урок по междисциплинарному курсу "Охрана и защита леса", тема "Лесные пожары"...
Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» по теме: Учет затрат на ремонт основных средств
Методическая разработка открытого урока включает подробный план-конспект, задания для решения в аудитории. Презентация к уроку прилагается....
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
План урока "Средства тушения пожаров"
План урока "Средства тушения пожаров"...
Методическая разработка открытого урока по вождению транспортного средства в условиях реального дорожного движения
Данная разработка предназначена для мастеров производственного обучения вождению. Она особенно актуальна, в связи с последними изменениями в правилах приема государственного экзамена на право упр...