Методическая разработка открытого урока "Первичные средства тушения пожаров"
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплавки)) является важной составляющей внедрение в образовательный процесс знаний средств пожаротушения и правильного их применения. Изучив данный материал, студенты будут:
· иметь представление об первичных средствах тушения пожаров;
· знать назначение огнетушителей;
· знать и уметь применять первичные средства тушения пожаров;
уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 276.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОНАКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
Преподаватель:
Колодезная Нина Юрьевна
Редкино
2017
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине ОП.08 «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Разработчик: ____________ Колодезная Н.Ю., преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № _1_ от «_04_» ___сентября___ 2017 г.
Председатель _______________ И.С. Коростелёва
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.08 «Охрана труда и техника безопасности» составлена в соответствии с ФГОС и рабочей программой для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы и методические приемы изучения первичных средств тушения пожаров.
Занятие ориентировано на изучение основных причины возникновения пожаров и взрывов, изучение первичных средств тушения пожаров, ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей.
Для достижения целей и задач урока применены практикоориентированные технологии, прививается интерес к учебной дисциплине и избранной специальности, развиваются способности использовать полученные знания в обычных жизненных ситуациях, активизируются обратная связь с учениками и наличие межпредметных связей.
Это занятие имеет большое значение в будущей профессиональной деятельности обучающихся, поэтому преподаватель должен создать все условия для формирования у них положительной мотивации к изучаемому предмету
Общие сведения об открытом занятии
Специальность: | 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) |
Регламент занятия: | 45 минут |
Тема раздела рабочей программы: | Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров |
Тема занятия: | Первичные средства тушения пожаров |
Тип занятия: | Учебное занятие по первичному изучению и закреплению материала |
Форма организации образовательного процесса: | Лекционное занятие с использованием активных методов работы со студентами. |
Междисциплинарные связи: | ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы. ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей. ПМ.03. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку. ПМ.04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений. |
Технологии обучения: | Практикоориентированные технологии. |
Цели учебного занятия: | ||
Образовательные (дидактические): | Основные причины возникновения пожаров и взрывов, изучение первичных средств тушения пожаров, ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей. Формирование следующих умений и знаний, в соответствии с ФГОС и рабочей программой учебной дисциплины «Охрана труда и техника безопасности». умения: - использовать противопожарную технику; знания: - меры предупреждения пожаров и взрывов; - основные причины возникновения пожаров и взрывов. | |
Развивающие: | Развитие у студентов рациональных приемов и способов мышления; познавательной активности. Формирование общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | |
Воспитательные: | Привитие интереса к учебной дисциплине и избранной специальности; развитие способности использовать полученные знания в обычных жизненных ситуациях. Формирование общих компетенций: ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | |
Методические: | Активизация процесса обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов. Активизация творческого освоения содержания учебного материала и способов действий. |
Обеспечение учебного занятия:
Аппаратное обеспечение: огнетушители ОХП-10, ОВП-10, ОУ-2, ОП-5 (или их макеты), пожарный щит с инвентарем (или его макет).
Учебно-методическое Стенды, плакаты;
обеспечение: раздаточный материал (Таблица 1,Таблица 2);
методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов, задания по теме занятия.
В учебном занятии применяются следующие методы контроля и проверки умений и знаний студентов:
- наблюдение за активностью студентов по ходу занятия;
- проверка правильности формулирования ответов на вопросы и выводов, правильности выполнения практических задач;
- проверка грамотного ведения конспекта занятия (конспектирование теоретического материала, заполнение таблиц и т.д.).
Список использованных источников
- О.Н.Куликов, Е.И. Ролин. Охрана труда при производстве сварочных работ: учебник для проф. образования, М.,Академия,2016 г.
- Никифоров Н.И. Пособие по безопасному проведению сварочных работ. «Издательство НЦ ЭНАС» М., 2007.
Содержание этапов занятия
1 этап.Организационный (2 минуты)
- Приветствие
- Проверка отсутствующих
- Проверка состояния рабочих мест студентов
2 этап. Мотивация деятельности студентов (3 минут)
- Сообщение темы и постановка цели учебного занятия
- Информация об основных этапах занятия
Цели занятия: научиться применять ручные огнетушители, ознакомиться с их конструкциями и принципом действия.
Преподаватель: Ребята, сегодня мы продолжим изучать пожарную безопасность, ознакомимся с первичными средствами тушения пожаров. После изучения новой темы «Первичные средства тушения пожаров» Вам предстоит выполнить задания на закрепление новой темы и на повторение материала по теме «Анализ возможных причин возникновения пожаров».
3 этап. Первичное изучение и закрепление нового материала (25 мин)
- Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями. Изучить устройство и принцип действия огнетушителей.
Преподаватель: Область применения огнегасительных веществ:
- дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.;
- горючие жидкости (мазут, краски, масла);
- легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин);
- спирты;
- электроустановки под напряжением;
- ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.);
- одежда на человеке.
Ручные огнетушители.
В качестве первичных средств пожаротушения применяют воду, песок, асбестовое полотно (или куски кошмы, грубого сукна), различные огнетушители.
Вода обладает хорошими огнегасящими свойствами вследствие высокой теплоемкости и большой теплоты парообразования. Резервуар для воды должен быть объемом не менее 0,2 м3 и укомплектован ведрами. Воду нельзя применять для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензин, керосин, минеральные масла) и для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением.
Песок используют для тушения небольших очагов воспламенения электропроводки и горючих жидкостей (мазута, красок, масла и т. п.). Хранят его в ящиках (вместимостью 0,5, 1 или 3 м3) вместе с совковой лопатой во всех цехах и производственных помещениях. Асбестовое полотно должно быть размером не менее 1x1 м. В местах хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей оно может быть увеличено до 2x1,5 м или 2x2 м. Асбестовое полотно набрасывают на горящую поверхность и тем самым изолируют ее от окружающей среды. Используют его также для защиты от огня ценного оборудования, закрытия печей и отверстий в трубах с горючими материалами. Хранят в водонепроницаемом футляре (чехле), один раз в три месяца просушивают и очищают от пыли.
Огнетушители являются наиболее надежным средством при тушении загораний до прибытия пожарных подразделений.
В настоящее время промышленностью изготавливаются несколько типов огнетушителей, предназначенных для тушения загораний в различных условиях. В качестве огнегасящего вещества в огнетушителях используется химическая и воздушно-механическая пена, углекислота, специальные порошки.
Ручные химический и воздушно-пенный огнетушители представлены на рис. 1.
В огнетушителе ОХП-10 пена образуется в результате химической реакции, происходящей при смешивании щелочной и кислотной частей заряда. Пена под давлением, которое создается в корпусе огнетушителя, выбрасывается струей через насадку. В огнетушителе ОХП-10 кислотная часть заряда заключена в полиэтиленовый стакан, закрытый резиновым колпаком, а щелочная часть заряда находится в корпусе. Огнетушитель предназначен для быстрого тушения небольших загораний твердых и жидких веществ, за исключением щелочей – калия, натрия, магния, а также спирта. Нельзя использовать его на оборудовании, находящемся под напряжением. Огнетушитель рекомендуется использовать на стационарных объектах, на транспорте, на сельскохозяйственных машинах и агрегатах. Осматривают огнетушители один раз в месяц; заряд проверяют один раз в год.
Рис. 1. Ручные огнетушители: а – химический пенный огнетушитель ОХП-10; б – воздушно-пенный огнетушитель ОВП-10
Чтобы привести огнетушитель ОХП-10 в действие, нужно повернуть рукоятку на 180° в вертикальной плоскости (при этом откроется клапан кислотного стакана) и перевернуть огнетушитель вверх днищем. Кислотная часть заряда выливается в корпус и смешивается со щелочной частью заряда; образующуюся струю пены направляют на очаг пожара.
Принцип действия воздушно-пенного огнетушителя основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь выдавливается газом через каналы и сифонную трубку. В насадке
пенообразователь перемешивается с засасываемым воздухом, и образуется пена. Она попадает на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Для приведения в действие воздушно-пенного огнетушителя необходимо снять пломбу, выдернуть чеку, направить насадку на очаг пожара и нажать на рычаг.
Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2 (ОУ-5, ОУ-8) предназначен для тушения загораний в небольшом количестве всех видов горючих и тлеющих материалов (кроме кинопленки на нитрооснове), а также электроустановок, находящихся под напряжением. В качестве огнетушащего средства в ОУ-2 применяется углекислый газ. Его огнетушащие свойства основаны на снижении концентрации кислорода в воздухе до такой величины, при которой горение прекращается, а также понижении температуры зоны горения. Углекислый газ имеет ряд достоинств: он не портит соприкасающиеся с ним предметы, неэлектропроводен, не изменяет в процессе хранения своих качеств.
К недостаткам углекислого газа следует отнести его токсичность при больших концентрациях в воздухе, поэтому углекислотный огнетушитель нельзя применять в малых помещениях. Зарядом в углекислотных огнетушителях служит жидкая углекислота, которая в момент приведения огнетушителя в действие быстро испаряется, образуя твердую углекислоту («снег») и углекислый газ.
Огнетушитель углекислотный представляет собой стальной баллон, в горловину которого встроена рукоятка с раструбом (рис. 2).
У огнетушителя ОУ-2 раструб присоединен к корпусу шарнирно. Кроме того, огнетушитель имеет предохранительное устройство мембранного типа, которое автоматически разряжает баллон огнетушителя при повышении в нем давления сверхдопустимого.
Рис. 2. Углекислотный огнетушитель ОУ-2
Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб в горизонтальное положение и нажать на рычаг, а затем направить струю заряда на огонь. При работе углекислотного огнетушителя нельзя касаться раструба, так как температура его за счет испарения жидкого углекислого газа понижается до —70 °C. В случае попадания пены в глаза их следует промыть чистой водой или 2 %-ным раствором борной кислоты.
Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 3) предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях, тракторах и других машинах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от —50 до +50 °C.
Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.
Чтобы привести в действие огнетушитель ОП-5 необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок; через 5 секунд приступить к тушению пожара.
Рис. 3. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником давления ОП-5
4 этап. Систематизация полученных знаний и проверка качества усвоения нового материала (12 мин).
- Определение области применения огнегасительных веществ.
Преподаватель: используя теоретические сведения конспекта, заполните таблицу Преподаватель раздаёт карточки с заданием.
Таблица 1.
п/п | Отнегаситель-ные вещества | Огнегасительные свойства | В какой области нельзя применять (вписать соответствующую букву из примечания) | |||
охлаждающее | изолирующее | разбавляющее | ингиби-рующее(замедляющее) | |||
1 | Вода | |||||
2 | Песок | |||||
3 | Покрывало из войлока, брезента ит, п. | |||||
4 | Химическая пена | |||||
5 | Углекислота | |||||
6 | Порошки |
Студенты выполняют задание.
Преподаватель: В завершении нашего занятия проверьте самих себя, как хорошо вы освоили материал по теме «Первичные средства тушения пожаров» и ответьте на вопрос какие существуют первичные средства пожаротушения?
Преподаватель: Скажите, пожалуйста, у кого возникли трудности с ответами на задания?
Преподаватель и студенты обсуждают правильные ответы.
- Задание на дом
Преподаватель благодарит студентов за работу и задает домашнее задание. Подготовить сообщения по данным темам, которые записываются в тетради ответить на вопросы и заполнить таблицу 2:
Таблица 2.
Вопросы:
- Как устроены ручные огнетушители ОХП-10, ОУ-2, ОП-1?
- Каков принцип действия каждого огнетушителя?
- Какие существуют ограничения использования указанных огнетушителей?
5 этап. Подведение итогов и рефлексия проделанной работы (3 мин.)
- Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения и результатов усвоения изученного материала
- Подведение итогов учебного занятия преподавателем, выставление оценок
Преподаватель: Все ли справлялись с выполнением заданий преподавателя? Почему важно знать принцип действия первичных средств тушения пожаров и правильно их применения в вашей будущей профессиональной деятельности?
Студенты обсуждают, насколько хорошо ими освоена тема и о значимости ее для них, как специалистов.
Преподаватель благодарит студентов за работу на занятии, выставляет оценки наиболее активным студентам, анализируя их успехи, и анализирует работу группы в целом.
Преподаватель:
ГБПОУ Конаковский колледж Н.Ю. Колодезная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»
Аннотация Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ, направлена на профессиональное совершенствование. Работа ...
Методическая разработка урока по теме "Лесные пожары"
Открытый урок по междисциплинарному курсу "Охрана и защита леса", тема "Лесные пожары"...
Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» по теме: Учет затрат на ремонт основных средств
Методическая разработка открытого урока включает подробный план-конспект, задания для решения в аудитории. Презентация к уроку прилагается....

Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...

Методическая разработка открытого урока по вождению транспортного средства в условиях реального дорожного движения
Данная разработка предназначена для мастеров производственного обучения вождению. Она особенно актуальна, в связи с последними изменениями в правилах приема государственного экзамена на право упр...