Использование программно-целевого подхода при составлении образовательных программ инструментальной секции ДХС «Искра» ДДЮТ «На Ленской»
методическая разработка на тему
В настоящей работе предпринята попытка разработки некоторых рекомендаций для государственных бюджетных учреждений дополнительного образования детей, в частности, для предметов художественного направления, реализующих долговременные программы. Представленные идеи могут быть интересны методистам, руководителям учреждений дополнительного образования детей, а также могут быть использованы для научной разработки темы. Эти рекомендации могут быть внедрены в новые образовательные программы государственных бюджетных учреждений дополнительного образования детей.
За последние годы снизился общий уровень успеваемости обучающихся по действующим программам, назрела необходимость пересмотра и переработки модифицированных программ.
1.Новые программы решат проблему некоторого методического несоответствия между действующими долговременными образовательными программами и реальными потребностями обучающихся.
2. Внедрение этих программных изменений позволят улучшить финансовую составляющую.
Суть предложенных рекомендаций в изменении 7-летних программ обучения предметов художественного цикла на трехуровневые краткосрочные программы в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.
Это позволит точнее учитывать социальный заказ поступающих обучаться, экономнее расходовать финансовые, кадровые и временные ресурсы, реализовывать принцип непрерывности образования. Кроме того, позволит шире использовать вариативность обучения в стенах одного учреждения, поможет в самоопределении и профориентации выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование программно-целевого подхода
при составлении образовательных программ инструментальной секции
ДХС «Искра» ДДЮТ «На Ленской»
Программно-целевой подход в образовании реализуется повсеместно посредством федеральных, муниципальных и региональных целевых программ. Данный подход позволяет выявить наиболее актуальные проблемы образования, выработать мероприятия по достижению поставленных целей, а также скоординировать действия всех подразделений.
В современной теории образования находят отражение два основных вида программ: программы развития образовательных систем и образовательные программы. Оба вида могут выступать в качестве целевых.
Образовательные программы обладают признаками целевых программ лишь в случае их взаимосвязанности с программами развития образовательных систем и согласованности с ними.
В 2015 году была принята к реализации Программа развития ДДЮТ «На Ленской» на период 2015-2020 гг. «Творчество – диалог – действие».
Цель программы развития ДДЮТ: определение приоритетов в области обучения, воспитания и социализации учащихся ДДЮТ «На Ленской», основных направлений и механизмов развития учреждения, «учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе» «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.).[1]
Дворец выстраивает модель опережающей (лидерской) стратегии, суть которой состоит в том, чтобы «опираясь на научные знания, внедряя новые методики, совершенствовать учебно-воспитательный процесс, занимать ведущую позицию среди учреждений дополнительного образования».
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 12 п. 5, ст. 28 п. 3, 6) образовательные программы самостоятельно разрабатываются педагогическими работниками и методистами, и утверждаются организацией, осуществляющую образовательную деятельность.
Основными целями и задачами дополнительных образовательных программ является обеспечение обучения, воспитания и развития детей.
Важно создать условия для развития ребенка, найти мотивации к творчеству, укрепить психическое и физическое здоровье, работать во взаимодействии с семьей обучающихся.
За последние годы снизился общий уровень успеваемости обучающихся по действующим программам, назрела необходимость пересмотра и переработки модифицированных программ.
Образовательная программа – это внутренний образовательный стандарт, обусловленный как федеральной образовательной политикой и логикой развития региональной и муниципальной системы образования, так и образовательными запросами обучающихся и их родителей, с учетом особенностей и возможностей Дворца. Однако любые стандарты могут быть, как некий ориентир при занятиях в дополнительном обучении, так как, при отсутствии музыкальных способностей ребенок не сможет им соответствовать. И, наоборот, при обучении одаренного ребенка нет смысла тормозить его развитие.
Используя программно-целевой подход к решению существующих проблем, предлагаю разделить обучение на три отдельных уровня.
I уровень программы – «начальный», с облегченной упрощенной программой для детей, которые хотят получить общие начальные представления о предмете. Продолжительность обучения 1-3 года. Она будет соответствовать начальным годам обучения с корректировкой на индивидуальные способности. На этом обучение завершается.
II уровень программы – «углубленный», для детей, которые успешно справились с I уровнем программы, и выразили желание продолжить обучение. Продолжительность 2 года. Будут учитываться пожелания ребенка и его родителей, отзыв педагога.
III уровень программы – «предпрофессиональный», для обучающихся, успешно освоивших предыдущий объем знаний и желающих продолжить обучение. Продолжительность 2-3 года, с возможностью согласования индивидуального плана для конкретного ученика, вплоть до окончания школы и поступления в профильные высшие или средние специальные заведения.
Это могут быть три уровня единой программы или три раздельные программы в комплекте программ по предмету. Первая – общеразвивающая программа, вторая – специализированная программа, третья – предпрофессиональная.
Применительно к инструментальной секции ДХС «Искра» ДДЮТ «На Ленской» эти рекомендации выглядят следующим образом:
I уровень программы – для детей, которые хотят познакомиться с инструментом, получить общие представления об игре на нем, подборе по слуху, разборе простых нотных текстов. Они будут заниматься по программе начальных классов, и на этом заканчивать обучение на инструменте. Кроме того, есть ребята со слабыми музыкальными данными, и продолжать обучение по программе не имеет никакого смысла. I уровень программы вполне удовлетворит их запрос, и будет включать: знакомство с инструментом, овладение первоначальными навыками игры на выбранном инструменте. Программа будет соответствовать начальным классам с корректировкой на индивидуальные способности.
Во II уровне программы предлагаю более глубокое изучение материала, соответствующее уровню средних классов музыкальных объединений. После 4-5 лет освоения программы заканчивать обучение, потому что основную часть обучающихся интересует общее гармоничное развитие, так называемая «игра для себя», а не профессиональные навыки. Будут учитываться пожелания ребенка и его родителей, отзыв педагога.
III уровень программы – это предпрофессиональная направленность. Три последующих года и далее, вплоть до окончания общеобразовательной школы и возможного поступления в профильные учебные заведения, занятия будут включать глубокое изучение предмета, работу над серьезным репертуаром.
Рассмотрим ожидаемые результаты от внедрения этих рекомендаций.
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
- Экономное использование ресурсов:
- финансовых – внедрение предложенных изменений позволит сократить расходование средств на обучение детей, обучающихся по первому и второму уровню программ.
- кадровых – трехуровневая программа позволит рациональнее использовать имеющийся кадровый потенциал.
- временных – высвобождаемое время используется для обучения большего контингента обучающихся. Понятно, что если время реализации программы уменьшается из-за разных потребностей ребенка, то вместо 7 лет на обучение каждого ученика будет затрачено меньше: от 1-3 лет до 4-5. Экономия временного ресурса происходит за счет конкретизации индивидуальных целей обучающихся. Рациональное использование времени при достижении ожидаемого результата соответствует принципу программно-целевого подхода, в частности ФЦП Развития образования на 2016-2020 гг.
- Вариативность обучения в стенах одного учреждения. Возможность внедрения 3-уровневой программы позволит ребенку успеть пройти обучение в другом или нескольких других творческих объединениях. Занимаясь углубленно по 7-летней программе, обучающиеся лишаются возможности попробовать себя в других областях знаний. В дополнительном образовании разработаны разнообразные программы, способные удовлетворить любые запросы обучающихся.
- Преемственность, реализация принципа непрерывности образования – предпрофессиональный уровень послужит заполнением «вакуума» после прохождения 7-летней программы перед поступлением в профильное учреждение.
- Возможность получить начальное образования в различных областях
знаний. Как показывает практика, ребенок, занимающийся по нескольким программам одновременно, не успевает качественно освоить материал. Возникает необходимость прекратить занятия в каком-то объединении. Это всегда стрессовая ситуация для ребенка, для родителей. Занимаясь по разноуровневой программе можно спрогнозировать ожидаемые результаты уже после первого месяца обучения. После окончания I уровня освоения программы выпускник начинает заниматься чем-то другим: журналистикой, информатикой, авиамоделированием и т. д.
5. Самоопределение. Получив представление о различных направлениях в сфере образования, обучающиеся смогут осознанно сделать свой выбор.
6. Профориентация. Наличие многоуровневого обучения позволяет определиться с будущей профессией.
Подводя итог, можно сказать, что программно-целевой подход в образовании учитывает глобальные образовательные цели, осуществляется при помощи программ развития образования и согласованных с ними образовательных программ.
Список использованной литературы
- Об образовании в Российской Федерации: Федеративный закон Российской Федерации от 21.12.2012 года № 273-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р // СПС Консультант Плюс.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295 // СПС Консультант Плюс.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением правительства российской федерации от 29 мая 2015 г. N996-р // СПС Консультант Плюс.
- Программа развития ДДЮТ «На Ленской» на период 2015-2020 гг. «Творчество – диалог – действие» [Электронный ресурс]. – СПб, 2015. – Режим доступа: http://na-lenskoy.ru/docs/ProgrammaRazvitya.pdf (Дата обращения 22.02.2016).
- Стефанов Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика: учебник. – М.: Прогресс, 2011. – 315 с.
[1]Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением правительства российской федерации от 29 мая 2015 г. N996-р // СПС Консультант Плюс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности применения системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения обучающимися образовательных программ"
В статье раскрываются особенности системно-деятельностного подхода, лежащего в основе новой образовательной парадигмы. Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как...
Обновление содержания образовательной программы в контексте компетентностного подхода.
Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.Правит...
Образовательная программа "Инструментальный ансамбль(скрипка)" 2018-2019 уч.год
Образовательная программа "Инструментальный ансамбль(скрипка) 2018-2019 уч.год....
«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.Жан-Жак Руссо...
Конспект занятия с использованием ЭОР «История Петербургского метрополитена» к образовательной программе «Пешеходная грамота»
В работе представлен конспект занятия, проведенного в ДДЮТ Московского района ИУЦ "Автоград" в объединении "Пешеходная грамота". Тема занятия: «Метрополитен. История Пет...
«Подходы к составлению индивидуального образовательного маршрута для одаренного дошкольника»
Методическая разработка станет помощью в пошаговом составлении индивидуального образовательного маршрута для одаренного дошкольника...