«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
статья
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
Жан-Жак Руссо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
Жан-Жак Руссо
Какой студент поспорит с великим французским философом? Правда сейчас, жителям XXI века, можно только позавидовать: компьютерные технологии дают больше возможностей провести урок намного интереснее, разнообразнее и продуктивнее. Мы можем изложить материал своим студентам так, что учёба может быть не менее увлекательной, чем игра с помощью гаджетов, и они обязательно захотят читать и узнавать ещё больше!
Успешное обучение сейчас сложно представить без педагогически грамотного и энергичного преподавателя, который может предложить детям нечто большее, чем обыкновенный урок. А задача наставника заинтересовать познанием.
В настоящее время для активизации деятельности студентов применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники.
Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает развитие электронного обучения и дистанционного образования.
Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. Поэтому в настоящее время идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в образовательных учреждения всех уровней образования и в системе повышения квалификации.
Понятие "электронное обучение" сегодня употребляется наряду с термином "дистанционное обучение". Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ.
Электронное обучение (ЭО) - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний.
Если говорить простым языком, то ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.
Еще од.но назва.н.ие ЭОР – это ЦОР ил.и ц.ифровые образователь.ные ресурсы, так как сч.итается, что компьютер использует ц.ифровые способы зап.ис.и/воспро.изведе.н.ия.
Сч.итается, что ЭО - это обуче.н.ие высочайшего уров.ня пр.и н.изк.их затратах, повыше.н.ие мот.ивац.и.и обучаемых и четк.ий ко.нтроль за всем.и участ.н.икам.и процесса на всех его этапах.
Как.ие ЭОР используются в нашем тех.н.икуме?
Тесты в программе Mytest, в.идеорол.ик.и, программы Word, PoverPoit, Eclel, 1С бухгалтер.ия, Credo, Co.mpas, между.народ.ные в.идеоко.нфере.нц.и.и, электро.н.ные тре.нажёры и др.
Мало используем возмож.ност.и и.нтеракт.ив.ной доск.и, а у нас их две.
Электро.н.ные учеб.но-метод.ическ.ие комплексы, включающ.ие в себя электро.н.ный учеб.н.ик, практ.ическ.ие работы, и.нтеракт.ив.ные схемы, ко.нтроль.но-оце.ноч.ные средства, разработа.ны, напр.имер, Издательск.им це.нтром Академ.ия, где созда.на С.истема электро.н.ного обуче.н.ия «Академ.ия-Мед.иа» – у.н.икаль.ное программ.ное реше.н.ие для управле.н.ия учеб.ным процессом в формате ble.nded lear.ni.ng (смеша.н.ного обуче.н.ия) как ауд.итор.но, так и д.иста.нц.ио.н.но, и орга.н.изац.и.и эффект.ив.ной самостоятель.ной работы студе.нтов.
Как.ие ЭОР мы не используем? В.иртуаль.ные лаборатор.и.и, и.нтеракт.ив.ные модел.и, электро.н.ные учеб.н.ик.и, электро.н.ные б.ибл.иотек.и.
.И по.нят.но почему: первая пр.ич.и.на, все ц.ифровые а.налог.и стоят де.нег; вторая пр.ич.и.на, не все ауд.итор.и.и оборудова.ны ПК; третья пр.ич.и.на, работа с использова.н.ием ц.ифры требует больше време.н.ных затрат у преподавателя и т.д.
Д.иста.нц.ио.н.ная тех.нолог.ия обуче.н.ия на совреме.н.ном этапе - это совокуп.ность методов и средств обуче.н.ия, обеспеч.ивающ.их проведе.н.ие учеб.ного процесса на расстоя.н.и.и на ос.нове использова.н.ия совреме.н.ных и.нформац.ио.н.ных и телекомму.н.икац.ио.н.ных тех.нолог.ий.
.Использова.н.ие д.иста.нц.ио.н.ных тех.нолог.ий в образова.н.и.и повышает возмож.ность вар.иат.ив.ност.и способов получе.н.ия образова.н.ия, облегчает доступ к и.нформац.и.и преподавателей и студе.нтов, позволяет по-.новому орга.н.изовать их вза.имодейств.ие, способствует разв.ит.ию поз.наватель.ной самостоятель.ност.и студе.нта.
К ос.нов.ным способам использова.н.ия ДТО в от.носятся следующ.ие способы:
- Д.иста.нц.ио.н.ная поддержка образова.н.ия детей с огра.н.иче.н.ным.и возмож.ностям.и здоровья:
- сохра.не.н.ие ко.нт.и.нге.нта учащ.ихся;
- реал.изац.ия программ допол.н.итель.ного образова.н.ия;
- орга.н.изац.ия обуче.н.ия по общеобразователь.ным программам,
- Д.иста.нц.ио.н.ная поддержка образова.н.ия одаре.н.ных детей:
- заоч.ные туры ол.имп.иад;
- д.иста.нц.ио.н.ные факультат.ивы по разл.ич.ным предметам;
- д.иста.нц.ио.н.ные ко.нсультац.и.и;
- д.иста.нц.ио.н.ные в.иктор.и.ны, ко.нкурсы.
- Проф.иль.ное обуче.н.ие с использова.н.ием д.иста.нц.ио.н.ных образователь.ных тех.нолог.ий.
- Орга.н.изац.ия д.иста.нц.ио.н.ного ко.нтроля з.на.н.ий учащ.ихся.
- Орга.н.изац.ия допол.н.итель.ных элект.ив.ных курсов.
- Экстер.нат.
- Урок.и с использова.н.ием д.иста.нц.ио.н.ных образователь.ных тех.нолог.ий для пропускающ.их за.нят.ия студе.нтов по пр.ич.и.нам болез.н.и.
Сегод.ня существуют пять в.идов д.иста.нц.ио.н.ного обуче.н.ия:
1) Курсы на ос.нове "кейс-тех.нолог.ий" и средств ИКТ. Средством связ.и в да.н.ном случае является электро.н.ная почта и факс.им.иль.ная связь. Обучаемые по электро.н.ной почте получают учеб.ные матер.иалы и отсылают п.исьме.н.ные отчеты и результаты самостоятель.но выпол.не.н.ных практ.ическ.их работ и зада.н.ий. В качестве учеб.ных матер.иалов могут быть использова.ны в.идео- и ауд.иокассеты, лазер.ные д.иск.и и д.искеты с компьютер.ным.и программам.и учеб.ного наз.наче.н.ия.
2) "Вещатель.ные" курсы. В процессе обуче.н.ия используются учеб.ные телепередач.и, которые и.нтегр.ируются в учеб.ное расп.иса.н.ие оч.ных курсов, так.им образом допол.няя учеб.ные программы. В качестве обрат.ной связ.и используются ка.налы электро.н.ной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчет.ные матер.иалы.
3) Учеб.ные телеко.нфере.нц.и.и и в.идеоко.нфере.нц.и.и. Эт.и два в.ида ко.нфере.нц.ий часто объед.и.няются в учеб.ном процессе: телеко.нфере.нц.и.и используются на началь.ных этапах учеб.ной деятель.ност.и для тра.нсляц.и.и теорет.ического матер.иала, ауд.ио- и в.идеоко.нфере.нц.ий, для сем.и.нарской ил.и проект.ной работы в небольш.их группах. Обучаемые работают над сво.им.и проектам.и, а с помощью ко.нфере.нц.ий соб.ираются вместе для демо.нстрац.и.и отчетов, их обсужде.н.ия, коорд.и.нац.и.и учеб.ной и исследовательской деятель.ност.и, получе.н.ия ко.нсультац.и.и со сторо.ны преподавателя и пр.
4) Курсы на ос.нове компьютер.ных обучающ.их с.истем. С электро.н.ным.и учеб.ным.и изда.н.иям.и, как прав.ило, входящ.им.и в учеб.но-метод.ическ.ий комплект и состоящ.им.и из учеб.н.ика, учеб.ных пла.нов, д.идакт.ическ.их матер.иалов, обучающ.ийся может работать авто.ном.но на своем компьютере ил.и непосредстве.н.но в сет.и И.нтер.нет. Для осуществле.н.ия обрат.ной связ.и ш.ироко используется электро.н.ная почта и телеко.нфере.нц.и.и.
5) И.нтер.нет-курсы. В да.н.ном случае д.иста.нц.ио.н.ное обуче.н.ие орга.н.изова.но в среде И.нтер.нет с использова.н.ием и.нтеракт.ив.ных Web-учеб.н.иков, электро.н.ной почты, сп.исков рассылк.и, чатов и телеко.нфере.нц.ий для осуществле.н.ия обрат.ной связ.и, компьютер.ных моделей и с.имуляц.ий.
.На.иболее распростра.не.н.ным.и в настоящее время являются так.ие в.иды обуче.н.ия, как курсы на ос.нове "кейс-тех.нолог.ий" и средств ИКТ, И.нтер.нет-курсы. Это обусловле.но тем, что да.н.ные тех.нолог.и.и являются от.нос.итель.но недорог.им.и, но в то же время обладают рядом досто.и.нств, в качестве которых мож.но выдел.ить операт.ив.ную передачу на любые расстоя.н.ия и.нформац.и.и любого объема и в.ида; дл.итель.ное хра.не.н.ие и.нформац.и.и в памят.и компьютера с помощью электро.н.ной почты; возмож.ность редакт.ирова.н.ия, распечатк.и и.нформац.и.и и т.п.; возмож.ность доступа к разл.ич.ным источ.н.икам и.нформац.и.и (удале.н.ным базам да.н.ных, м.ногоч.исле.н.ным ко.нфере.нц.иям и т.п.) через с.истему И.нтер.нет; возмож.ность и.нтеракт.ив.ност.и и операт.ив.ной обрат.ной связ.и в ходе д.иалога с преподавателем ил.и с друг.им.и участ.н.икам.и обучающего курса; возмож.ность орга.н.изац.и.и телекомму.н.икац.ио.н.ных проектов, ко.нфере.нц.ий.
Переч.исле.н.ные орга.н.изац.ио.н.ные формы от.нюдь не исчерпывают весь орга.н.изац.ио.н.но-педагог.ическ.ий поте.нц.иал д.иста.нц.ио.н.ного обуче.н.ия. Сегод.ня появляются новые формы орга.н.изац.и.и д.иста.нц.ио.н.ного педагог.ического вза.имодейств.ия, новые в.иды учеб.ных зада.н.ий, ор.ие.нт.ирующ.ие студе.нтов на выработку уме.н.ий самостоятель.ного по.иска и обработк.и и.нформац.и.и в сет.и И.нтер.нет.
В нашем учеб.ном заведе.н.и.и мы используем возмож.ност.и и.нтер.нет-курсов повыше.н.ия квал.иф.икац.ий преподавателей не первый год. И можем назвать как плюсы, так и м.и.нусы д.иста.нц.ио.н.ного обуче.н.ия.
Также нам.и ш.ироко используются возмож.ност.и и.нтер.нет-ол.имп.иад и и.нтер.нет-ко.нкурсов.
Пр.и реал.изац.и.и образователь.ных программ с пр.име.не.н.ием электро.н.ного обуче.н.ия, д.иста.нц.ио.н.ных образователь.ных тех.нолог.ий в орга.н.изац.и.и, осуществляющей образователь.ную деятель.ность, долж.ны быть созда.ны услов.ия для фу.нкц.ио.н.ирова.н.ия электро.н.ной и.нформац.ио.н.но-образователь.ной среды, включающей в себя электро.н.ные и.нформац.ио.н.ные ресурсы, электро.н.ные образователь.ные ресурсы, совокуп.ность и.нформац.ио.н.ных тех.нолог.ий, телекомму.н.икац.ио.н.ных тех.нолог.ий, соответствующ.их тех.нолог.ическ.их средств и обеспеч.ивающей освое.н.ие обучающ.им.ися образователь.ных программ в пол.ном объеме незав.ис.имо от места нахожде.н.ия обучающ.ихся.
Соглас.но новым Федераль.ным государстве.н.ным образователь.ным ста.ндартам в образователь.ных учрежде.н.иях долж.на быть сформ.ирова.на и.нформац.ио.н.но-образователь.ная среда, которая, в том ч.исле, в рамках д.иста.нц.ио.н.ного образова.н.ия долж.на обеспеч.ивать вза.имодейств.ие всех участ.н.иков образователь.ного процесса: обучающ.ихся, их род.ителей (зако.н.ных представ.ителей), педагог.ическ.их работ.н.иков, орга.нов управле.н.ия в сфере образова.н.ия, обществе.н.ност.и.
Пр.и реал.изац.и.и образователь.ных программ ил.и их частей с пр.име.не.н.ием электро.н.ного обуче.н.ия, д.иста.нц.ио.н.ных образователь.ных тех.нолог.ий:
- орга.н.изац.и.и оказывают учеб.но-метод.ическую помощь обучающ.имся, в том ч.исле в форме и.нд.ив.идуаль.ных ко.нсультац.ий, оказываемых д.иста.нц.ио.н.но с использова.н.ием и.нформац.ио.н.ных и телекомму.н.икац.ио.н.ных тех.нолог.ий;
- орга.н.изац.и.и самостоятель.но определяют объем ауд.итор.ной нагрузк.и и соот.ноше.н.ие объема за.нят.ий, провод.имых путем непосредстве.н.ного вза.имодейств.ия педагог.ического работ.н.ика с обучающ.имся, и учеб.ных за.нят.ий с пр.име.не.н.ием ЭО, ДОТ; допускается отсутств.ие ауд.итор.ных за.нят.ий;
- местом осуществле.н.ия образователь.ной деятель.ност.и является место нахожде.н.ия орга.н.изац.и.и ил.и ее ф.ил.иала незав.ис.имо от места нахожде.н.ия обучающ.ихся.
Од.на из самых с.иль.ных сторо.н с.истемы ЭО, ДОТ − это ш.ирок.ие возмож.ност.и для комму.н.икац.и.и.
.Наряду со сказа.н.ным выше, еще од.н.им аргуме.нтом в пользу использова.н.ия ЭО, ДОТ в обуче.н.и.и является то, что д.иста.нц.ио.н.ные образователь.ные тех.нолог.и.и являются частью пр.иор.итет.ного нац.ио.наль.ного проекта «Образова.н.ие» по направле.н.ию «.И.нформат.изац.ия образова.н.ия».
В процессе реал.изац.и.и этого процесса могут воз.н.ик.нуть труд.ност.и. В соответств.и.и с пр.иказом М.и.н.истерства образова.н.ия и наук.и РФ пр.и орга.н.изац.и.и учеб.ного процесса с использова.н.ием д.иста.нц.ио.н.ных образователь.ных тех.нолог.ий «…все обучающ.иеся долж.ны обеспеч.иваться образователь.ным учрежде.н.ием ил.и располагать собстве.н.ным.и (л.ибо аре.ндова.н.ным.и) учеб.ным.и рабоч.им.и местам.и, ос.наще.н.ным.и для реал.изац.и.и да.н.ного обуче.н.ия. Под учеб.ным рабоч.им местом, ос.наще.н.ным для д.иста.нц.ио.н.ного обуче.н.ия, по.н.имается компьютер со средствам.и мульт.имед.иа и выходом в и.нтер.нет для проведе.н.ия всех в.идов учеб.ных за.нят.ий, текущего ко.нтроля з.на.н.ий и промежуточ.ной аттестац.и.и. Каждому преподавателю долж.ны быть обеспече.ны возмож.ность вза.имодейств.ия с обучающимися в синхронном и/или асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом. Но современная жизнь диктует свое: мы видим, что сейчас уже каждый третий обучающийся имеет в своем распоряжении компьютер (ноутбук, нетбук и пр.) с постоянным доступом к сети Интернет. Поэтому эта трудность решается достаточно успешно».
Работа со студентами имеет особую специфику. Ведь студенты не могут в полной мере сами планировать свой образовательный процесс, есть проблемы с доступом к цифровым ресурсам в определённых моделях обучения. Стоит принять во внимание еще и то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Поэтому необходимо учесть, что обучающийся должен обладать навыками самостоятельной работы и что контроль будет осуществляться в основном в тестовой форме. Это подразумевает минимальную подготовку тестируемых к данной форме контроля.
Говорить же о качестве электронного обучения, можно предположить, что при «умной» и осмысленной организации использования ЭО, ДОТ можно добиться не только положительных результатов обучения, но и в ряде случаев решить острые проблемы организации учебного процесса (так называемое «индивидуальное обучение»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения
Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества обра...
Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...
Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»
Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с...
Презентация "О проблемах использования дистанционных образовательных технологий при получении образования в заочной форме обучения"
Дистанционное обучение – современная форма организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий....
Инфраструктура информационно-образовательной среды в контексте использования электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе инклюзивного профессионального образования инвалидов
Выступление на семинаре...
Выполнение программ практик студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» с использованием дистанционных образовательных технологий
Выполнение программ практик студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» с использованием дистанционных образовательных технологий...
Лучшие практики смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития цифровых компетенций выпускников колледжей
Лучшие практики смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития цифровых компетенций выпускников колледжей...