Статья "Особенности применения системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения обучающимися образовательных программ"
статья по теме
В статье раскрываются особенности системно-деятельностного подхода, лежащего в основе новой образовательной парадигмы. Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления и способность анализировать, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, действовать на основе привлечения собственного жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах собственного знания и незнания.
С материалами статьи мы выступали на областном методическом объединении преподавателей иностранного языка и заседании кафедры общеобразовательных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_statya.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности применения системно-деятельностного подхода
в достижении результатов освоения обучающимися
образовательных программ
В настоящее время объяснительно-иллюстративный метод обучения, традиционный для парадигмы российского образования, утратил свою актуальность, так как требовал отношения к студенту как к объекту педагогического воздействия. Изменения в восприятии обучающегося как активного субъекта познания, партнера в обучении повлекли за собой выдвижение на первый план системно-деятельностного подхода, призванного воспитать творческую личность.
Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления и способность анализировать, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, действовать на основе привлечения собственного жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах собственного знания и незнания.
Обучение в контексте данного подхода становится процессом активного познания, раскрывающего перед студентом возможности для развития креативности и формирования ответственности за результаты своего труда.
Обучающийся становится деятелем в образовательном процессе, а преподавателю отводится роль организатора и управленца. Закономерно возникают новые роли для преподавателя - модератор, тьютор. Для каждого обучающегося создается индивидуальная образовательная траектория за счет привлечения в процесс обучения личностного опыта, в том числе опыта познания. Преподаватель призван создавать для каждого студента ситуацию успеха.
Стратегической целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности. А основными развивающими задачами в контексте данного подхода выступают развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты своего труда, умения рефлексировать.
Этот подход открывает широкие возможности для самостоятельного успешного усвоения студентами новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В проектировании образовательного процесса учитываются результаты обучения и воспитания, представленные в виде ключевых компетенций и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания, в строении самой учебной деятельности, включая осознание студентами её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия подразумевают наличие мотивации к обучению.
К функциям универсальных учебных действий относятся:
- обеспечение возможностей студента самостоятельно осуществлять такое действие, как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
- личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся и нравственно-этическое оценивание (когда четко осознаны категории «хорошо» и «плохо»); смыслообразование (умение видеть персональный смысл обучения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- познавательные:
- общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
- логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
- постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
- коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);
- регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.
В концепции системно-деятельностного подхода происходит смещение акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения в традиционной знаниевой парадигме на формирование общеучебных умений, развитие самостоятельности учебных действий, умения учиться через системное включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность.
Организация образовательного процесса осуществляется посредством планирования совместной деятельности преподавателя и студентов на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Суть системно-деятельностного подхода в обучении можно условно выразить следующим образом. Формирование личности обучающегося, в частности когнитивного аспекта, происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания» в ходе выполнения специальных условий, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания и имеющийся опыт, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Это осуществляется благодаря стимулированию познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Обучающийся приобретает опыт самостоятельного действия в ситуации неопределённости при решении актуальных для него проблем.
Данный подход предполагает учет возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов, роли и значения видов деятельности и форм общения преподавателя с обучающимися и студентами друг с другом (разные типы коммуникации – «преподаватель-студент», «студент-студент», «студент-группа студентов»). Подход успешно реализуется благодаря принципам развивающего обучения, направленного на становление и совершенствование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, познавательной, социальной, личностной.
Реализация системно-деятельностного подхода требует соблюдения ряда условий:
- наличия у обучающихся познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение студентами определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у студентов умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Для включения студентов в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью (личностным опытом) и с интересами студентов;
2. планировать занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
3. привлекать для обсуждения прошлый опыт студентов;
4. оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Учет индивидуальных возможностей обучающихся и их образовательного уровня предполагает подбор и авторскую разработку преподавателем интересных и увлекательных заданий, выполняя которые студенты учатся целеполаганию, самостоятельной постановке проблемы, открытию новых знаний в ходе мини-исследования, творческому характеру деятельности, решению познавательных задач в ситуации неопределенности. При этом задача преподавателя – направить исследовательскую активность студентов таким образом, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы занятия (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
К методам реализации системно-деятельностного подхода можно отнести:
- проектный (включающий в себя различные виды деятельности, способствующие развитию студента)
- ролевые \ деловые игры
- проблемный метод
- исследовательский метод
- метод решения практических задач
- коллективной творческой деятельности
- поисковый метод
- дискуссионный метод
- коммуникативный
Указанные методы свидетельствуют об интерактивности процесса обучения, предполагающего взаимодействие субъектов образовательного процесса.
В связи с этим выделим технологии реализации системно-деятельностного подхода:
- Информационные и коммуникативные технологии.
- Технологии создания и решения учебных ситуаций, актуальных для изучения окружающего мира.
- Технологии реализации проектной деятельности.
- Технологии уровневой дифференциации обучения.
При этом наиболее подходящими типами занятий, в рамках которых возможна реализация данных методов, являются следующие:
• урок открытия нового знания;
• урок рефлексии;
• урок построения системы знаний;
• урок развивающего контроля.
Перечислим критерии результативности занятия в контексте системно-деятельностного подхода:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от преподавателя к студенту.
- Преподаватель систематически обучает студентов осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
- Преподаватель владеет технологией диалога, обучает студентов ставить и адресовать вопросы.
- Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит студентов работать по правилу и творчески.
- На занятии ставятся задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, используя для этого специальные приемы, включая дифференцированную технологию обучения.
- Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого студента, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Преподаватель принимает и поощряет, выражаемую студентом, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На занятии осуществляется глубокое личностное воздействие «преподаватель – студент» (через отношения, совместную деятельность и т.д.), когда занятие приобретает характер события, избавленного от формализма и готового, универсального результата.
Структура занятия в контексте системно-деятельностного подхода включает следующие этапы:
- Мотивация к учебной деятельности;
- Актуализация знаний;
- Проблемное объяснение нового знания;
- Первичное закрепление во внешней речи;
- Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь);
- Включение нового знания в систему знаний и повторение;
- Рефлексия.
Рассмотрим подробно выделенные этапы (на примере урока открытия нового знания):
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование студента к учебной деятельности на занятии, а именно:
1) создаются условия для возникновения у студента внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2. Актуализация и пробное учебное действие
На данном этапе организуется подготовка и мотивация студентов к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование студентов к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе организуется выход студента в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) студенты соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе обучающиеся определяют цель занятия – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные студентами, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: студенты самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) студента ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, преподаватель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог урока)
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка студентами собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Таким образом, мы рассмотрели особенности системно-деятельностного подхода как одной из ведущих образовательных технологий, способствующих становлению личности обучающегося как активного субъекта познания и жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ
Содержит данные по результатам промежуточных и итоговых аттестаций...
Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ
Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации...
Применение системно-деятельностного подхода на уроках учебной практики у студентов СПО
Выступление на Региональном семинаре "Трансляция профессионального опыта преподавателя (мастера п/о) образовательного учреждения СПО" 16 апреля 2019 г....
2.1.-2.2. Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)
2.1.-2.2. Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)...
Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» в рамках самообразования педагога
Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» в рамках самообразования педагога...
Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
Папка профессиональных достижений: Ефановой Нины Леонидовны...
Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении»
Пояснительная записка Программа по применение системно - деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплинам «Организация бухгалтерского учета в банках» составлена в соответ...