Обновление содержания образовательной программы в контексте компетентностного подхода.
презентация к уроку на тему
Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования.Давайте рассмотрим, в каких разделах, и какие компетенции формируются в результате реализации моей программы. Моя программа называется «Бисероплетение», рассчитана на 3 года обучения. Мы рассмотрим на первом году обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_dop.obraz_.doc | 61.5 КБ |
kompetentnost_v_oblasti_razrabotki_obrazovatelnoy_programmy_i_vyrabotki_2.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Обновление содержания образовательной программы в контексте компетентностного подхода.
Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования.
В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.
Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.
В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций.
Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром. В этой связи необходимо реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог должен перейти к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей.
Компетентностный подход в образовании – это своеобразный ответ на вызовы времени, его проблемы, в котором происходит, прежде всего, становление индивидуальности, свободной личности гражданского общества, а затем уже и личности мира рыночной экономики.
Образование с точки зрения компетентностного подхода не сводится исключительно только к приобретению суммы «познавательных» и профессиональных навыков, а предполагает развитие способности постоянно учиться. При компетентностном подходе образовательный процесс выполняет роль главного условия и основного средства целенаправленной подготовки человека к самообразованию. Только при сформированном опыте самообразовательной деятельности человек, являясь субъектом своей познавательной деятельности, может достигнуть тех высоких целей, которые ставит перед ним жизнь. Построенный таким образом образовательный процесс на основе компетентностного подхода позволяет подготовить человека к жизни в условиях неопределенности.
Для системы дополнительного образования интерес представляет подход к пониманию компетентности британского психолога Равена. У Равена компетентность выступает в качестве ведущего содержательного основания, позволяющего сформулировать четыре важнейших следствия о необходимости:
- во-первых, пересмотра взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все ученики могут стать компетентностными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств.
- во-вторых, переформулировки целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
- в-третьих, изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов;
- в-четвертых, радикального отказа от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.
Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития учащихся в образовательном процессе. Следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах.
Для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, свой круг познавательных задач и соответствующие им способы решения.
Существуют несколько мнений ученых и политиков, определяющих и раскрывающих понятие «ключевые компетенции». В нашей республике доминирует точка зрения Хуторского Андрея Викторовича. Работая над изменениями в своей программе, я опиралась на его «ключевые компетенции».
Давайте рассмотрим, в каких разделах, и какие компетенции формируются в результате реализации моей программы. Моя программа называется «Бисероплетение», рассчитана на 3 года обучения. Мы рассмотрим на первом году обучения.
На вводном занятии мы с детьми знакомимся с Т.Б. и планированием на год. Все виды компетентности необходимы и самоценны, в процессе обучения ребёнка они обогащаются и взаимодействуют между собой, но какая-то из них является приоритетной, а другие второстепенными. При обсуждении вариантов практических работ по заданным темам, учащиеся оговаривают варианты практических заданий, какие бы они хотели сделать. Каждый ребенок, обдумывая себе работу, основывается на свои потребности. Здесь формируется внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования. Таким образом, в данной теме приоритетной является ценностно-смысловая компетентность, а учебно-познавательная второстепенной.
При изучении темы «Бисерная азбука», формируется учебно-познавательная компетенция. Так например, для изучения законов цвета, учащиеся экспериментальным путём определяют влияние 1 цвета на другой.
Пример: Как сказочно выглядят созревшие красные яблоки в саду на фоне зелени! Сорвите одно, отнесите в комнату и положите его на оранжевую скатерть. Что произошло? Почему яблоко словно погасло, как бы утратив энергию своего цвета? Оранжевый — тоже яркий и близкий к красному цвет. Поэтому и впечатление другое. Зеленый подчеркивал яркость красного, а оранжевый — заглушил, объединил, сделал целостную цветовую гамму.
Формы контроля продумываются с позиции компетентности. При обсуждении пройденной темы, детям вдаются карточки со схемами и сплетёнными изделиями. Дети должны выявить с помощью отдельных признаков характерные для определённой игрушки способ плетения. Уметь объединить предметы по общему признаку (такие же как, лишний..)
В третьем разделе «Игрушки из бисера» делается упор на информационную компетентность. Основная работа направлена на получение информации самостоятельно. Детям дается задание найти дополнительную информацию об определенном насекомом, которое мы будем плести на следующем уроке. Умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее, вот чего я добиваюсь от ребят на этих занятиях. Для тех, кто не успел выполнить задание, схема расположена на моей страничке в интернете. В перспективе такой альбом будет выложен на нашем сайте. Так же здесь формируется ценностно-смысловая компетенция. При плетении игрушки каждый сам для себя выбирает форму и размер бисера это видно на фото.
Четвёртый раздел «Подарочный ассортимент». В этом разделе формируется коммуникативная компетенция, так как здесь дети работают по группам, изготавливая коллективные работы, такие как подарок ветерану, изготовление сувениров на национальные праздники. Идут совместные обсуждения, ребята, учатся слушать своих товарищей, учатся договариться о том, что они будут делать, на каком празднике, что лучше подарить и как подарить.
В теме «Украшения» ребёнок овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании. То, есть он учится, использовать несложные схемы для решения поставленных практических задач. В начале раздела даются техники плетения и ребята плетут по заданной схеме. Приступая к творческой работе, ребёнок сам для себя определяет цвет бисера, размер изделия, может что-то добавить к своему украшению (колокольчик, бусинку). Форму контроля в этой теме я выбрала «Защита работы». Что бы можно было отследить, как ребёнок самосовершенствуется.
Общекультурная компетентность формируется в процессе изучения темы «Вышивка». При изучении данной темы, мы знакомимся с традициями удмуртского и русского народа. Рассматриваем и изучаем элементы костюмов, орнаментов, в этом нам помогает музей, который находится у нас в Центре Детского Творчества. Освоив приёмы вышивки, ребёнок может сделать новую работу или доделать незаконченную дома, решив при этом проблему организации свободного времени.
В целом освоенность тех или иных компетенции в учебном процессе можно оценивать как по результату решения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения.
Чтобы убедиться, что разработанное занятие действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить наших ребят.
Основой учебной самостоятельности ребёнка является адекватная самооценка: уверенность в себе и самокритичность. Когда ребёнок говорит: «Я это могу», он говорит сразу о двух вещах. Во-первых, он сообщает о вере в собственные возможности. Во-вторых, он сообщает о том, что считает себя компетентным взяться за это дело.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. (Стратегия модернизации образования в РФ)
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе развивающее обучение; проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; игровые технологии; информационно-коммуникативные технологии; групповые технологии; компетентностный подход; деятельностный подход; личностно-ориентированный подход Организационные формы: учебная исследовательская деятельность; изготовление учебных продуктов; работа в системе погружения ;
Учебно-тематический план 1 года обучения. № Тема занятий Теория Практика Всего Формы контроля компетен 1. Вводное занятие, ТБ 1 1 2 Практич. задание Цен.-смысл .
№ Тема занятий Теория Практика Всего Формы контроля компетен 2. Бисерная азбука: 2.1 законы цвета 2.2 приемы плетения 1 1 1 7 10 беседа Учебно-познавате
№ Тема занятий Теория Практика Всего Формы контроля компетен 3. Игрушки из бисера 3.1 техника плетения 3.2 соединение деталей 3.3 соединение видов бисера 3.4 наращивание проволоки 3.5 творческая работа 1 1 1 1 13 1 5 3 6 32 викторина информационные
№ Тема занятий Теория Практика Всего Формы контроля компетен 4. Подарочный ассортимент 4.1ажурное плетение 4.2элементы плетения 1 1 5 13 20 праздники Коммуник .
№ Тема занятий Теория Практика Всего Формы контроля компетен 5. Украшения 5.1цветоведение 5.2 техника плетения 5.3 виды плетения серёжек 5.4 элементы плетения 5.5 творческая работа 1 1 1 2 1 15 3 18 8 50 Защита работы Личностно- Самосовер .
№ Тема занятий Теория Практика Всего Формы контроля компетен 6. Вышивка 6.1 цветоведение 6.2 виды швов 6.3 творческая работа 6.4оформление работ 1 1 1 1 9 10 5 28 опрос Общекульт .
Творческий рост
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС
В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ
В статье рассматриваются задачи и фунцкии преподавателя физической культуры; специфические условиями его работы: физическая нагрузка, психическая напряженность и факторы внешней среды. Описаны с...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...
Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.
Аннотация. Голубева В.В. Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическ...
Участие в разработке и обновлении основных образовательных программ по специальности «Преподавание в начальных классах» и условий их реализации
Приказ № 230-ОД от 01.09.2014 г. «Об организации деятельности рабочих групп по внесению изменений в образовательные программы среднего профессионального образования – программ подготовки с...
Участие в разработке и обновлении основных образовательных программ по специальности Преподавание в начальных классах
Приказ от 08.03.2018г. №290-ОД "Об организации деятельности рабочей группы по разработке и внесению обновлений в образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемые с 01...
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Анализ структуры и содержание профессионального стандарта....