Конспект занятия с использованием ЭОР «История Петербургского метрополитена» к образовательной программе «Пешеходная грамота»
методическая разработка

Славная Алина Яковлевна

В работе представлен конспект занятия, проведенного в ДДЮТ Московского района ИУЦ "Автоград" в объединении "Пешеходная грамота". 

Тема занятия: «Метрополитен. История Петербургского меторополитена»  

Цель: Создать условия для формирования интереса к автомобилизму в процессе обучения в объединении «Пешеходная грамота».

Задачи:

- Закрепление знаний о видах транспорта, понятия «Подземное движение», истории появление метрополитена, правил безопасного поведения в метрополитене.

- Знакомство с историей появления Петербургского метрополитена.

- Создание условий для развития внимания, способности анализировать, логически мыслить, как качества личности необходимые будущему автомобилисту.

-Развитие культуры межличностных отношений в совместной коллективной деятельности обучающихся.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Слайд 2

ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. Что такое метрополитен? 2. Проекты метрополитена. 3. Основные этапы строительства Петербургского метрополитена. 4. Первая «ветка» и первые станции. 5. Метрополитен сегодня. 6. Перспективы развития Петербургского метрополитена. 7. Интересные факты о Петербургском метрополитене.

Слайд 3

МЕТРОПОЛИТЕН Метрополитен – это подземный вид транспорта, городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров.

Слайд 4

Название «метрополитен» происходит от греческих слов « метер » (мать) и «полис» (город). Метрополитен – «главный город», потому что метро существует только в главных городах, в столицах некоторых стран. 15 марта 1892 года изобретатель из Америки Джесси Рено запатентовал первый эскалатор. ЧТО ТАКОЕ МЕТРОПОЛИТЕН

Слайд 5

ЛОГОТИП МЕТРОПОЛИТЕНА До начала 1990‑х гг. метро всей страны относилось к Министерству путей сообщения, и для него был выбран единый логотип – буква "М" с острыми углами, предложенная архитекторами еще в канун открытия московского метро. Логотипы отличались лишь по цвету: в столице он был и до сих пор остается красным, в Ленинграде – синим, а в Киеве – зеленым. В 1992 г. ВНИИТЭ был создан новый символ. Смысл логотипа: Наш метрополитен – один из самых глубоких в мире, показать эту особенность хотелось через знак: линии, которые соединяются в середине, символизируют эскалаторы, полукруглые основания – это своды тоннелей . В студии Артемия Лебедева назвали "символом обвалившегося туннеля"

Слайд 6

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН Петербургский метрополитен (до июля 1992 года — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина) — скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Второй по старшинству и величине в СССР метрополитен после Московского — открылся 15 ноября 1955 года. На начало 2022 года действует 5 линий петербургского метро, эксплуатационная длина более 150 км. Количество станций — 72 (среди них 7 пересадочных узлов — 6 двухстанционных и один трёхстанционный ). Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций.

Слайд 7

ПРОЕКТ МЕТРОПОЛИТЕНА В конце XIX века в столице Российской империи всерьез обсуждали перспективы строительства подземной железной дороги. Первый из известных проектов — проект правления Балтийской железной дороги. В нём предложено одной линией соединить все столичные вокзалы. проект был разработан и вступил в силу в 1889 году. Затем в 1893 году последовало предложение о соединение центра Петербурга с вокзалами линией скоростной железной дороги (камер-юнкер Р.К. Гартман ). В 1900 году под руководством инженера И.В. Романова построена подвесная железная дорога, в Гатчине под Санкт-Петербургом. В 1901 году инженер В. Н. Печковский предложил построить вокзал в районе Казанского собора и тоннельно -эстакадную линию к вокзалам. А Г. А. Гиршсон предложил создать метро под Невским проспектом.

Слайд 8

ПЕРВЫЙ МЕТРОПОЛИТЕН В СССР Московский метрополитен открылся 15 мая 1935 года. Первый проект Ленинградского метро создан в 1934 году в мастерской А.С. Никольского. Вопрос о проектировании подземного метрополитена поставлен в 1938 году по инициативе А . Н. Косыгина. Первым руководителем метро стал начальник Ленинградского метростроя И. Г. Зубков. Разработка проектного задания 1-й линии от станции «Автово» до Бабурина переулка велась московским институтом Метрогипротранс . В феврале 1941 года действовало большинство стройплощадок, а к апрелю были заложены все 34 шахтных ствола.

Слайд 9

ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН В ГОДЫ ВОВ Работы по сооружению метро прервала война. Через пять дней после начала войны решением Военного Совета Северо-Западного фронта. Во время войны метростроевцы строили тупики и склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде. В 1944 году Метрострой строил дороги, платформы, восстанавливал жилые дома, готовил к работе заводы.

Слайд 10

НОВАЯ СТРАНИЦА В ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА 1946 год - в Ленинграде создан « Ленметропроект ». 3 сентября 1947 года было возобновлено строительство Ленинградского метрополитена. В 1949 году на заводе Ленметростроя был изготовлен первый ленинградский горнопроходческий комбайн. В декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил И. С. Новиков. Из московского метрополитена доставлено 59 вагонов метро типа « Г». . Организованы курсы по обучению профессиям, связанным с работами в петербургском метрополитене. С 1955 по 1957 гг. велось изготовление вагонов, мастерских.

Слайд 11

ПЕРВАЯ ЛИНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА 5 августа 1955 года в 8 утра на станции «Площадь Восстания» началась обкатка первого эскалатора. 7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд. Торжественное открытие состоялось 15 ноября 1955 года. В 5:10 поступил сигнал о готовности тоннелей к пропуску поездов и подаче напряжения на контактный рельс. Первые составы подземки с пассажирами отправились с «Площади Восстания».

Слайд 12

ПЕРВАЯ ЛИНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА В 1978 году построена станция « Девяткино » Всеволожского района Ленинградской области, а в 1977 году ведены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное». В состав Кировско -Выборгской линии вошли 7 станций: Площадь Восстания; Владимирская; Технологический институт; Балтийская; Нарвская; Кировский завод; Автово. Вскоре открылась Пушкинская, что позволило обраться до Московского и Варшавского, Балтийского и Витебского вокзалов.

Слайд 13

ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ ЛЕНИНГРАДСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Слайд 14

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА Для производства капитального ремонта эскалаторов и двигателей подвижного состава созданы объединенные мастерские метрополитена. Первое продление метрополитена случилось в 1958 году, когда первая (позже Кировско -Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу: открылись станции Чернышевская и Площадь Ленина, где расположен Финляндский вокзал.

Слайд 15

ПРОЕЗД ПО БИЛЕТАМ Первые несколько лет проход в метро осуществлялся по предъявлению контролёру билета или другого проездного документа. В штате станции состояло до 20 контролеров.

Слайд 16

ПЕРВЫЕ ТУРНИКЕТЫ Растущий пассажиропоток заставил автоматизировать контрольно-кассовые операции. На станции "Нарвская" были испытаны первые двери-вертушки , открывающиеся при опускании в них жетона стоимостью 50 копеек. Позже их заменили на московские турникеты - их конструкция позволяла быстрее проходить к эскалатору. В них опускался не жетон, а 5-копеечная монета. Столько стал стоить проезд в метро после деноминации 1961 г.

Слайд 17

МОНЕТОРАЗМЕННЫЕ АППАРАТЫ К 1967 году в метро установлены монеторазменники . Эти аппараты отличались от московских аналогов. Они не выдавали сдачу, а меняли всю внесённую сумму на "пятачки". Каждое утро для размена на станции завозили по 4-5 тонн монет. Ими пользовались до начала 1990-х годов. Сколько бы ни удлинялись линии метро, стоимость проезда оставалась прежней - 5 копеек.

Слайд 18

РАДИООПОВЕЩЕНИЕ В ПОЕЗДАХ Для радиооповещания пассажиров были изготовлены первые усилители низкой частоты на транзисторах. Ими были оснащены все составы, в салонах вагонов установлены по 4 громкоговорителя. Сообщения о прибытии и отправлении со станций, закрытии дверей вагонов и в других необходимых случаях передавал с помощью микрофона помощник машиниста электропоезда. Вскоре успешно прошел испытания двухпрограммный радиоинформатор с записью текста для пассажиров на магнитную ленту, действующий в автоматическом режиме от устройств автоведения . Ими были оборудованы все составы. Этой разработкой воспользовались и другие метрополитены страны.

Слайд 19

АВТОВЕДЕНИЕ В 1960 году впервые в метрополитене начались работы по автоматизации управления поездами ( автоведение ). Система позволяла автоматизировать остановку и отправление поезда со станции, открытие и закрытие вагонных и станционных дверей, включение и отключение двигателей в тяговом и тормозном режимах, регулирование времени движения поезда по перегонам. Автоматическая остановка состава осуществлялась с помощью программирования точки торможения поезда в зависимости от его скорости.

Слайд 20

СТАНЦИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА. ВТОРАЯ ЛИНИЯ В 1961 году открылся участок «Технологический институт» - «Парк Победы ». Впервые в мировой практике была сооружена станция закрытого типа без боковых платформ (« горизонтальный лифт»). Подобные конструкции (10 ) имеют общую платформу для пассажиров, следующих в обоих направлениях. Платформа отделялась от тоннелей стенами с автоматически управляемыми дверями. Станций закрытого типа без боковых платформ в Петербурге 10: «Петроградская», «Парк Победы», «Московская», « Звездная»«Василеостровская », «Гостиный Двор», «Маяковская», «Площадь Александра Невского 1», « Елизаровская , «Ломоносовская».

Слайд 21

ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ. ПОЯВЛЕНИЕ РАЗМЕННЫХ АВТОМАТОВ. Третья - Невско -Василеостровская линия открылась в 1967 году и к началу 1980-х годов соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы. Последними введёнными в эксплуатацию станциями (на этой линии и во всём метрополитене) являются « Новокрестовская » и «Беговая» (по данным на июль 2019 года).

Слайд 22

ПЛЫВУН (ЛЕСНАЯ И ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА ) 8 апреля 1974 г. при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Стал заполняться и верхний тоннель, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась. На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений.

Слайд 23

ЧЕТВЕРТАЯ ЛИНИЯ Четвёртая - Правобережная линия появилась в 1985 году. Она начинается в юго-восточных спальных районах города. Через центр города она прошла в 1991 году . С 4 декабря 1995 г. до 26 июня 2004 г. движение на участке Кировско -Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было закрыто из-за «размыва» - аварии на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», произошедшей в результате разрушительного воздействия плывуна на тоннели.

Слайд 24

ВЗРЫВ В МЕТРОПОЛИТЕНЕ. ОБРУШЕНИЕ КОЗЫРЬКА. 19 декабря 1996 г. на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушен взрывной волной. С 1997 года за десять лет было открыто только шесть станций из-за недостаточного финансирования в 1990-х годах. 10 июня 1999 г., в 19 часов 40 минут, обрушился пятиметровый бетонный козырёк павильона станции «Сенная площадь», в результате погибли 7 человек. Для недопущения повторения трагедии на всех станциях метро произвели укрепление козырьков, в случае невозможности укрепления — козырьки были сняты.

Слайд 25

ВЗРЫВ В ПОЕЗДЕ 3 апреля 2017 г. произошёл взрыв в поезде, следовавшем по перегону между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт», сразу после отправления от «Сенной площади» примерно в 14:40. В результате 11 человек погибли на месте, 4 скончались в больнице, 87 получили ранения. Мощность взрывных устройств составляет около 200—300 граммов в тротиловом эквиваленте.

Слайд 26

ТРАВОЛАТНЫЙ ТОННЕЛЬ Как и раньше, современные станции не отличаются каким-то особенно шикарным интерьером . В отличие от многих станций метро Москвы, в Санкт-Петербурге предпочтение отдается лаконичному и практичному дизайну . Но есть и интересные элементы: на станции Спортивная установлен траволаторный тоннель.

Слайд 27

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН 2022 Сегодня Петербургский метрополитен является вторым в стране по протяженности сети и пассажиропотоку. Метрополитен прочно удерживает первое место в доле городских перевозок общественным транспортом. Линии сильно перегружены и работают на пределе пропускной способности. В 2022 году в Южно-Приморском районе планировали запустить станции «Юго-Западная» и «Путиловская », а рядом с ТЦ «Балтийский», Морским вокзалом и Горным университетом – станцию «Горный институт» (Василеостровский район). Должен был быть построен переход на станцию «Большой проспект-2» Предполагалось, что до 2022 года появятся станции «Индустриальный проспект», «Улица Коммуны», « Большеохтинская », «Площадь Калинина».

Слайд 28

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА Обсуждается проект кольцевой ветки Петербургского метрополитена. Первый отрезок - «северная хорда», протянется от станции «Большой проспект» до 2 вестибюля «Лесной» с переходом на станции «Василеостровская » (к 2028-2030 гг.) Вторая часть - от «Лесной» до «Ладожской». (после 2030 г.) Новое направление разгрузит крупные районы на севере: станции «Арсенальная», «Площадь Калинина», « Полюстровский проспект», « Большеохтинская ». От «Ладожской» ветка протянется через Фарфоровскую улицу, Витебский проспект и Броневую. Станции метро кольцевой линии: «Василеостровская-2»; «Петроградская-2»; «Кантемировская»; «Лесная-2»; «Арсенальная»; «Площадь Калинина»; « Полюстровский проспект»; « Большеохтинская »; «Ладожская-2»; «Дальневосточный проспект»; « Елизаровская »; «Фарфоровская»; «Международная-2»; «Витебский проспект»; «Парк Победы-2».

Слайд 29

После 2030 года планируется заняться районами Пискаревки , Ручьев, намыва на Васильевском острове и Лахтой . Еще более амбициозными выглядят планы по строительству станций в Стрельне, Авиагородке и Пулково. К 2030 карта метрополитена должна приобрести следующий вид:

Слайд 30

Осенью 2005 года был открыт специальный музей, посвященный этому «красивейшему подземному городу», он расположен рядом со станцией Приморская. МУЗЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Слайд 31

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН: Петербургское метро - самое глубокое в мире. Из 69 станций более 50 являются станциями глубокого заложения (расположены на глубине более 30 метров). Петербургский метрополитен был самым северным в мире до 1982 года (открытие метро в Хельсинки). Наше метро остается самым северным в России. Одновременно наше метро и самое западное. " Красная" ветка - единственная, где ходят 8-вагонные поезда. На остальных четырех линиях курсируют 6-вагонные составы . Петербургский метрополитен по уровню загруженности занимает 12-е место в мире. На первом месте Токио, на втором - Москва.

Слайд 32

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН: Станцию "Пушкинская" планировалось открыть в первой очереди 15.11.1955 г., но открытие перенесли из-за обрушения наклонного хода с эскалатором. В питерском метрополитене есть одна закрытая навсегда наземная станция - «Дачное» на «красной» линии. «Автово » стала первой в питерском метрополитене станцией без эскалаторов. Самый длинный эскалатор находится на станции «Площадь Ленина», его длина около 100 метров и в нем 729 ступеней «Адмиралтейская» - самая долго строившаяся станция в метро Петербурга. Она была станцией-«призраком» с 1997 по 2011 год Максимальная скорость поезда метрополитена составляет 90 км/ч.

Слайд 33

Для постройки метро стали применяться механизмы спонсорства. Первая станция, построенная с привлечением средств меценатов — «Крестовский остров». ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН:

Слайд 34

Станция метро «Автово» считается одной из самых красивых станций в мире – она оформлена бронзой, мозаикой, хрусталем. Станцию освещают 700 светильников. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН:

Слайд 35

Станции “ Автово” и “ Ленинский проспект “ неглубокие, там нет эскалаторов. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН:

Слайд 36

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН: Адмиралтейскую станцию планировали строить давно — ее даже можно увидеть в старых проектах 50-х годов. Но станция открылась только спустя 40 лет: геологические данные не позволяли строить в том месте неглубокую станцию, а для постройки эскалатора потребовалось бы снести несколько домов. Строители рассматривали вариант постройки лифта, на примере лондонского метрополитена. Но лифт оказался рискованной идеей. Оставался только эскалатор. Специально для его постройки закупали иностранный механизм, благодаря которому можно было снести лишь один дом вместо четырех. Из-за продолжительного строительства Адмиралтейскую даже называли «станцией-призраком». Открытие самой глубокой станции Петербурга свершилось в 2011 г.

Слайд 37

« Чемпионом» по глубине является станция «Адмиралтейская » - 102 метра. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН:

Слайд 38

Необычно оформлены некоторые вестибюли петербургского метро. Станция метро «Горьковская» похожа на летающую тарелку. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН:

Слайд 39

Некоторые станции названы в честь выдающихся людей: «Маяковская», «Пушкинская », « Горьковская». ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН:

Слайд 40

Некоторые носят названия главных улиц нашего города: “Московская”, “Невский проспект”. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН:

Слайд 41

Тоннели метро проходят даже под дном реки Невы . Они соединяют центр города с Васильевским островом. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ПРО ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН:

Слайд 42

КРОССВОРД «ВСЕ О ЖИЗНИ МЕТРО»

Слайд 43

КРОССВОРД «ВСЕ О ЖИЗНИ МЕТРО»

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР "История развития метрополитена"

В работе представлен Конспект занятия с использованием ЭОР «История развития метрополитена» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль», 2 год обучения, проводимое...

Методическая разработка "Конспект занятия «История развития автобуса» К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства. "

В работе представлен Конспект занятия «История развития автобуса» к образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА». Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средст...

Методическая разработка "Конспект занятия "История развития трамвая" К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства".

В работе представлен Конспект занятия "История развития трамвая" К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства.Педагог: Славная...

Методическая разработка "Конспект занятия "История развития троллейбуса" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел: 5. Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрутные транспортные средства".

В работе представлен Конспект занятия "История развития троллейбуса" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел: 5.  Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрутные тра...

Учебная презентация «История развития автобуса» К образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средства".

В работе представлена учебная презентация «История развития автобуса»   к образовательной программе «ПЕШЕХОДНАЯ ГРАМОТА» Р.5. Т.3. Маршрутные транспортные средст...

Учебная презентация "История развития троллейбуса" к образовательной программе «Пешеходная грамота» Раздел: 5. Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрутные транспортные средства".

В работе представлена Учебная презентация "История развития троллейбуса" к образовательной программе «Пешеходная грамота» Раздел: 5.  Дорожная безопасность. Тема 3. Мар...

Учебная презентация "История развития трамвая" к образовательной программе «Пешеходная грамота» Раздел: 5. Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрутные транспортные средства".

В работе представлена Учебная презентация "История развития трамвая" к образовательной программе «Пешеходная грамота» Раздел: 5.  Дорожная безопасность. Тема 3. Маршрут...