Проблема качества образования, новые подходы к диагностике и оценке образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС в СПО
статья

Моцак Галина Владимировна

 Статья посвящена вопросу : " Как помочь учащимся   в   полной   мере   проявить   свои   способности, развить   инициативу, самостоятельность, творческий   потенциал ". Одна   из   основных   задач современного образования, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности   у   учащихся   познавательных   интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problema_kachestva_obrazovaniya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема качества образования, новые подходы к диагностике и оценке  образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями  ФГОС 

Моцак Галина Владимировна

преподаватель СПБ ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»

    Качество образования – главный критерий, по которому оценивается работа педагога в школе (по-современному ФГОС). Исходя из этого, каждый преподаватель сталкивается с проблемой повышения качества образования.     Приоритетом   современного   образования, гарантирующим   его   высокое качество   и   результативность,  должно   стать   обучение,   ориентированное   на самосовершенствование   и   самореализацию   личности.   Поэтому   на   смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда   личность   ученика   становится   центром   внимания   педагога.   Помочь учащимся   в   полной   мере   проявить   свои   способности, развить   инициативу, самостоятельность, творческий   потенциал   –   одна   из   основных   задач современного образования, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности   у   учащихся   познавательных   интересов.   Именно   это   и определяет активность ученика в познании себя и окружающего мира.    Мы, преподаватели, первыми стараемся сформировать у учащихся познавательный интерес. Всем преподавателям, хочется, чтобы уровень качества знаний учеников  был выше среднего.         Проблема   качества   образования   стоит   сейчас   остро.   Отказ   от   единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени   обучения   в   школе,   интенсивное   развитие   системы негосударственного   образования   и   т.д.)   выводит   эту   проблему   в   ряд приоритетных   государственных   и   общественных.   Все   субъекты образовательного   процесса   заинтересованы   в   обеспечении   качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели   вузов, СПО,   органы   управления   образованием,   работодатели). Каждый   субъект   образовательного   процесса   (педагог,   учащиеся,   родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.   Проектирование   эффективной   действующей   системы   управления   качеством   определяется   множеством   условий   и   факторов,   создающих дискомфорт или, напротив, обеспечивающих адаптивность.     Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

     1). Квалифицированный педагогический состав;

    2).  Наличие   современного   учебного  оборудования,  средств   обучения, применение новых педагогических технологий;

   3).   Существование   благоприятных   условий   для   обучения   (столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

 4). Благоприятная среда общения со сверстниками.        

 Одна   из   основных   задач,   стоящих   перед   педагогическим коллективом      –   это совершенствование   управления   качеством   образования.   Это   значит обоснование,   выбор   и   реализация   мер,   позволяющих   получить   высокие результаты   при   минимальных   затратах   времени   и   усилий   со   стороны   всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи   решает   педагогический   мониторинг.   Внедрение   мониторинга осуществляется в каждом общеобразовательном учреждении.

Педагогический мониторинг  –  это   система   сбора,   обработки   и   хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное   отслеживание   ее   состояния,   современную   корректировку   и прогнозирование развития.      Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования   деятельности   ученика   и   учителя   имеет   цель:   повысить контролирующую и оценочную деятельность: а)  преподавателя – анализ своего труда, его результатов и эффективности; б) обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и   ее   результаты,   воспитывать   самостоятельность   и   ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.    

Успешность   решения   данных   задач   во   многом   зависит   от   того,   как устроена   система   оценки:   насколько   она   поддерживает   и   стимулирует учащихся;   насколько   точную   обратную   связь   она   обеспечивает;   насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.       Переход на стандарты второго поколения ( при реализации общеобразовательных дисциплин) требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности,  в  отбор   учебного   материала,   а   также   изменяется   и  система оценивания.         Какие же изменения произойдут в системе оценивания при переходе на новые стандарты обучения?        Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система   оценивания   будет   выступать   как   самостоятельный   элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения. Оценка делиться на – внутреннею оценку и внешнюю оценку. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только преподаватели, то теперь оценочной   деятельностью   будут   заниматься   совместно   ученик,   родитель   и преподаватель. Рассмотрим, как осуществляется это совместное оценивание немного попозже.      Предлагается три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание  Но, что же нового? Какие же появляются новые формы и методы оценки?   Давайте   еще   раз   вспомним,   что   такое   федеральный   государственный общеобразовательный стандарт? ФГОС   –   это   новая   система   требований   к   результатам,   структуре   и условиям основной образовательной программы. А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в   ФГОС?   Образовательный   результат   –   это   развитие   личности   на   основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, метапредметных) и предметных результатов.           Посмотрите,   как   раньше   мы   оценивали   результат   обучения.   Учитель рассказывает,   показывает,   ученик   запоминает,   воспроизводит   и   получает отметку.   При   этом   даже   такие   экзамены,   как   ГИА,   ЕГЭ   были   настроены только на воспроизведение полученных знаний.                Теперь при переходе на ФГОС надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки. заданий     Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо   репродуктивных   (воспроизведение   информации) продуктивные   задания   (задачи)   по   применению   знаний   и   умений,   где обучающийся в ходе своего решения делает вывода, находит новые подходу к решению..      Сейчас мы с вами рассмотрим как оценивать образовательные результаты – предметные, личностные и метапредметные.            Предметные результаты         Оценивание знаний по предмету. Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки.  Результаты фиксируются в классном журнале. В разное время в России применялись 3, 5, 8, 10, 12балльные системы оценки знаний. Из них прижилась  5балльная, которая и была в  1937 году официально установлена Министерством народного просвещения.  В  течение  XX  века  оценка  «1»  постепенно  вышла   из  употребления,  в результате   5балльная   система   трансформировалась   в   современную   4 балльную. А если честно, то наша 5ти бальная система оценивания перешла уже в 3х бальную – два мы тоже не ставим. Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом: • отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат; • не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания); выставляет   отметку   преподаватель,   отметка   часто   субъективна,   в   этих условиях   не   происходит   формирования   универсальных   учебных действий.  •         Что предлагается в новой системе оценивания. Предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.                Базовый уровень достижений  –  решение простой типовой   задачи, подобной   тем,   что   решали   уже   много   раз,   где   требовалось   применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.  Овладение   базовым   уровнем   является   достаточным   для   продолжения обучения   на   следующей   ступени   образования,   но   не   по   профильному направлению.   Достижению   базового   уровня   соответствует   оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Рассмотрим   следующие два уровня, превышающие базовый: повышенный и высокий.         Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.  Повышенный   уровень   достижения   планируемых   результатов,   оценка «хорошо» (отметка «4»),                Высокий уровень достижений     планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые   самостоятельно   усвоенные   умения.   Этот   уровень   демонстрирует исключительные успехи отдельных  учеников по отдельным темам  сверх требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал. Рассмотрим уровни ниже базового, два уровня – пониженный и низкий:          Пониженный уровень достижений   оценка «неудовлетворительно» (отметка   «2»).   Недостижения   базового   уровня.   Пониженный   уровень достижений   свидетельствует   об   отсутствии   систематической   базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов,   которые   осваивает   большинство   обучающихся;   о   том,   что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.     Совершенно новым является оценка личностных результатов. Оценка личностных результатов    осуществляется только в ходе внешних мониторинговых   процедур   или   по   запросу   родителей   (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения)   при   согласии   родителей   (законных   представителей). Личностные результаты:  любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.; Все личностные результаты отражаются в портфолио.        Жестких требований к портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио  хорошая возможность проявить   себя,  подойти     творчески   к  этой   задаче,  придумать   что-то   свое, оригинальное.           Девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен   быть   зафиксирован».   Портфолио   не   должно   превращаться   в «портфолио грамот».         Итоговая   оценка   теперь   будет   приниматься   не   на   основе   годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных,   личностных;   учебных   и   внеучебных)   накопленных   в портфеле достижений ученика за  годы обучения в  школе, на каждой ступени обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустройством в производственную сферу». Выступление на педагогическом свете-09.01.2014

В выступлении раскрываются проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустр...

Проблемы качества образования в организациях системы среднего профессионального обучения

В статье рассмотрено понятие «качество образования» в среднем профессиональном образовании. Показаны противоречия,  предъявляемые к специалистам среднего звена со стороны разных групп...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально

1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...